ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VII ВИДА № 73
(ГБОУ СКОШИ № 73)
«УТВЕРЖДАЮ»__________
Директор
ГБОУ СКОШИ № 73: И.В. Зимнухова
OБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 2012-2017 годы Рассмотрена и принята
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 30.08 2012 г.
Содержание образовательной программы
Раздел I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГБОУ СКОШИ № 73
| 3
| 1.1 Реквизиты школы-интерната
| 3
| 1.2 Нормативно-методические документы, используемые при составлении Образовательной программы
| 4
| 1.3 Принципы образовательной политики ГБОУ СКОШИ № 73
| 5
| Раздел II. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
| 10
| 2.1 Визитная карточка ГБОУ СКОШИ № 73
| 10
| 2.2 Проблемы развития образовательного процесса в школе-интернате
и пути их решения
| 13
| Раздел III. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ГБОУ СКОШИ № 73
| 24
| 3.1.Концепция личностно-ориентированной направленности учебно-воспитательного процесса
| 24
| 3.2. Организация образовательного процесса
| 25
| 3.3. Начальная школа
| 35
| 3.4. Основная школа
| 37
| 3.5. Учебный план ГБОУ СКОШИ № 73. Перспективы развития учебного плана
| 39
| 3.6. Система воспитательной работы
| 48
| 3.7. Особенности дополнительного образования воспитанников
| 60
| Раздел IV. МОНИТОРИНГ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
| 63
| 4.1 Система оценки, учета и контроля знаний в школе-интернате
| 63
| 4.2 Направления мониторинга реализации образовательной программы
| 63
| 4.3 Мониторинг реализации здоровьесберегающих программ
| 65
| 4.4. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
| 72
| Раздел V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГБОУ СКОШИ № 73
| 72
| 5.1. Организация методической работы
| 72
| 5.2. Программно-методическое обеспечение учебного процесса
| 75
| 5.3. Организация инновационной деятельности в школе-интернате
| 90
| Раздел VI. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГБОУ СКОШИ № 73. ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| 92
| 6.1. Задачи педагогического коллектива ГБОУ СКОШИ № 73 на 2012-2017 гг.
| 93
| 6.2. Основные планируемые результаты работы педагогического коллектива ГБОУ СКОШИ № 73
| 95
|
Раздел I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГБОУ СКОШИ № 73
1.1 Реквизиты школы-интерната
Год открытия
| 1962 – школа-интернат № 23 для детей с задержкой психического развития
1996 – УВК № 1867 «Детский дом-школа для детей с задержкой психического развития. (Приказ МКО от 07.05.1996 г. № 194).
1997 – Государственное образовательное учреждение УВК № 1867 «Детский дом-школа для детей с задержкой психического развития. (Приказ МКО от 24.04.1997 г. № 245).
2000 - Государственное образовательное учреждение Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VII вида № 73 (Постановление Правительства Москвы от 27.06.2000 № 478).
2012 - Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида № 73 (Приказ ДО г. Москвы от 11.07.2011 г. № 451).
| Юридический адрес
| 117638, г. Москва, Нахимовский проспект, дом 6
| Телефон/факс
| 8(499)613-17-22
| Электронная почта
| sch73@sinergi.ru
| Сайт образовательного учреждения
| www.sch73.ru
| Ф.И.О. руководителя
| Зимнухова Ирина Владимировна
| Устав ГБОУ СКШИ № 73
(редакция № 2)
| Принят на общем собрании Протокол № 1 от 30.08.2011, утвержден руководителем ДО г. Москва
| Лицензия (бессрочная)
| рег. №: 030047 серия:77 № 003099
дата выдачи: 24.01.2012
| Свидетельство об аккредитации
| рег. №: 011496 серия:77 ОП 001218
дата выдачи: 21.02.2012
| ИНН
| 7726316374
| ОГРН
| 1037700047813
|
Нормативно-методические документы, используемые при составлении Образовательной программы
Образовательная программа ГБОУ СКОШИ № 73 разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Конвенция о правах ребенка, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 № 44/25;
Конституция Российской Федерации (ст.43);
Закон РФ "Об образовании";
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный № 4594);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. №1507-р», поручения Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2010 года № ВП-П12-1036 и приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2011 года № 219 «Об организации в Министерстве образования и науки Российской Федерации и Федеральной службе по контролю и надзору в сфере образования и науки работ по выполнению Плана действий по модернизации общего образования на 2001-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1507-р»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от « 26 » ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, регистрационный № 19707 от 04 февраля 2011 г.;
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785);
Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 года № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства;
Программой «Развитие образования города Москвы на 2012-2016 гг. «Столичное образование»;
Инициативой Президента РФ «Наша новая школа»;
Уставом ГБОУ СКОШИ № 73;
Локальными актами ГБОУ СКОШИ № 73
1.3 Принципы образовательной политики ГБОУ СКОШИ № 73
Образовательная программа носит долгосрочный характер (5 лет). Она отражает специфику работы с детьми с задержкой психического развития и является нормативно-управленческим документом организации деятельности школы-интерната.
Образовательная программа ГБОУ СКОШИ № 73:
Определяет содержание образования определенного уровня и направленности (ст.9 «Закон об образовании РФ»);
Представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий:
специфику содержания обучения, воспитания и развития воспитанников с особыми потребностями;
особенности организации, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований педагогической системы школы-интерната;
Определяет особенности организации образовательного процесса, учитывающего образовательные потребности, возможности и особенности развития каждого воспитанника.
Главная цель педагогической деятельности коллектива ГБОУ СКОШИ № 73 в рамках реализации образовательной программы:
Цель разработки программы:
переход на новые образовательные стандарты;
обеспечение базового образования каждому воспитаннику через определение пути его достижения с учетом возможностей и способностей, уровня подготовки, «зоны ближайшего развития» ребенка;
формирование коллектива высококвалифицированных учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, способных на современном уровне решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основные задачи образовательной программы школы-интерната создание условий для:
обучения, воспитания, всестороннего развития и социальной адаптации детей с задержкой психического развития;
способствующих психологическому комфорту, социально-трудовой адаптации, охране прав и интересов здоровья и жизни, физического развития воспитанников;
разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей воспитанников в самообразовании и получении дополнительного образования;
расширения социальных контактов воспитанников, вовлечения их в процесс социальной интеграции с целью максимально возможной социализации, формирования нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем мире;
создание в школе-интернате здоровьесберегающего образовательного пространства;
формирования у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий;
повышения уровня развивающей функции образовательного процесса, активного внедрения в практику технологии развивающего обучения, стимулирующей активное проявление школьниками положительных эмоций в учебном труде, способствующей более эффективной коррекции индивидуальных отклонений в развитии ребенка;
моделирования индивидуальных траекторий развития воспитанников на основе данных диагностики и целостного подхода к развитию личности детей с ЗПР;
формирование педагога нового профессионального уровня, владеющего современными технологиями развивающего обучения;
Предлагаемая система педагогических целей напрямую способствует выполнению одной из главных задач Программы развития школы-интерната – обновлению структуры и содержания образования, развитию практической направленности образовательных программ, а так же миссии школы-интерната – ориентации содержания образования на приобретение воспитанниками основных компетентностей, особенно навыков самоопределения и жизнеобеспечения в предметных и метапредметных областях. Гипотеза целевой разработки образовательной программы
Если в школе-интернате будут созданы педагогические условия для самореализации обучающихся, роста профессиональных компетенций педагогического коллектива школы-интерната, укрепления материально-технической базы, совершенствования системы внешней и внутренней оценки качества образования, то в период реализации образовательной программы будет отработана модель выпускника I, II ступени, соответствующая государственному заказу и запросам социума.
Работа по реализации образовательной программы позволит администрации, педагогическому коллективу школы-интерната:
пересмотреть специфику назначения школы-интерната на современном этапе;
определить особенности организации образовательного процесса в школе-интернате;
составить учебный план, обеспечивающий преемственность и вариативность всех ступеней обучения;
мотивированно определить содержание компонента образовательного учреждения;
выбрать эффективные формы контроля выполнения образовательной программы.
Актуальность поставленных школой-интернатом образовательных целей и задач исходит из стремления педагогического коллектива:
- совершенствовать профессиональную компетентность преподавателей школы-интерната с целью повышения качества образования воспитанников для успешной реализации их в современной жизни;
- формировать стремление воспитанников к саморазвитию и самореализации;
- сохранять и укреплять здоровье воспитанников.
Педагогическая идея школы-интерната – создавать условия для проявления и развития имеющихся способностей у воспитанников.
Основополагающими принципами образовательной программы ГБОУ СКОШИ № 73 являются:
Принцип научности - постоянное обновление содержания учебных программ и пособий, введение в школьный компонент современных предметов; создание эффективной системы научно – методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции.
принцип фундаментальности и вариативности означает построение образования на инвариантной основе единого федерального образовательного пространства;
принцип непрерывности и преемственности образования - образование рассматривается как постоянный процесс на протяжении всей жизни с опорой на предыдущий опыт и ориентацией на прогнозируемый результат;
принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами. Он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов;
принцип многоуровневости предполагает образование на нескольких взаимосвязанных уровнях с учетом возрастных и образовательных возможностей воспитанников, реализацию задач по воспитанию и творческому развитию, формированию готовности к продолжению образования и жизни в обществе;
принцип гуманности, предполагает:
создание атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка, педагога;
формирование в школе-интернате действенной альтернативы тем тенденциям развития современной цивилизации в целом и российского общества в частности, которые разрушают человеческую личность (обстановка нетерпимости, насилия, экстремизм, жестокость, грубость, хамство, несправедливость в отношениях между личностями, народами, нациями);
создание действенной службы социально – педагогической и психологической помощи воспитанникам;
принцип комплексности – это единство воздействия на сознание и поведение воспитанников, включение их в разнообразные виды деятельности, формирование интегративных качеств личности, взаимосвязь общего и дополнительного образования и самостоятельной деятельности;
принцип дифференциации и индивидуализации направлен на создание условий для полного проявления и развития способностей каждого воспитанника;
принцип развивающего обучения – изменение профессиональных установок педагога к учебным ЗУНам, которые в новой системе обучения становятся не самоцелью обучения, а средством развития социально-значимых качеств.
Принцип личностного подхода - уникальность личности, состоящая в признании индивидуальности каждого ребенка, субъективность учебно-воспитательного процесса, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в учреждении;
принцип демократизации нацелен на формирование и развитие демократической культуры всех участников образовательного процесса на основе сотрудничества, сотворчества, личной ответственности через развитие органов государственно-общественного управления школой-интернатом;
Принцип реальности - развитие у учащихся качеств, которые позволят им успешно адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни.
принцип социального партнерства предполагает взаимодействие учреждений различного типа на основе равноправия сторон; уважения и учета их интересов; заинтересованность в участии в договорных отношениях; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов; добровольность принятия обязательств.
принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу);
Все принципы, лежащие в основе содержания образовательной программы, ориентированы на формирование и развитие личности воспитанника, создание в школе-интернате организационно-педагогических условий для:
сохранения здоровья и формирования потребности здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса;
общедоступности и открытости образования;
воспитания понятий общечеловеческих ценностей;
получения образования в соответствии с мировыми и российскими стандартами;
готовности к жизни в семье, обществе, способность адаптироваться к новым социальным и экономическим условиям;
формирования адаптивной образовательной среды школы – интерната для всех участников образовательного процесса.
Ключевыми результатами реализации данной Образовательной программы педагогический коллектив школы-интерната определил следующие:
сформированность универсальных учебных действий, умение видеть и решать практические задачи, критически мыслить, познавательных интересов воспитанников;
мотивированность на образование как на одну из ведущих жизненных ценностей всех участников образовательного процесса (воспитанников, учителей, администрации школы-интерната, родителей или законных представителей);
сформированность нравственных качеств воспитанников;
сохранение и укрепление здоровья детей, готовность к здоровому образу жизни;
повышение престижа и популяризация школы – интерната VII вида в районе, округе, городе.
Целевыми индикаторами реализации Образовательной программы ГБОУ СКОШИ № 73 педагогический коллектив определил:
личностное развитие воспитанников;
сформированность специальных знаний, умений и навыков;
сформированность УУД;
состояние здоровья и формирование культуры здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты выполнения Образовательной программы.
Внедрение модели адаптивного многофункционального учреждения открытого образования.
Повышение общего уровня интеллектуального и психического развития воспитанников.
Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни.
Создание и реализация программы мониторинга в системе работы школы-интерната.
Создание насыщенной информационно-коммуникационной среды учреждения.
Создание программ для работы с детьми разной образовательной мотивации.
Развитие у педагогов креативных способностей и исследовательских интересов в осуществлении педагогической деятельности
|