Курс лекций по дисциплине “физическая культура” Для медицинских и фармацевтических





НазваниеКурс лекций по дисциплине “физическая культура” Для медицинских и фармацевтических
страница1/10
Дата публикации05.03.2016
Размер1.62 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Всероссийский учебно-методический Центр

по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию




Курс лекций по дисциплине

“ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА”




Для медицинских и фармацевтических

учебных заведений



Москва


2004МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Всероссийский учебно-методический Центр

по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Управления

учебных заведений

Минздрава РФ

« « _______________2004г.

Курс лекций по дисциплине

“ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА”



Для медицинских и фармацевтических

учебных заведений


Москва

ВУНМЦ

2004

Курс лекций по дисциплине “Физическая культура” для медицинских, стоматологических и фармацевтических учебных заведений разработан членами Центральной Проблемной учебно-методической Комиссии МЗ РФ по физическому воспитанию под редакцией и при непосредственном участии д.м.н. В.В.Пономарёвой, заведующей кафедрой Лечебной физкультуры и физического воспитания Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова и к.м.н. Э.Н.Дворецкого, зав. кафедрой Физической культуры и здоровья Пермской государственной медицинской академии.

Рецензент: д.м.н., профессор

Курс лекций рассмотрен на президиуме Центральной Проблемной учебно-методической Комиссии МЗ РФ по физическому воспитанию и рекомендован к изданию.


© Составители, 2004г.

© ВУНМЦ МЗ РФ, 2004г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение. Физическое воспитание студентов-медиков




Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовка студентов-медиков (2 часа)




Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры (4 часа). I часть




Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры (4 часа). II часть




Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья (2 часа)




Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности (2 часа)




Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания (4 часа). I часть




Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания (4 часа). II часть




Второй год обучения.

Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями (2 часа)




Тема 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений (2 часа)




Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений (2 часа)




Третий год обучения (обязательная тематика).

Тема 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом (2 часа)




Тема 10. Физическая культура в профессиональной деятельности врача (2 часа)




Четвертый год обучения (обязательная тематика).

Тема 11. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов (2 часа)





Введение.

Физическое воспитание студентов-медиков
Труд медицинских работников принадлежит к числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности человека. Он характеризуется значительной интеллектуальной нагрузкой, а также требует больших физических усилий, выносливости, внимания, высокой трудоспособности в экстремальных условиях, часто сопровождается высоким нервным и эмоциональным напряжением, вынужденной рабочей позой, чрезмерным напряжением анализаторных систем, дискомфортным климатом, сложными условиями труда.

Труду врачей разных специальностей свойственны: самодисциплина, постоянная ответственность за здоровье и жизнь других людей, контакт с разнообразными человеческими характерами и различными инфекциями, необходимость быстро принимать решения, напряжение физических и духовных сил, большой диапазон психоэмоциональных и физических нагрузок, обилие стрессовых ситуаций.

Подготовка молодых специалистов предполагает обязательное получение системы определенных знаний, умений, навыков, а также воспитание в них общей и профессиональной культуры. У медиков физическая культура входит как в общую, так и в профессиональную культуру, ибо медик и сам обязан быть здоровым, и делом всей его жизни должно стать поддержание и укрепление здоровья пациентов. Все это возможно только при наличии знаний, умений, мотивации и воли.

Поэтому, читая лекции, необходимо прежде всего сделать акцент на мотивацию, приводить больше ярких примеров из жизни, которые можно демонстрировать в виде слайдов, фильмов, компьютерной программы или небольших упражнений со студентами в аудитории, показывающих правильное и неправильное использование средств физической культуры.

Современная жизнь студента насыщена экстремальными условиями, и, чтобы переносить их, оставаясь при этом умственно и физически работоспособными, необходимо повышать биологический, психофизиологический и физический потенциал. Только тогда можно ожидать наиболее полной профессиональной самореализации и продления творческого и физического долголетия. Физическое воспитание является очень сложным и многофункциональным психофизиологическим процессом, особенно в условиях, когда люди уделяют недостаточное внимание физической культуре.

В основе здорового образа жизни студентов должна лежать культурная привычка к ежедневной двигательной активности в различных ее формах и повышение личной ответственности за уровень своего здоровья. Однако давно уже доказано, что только правильно дозируемые физические упражнения могут противостоять умственным и эмоциональным перегрузкам, которым подвергаются студенты. Поэтому в каждой лекции следует давать определенный объем знаний о правильном применении средств физической культуры. Кроме того, необходимо постоянно мотивировать студентов на здоровый образ и стиль жизни. Д. И. Писарев подчеркивал в своих произведениях, что благоразумный человек должен направлять свои усилия не на то, чтобы «чинить и конопатить» свой организм как дырявую и ветхую ладью, а вести здоровый образ жизни такой, при котором бы организм как можно реже нуждался бы в «починке».

На лекции следует также постоянно информировать студентов о новых научных и практических фактах, которые подтверждают оздоровительный и совершенствующий эффект применения средств физической культуры и спорта. Периодически необходимо подчеркивать, что это возможно при наличии воли: к победе, к совершенствованию, к здоровью, а иногда и к жизни.

