Разработка урока по основам мировых религиозных культур в 4 классе





Скачать 247.02 Kb.
НазваниеРазработка урока по основам мировых религиозных культур в 4 классе
Дата публикации29.02.2016
Размер247.02 Kb.
ТипРазработка урока
100-bal.ru > Культура > Разработка урока
d:\мои документы\оформительская\рамки\рамки разные\копия ramki-fotoshop43.png


Департамент образования

Администрация муниципального образования
Надымский район


МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма»

«Священные сооружения»

разработка урока по основам
мировых религиозных культур
в 4 классе


Разработала:

Кацило Ирина Алексеевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Надым – 2014


Тема: Священные сооружения.

Цель:Создать условия для формирования духовных ценностей, уважительного отношения к вере и взглядам других народов на основе содержания данного урока. Знакомство с устройством, предназначением и архитектурными особенностями священных сооружений.
Задачи:

  • Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий – церковь, синагога, ступа, пагода, мечеть.

  • Развитие информационной компетентности учащихся на основе включения новых слов и понятий в собственный словарный запас.

  • Приобщение учащихся к целостному взгляду на окружающий мир.

  • Развитие у учащихся коммуникативных навыков, речи.

  • Развитие эмоциональной отзывчивости к окружающей действительности через понимание отношения к ней наших предков.

  • Формирование умений и навыков восприятия культуры различных народов.



Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы, работа в группах с источниками информации, игра, работа с текстом.
Основные термины и понятия: Синагога, церковь, алтарь, икона, фреска, мечеть, минарет, ступа, пагода.
Оборудование:мультимедийное оборудование (интерактивная доска), презентация «Священные сооружения», учебник «Основы мировых религиозных культур», раздаточный материал.
Средства наглядности: фотографии священных сооружений с изображением внутреннего и внешнего убранства.

Словарь к уроку

Це́рковь (от греч. – архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов (храм) в православии, католицизме. У большинства протестантских и евангельских церквей такое сооружение называется домом молитвы.

Алтарь – духовное сосредоточение храма, в православной Церкви устраивается в восточной части церковного здания (апсиде). В центре алтаря – престол. Слева, в глубине апсиды, - жертвенник. За престолом семисвечник, запрестольное (выносные) иконы, крест. В центре апсиды, внизу, в нише стены, в старых храмах пишется по штукатурке "Отечество".

Иконостас – алтарная преграда, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.

Престол – Самое главное место в храме, четырехсторонний стол, стоящий посередине алтаря и служащий для совершения, главным образом, евхаристии. Престол символизирует таинственное, невидимое присутствие Господа – Царя и Владыки Церкви. Престол также знаменует собой Гроб Господень. На престол последовательно полагают плащаницу, индитию, илитон. На престол кладут Евангелие и крест. Здесь же находится ковчег для хранения Святых Даров.

Ико́на (от ср.-греч. – «рисунок», «образ», «изображение») – в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания.

Фре́ска (от итал. – свежий) – живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.

Колоко́льня – башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. Квадратная (реже круглая) в основании колокольня, стоящая отдельно от основного здания храма, в западноевропейской архитектуре часто называется итальянским словом «кампанила».

Ски́ния (др.-греч. – «шатёр, палатка»; ивр. – «обиталище, местопребывание», «шатёр встречи, собрания») – в основном употребляется в значении походного храма евреев.

Иерусали́мский Храм (ивр. – «Дом Святости») являлся центром религиозной жизни еврейского народа между X веком до н. э. и I веком н. э. Храм располагался на Храмовой в Иерусалиме и служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу. Храм являлся объектом паломничества всех евреев три раза в год: на Песах (Пасху), Шавуот (Пятидесятницу) и Суккот (Праздник Кущей).

Синаго́га (от греч. – «собрание»; ивр. – «дом собрания»; идиш – «школа»), после разрушения Иерусалимского храма – основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины.

Мено́ра (ивр. – «светильник») – золотой семиствольный светильник (семисвечник), который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма.

Мече́ть (араб. – «место поклонения») – мусульманское богослужебное архитектурное сооружение – представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор. Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети аль-Харам). Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной молитвы.

Минаре́т (араб. – «маяк») – в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних — внутри башни.

Сту́па (санскр. – «макушка, куча земли, камней») – в буддийской архитектуре, монументальное и культовое сооружение для хранения реликвий, имеющее куполовидную форму и не имеющее доступа внутрь. Исторически восходит к могильным курганам, сооружавшимся для погребения царей или вождей.

Па́года (санскр. – «священный, славный»; яп. – «башня сокровищ») – буддийское или индуистское сооружение культового характера.





Ход урока

I.Организация деятельности учащихся.

1.Приветствие детей. Создание положительного эмоционального настроя.

II.Проверка домашнего задания.

1.Беседа.

-На прошлых уроках мы с вами говорили о том, как возникла религия, какие бывают религии и кто является основоположником тех или иных религий?

-Назовите, какие мировые религии вам известны и расположите их на ленте времени по мере их возникновения?

-Вспомните, кто считается основателями мировых религий?

-Что такое молитва? Молитва бывает трех видов: молитва славословие, молитва просьба и молитва покаяние.

-Какие таинства существуют?

-Что объединяет людей всех религиозных культур?

-Как вы думаете, если существуют священные книги, хранители преданий религий, таинства в каждой из религий, то должны ли существовать священные сооружения?
III. Объяснение нового материала.

1.Введение в тему.

-Давайте вместе попробуем дать определение слову «священные сооружения».У каждого народа есть святые места, куда идут и едут люди со своими просьбами и печалями, с надеждой исцеления и благодарностью Всевышнему.

Священные сооружения – это специально созданные сооружения для совместных ритуальных действий.

- Эти сооружения могут быть совершенно разными по-своему внутреннему и внешнему виду, но назначение у них одно – совместное участие в ритуалах. Я предлагаю посмотреть, как же они выглядят и чем отличаются друг от друга.

Демонстрация фотографий священных сооружений.
картинка 1 из 119553http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=393373649-57-72http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=136666304-68-72картинка 4 из 4092картинка 8 из 119616

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=172208910-23-72


- Посмотрите, какие они красивые и какие разные. Давайте попробуем предположить, догадаться к какой из религиозных культур – исламу, христианству, иудаизму, буддизму – они относятся и обоснуем наши ответы. (Ответы-предположения детей). Я предлагаю вам посмотреть презентацию, которая поможет нам найти верный ответ.
2.Работа над темой. Просмотр презентации.

Уже в далекой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и приносить им жертвы. Они еще не умели строить дома, поэтому иногда для этих целей им служил переносной шатер (например, у древних евреев он назывался скинией). Это после столетий изготовления кирпичей в Египте иногда собранные вместе и поставленные в определенном порядке камни. И сейчас еще находят остатки этих сооружений из камней. Самое крупное из них находится в Англии и называется Стоунхендж («стоун» – по-английски означает камень). 2 слайдкартинка 4 из 9781

Позднее люди стали сооружать храмы. В Древней Греции, Древнем Риме, Древнем Египте, в Междуречье, в Индии, в Китае, в Японии люди строили храмы, посвященные своим богам.

Священные здания иудаизма 3,4,5,6,7слайды.В середине 10 века до н.э. был построен знаменитый Иерусалимский храм. Он стал центром религиозной жизни еврейского народа. Вокруг Храма, который для них был единственным, концентрировалась вся их жизнь. В Храме находились священные предметы, например Ковчег со скрижалями. Но захватчики захватили Иерусалим и разрушили Храм. Его смогли восстановить только через 70 лет. Но и этот Храм был разрушен. Уцелела лишь часть стены. Она считается святыней. Паломники оплакивают разрушенный Храм, поэтому стена называется Стеной Плача. Иудеи считают, что Храм единого Бога может быть только один и верят, что он когда-нибудь будет восстановлен. Расселившись по разным странам, группы евреев стали использовать для совместных молитв и чтения Священного Писания «дома собраний» – синагоги. Синагоги являются главными священными зданиями для иудеев и сегодня.

Внешне синагоги могут выглядеть по-разному, но внутри их устройство всегда подчинено определенным правилам. У одной из стен зала для молитвы ставят специальный ларец, в котором хранится свиток Торы. В соответствии с традицией, текст Торы, предназначенный для чтения во время богослужения, должен быть рукописным. В центре синагоги находится возвышение, с которого читается Тора. Над шкафом располагается светильник – менора, в котором всегда должно быть семь фитилей. Рядом со светильником обычно помещается каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней Десятью заповедями, которые когда-то Бог дал Моисею.

Священные здания христианства. 8–12 слайды. Первые христиане не строили СПЕЦИАЛЬНЫХ ХРАМОВ, они собирались в жилых домах. Во времена преследования христиане были вынуждены скрываться, и они собирались на молитвы в катакомбах. А позднее появились церкви. Они разные, но есть общие черты. Здание храма венчает купол с установленным на нём крестом. Посмотрите на форму купола. Понять, почему купол именно такой формы, нам поможет небольшой эксперимент (зажигается свеча). Форма купола символизирует пламя горящей свечи.

Символично количество куполов:

*один куползнаменуетединство Бога, совершенство творения;

*два купола соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа, двум областям творения;

*три куполазнаменуют Святую Троицу;

*четыре купола — Четвероевангелие, четыре стороны света ; *пять куполов (самое распространенное число), где средний возвышается над четырьмя другими, означают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов; *семь куполов знаменуют семь таинств Церкви.
Алтарь – самое священное место в христианском храме. Иногда алтарь отделен от остальной части храма преградой – иконостасом. На иконостас ставятся иконы – изображения Христа и святых. В христианских храмах также используются росписи стен – эта техника называется фресками. В русских православных храмах нет сидений, верующие стоят во время богослужения. Сесть ненадолго могут только больные или старые люди. Мужчины, входя в храм, должны снять головной убор, а женщинам положено наоборот накрыть голову.

Под именем Xрам в православной церкви разумеется особое, отличное и отдельное от других построек, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему здание или только часть здания, служащая для той же цели.

Православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма (корабль) и притвор.Православные храмы строятся алтарем на восток — в сторону света, где восходит солнце.

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на Кресте Господу. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, спасает нас от бушующего моря житейского и ведет к тихой, надежной пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь подобно путеводной звезде сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою Небо. Купол же заканчивается наверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав.

Иконы служат не только украшением для благолепия храма, но поясняют догматы Православия и нераздельно связаны с Божественной литургией.Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Самая главная часть храма есть алтарь. В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме — Святой Престол. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит «возвышенный жертвенник».

С правой стороны от алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, т.е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение.Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперед, в среднюю часть храма и называется солеёй.Середина солеи, возвышение перед Царскими вратами, называется амвоном, т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит от лица молящихся ектений (молитвенные прошения) и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и святое причастие.По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.Посередине храма, вверху на потолке, висит большой подсвечник со множеством свечей, зажигается в торжественные моменты богослужения.

На западной стороне храма устраиваются двери, или врата, вводящие в притвор. Врата эти в уставе называются "красными," так как они иногда украшаются с особым благолепием. Они служат для торжественных выходов из храма и входов в него, как, напр., во время крестных ходов. Эти врата называются еще "церковными," так как ведут в самую церковь, и "церковными великими вратами," потому что, кроме них, устраивались еще другие входные двери в церковь "северные" и "южные."

Существует 10 правил посещения Церкви:

1. Церковь следует посещать в опрятном виде. Одежда должна быть пристойной и уместной (посещать дом Божий предпочтительнее в праздничной одежде).

2. Входя в храм, следует, прежде всего, перекреститься.

3. Встречая священнослужителя, следует приветствовать его согласно духовному сану, и не допускать фамильярностей.

4. Запрещается входить в Церковь в нетрезвом виде.

5. Мужчины должны входить в Церковь без головного убора, женщины – с покрытой головой.

6. Желательно приходить в Церковь до начала Литургии, а при опоздании входить бесшумно. Соблюдать абсолютную тишину, дабы не нарушить молитвенную атмосферу храма.

7. Не приносить свечи с собой.

8. Не стоять спиной к алтарю. Взгляд верующего, особенно при молитве, должен быть обращен к алтарю.

9. Не держать руки за спиной или в карманах. Не скрещивать их на груди. Сидя, не закидывать ногу на ногу.

10. Выходя из Церкви, обернуться к алтарю и перекреститься.
Священные здания мусульман называются мечети. 13-15 слайды. Самая молодая религия –ислам.Молитвенное здание в исламе — это мечеть.Мечеть (араб.— «место поклонения») — мусульманское богослужебное архитектурное сооружение. Иногда мечеть имеет внутренний двор (Мечеть Аль-Харам). Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети Аль-Харам). Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом. «Михраб» является производным от слова «хараб» в значении «борьба». Оно подразумевает борьбу с шайтаном, внутренним врагом и самостью. Михраб представляет собой арку в стене, к которой молящийся должен быть обращен лицом. При совершении намаза в мечети верующий становится лицом к михрабу. Еще одним из элементов, использующихся в строительстве мечети, является минбар, которую проповедник использует в качестве кафедры во время повествования религиозных материалов. По сути минбар представляет собой скамью, возвышающуюся над уровнем пола благодаря лесенке с перилами и декоративным порталом или дверцей, которая спускается от него в молитвенный зал. Таким образом, проповедник, располагаясь на минбаре, может видеть всех присутствующих в зале людей, и сам также доступен зрению всех присутствующих.

Необходимость совершать перед входом в мечеть ритуальные омовения привела к появлению специально предназначенных для этого зал, помещений за пределами мечети или фонтанов во дворе, называемых — хаузы.

Требования к посещению мечети.

Мечеть не является храмом, её функции выходят за рамки молельного дома, там проводятся не только религиозные, но и светские праздники, выступления исламских учёных, конкурсы чтецов Корана. По традиции путник всегда может найти в мечети приют на ночь. Молитвы совершаются пять раз в сутки в строго определённое время и предваряются призывом к молитве. Для посещения мечети не с религиозными целями лучше выбрать время между молитвами.

Все должны быть одеты в скромную одежду. Платье женщины должно закрывать всё, за исключением лица, кистей рук и ступней ног, волосы спрятаны полностью под платком.При входе в мечеть нужно снимать обувь. Женщины и мужчины молятся отдельно, а кое-где существуют отдельные входы для женщин. Те, кто не участвуют в молитве, могут находиться в мечети.

Если одежда посетителя не соответствует предписаниям ислама, ему (ей) могут предложить надеть халат или хиджаб.

Перед намазом надо обязательно совершить ритуальное омовение.

Устройство мечети сложилось уже во времена первых преемников Мухаммада. Большинство мечетей имеют специальную башню – минарет, с которой верующих призывают на молитву. В каждой мечети обязательно есть ниша, она всегда обращена в сторону Мекки, священного города для мусульман. Эта ниша указывает, куда мусульмане должны повернуться лицом во время молитвы. Есть в мечети также трибуна, на которой стоит проповедник.

Молитвой в мечети руководит имам (что значит «стоящий впереди»). Во время молитвы верующие выстаиваются рядами за имамом. Женщины должны располагаться на балконе или в конце зала за занавесом. Мечеть украшается лишь специальными надписями (как правило, стихами из Корана) и разнообразными орнаментами. Купол мечети имеет полукруглую форму и увенчан полумесяцем.

Буддийские священные сооружения.16-19 слайды.

- Кто является основателем этой религии?

- Древнейшей мировой религией является буддизм. Прах Будды ученики поместили в ступы. Первоначально их было восемь и они стали предметом поклонения буддистов. Затем ступы стали сооружать и для хранения других реликвий и в честь памятных событий. На что похожа ступа? Она похожа на половину шара, на купол, полусферу. Так вот, именно такую форму должно было иметь погребальное сооружение Будды. По легенде, он сам объяснил своим ученикам, как должно выглядеть его погребальное сооружение. Он постелил на землю плащ и перевернул на него круглую чашу. Называется такое сооружение «ступа» - что значит «погребальный холм». Внутри ступы нет пространства, в неё нельзя войти. Наверху купола ступы установлена небольшая надстройка – «дворец богов» - для хранения реликвий буддийской религии. И еще одна отличительная особенность ступы – шпиль, устремленный в небо. Но позже стали строить и другие сооружения – пагоды.

Пагода (от санскр. бхагават – «священный»), буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий, обычно имеющее вид башни, состоящей из нескольких ярусов-этажей, каждый из которых имеет собственную кровлю.

Пагода - тип буддийского культового сооружения в странах Дальнего Востока. Пагоды предназначаются для хранения буддийских реликвий, выполняют мемориальную функцию, обозначают «святые» места. Пагоды бывают различных типов: в виде павильонов или башен (часто многоярусных), обелисков и др. Пагоды возводились перед главным зданием храмового ансамбля и были доминирующими над всеми строениями. Обычно Пагоды имеют квадратный, 6-, 8-, 12-угольный план. Каждый ярус подчеркивался большим ступенчатым профилированным карнизом. Плавно изогнутые шатровые крыши со слегка поднятыми кверху углами и массивным коньком, украшенным на обоих концах выступами, составляли одну из характерных особенностей архитектуры пагод. Многие пагоды имели богатый архитектурный и пластический декор, украшались скульптурой. Строительным материалом для Пагоды служат дерево, кирпич, камень, металл. Пагода как тип сооружения сложилась в Китае, откуда распространилась во Вьетнам, Корею, Японию.

Правила посещения.

В буддийский храм нужно заходить с бокового входа. Верующие перед входом кланяются и открывают дверь правой рукой, поддерживая её левой. в левую дверь заходят с левой ноги, а в правую - с правой и точно так же выходят. Это делается для того, чтобы не повернуться спиной к статуе Будды. Иногда при входе в храм требуется снять обувь.Обычно люди в храме медитируют, сидя на полу, кое-кто поёт. Туристам не следует расхаживать между верующими, чтобы не мешать им. Для медитации выбирают спокойно место и садятся в позу лотоса. Центр зала предназначен для монахов. Если вы встретили монаха на территории буддийского монастыря, рекомендуется приветствовать полупоклоном.

3. Беседа с классом и работа с иллюстративным материалом.

- Со священными сооружениями, каких мировых религий мы познакомились?

- В чём особенность каждого из сооружений?

(У доски распределить изображения священных сооружений и надписи к ним).

IV.Закрепление материала.


    1. Самостоятельная работа.

- Сейчас самостоятельно заполните таблицу у себя в тетради.

- Что нужно было вписать в первую графу таблицы? Давайте проверим .


Название религии

Иудаизм

Буддизм

Христианство

Ислам

Священное сооружение














2.Работа в группах

- Для выполнения следующегозадания разделимся на две группы-команды.Задача каждой команды получить как можно больше жетонов, которые выдаются только за правильный ответ, либо «да», либо «нет». Готовы?
Игра «Да-нет»

  1. У пагоды есть колокола? – нет

  2. У православного храма много куполов? – нет

  3. Ступа это место для молитвы? – нет

  4. Войдя в православный храм все должны снимать головные уборы? – нет

  5. Прежде чем войти в мечеть нужно снять обувь? – да

  6. В синагоге прихожане сидят на полу? – нет

  7. В православном храме мы увидим иконы? – да

  8. Минарет похож на перевернутую чашу? – нет

  9. В пагоде мы увидим алтарь? – нет

  10. Синагога – это здание где молятся иудеи? – да

  11. Священное сооружение любой религии это шедевр архитектуры? – да

  12. У пагоды два купола? – нет

Заполнить кроссворд.

  1. Светильник в синагоге с семью фитилями.

  2. Башня рядом с мечетью.

  3. Роспись стен в христианском храме.

  4. Колокольня, где расположены колокола.



















    1

    М










    2

    М













    3

    Ф

    Р

    Е

    С

    К

    А




    И






















    Н













    Н













    4

    З

    В

    О

    Н

    Н

    И

    Ц

    А







    5

    С










    Р













    Р







    6

    И

    К

    О

    Н

    А













    Е

    7

    К




    Н










    8

    М










    Т




    У




    О













    Е













    9

    П

    А

    Г

    О

    Д

    А




    Ч
















    О




    О













    Е
















    Л




    Г













    Т



















    10

    А

    Л

    Т

    А

    Р

    Ь













  5. Священное сооружение иудейской религии.

  6. Изображение Христа и святых в христианском храме.

  7. Венчает здание христианского храма.

  8. Священное здание ислама.

  9. Многоярусное сооружение в Китае и Японии.

  10. Главное священное место в христианском храме.


V. Рефлексия.

Продолжите предложения:

  • Сегодня я узнал…

  • Меня очень заинтересовало…

  • Мне сложно понять…

  • Было неинтересно…

  • Я бы хотел…

VI. Домашнее задание

Рассказать родителям о священных сооружениях мировых религий.

Нарисовать любое, понравившееся сооружение.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока по основам мировых религиозных культур в 4 классе iconАннотация к рабочей программе по основам мировых религиозных культур для 4 класса
Определяются следующие цели образования учащихся начальной щколы по основам мировых религиозных культур в 4 классе
Разработка урока по основам мировых религиозных культур в 4 классе iconШевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных...
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур»
Разработка урока по основам мировых религиозных культур в 4 классе iconДолг, свобода, ответственность, учение и труд
Учебно-методическая разработка урока по орксэ в 4 классе (учебный модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме
Разработка урока по основам мировых религиозных культур в 4 классе iconПлан-конспект урока во 2-ом классе
Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб пособие для общеобразоват учреждений/...
Разработка урока по основам мировых религиозных культур в 4 классе iconРабочая программа по модулю «Основы мировых религиозных культур» комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы мировых религиозных культур»
Разработка урока по основам мировых религиозных культур в 4 классе iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями государственного...
Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего образования на основании...
Разработка урока по основам мировых религиозных культур в 4 классе iconТема урока: Главные направления эволюционного процесса
Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб пособие для общеобразоват учреждений/...
Разработка урока по основам мировых религиозных культур в 4 классе iconИнструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных...
Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной...
Разработка урока по основам мировых религиозных культур в 4 классе iconРекомендации к использованию презентации «Священные сооружения»
Презентация к уроку из модуля «Основы мировых религиозных культур» предмет «Основы религиозных культур и светской этики»
Разработка урока по основам мировых религиозных культур в 4 классе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
План-конспект урока в 4 классе по орксэ по модулю «Основы мировых религиозных культур»
Разработка урока по основам мировых религиозных культур в 4 классе iconКонспект урока для учащихся 4 класса Тема: «Священные книги религий...
Цель: формирование у обучающихся начальных представлений о священных книгах религий мира
Разработка урока по основам мировых религиозных культур в 4 классе iconРабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур...
«Великомихайловская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области»
Разработка урока по основам мировых религиозных культур в 4 классе iconКонспект занятия «День России»
Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб пособие для общеобразоват учреждений/...
Разработка урока по основам мировых религиозных культур в 4 классе iconКонспект урока История религий в России. Православное христианство...
Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб пособие для общеобразоват учреждений/...
Разработка урока по основам мировых религиозных культур в 4 классе iconРабочая тетрадь слушателя курсов «Основы религиозных культур и светской этики»
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур»
Разработка урока по основам мировых религиозных культур в 4 классе iconПрограмма по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса
Пояснительная записка к рабочей программе курса «основы религиозных культур и светской этики», 4 класс составлена на основе следующих...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск