Скачать 1.04 Mb.
|
Тихонова О.Г.Дошкольникам о музейной культуреМузей – это храм, где живут музы. Всегда ли родители, педагоги, и музейные работники знают, как правильно приобщить дошкольников к духовным и материальным ценностям, созданным человечеством. В книге предпринята попытка показать сложности этой работы и пути их преодоления. СодержаниеПредисловие Музей, его виды и функцииФормы научно-просветительской деятельности музея Портрет специалиста, готового к ведению музейной работы с дошкольниками Пути взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и музея Этапы музейной работы с дошкольниками Содержание тематических циклов Дидактические игры и упражнения Домашний музей ЛитератураМаме моей, Тихоновой Гизеле Николаевне, я посвящаю эту книгу Предисловие Если бы летом 1973 года, вам пришлось прогуливаться по центру Москвы, то вы непременно натолкнулись бы на огромную очередь. Очередями в то время мало кого можно было удивить. Однако, это была особенная очередь. Она протянулась на несколько километров и заканчивалась у дверей Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Люди, стоящие по несколько часов в этой очереди, хотели только одного – хотя бы раз взглянуть на полотно великого Леонардо «Мона Лиза». В ходе многочасового ожидания люди знакомились. Все разговоры были, конечно, об удивительной женщине, которая чем-то поразила Леонардо да Винчи. Он скопировал в ее образе мудрость всех женщин земли, всего мироздания. Кажется, что она владеет какой-то вечной тайной. Я очень хорошо помню то волнение, которое охватило меня (да, наверное, и не только мне) перед дверью, ведущей в выставочный зал. Казалось, что картина знакома до мельчайших подробностей, до последнего мазка, так четко запечатлелось в памяти. И все-таки встреча с картиной оказалась неожиданной. В представлении она всегда рисовалась огромной до монументальности. Ну почти как полотно А. Иванова «Явление Христа народу». А оказалась не большой. Однако, ощущение монументальности оставалось. Самое сильное впечатление той музейной встречи – это не улыбка Джаконды, а ее взгляд. Он встречает тебя при входе и провожает до выхода. Взгляд заинтересованный и одновременно равнодушный, насмешливый и грустный. По прошествии многих лет не забылись удивительные минуты общения с Моной Лизой Джокондой. Вместе с тем все время возникает вопрос «Почему для одного музей – это путешествие с открытиями и приключениями, а для другого – тяжкая обязанность присутствия на мероприятии?». Именно по прошествии многих лет приходит осознание того, что обладая богатейшей музейной культурой, мы, взрослые не знаем как ввести ребенка в пространство музея и не понимаем зачем ему это нужно. Книга, которую вы держите в своих руках, поможет ответить на эти и многие другие вопросы. В основу работы по ознакомлению дошкольников с экспозициями музеев положены принципы системности, научности и доступности. Ведущим приемом определена игра. В книге раскрываются не только содержание и система работы дошкольного образовательного учреждения и музея, но и предлагается профессиограмма специалиста, подготовленного к ведению музейной работы с детьми дошкольного возраста. В этой книге не только специалисты дошкольники и специалисты музеев найдут необходимую информацию, но и домашние педагоги, гувернеры и родители. Давно уже в современном обществе назрела проблема, которую кратко можно определить как «Музей и образование». При беглом взгляде на проблему может показаться её несостоятельность и надуманность. Действительно, музей до сих пор направляет свои усилия на реализацию одной из ведущих своих функций – научно-просветительскую. Усилия многих специалистов привели к тому, что от традиционных экскурсий музеи перешли к использованию и других интересных форм. К ним могут быть отнесены: музейные уроки, праздники, клубы, передвижные экспозиции, специальные детские музейные площадки и др. Да и образование не остаётся в долгу. Педагоги регулярно стараются приобщать детей к музейной культуре, организуя просмотры экспозиций в День знаний, в каникулярный период и т.п. Однако, всегда ли такие посещения бывают полноценными, а главное, действительно образовательными. С сожалением приходиться констатировать, что планируемые педагогами и музейными работниками познавательный материал не всегда усваивается детьми, поскольку, чаще всего, работа носит фрагментарный, несистематический характер. И это только одна сторона проблемы. Вторая сторона проблемы связана с тем, что в большей мере вся музейная работа ориентированна на школьников. Материала, который бы демонстрировал особенности работы с аудиторией дошкольников, крайне мало. И, наконец, в третьих, дошкольные образовательные учреждения и музей делают ещё только первые шаги к сближению и пониманию. Таким образом, становится понятным, что обозначенная проблема является многогранной, сложной и требующей разрешения. В данной книге автором предпринята попытка освятить некоторые грани проблемы и показать пути взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и музея. Автор выражает глубокую благодарность за помощь и плодотворное сотрудничество Хозяиновой М.Н., старшему научному сотруднику Орловского музея изобразительных искусств; Глебовой Н.М., заведующей МДОУ № 74; Зинаковой Т.А. и Шеховцовой А.М., воспитателям МДОУ № 74; Налётовой И.И., методисту МДОУ № 62; Телепиной Л.А., экс-методисту МДОУ № 80 и воспитателям этого же дошкольного учреждения Омельчено Л.И. и Абрамовой Л.В. Музей, его виды и функции Слово музей – в переводе с греческого museion означает храм, в котором живут музы – храм муз. Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры. Создание музейных экспозиций тесно связано с частным коллекционированием. Первоначальное накопление произведений искусств происходило в храмах, дворцах знати и правителей страны. Одной из первых музейных экспозиций, содержащейся на средства государства, принято считать Александрийский музей в Египте. Он был создан в III в. до н. э. двумя первыми государями из династии Птоломеев. Александрийский музей был своеобразным научно-образовательным учреждением, в структуру которого входили: знаменитая Александрийская библиотека, астрономическая обсерватория, высшая школа, анатомический театр и некоторые другие учреждения. Александрийская библиотека содержала уникальное собрание произведений греческой литературы и науки, переводной восточной литературы – всего около 700 тыс. свитков (томов). Однако, во время осады Александрии Юлием Цезарем, основные фонды библиотеки погибли. Вместе с разрушением библиотеки в IV в. до н. э. Прекращает свое существование Александрийский музей. Первые систематические коллекции произведений науки и искусства за рубежом появляются в эпоху Возрождения в Италии, а затем во Франции, Англии, Германии. В это же время создаются естественно-научные музеи и собираются предметы, связанные с географическими открытиями. В XVIII в. открывается знаменитый Британский музей и Лувр в Париже. В России богатейшие собрания книг, произведений искусства, достижений науки сосредотачиваются в руках князей и священнослужителей при монастырях и церквах. Широко известны коллекции Киево-Печерской лавры, Софийского собора в Новгороде. В оружейной палате Московского Кремля с XVI века ведется систематическое коллекционирование оружия и драгоценностей. Первый русский научный музей был основан в 1714 году Петром I в Санкт-Петербурге. Петербургская кунцкамера приняла первых посетителей в 1719 г. В экспозициях музея были собраны редкие и диковинные вещи, а сотрудники этого музея должны были вести образовательную работу. Постепенно стали образовываться музеи, посвященные военным доблестям Русского оружия. К таким музеям относятся музеи в Феодосии (1811 г.) и в Одессе (1825 г.). Музейная сеть постепенно совершенствовалась и развивалась. Большинство крупнейших современных музеев мира были созданы в XIX веке. Выделяют три типа музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные. В соответствии с содержанием коллекций выделяют музеи отраслевые, комплексные, мемориальные. Таблица 1. |
Моей маме, Клавдии Васильевне Ельциной, посвящаю эту книгу России, несколько крупных издательств обратились ко мне с просьбой продолжить воспоминания. Я всегда считал, что действующий политик... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Эту книгу я посвящаю памяти доктора Эмиля Джаста, его прекрасной жене Эдит и Фреду Кергену – трем необыкновенным людям, вдохновившим... | ||
Я посвящаю эту книгу своим родителям При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 – а 30) впишите номер выбранного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Эти воспоминания, свои размышления о жизни и о себе я посвящаю в первую очередь маме, подарившей мне этот огромный мир, и Литературной... | ||
Тригонометрия Посвящается моей маме Маховской Антонине Федоровне, талант и сердце которой были отданы детям сиротам школы интерната №2 г. Светловодска... | Дружелюбное программирование Посвящается моей маме Маховской Антонине Федоровне, талант и сердце которой были отданы детям сиротам школы интерната №2 г. Светловодска... | ||
Подготовка к аттестации Посвящается моей маме Маховской Антонине Федоровне, талант и сердце которой были отданы детям сиротам школы интерната №2 г. Светловодска... | Геннадий белимов Посвящается моей маме Маховской Антонине Федоровне, талант и сердце которой были отданы детям сиротам школы интерната №2 г. Светловодска... | ||
Положение о конкурсе Посвящается моей маме Маховской Антонине Федоровне, талант и сердце которой были отданы детям сиротам школы интерната №2 г. Светловодска... | Дж. Г. Беннетт Драматическая Вселенная Посвящается моей маме Маховской Антонине Федоровне, талант и сердце которой были отданы детям сиротам школы интерната №2 г. Светловодска... | ||
Ирина Грекова Маленький Гарусов Посвящается моей маме Маховской Антонине Федоровне, талант и сердце которой были отданы детям сиротам школы интерната №2 г. Светловодска... | Марк Леви Первая ночь Посвящается моей маме Маховской Антонине Федоровне, талант и сердце которой были отданы детям сиротам школы интерната №2 г. Светловодска... | ||
Php –функции для работы с массивами Посвящается моей маме Маховской Антонине Федоровне, талант и сердце которой были отданы детям сиротам школы интерната №2 г. Светловодска... | Инструкция по выживанию для современного российского родителя Посвящается моей маме Маховской Антонине Федоровне, талант и сердце которой были отданы детям сиротам школы интерната №2 г. Светловодска... | ||
Почему я выбрала эту тему? Тема моей исследовательской работы «Литературное творчество великих математиков» | Robert L. Solso cognitive psychology 6-th edition allyn and bacon Посвящается моей маме Маховской Антонине Федоровне, талант и сердце которой были отданы детям сиротам школы интерната №2 г. Светловодска... |