Каждая лекция – творческий процесс. Предложенный текст тематических лекций в данном сборнике лишь дает направление: о чем следует сказать в данной теме. А как это сказать, что еще можно сказать по данной теме, а также что и как показать – дело каждого лектора.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (обязательная тематика)
Тема I. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-медиков (2 часа)
Основные понятия: физическая культура, спорт, ценности физической культуры, физическое воспитание, физическая нагрузка, физическая тренировка, физическое развитие, физическое совершенство, психофизическая подготовленность, двигательный режим, двигательная активность, жизненно необходимые умения и навыки, профессиональная направленность физического воспитания в период учебы и в процессе трудовой деятельности. Особенности организации физического воспитания в медицинском вузе. Терминологические понятия в физической культуре.
Возрастающие социальные проблемы, ухудшение экологии, психоэмоциональные напряжения предъявляют к организму все новые и новые повышенные требования, с которыми он, как правило, не справляется. Все это ведет к нарушению механизмов саморегуляции и реактивности, снижению функциональных резервов организма, нарушению биологических ритмов. Предотвратить эти нарушения сможет только постоянное и правильное соблюдение всех режимов, в том числе режима труда и отдыха, режима питания и двигательного режима. Двигательный режим соблюдается только при наличии физической культуры личности, которую необходимо формировать в процессе обучения в вузе. Для того, чтобы правильно формировалась культура личности, в том числе и физическая, необходима мотивация, в данном случае мотивация на здоровье, как свое, так и своих пациентов.

Так как для врача физическая культура – это не только собственное здоровье, но еще и возможность помочь своим пациентам долгие годы оставаться здоровыми и работоспособными, а при необходимости приема медикаментозных средств – свести их вредное воздействие до минимума, после травм и операций – быстро восстановить трудоспособность. Физическое упражнение – это мощное немедикаментозное средство, и врач, умеющий правильно его использовать, может помочь своим пациентам без скальпеля и химических препаратов. При правильном выполнении того или иного физического упражнения в работу включаются сразу несколько систем организма: во-первых, опорно-двигательный аппарат с мышцами, во-вторых, органы и системы, с которыми эти мышцы связаны, в-третьих, мозг, который отвечает и за работу мышц и за работу органов, в-четвертых, дыхательная система и система кровообращения, потому что работающим мышцам необходим дополнительный кислород и питательные вещества, в-пятых, гормональная система, которая, как и нервная система, сразу же откликается на все изменения в организме, кроме этого, включаются биохимические и иммунные реакции, энергетические системы и т. д. От того, правильно или неправильно выполняется физическое упражнение зависит и то, правильно или неправильно происходят реакции в организме. Поэтому врачу необходимо иметь точные и верные представления о воздействии средств и методов физической культуры на организм человека и уметь их правильно выполнять и использовать в своей жизни и врачебной практике. (Демонстрация. Приводятся примеры правильного и неправильного использования физической культуры).
Многие путают понятия физическая культура, физическое воспитание, физическая нагрузка, физическая тренировка и т. д. Врачи иногда выдают справки со следующим содержанием: «Освобождается от физической культуры». Это не просто безграмотно – но и говорит об отсутствии культуры у врача, выдавшего подобную рекомендацию. Грамотный врач знает, что невозможно освободить человека от культуры, в том числе и от физической. Освободить можно лишь от физической нагрузки, и то временно, так как есть мощное лечебное средство – лечебная физическая культура, которая назначается даже больным с постельным режимом. Главное – правильно регламентировать физические нагрузки в соответствии с физическим и функциональным состоянием организма.

Физическая культура – часть обшей культуры общества, включающая систему физического воспитания и совокупность специальных научных знаний и материальных средств, нужных для физического совершенствования людей. Основу и специфическое содержание физической культуры общества и самого человека составляет рациональное использование двигательной деятельности в качестве фактора подготовки к жизненной практике, улучшения своего физического и функционального состояния, а также повышение резервных и адаптационных возможностей организма.

Физическая культура – это умение владеть своим физическим состоянием, своим телом. То, как мы ходим, сидим, лежим, стоим, бегаем, жестикулируем, жуем и даже дышим – это все физическая культура. Именно поэтому Николай Александрович Семашко сказал: «Физическая культура – 24 часа в сутки».

Физическая культура, как и все остальные виды культуры, предполагает знание определенных правил и выполнение их в оптимальном режиме. Знание каких-либо правил есть образованность, а выполнение этих правил – культура. Незнание или невыполнение правил культуры труда и отдыха, культуры питания, физической культуры, гигиенической культуры, психоэмоциональной культуры приводит к болезням, избавиться от которых оказывается возможным только научившись выполнять все эти правила.

Физическая культура как таковая зародилась у древних народов Египта, Ассиро-Вавилонии, Китая, Индии и дальше стала развиваться двумя путями – восточным и западным.

Особенно большого развития западное направление достигло в древней Греции и Риме.

