Восточное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №2301 Московский городской конкурс





Скачать 305.11 Kb.
НазваниеВосточное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №2301 Московский городской конкурс
страница1/3
Дата публикации17.09.2013
Размер305.11 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3

Восточное окружное управление образования Департамента образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 2301

Московский городской конкурс

_______«Детский сад для всех и каждого»____

полное название проекта

Номинация: Новые образовательные проекты. Использование ресурсов социокультурной среды города Москвы для социализации и развития детей

Ответственный исполнитель:

ГБОУ детский сад № 2301

г. Москва

2012 г.

Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся... Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего, ее слушать.

Дмитрий Шостакович

Содержание проекта

Аннотация

Аннотация: В статье представлен пилотный проект создания стажировочной площадки по теме «Новые образовательные проекты. Использование ресурсов социокультурной среды города Москвы для социализации и развития детей» на базе детского сада компенсирующего вида № 2301. Авторы проекта предлагают свои варианты обеспечения социального партнерства дошкольных учреждений, учреждений культуры и дополнительного образования на примере реализации проекта «Классическая музыка в детском саду». Многолетний опыт сотрудников детского сада по подготовке и переподготовке педагогических кадров ДОУ на базе ведущих ВУЗов столицы лег в основу системы очной и заочной стажировки, предлагаемой к реализации в рамках данного проекта.

Ключевые слова: стажировочная площадка, образовательный проект, повышение квалификации педагогов, социальное партнерство.

Актуальность проекта: Развитие социального партнерства - важная составная часть трансформации системы образования, отражающая стратегию действий Правительства города Москвы по обеспечению многогранного взаимодействия системы образования с различными категориями социальных партнеров (органы власти, бизнес, общественные объединения, научные и образовательные организации).

Одним из направлений социального партнерства дошкольных образовательных учреждений с заинтересованными лицами в соответствии с Концепцией развития взаимодействия Департамента образования города Москвы с социальными партнерами на 2012 – 2016 годы является реализация содержательного компонента образования на качественно новом уровне. Претворение в жизнь совместных образовательных программ направленных на социокультурное развитие детей дошкольного возраста силами сотрудников государственных, муниципальных и негосударственных ОУ, специалистов компаний, разработка учебно-методического обеспечения – лишь один из возможных векторов сотрудничества.

По мнению большинства педагогов, которое мы разделяем, на процесс развития ребенка до школы, несомненно, влияют: его личностные возможности и способности; качество социального, культурного и жизненного опыта; социокультурные условия жизненной среды и среды дошкольного учреждения; специально создаваемые условия деятельности и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В этом аспекте проект «Классическая музыка в детском саду», реализуемый в поликультурном столичном мегаполисе имеет сегодня важнейшее образовательное и воспитательное значение. Особую актуальность этот проект приобретает в условиях современной жизни, характеризующейся напряженностью социальных конфликтов, перемен, нерешенных проблем, связанных с нестабильным состоянием экономики и духовно-нравственным кризисом общества в целом.

Многие специалисты признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: добра, красоты, духовности, сочувствия. Так Т.Г. Рубан отмечает, что музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Она подчеркивает, что главная задача педагога - увлечь ребенка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. А это «возможно лишь при погружении детей в мир классической музыки, воспитании на ее классических образцах».

Актуальность этой темы определяется ролью искусства в воспитании личности ребенка. Искусство развивает эмоционально-ценностное отношение к миру, которое является «универсальной человеческой способностью... и реализуется в любой сфере человеческой деятельности» (О.В. Ильенков). Среди всех видов искусств музыка занимает особое место, поскольку она обращена непосредственно к чувствам человека и предоставляет возможности для развития его эмоциональной сферы в наиболее восприимчивом из всех возрастов – детстве (Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова, К.А. Тарсова и др.).

Искусство является одним из способов интеграции человека в социум, по словам Л.С. Выготского, являя собой «...важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе». Именно оно есть некий «способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни» [4, с. 187]. Искусство как некий ценностный критерий осуществляет отбор всего «должного» и «не должного», что происходит в жизни каждого человека, предлагая свои решения, свои выходы из той или иной ситуации, пути развития, оказывает первостепенное значение в социокультурной адаптации личности.

Проблема организации социального партнерства дошкольных образовательных учреждений и носителей музыкальной культуры в становлении и развитии личности ребенка на разных возрастных этапах средствами классической музыки представляет большой интерес и предмет нашего исследования.

Цель проекта: создание стажировочной площадки по обучению педагогов дошкольных учреждений эффективным технологиям использования образовательных возможностей социокультурного партнерства при реализации образовательного проекта «Классическая музыка в детском саду».

Задачи проекта:

  1. активизировать индивидуальный личностно-профессиональный потенциал педагогов дошкольных образовательных учреждений в условиях стажировочной площадки по реализации современных образовательных практик, ориентированных на выявление и развитие способностей ребенка и его дальнейшую успешность в жизни;.

  2. раскрыть развивающие, познавательные и информационные возможности классической музыки; способы применения ее для обеспечения образовательного и воспитательного процессов в дошкольных учреждениях с учетом различных форм образования детей до школы (детские сады общеразвивающего и компенсирующего вида, СРП, Лекотека);

  3. внедрить технологии социокультурной адаптации дошкольников средствами музыкального искусства, способствующие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей, а также формированию у них способности к саморазвитию и самореализации;

  4. использовать образовательные возможности социокультурного партнерства в повышении качества дошкольного образования.

Гипотеза проекта: повышение качества дошкольного образования в реализации новых образовательных проектов возможно при условии применения активных и дистантных методов обучения педагогов дошкольных учреждений технологиям использования образовательных возможностей социокультурного партнерства в условиях столичного мегаполиса.

Теоретическая база проекта

Проблема сочетания и взаимодействия образовательных и воспитательных компонентов в отечественной педагогике рассматривалась в работах А.В. Бакушинского, В.В. Алексеевой, Г.В Лабунской, А.А Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской, В.С. Щербакова. В их трудах содержатся фундаментальные положения, определяющие влияние художественного образования на личность ребенка и особенности его восприятия искусства. Музыка – это искусство особых выразительных средств. По мнению Александра Блока, она «высшая ценность, не требующая для своего обоснования ссылок на какие-то более высокие ценности, поскольку таковых просто нет». В музыке, как и в других видах искусства, материальное воплощение художественного образа достигается за счет использования специальных средств выразительности, при помощи которых создается художественный образ. Классическая музыка - это образцовые, совершенные (классические) произведения, сохраняющие непреходящее значение и силу воздействия на слушателя вне существующего времени.

Определяя основные подходы к организации музыкального воспитания детей до школы, как помощь ребенку в понимании музыкальной интонации, обучение восприятию музыкального языка, создание условий для проживания разнообразных впечатлений и переживаний; иначе говоря, помощь в понимании и восприятии музыки, мы убеждены, что наша задача – раскрыть детям язык музыки, язык, наиболее полно выражающий чувственный мир человека.

В словаре современного русского литературного языка понятие «просветительство» трактуется как «деятельность просветителя» [12; 1337]. В словаре русского языка «просветитель – тот, кто распространяет знания, просвещение» [13; 518]. В наши дни особенно возрастает роль просветительской направленности музыкального образования и воспитания. Потребность приобщения к лучшим образцам музыкальной культуры становится более очевидной.

В начале XXI века современную молодежь во многом привлекает простая примитивная музыка. Подростки мало знакомы с музыкой прошлых столетий. Говоря словами нашего выдающегося соотечественника, великого русского композитора Г.В. Свиридова, «ценится “искусство” без всякой сущности, без души, без восторга» [11; 125], что ведет к пустоте души. Телевизионные шлягеры вытесняют традиционную народную музыкальную культуру, духовную музыку вместе с традицией церковного пения. А ведь «духовность – это необходимый компонент, без которого народ не может быть счастлив» [14; 36].

В качестве концептуального подхода к реализации проекта «Классическая музыка в детском саду» мы выбрали теорию интонации В. В. Медушевского, в основе которой лежат идеи нейропсихологии о функциональной асимметрии полушарий головного мозга. При сложном их взаимодействии в восприятии и понимании музыки решающую роль играет правое полушарие. «Музыкальная интонация воспринимается как живая потому, что в ней отражен живой человек... Внутренний мир музыки распредмечивается втайне от вербального, «левополушарного» мышления» (Медушевский В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки. - М., 1980. - С. 184). В. Медушевский определил ведущее свойство музыкальной интонации - ее целостность. Для нас теория В.В. Медушевского имеет принципиальную значимость равную по степени подходам к музыкальному образованию корифея отечественной педагогики Б. Теплова.

Б. М. Теплов в своих теоретических исследованиях рассматривает эмоциональную отзывчивость на музыку в основном как познавательный процесс, справедливо отмечая, что в музыке мы через эмоцию познаем мир. Б. М. Теплов пишет: «Понять художественное произведение – значит прежде всего прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятие искусства; через него оно должно идти; без него оно невозможно...» [15, с. 10–11]. Вместе с тем он отмечал, и мы разделяем его точку зрения, что развитие эмоционального компонента музыкального слуха проявляется, прежде всего, в любви и интересе к слушанию музыки, признавая тем самым, что эмоциональное переживание музыки оказывает воздействие на формирование отношения к ней [15, 8].

В ряде исследований последних лет (О. П. Радынова, Е. В. Боякова, И. В. Груздова, С. А. Фадеева) показана возможность музыкального развития детей дошкольников на произведениях классического наследия и в условиях организации музыкально-игрового взаимодействия педагога с детьми. Исследователи отмечают, что при создании игровой ситуации и определенном педагогическом руководстве процессом восприятия музыки дошкольники способны эмоционально откликаться на произведения музыкального искусства и адекватно воспринимать их художественное содержание.

Мы убеждены, что наибольшей результативности в образовательной деятельности можно достичь, опираясь на целостный характер музыкально-художественной деятельности (см. таблицу 1).

Таблица 1. Содержание музыкально-художественной деятельности ( по А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской)

Музыкально-художественная деятельность

Примерное содержание деятельности

Сочинение

Исполнение

Восприятие

Преобразовательная

Творчество - создание произведения искусства;

Творчество - интерпретация произведения искусства;

Творчество - понимание и эмоциональное переживание замысла композитора;

преобразование впечатлений и переживаний жизни в художественный образ;

поиски способов раскодирования художественной информации;

проживание впечатлений и переживаний;

поиски способов кодирования художественной информации;

внутреннее преобразование, самовыражение

поиски способов раскодирования художественной информации;

внутреннее преобразование, самовыражение



внутреннее преобразование, самовыражение

Познавательная

Познание жизни, обогащение чувственного опыта;

Познание жизни, обогащение чувственного опыта;

Познание жизни, обогащение чувственного опыта;

овладение композиторским мастерством;

овладение исполнительским мастерством;

музыкальная эрудиция;

овладение мастерством слушателя;

самопознание

самопознание

самопознание

Ценностно-ориентационная

Создание духовной ценности - произведения искусства;

Личностное отношение к исполняемым произведениям

Формирование системы жизненных ценностей;

ценностное осмысление жизненного опыта



приобщение к ценностям культуры;

оценка музыкального произведения

Общение

Общение с другими людьми посредством сочинения музыки

Общение с другими людьми посредством исполнения музыки

Общение с другими людьми посредством восприятия музыки


А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунская выделяют основные условия, способствующие полноценному музыкальному восприятию: общая музыкальная эрудиция ребенка и педагога; определенный уровень развития чувственно-эмоциональной сферы; способность к сопереживанию, выражению суждений об искусстве. Все это в совокупности с настроением и отношением воспринимающего к процессу слушания музыки и образует, в конечном счете, музыкальный вкус человека.

Помочь дошкольникам развить художественно-творческие способности, стать для них проводником в мир настоящего искусства, в мир самых высоких «образцов» и само это искусство сделать главным наставником и учителем ребенка в период кризиса духовности могут образовательные проекты в условия социального партнерства дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования и культуры.

Среда детского сада – это то место, где для процесса развития творческих способностей детей созданы все условия. Во-первых, в центре педагогического процесса всегда имеются подлинные музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон, ксилофоны и пр. Во-вторых, здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства детей. В детском саду информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта (см. рис. 1).


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Восточное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №2301 Московский городской конкурс iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы...
Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования «Ставропольский колледж экономики и дизайна»
Восточное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №2301 Московский городской конкурс iconДепартамента образования города москвы государственное бюджетное...
Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6 – 11 классы М., Дрофа, 2008, (авт. Морзунова И. Б.),...
Восточное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №2301 Московский городской конкурс iconДепартамент образования города москвы юго-восточное окружное управление...
Протокол №1 от Г. В. Негодова З. И. Петрова
Восточное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №2301 Московский городской конкурс iconПлан работы школы на 2012 2013 учебный год
Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования города Москвы Государственное образовательное учреждение...
Восточное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №2301 Московский городской конкурс iconМинистерство образования российской федерации департамент образования...
Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья и развития детей
Восточное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №2301 Московский городской конкурс iconЮго-восточное окружное управление образования государственное бюджетное...
Памятка локомотивной бригаде (машинисту) по предупреждению проезда запрещающих сигналов
Восточное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №2301 Московский городской конкурс iconЗападное Окружное Управление Образования Департамента Образования...
Автор Макарова Светлана Борисовна, учитель начальных классов, с. Просторы Кваркенского района Оренбургской области
Восточное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №2301 Московский городской конкурс iconДепартамент образования восточное окружное управление
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №317 является государственным некоммерческим...
Восточное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №2301 Московский городской конкурс iconЗападное окружное управление образования государственное бюджетное образовательное
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №6 "Радуга"п г т. Кукмор» Кукморского...
Восточное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №2301 Московский городской конкурс iconДепартамент образования города москвы южное окружное управление образования...
Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений...
Восточное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №2301 Московский городской конкурс iconДепартамент образования города москвы западное окружное управление...
Во исполнение нормативных документов Министерства образования и науки, Департамента образования города Москвы, Западного окружного...
Восточное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №2301 Московский городской конкурс iconВосточное окружное управление образования департамента образования города москвы
Модифицированная программа на основе комплексной программы кружка рукоделия С. Н. Калугиной
Восточное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №2301 Московский городской конкурс iconДепартамент образования города москвы восточное окружное управление...
Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев «Биология. Человек», Изд-во «Дрофа», Москва, 2010
Восточное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №2301 Московский городской конкурс iconЮго-восточное окружное управление образования государственное бюджетное...
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Восточное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №2301 Московский городской конкурс iconВосточное окружное управление образованием
Государственное бюджетное образовательное учреждение московский культурологический лицей №1310
Восточное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №2301 Московский городской конкурс iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44....
Департамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск