МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Всероссийский учебно-методический Центр
по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию
Курс лекций по дисциплине
“ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА”
Для медицинских и фармацевтических учебных заведений
Москва 2004МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Всероссийский учебно-методический Центр
по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию
УТВЕРЖДАЮ
Начальник Управления
учебных заведений
Минздрава РФ
« « _______________2004г.
Курс лекций по дисциплине
“ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА”
Для медицинских и фармацевтических
учебных заведений
Москва
ВУНМЦ
2004
Курс лекций по дисциплине “Физическая культура” для медицинских, стоматологических и фармацевтических учебных заведений разработан членами Центральной Проблемной учебно-методической Комиссии МЗ РФ по физическому воспитанию под редакцией и при непосредственном участии д.м.н. В.В.Пономарёвой, заведующей кафедрой Лечебной физкультуры и физического воспитания Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова и к.м.н. Э.Н.Дворецкого, зав. кафедрой Физической культуры и здоровья Пермской государственной медицинской академии.
Рецензент: д.м.н., профессор
Курс лекций рассмотрен на президиуме Центральной Проблемной учебно-методической Комиссии МЗ РФ по физическому воспитанию и рекомендован к изданию.
© Составители, 2004г.
© ВУНМЦ МЗ РФ, 2004г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Физическое воспитание студентов-медиков
|
| Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовка студентов-медиков (2 часа)
|
| Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры (4 часа). I часть
|
| Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры (4 часа). II часть
|
| Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья (2 часа)
|
| Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности (2 часа)
|
| Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания (4 часа). I часть
|
| Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания (4 часа). II часть
|
| Второй год обучения.
Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями (2 часа)
|
| Тема 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений (2 часа)
|
| Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений (2 часа)
|
| Третий год обучения (обязательная тематика).
Тема 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом (2 часа)
|
| Тема 10. Физическая культура в профессиональной деятельности врача (2 часа)
|
| Четвертый год обучения (обязательная тематика).
Тема 11. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов (2 часа)
|
|
Введение.
Физическое воспитание студентов-медиков Труд медицинских работников принадлежит к числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности человека. Он характеризуется значительной интеллектуальной нагрузкой, а также требует больших физических усилий, выносливости, внимания, высокой трудоспособности в экстремальных условиях, часто сопровождается высоким нервным и эмоциональным напряжением, вынужденной рабочей позой, чрезмерным напряжением анализаторных систем, дискомфортным климатом, сложными условиями труда.
Труду врачей разных специальностей свойственны: самодисциплина, постоянная ответственность за здоровье и жизнь других людей, контакт с разнообразными человеческими характерами и различными инфекциями, необходимость быстро принимать решения, напряжение физических и духовных сил, большой диапазон психоэмоциональных и физических нагрузок, обилие стрессовых ситуаций.
Подготовка молодых специалистов предполагает обязательное получение системы определенных знаний, умений, навыков, а также воспитание в них общей и профессиональной культуры. У медиков физическая культура входит как в общую, так и в профессиональную культуру, ибо медик и сам обязан быть здоровым, и делом всей его жизни должно стать поддержание и укрепление здоровья пациентов. Все это возможно только при наличии знаний, умений, мотивации и воли.
Поэтому, читая лекции, необходимо прежде всего сделать акцент на мотивацию, приводить больше ярких примеров из жизни, которые можно демонстрировать в виде слайдов, фильмов, компьютерной программы или небольших упражнений со студентами в аудитории, показывающих правильное и неправильное использование средств физической культуры.
Современная жизнь студента насыщена экстремальными условиями, и, чтобы переносить их, оставаясь при этом умственно и физически работоспособными, необходимо повышать биологический, психофизиологический и физический потенциал. Только тогда можно ожидать наиболее полной профессиональной самореализации и продления творческого и физического долголетия. Физическое воспитание является очень сложным и многофункциональным психофизиологическим процессом, особенно в условиях, когда люди уделяют недостаточное внимание физической культуре.
В основе здорового образа жизни студентов должна лежать культурная привычка к ежедневной двигательной активности в различных ее формах и повышение личной ответственности за уровень своего здоровья. Однако давно уже доказано, что только правильно дозируемые физические упражнения могут противостоять умственным и эмоциональным перегрузкам, которым подвергаются студенты. Поэтому в каждой лекции следует давать определенный объем знаний о правильном применении средств физической культуры. Кроме того, необходимо постоянно мотивировать студентов на здоровый образ и стиль жизни. Д. И. Писарев подчеркивал в своих произведениях, что благоразумный человек должен направлять свои усилия не на то, чтобы «чинить и конопатить» свой организм как дырявую и ветхую ладью, а вести здоровый образ жизни такой, при котором бы организм как можно реже нуждался бы в «починке».
На лекции следует также постоянно информировать студентов о новых научных и практических фактах, которые подтверждают оздоровительный и совершенствующий эффект применения средств физической культуры и спорта. Периодически необходимо подчеркивать, что это возможно при наличии воли: к победе, к совершенствованию, к здоровью, а иногда и к жизни.
Каждая лекция – творческий процесс. Предложенный текст тематических лекций в данном сборнике лишь дает направление: о чем следует сказать в данной теме. А как это сказать, что еще можно сказать по данной теме, а также что и как показать – дело каждого лектора.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (обязательная тематика) Тема I. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-медиков (2 часа) Основные понятия: физическая культура, спорт, ценности физической культуры, физическое воспитание, физическая нагрузка, физическая тренировка, физическое развитие, физическое совершенство, психофизическая подготовленность, двигательный режим, двигательная активность, жизненно необходимые умения и навыки, профессиональная направленность физического воспитания в период учебы и в процессе трудовой деятельности. Особенности организации физического воспитания в медицинском вузе. Терминологические понятия в физической культуре. Возрастающие социальные проблемы, ухудшение экологии, психоэмоциональные напряжения предъявляют к организму все новые и новые повышенные требования, с которыми он, как правило, не справляется. Все это ведет к нарушению механизмов саморегуляции и реактивности, снижению функциональных резервов организма, нарушению биологических ритмов. Предотвратить эти нарушения сможет только постоянное и правильное соблюдение всех режимов, в том числе режима труда и отдыха, режима питания и двигательного режима. Двигательный режим соблюдается только при наличии физической культуры личности, которую необходимо формировать в процессе обучения в вузе. Для того, чтобы правильно формировалась культура личности, в том числе и физическая, необходима мотивация, в данном случае мотивация на здоровье, как свое, так и своих пациентов.
Так как для врача физическая культура – это не только собственное здоровье, но еще и возможность помочь своим пациентам долгие годы оставаться здоровыми и работоспособными, а при необходимости приема медикаментозных средств – свести их вредное воздействие до минимума, после травм и операций – быстро восстановить трудоспособность. Физическое упражнение – это мощное немедикаментозное средство, и врач, умеющий правильно его использовать, может помочь своим пациентам без скальпеля и химических препаратов. При правильном выполнении того или иного физического упражнения в работу включаются сразу несколько систем организма: во-первых, опорно-двигательный аппарат с мышцами, во-вторых, органы и системы, с которыми эти мышцы связаны, в-третьих, мозг, который отвечает и за работу мышц и за работу органов, в-четвертых, дыхательная система и система кровообращения, потому что работающим мышцам необходим дополнительный кислород и питательные вещества, в-пятых, гормональная система, которая, как и нервная система, сразу же откликается на все изменения в организме, кроме этого, включаются биохимические и иммунные реакции, энергетические системы и т. д. От того, правильно или неправильно выполняется физическое упражнение зависит и то, правильно или неправильно происходят реакции в организме. Поэтому врачу необходимо иметь точные и верные представления о воздействии средств и методов физической культуры на организм человека и уметь их правильно выполнять и использовать в своей жизни и врачебной практике. (Демонстрация. Приводятся примеры правильного и неправильного использования физической культуры). Многие путают понятия физическая культура, физическое воспитание, физическая нагрузка, физическая тренировка и т. д. Врачи иногда выдают справки со следующим содержанием: «Освобождается от физической культуры». Это не просто безграмотно – но и говорит об отсутствии культуры у врача, выдавшего подобную рекомендацию. Грамотный врач знает, что невозможно освободить человека от культуры, в том числе и от физической. Освободить можно лишь от физической нагрузки, и то временно, так как есть мощное лечебное средство – лечебная физическая культура, которая назначается даже больным с постельным режимом. Главное – правильно регламентировать физические нагрузки в соответствии с физическим и функциональным состоянием организма.
Физическая культура – часть обшей культуры общества, включающая систему физического воспитания и совокупность специальных научных знаний и материальных средств, нужных для физического совершенствования людей. Основу и специфическое содержание физической культуры общества и самого человека составляет рациональное использование двигательной деятельности в качестве фактора подготовки к жизненной практике, улучшения своего физического и функционального состояния, а также повышение резервных и адаптационных возможностей организма.
Физическая культура – это умение владеть своим физическим состоянием, своим телом. То, как мы ходим, сидим, лежим, стоим, бегаем, жестикулируем, жуем и даже дышим – это все физическая культура. Именно поэтому Николай Александрович Семашко сказал: «Физическая культура – 24 часа в сутки».
Физическая культура, как и все остальные виды культуры, предполагает знание определенных правил и выполнение их в оптимальном режиме. Знание каких-либо правил есть образованность, а выполнение этих правил – культура. Незнание или невыполнение правил культуры труда и отдыха, культуры питания, физической культуры, гигиенической культуры, психоэмоциональной культуры приводит к болезням, избавиться от которых оказывается возможным только научившись выполнять все эти правила.
Физическая культура как таковая зародилась у древних народов Египта, Ассиро-Вавилонии, Китая, Индии и дальше стала развиваться двумя путями – восточным и западным.
Особенно большого развития западное направление достигло в древней Греции и Риме.
Физическая культура играет огромную роль как средство гармонического физического развития, укрепления здоровья, предупреждения патологических изменений в организме, связанных с недостаточной двигательной активностью, как фактор активного отдыха. В физической культуре, с целью всестороннего развития физических способностей занимающихся, применяются физические упражнения в виде гимнастики, игр, туризма в сочетании с систематическим закаливанием, а также выполнением гигиенических правил труда и быта, т. е. выполнение всего того, что в настоящее время получило наименование «Здоровый образ жизни».
Ценности физической культуры – главные общечеловеческие ценности (здоровье, физическое совершенство, высокая физическая и интеллектуальная работоспособность, воспитание самодисциплины).
Физическое воспитание – это процесс привития знаний, умений и навыков физической культуры в специальных учреждениях специалистами по физической культуре. Этот процесс специально направлен на физическое развитие и совершенствование организма. Одним из главных принципов физического воспитания является принцип оздоровительной направленности, что обеспечивается, в частности, обязательностью и взаимосвязью врачебного и педагогического контроля. Основными средствами физического воспитания служат физические упражнения и закаливание. В различные возрастные периоды физическое воспитание имеет свои задачи и особенности. В медицинских вузах физическое воспитание направлено на поддержание и совершенствование у студентов-медиков физической и умственной работоспособности, а также формирование знаний, умений и навыков правильного применения средств физической культуры в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Физическая нагрузка – нерегламентированное динамическое или статическое действие.
Физическая тренировка – дозированная физическая нагрузка, выполняемая в динамическом или статическом режимах, с чередованием регламентированного отдыха. (Демонстрация: пример физической нагрузки и физической тренировки).
Физическое и функциональное состояние – два довольно близких понятия, однако, отличающихся друг от друга тем, что |