Физическая культура играет огромную роль как средство гармонического физического развития, укрепления здоровья, предупреждения патологических изменений в организме, связанных с недостаточной двигательной активностью, как фактор активного отдыха. В физической культуре, с целью всестороннего развития физических способностей занимающихся, применяются физические упражнения в виде гимнастики, игр, туризма в сочетании с систематическим закаливанием, а также выполнением гигиенических правил труда и быта, т. е. выполнение всего того, что в настоящее время получило наименование «Здоровый образ жизни».

Ценности физической культуры – главные общечеловеческие ценности (здоровье, физическое совершенство, высокая физическая и интеллектуальная работоспособность, воспитание самодисциплины).

Физическое воспитаниеэто процесс привития знаний, умений и навыков физической культуры в специальных учреждениях специалистами по физической культуре. Этот процесс специально направлен на физическое развитие и совершенствование организма. Одним из главных принципов физического воспитания является принцип оздоровительной направленности, что обеспечивается, в частности, обязательностью и взаимосвязью врачебного и педагогического контроля. Основными средствами физического воспитания служат физические упражнения и закаливание. В различные возрастные периоды физическое воспитание имеет свои задачи и особенности. В медицинских вузах физическое воспитание направлено на поддержание и совершенствование у студентов-медиков физической и умственной работоспособности, а также формирование знаний, умений и навыков правильного применения средств физической культуры в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Физическая нагрузканерегламентированное динамическое или статическое действие.

Физическая тренировкадозированная физическая нагрузка, выполняемая в динамическом или статическом режимах, с чередованием регламентированного отдыха. (Демонстрация: пример физической нагрузки и физической тренировки).

Физическое и функциональное состояние – два довольно близких понятия, однако, отличающихся друг от друга тем, что
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс лекций по дисциплине “физическая культура” Для медицинских и фармацевтических iconПрограмма по физическому воспитанию для студентов медицинских и фармацевтических вузов
Тема 1 «физкультура и спорт в россии. Физическое воспитание в медицинских и фармацевтических вузах»
Курс лекций по дисциплине “физическая культура” Для медицинских и фармацевтических iconВ. Л. Соколов фаит 1 курс 21-1бак, 6бак, 7бак, 8бак
Физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура
Курс лекций по дисциплине “физическая культура” Для медицинских и фармацевтических iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
Курс лекций по дисциплине “физическая культура” Для медицинских и фармацевтических iconРабочая программа по дисциплине лечебная физическая культура
...
Курс лекций по дисциплине “физическая культура” Для медицинских и фармацевтических iconУчебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний...
Специальность 032102 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Курс лекций по дисциплине “физическая культура” Для медицинских и фармацевтических iconТема: Зелёная аптека (2-й урок)
Методические указания составлены в соответствии с «Программой по ботанике для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических...
Курс лекций по дисциплине “физическая культура” Для медицинских и фармацевтических iconВ. Л. Кочетков лекарственные растения в традионной китайской медицине. Содержание. Глава 1
Методические указания составлены в соответствии с «Программой по ботанике для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических...
Курс лекций по дисциплине “физическая культура” Для медицинских и фармацевтических iconРефератов по дисциплине «Физическая культура»
Основные понятия (Физическая культура, Физическое воспитание, Спорт, Физическая рекреация, Двигательная реабилитация, Физическая...
Курс лекций по дисциплине “физическая культура” Для медицинских и фармацевтических icon«Физическая культура»
...
Курс лекций по дисциплине “физическая культура” Для медицинских и фармацевтических iconЭкологическая игра «Охранять природу – значит охранять Родину». Цели
Методические указания составлены в соответствии с «Программой по ботанике для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических...
Курс лекций по дисциплине “физическая культура” Для медицинских и фармацевтических iconКурс лекций в опорных конспектах, схемах, таблицах
...
Курс лекций по дисциплине “физическая культура” Для медицинских и фармацевтических iconУчебник для вузов. Под ред чл корр. Ран, профессора Р. В. Камелина....
Методические указания составлены в соответствии с «Программой по ботанике для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических...
Курс лекций по дисциплине “физическая культура” Для медицинских и фармацевтических iconКурс лекций по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» для специальности 030503 Правоведение
Данный курс лекций рассчитан на 50 часов для базового уровня профессионального образования и един для всех форм обучения
Курс лекций по дисциплине “физическая культура” Для медицинских и фармацевтических iconРабочая программа по дисциплине лечебная физическая культура и массаж
Дисциплина «Лечебная физическая культура и массаж» является частью цикла (раздела) базовая (профессиональная) часть фгос впо по направлению...
Курс лекций по дисциплине “физическая культура” Для медицинских и фармацевтических iconУчебно-методический комплекс рабочая программа
Содержание: умк по дисциплине дпп. Р. 3 Особенности работы с детьми в специальных медицинских группах для студентов очной формы обучения...
Курс лекций по дисциплине “физическая культура” Для медицинских и фармацевтических icon«физическая культура» для студентов, обучающихся по специальности
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Физическая культура" для специальности 030301. 65 «Психология»– Красноярск: Издательство...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск