Скачать 305.11 Kb.
|
Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся... Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего, ее слушать. Дмитрий Шостакович Содержание проекта Аннотация Аннотация: В статье представлен пилотный проект создания стажировочной площадки по теме «Новые образовательные проекты. Использование ресурсов социокультурной среды города Москвы для социализации и развития детей» на базе детского сада компенсирующего вида № 2301. Авторы проекта предлагают свои варианты обеспечения социального партнерства дошкольных учреждений, учреждений культуры и дополнительного образования на примере реализации проекта «Классическая музыка в детском саду». Многолетний опыт сотрудников детского сада по подготовке и переподготовке педагогических кадров ДОУ на базе ведущих ВУЗов столицы лег в основу системы очной и заочной стажировки, предлагаемой к реализации в рамках данного проекта. Ключевые слова: стажировочная площадка, образовательный проект, повышение квалификации педагогов, социальное партнерство. Актуальность проекта: Развитие социального партнерства - важная составная часть трансформации системы образования, отражающая стратегию действий Правительства города Москвы по обеспечению многогранного взаимодействия системы образования с различными категориями социальных партнеров (органы власти, бизнес, общественные объединения, научные и образовательные организации). Одним из направлений социального партнерства дошкольных образовательных учреждений с заинтересованными лицами в соответствии с Концепцией развития взаимодействия Департамента образования города Москвы с социальными партнерами на 2012 – 2016 годы является реализация содержательного компонента образования на качественно новом уровне. Претворение в жизнь совместных образовательных программ направленных на социокультурное развитие детей дошкольного возраста силами сотрудников государственных, муниципальных и негосударственных ОУ, специалистов компаний, разработка учебно-методического обеспечения – лишь один из возможных векторов сотрудничества. По мнению большинства педагогов, которое мы разделяем, на процесс развития ребенка до школы, несомненно, влияют: его личностные возможности и способности; качество социального, культурного и жизненного опыта; социокультурные условия жизненной среды и среды дошкольного учреждения; специально создаваемые условия деятельности и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В этом аспекте проект «Классическая музыка в детском саду», реализуемый в поликультурном столичном мегаполисе имеет сегодня важнейшее образовательное и воспитательное значение. Особую актуальность этот проект приобретает в условиях современной жизни, характеризующейся напряженностью социальных конфликтов, перемен, нерешенных проблем, связанных с нестабильным состоянием экономики и духовно-нравственным кризисом общества в целом. Многие специалисты признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: добра, красоты, духовности, сочувствия. Так Т.Г. Рубан отмечает, что музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Она подчеркивает, что главная задача педагога - увлечь ребенка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. А это «возможно лишь при погружении детей в мир классической музыки, воспитании на ее классических образцах». Актуальность этой темы определяется ролью искусства в воспитании личности ребенка. Искусство развивает эмоционально-ценностное отношение к миру, которое является «универсальной человеческой способностью... и реализуется в любой сфере человеческой деятельности» (О.В. Ильенков). Среди всех видов искусств музыка занимает особое место, поскольку она обращена непосредственно к чувствам человека и предоставляет возможности для развития его эмоциональной сферы в наиболее восприимчивом из всех возрастов – детстве (Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова, К.А. Тарсова и др.). Искусство является одним из способов интеграции человека в социум, по словам Л.С. Выготского, являя собой «...важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе». Именно оно есть некий «способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни» [4, с. 187]. Искусство как некий ценностный критерий осуществляет отбор всего «должного» и «не должного», что происходит в жизни каждого человека, предлагая свои решения, свои выходы из той или иной ситуации, пути развития, оказывает первостепенное значение в социокультурной адаптации личности. Проблема организации социального партнерства дошкольных образовательных учреждений и носителей музыкальной культуры в становлении и развитии личности ребенка на разных возрастных этапах средствами классической музыки представляет большой интерес и предмет нашего исследования. Цель проекта: создание стажировочной площадки по обучению педагогов дошкольных учреждений эффективным технологиям использования образовательных возможностей социокультурного партнерства при реализации образовательного проекта «Классическая музыка в детском саду». Задачи проекта:
Гипотеза проекта: повышение качества дошкольного образования в реализации новых образовательных проектов возможно при условии применения активных и дистантных методов обучения педагогов дошкольных учреждений технологиям использования образовательных возможностей социокультурного партнерства в условиях столичного мегаполиса. Теоретическая база проекта Проблема сочетания и взаимодействия образовательных и воспитательных компонентов в отечественной педагогике рассматривалась в работах А.В. Бакушинского, В.В. Алексеевой, Г.В Лабунской, А.А Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской, В.С. Щербакова. В их трудах содержатся фундаментальные положения, определяющие влияние художественного образования на личность ребенка и особенности его восприятия искусства. Музыка – это искусство особых выразительных средств. По мнению Александра Блока, она «высшая ценность, не требующая для своего обоснования ссылок на какие-то более высокие ценности, поскольку таковых просто нет». В музыке, как и в других видах искусства, материальное воплощение художественного образа достигается за счет использования специальных средств выразительности, при помощи которых создается художественный образ. Классическая музыка - это образцовые, совершенные (классические) произведения, сохраняющие непреходящее значение и силу воздействия на слушателя вне существующего времени. Определяя основные подходы к организации музыкального воспитания детей до школы, как помощь ребенку в понимании музыкальной интонации, обучение восприятию музыкального языка, создание условий для проживания разнообразных впечатлений и переживаний; иначе говоря, помощь в понимании и восприятии музыки, мы убеждены, что наша задача – раскрыть детям язык музыки, язык, наиболее полно выражающий чувственный мир человека. В словаре современного русского литературного языка понятие «просветительство» трактуется как «деятельность просветителя» [12; 1337]. В словаре русского языка «просветитель – тот, кто распространяет знания, просвещение» [13; 518]. В наши дни особенно возрастает роль просветительской направленности музыкального образования и воспитания. Потребность приобщения к лучшим образцам музыкальной культуры становится более очевидной. В начале XXI века современную молодежь во многом привлекает простая примитивная музыка. Подростки мало знакомы с музыкой прошлых столетий. Говоря словами нашего выдающегося соотечественника, великого русского композитора Г.В. Свиридова, «ценится “искусство” без всякой сущности, без души, без восторга» [11; 125], что ведет к пустоте души. Телевизионные шлягеры вытесняют традиционную народную музыкальную культуру, духовную музыку вместе с традицией церковного пения. А ведь «духовность – это необходимый компонент, без которого народ не может быть счастлив» [14; 36]. В качестве концептуального подхода к реализации проекта «Классическая музыка в детском саду» мы выбрали теорию интонации В. В. Медушевского, в основе которой лежат идеи нейропсихологии о функциональной асимметрии полушарий головного мозга. При сложном их взаимодействии в восприятии и понимании музыки решающую роль играет правое полушарие. «Музыкальная интонация воспринимается как живая потому, что в ней отражен живой человек... Внутренний мир музыки распредмечивается втайне от вербального, «левополушарного» мышления» (Медушевский В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки. - М., 1980. - С. 184). В. Медушевский определил ведущее свойство музыкальной интонации - ее целостность. Для нас теория В.В. Медушевского имеет принципиальную значимость равную по степени подходам к музыкальному образованию корифея отечественной педагогики Б. Теплова. Б. М. Теплов в своих теоретических исследованиях рассматривает эмоциональную отзывчивость на музыку в основном как познавательный процесс, справедливо отмечая, что в музыке мы через эмоцию познаем мир. Б. М. Теплов пишет: «Понять художественное произведение – значит прежде всего прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятие искусства; через него оно должно идти; без него оно невозможно...» [15, с. 10–11]. Вместе с тем он отмечал, и мы разделяем его точку зрения, что развитие эмоционального компонента музыкального слуха проявляется, прежде всего, в любви и интересе к слушанию музыки, признавая тем самым, что эмоциональное переживание музыки оказывает воздействие на формирование отношения к ней [15, 8]. В ряде исследований последних лет (О. П. Радынова, Е. В. Боякова, И. В. Груздова, С. А. Фадеева) показана возможность музыкального развития детей дошкольников на произведениях классического наследия и в условиях организации музыкально-игрового взаимодействия педагога с детьми. Исследователи отмечают, что при создании игровой ситуации и определенном педагогическом руководстве процессом восприятия музыки дошкольники способны эмоционально откликаться на произведения музыкального искусства и адекватно воспринимать их художественное содержание. Мы убеждены, что наибольшей результативности в образовательной деятельности можно достичь, опираясь на целостный характер музыкально-художественной деятельности (см. таблицу 1). Таблица 1. Содержание музыкально-художественной деятельности ( по А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской)
А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунская выделяют основные условия, способствующие полноценному музыкальному восприятию: общая музыкальная эрудиция ребенка и педагога; определенный уровень развития чувственно-эмоциональной сферы; способность к сопереживанию, выражению суждений об искусстве. Все это в совокупности с настроением и отношением воспринимающего к процессу слушания музыки и образует, в конечном счете, музыкальный вкус человека. Помочь дошкольникам развить художественно-творческие способности, стать для них проводником в мир настоящего искусства, в мир самых высоких «образцов» и само это искусство сделать главным наставником и учителем ребенка в период кризиса духовности могут образовательные проекты в условия социального партнерства дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования и культуры. Среда детского сада – это то место, где для процесса развития творческих способностей детей созданы все условия. Во-первых, в центре педагогического процесса всегда имеются подлинные музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон, ксилофоны и пр. Во-вторых, здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства детей. В детском саду информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта (см. рис. 1). |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы... Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования «Ставропольский колледж экономики и дизайна» | Департамента образования города москвы государственное бюджетное... Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6 – 11 классы М., Дрофа, 2008, (авт. Морзунова И. Б.),... | ||
Департамент образования города москвы юго-восточное окружное управление... Протокол №1 от Г. В. Негодова З. И. Петрова | План работы школы на 2012 2013 учебный год Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования города Москвы Государственное образовательное учреждение... | ||
Министерство образования российской федерации департамент образования... Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья и развития детей | Юго-восточное окружное управление образования государственное бюджетное... Памятка локомотивной бригаде (машинисту) по предупреждению проезда запрещающих сигналов | ||
Западное Окружное Управление Образования Департамента Образования... Автор Макарова Светлана Борисовна, учитель начальных классов, с. Просторы Кваркенского района Оренбургской области | Департамент образования восточное окружное управление Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №317 является государственным некоммерческим... | ||
Западное окружное управление образования государственное бюджетное образовательное Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №6 "Радуга"п г т. Кукмор» Кукморского... | Департамент образования города москвы южное окружное управление образования... Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений... | ||
Департамент образования города москвы западное окружное управление... Во исполнение нормативных документов Министерства образования и науки, Департамента образования города Москвы, Западного окружного... | Восточное окружное управление образования департамента образования города москвы Модифицированная программа на основе комплексной программы кружка рукоделия С. Н. Калугиной | ||
Департамент образования города москвы восточное окружное управление... Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев «Биология. Человек», Изд-во «Дрофа», Москва, 2010 | Юго-восточное окружное управление образования государственное бюджетное... Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта» | ||
Восточное окружное управление образованием Государственное бюджетное образовательное учреждение московский культурологический лицей №1310 | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44.... Департамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... |