Конспект урока по теме «Назывные предложения»





Скачать 55.66 Kb.
НазваниеКонспект урока по теме «Назывные предложения»
Дата публикации19.09.2013
Размер55.66 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Культура > Конспект
Конспект урока по теме «Назывные предложения»

Цели:

-познакомить учащихся с новым видом односоставных предложений с главным членом подлежащим (назывные предложения), показать их значение, сферу употребления;

-научить детей находить назывные предложения, выделять их среди других видов;

-развивать речевую культуру учеников;

-воспитывать культуру умственного труда.
Оборудование:

-карточки с творческими заданиями по теме урока;

-сборник стихотворений А.А. Фета;

-карточки с индивидуальными заданиями по теме «Типы

односоставных предложений»;

-учебник.
Ход урока

1.Оргмомент.

Посмотрите на доску, там записан эпиграф к нашему уроку. «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»

Давайте сегодня урок мы проведем под этим девизом. Наша цель на уроке – познакомится с назывными предложениями, их значением и сферой употребления.
2.Лингвистическая разминка.

Задания:

1.Полный синтаксический разбор предложения.

2.Морфологический разбор слова поэтов.

3.Морфемный разбор слова родившихся.

4.Синтаксический разбор словосочетания неоднократно пишут.

1)Большинство поэтов, родившихся возле известных рек, привязывают свое творчество к ним, неоднократно пишут о реке своего детства. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распростр., ослож. однород. сказ. и обособлен. опред., выраж. прич. об., полное).

1.поэтов-сущ.

Н.ф.-поэт

2.Морф. пр.:

1)Пост. пр.: нариц, одуш., конкр., м. р., 2 скл.;

2)Непост. пр.: мн.ч., Род. п.

3.Большинство (кого?) поэтов.

Родившихся

4) Пишут неоднократно –(глаг.+нар.)- прим.

3.Индивидуальная работа по карточкам

4.Устная разминка по вопросам:

1. Какие предложения называют опред- личн.?

2. Какие предложения называют неопр.-лич.?

3. Какие предложения называют обоб.-лич.?

4. Какие предложения называют безлич.?

5.Графический диктант на повторение.


  1. Брожу по набережной снова.

  2. Повеет полем, первой бороздой.

  3. Загляну в глаза волжанки.

  4. Забыли о свете вечерних окон,

задули теплый рыжий очаг.

  1. В Сибири не любят горячку и

спешку

  1. Весны без грозы не бывает.

  2. Все грущу о шинели.

  3. Десять суток нам дают на отдых!

  4. Вхожу в родную квартиру по

лестнице ледяной.

  1. Тянет холодом зимних дней.

  2. Вижу высоко над головой сосны.

  3. Его везли из крепости, из Бреста.

  4. Хлестало в окна дождиком косым


5.Физкутьтминутка.
6. Работа с теоретическим материалом.

Учитель читает стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыханье»,

а перед прочтением ставит перед детьми ряд вопросов:

Почему было выбрано именно это стихотворение?

Какое отношение имеет данное стихотворение к теме нашего урока?



Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучах пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря… (А.А. Фет)
Янтарь – окаменевшая живица древней ших хвойных деревьев(обычно прозрачная, цвета от бледно-воскового до темно-красного), обрабатываемая для украшений, а также используемая в медицине, приборостроении и других производствах.

Пурпур – темный или ярко-красный цвет

Лобзание – книж., поэт., устар., - целование, поцелуи.

Какова особенность этого стихотворения?

А. А. Фет, могли построить целое стихотворение только из назывных предложений.

Л.Н. Толстой сказал о нем так: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина»

Сегодня на уроке мы говорили о назывных предложениях. Вы заметили, что таких предложений много в стихотворениях. Не случайно Н.В.Гоголь сказал: «Родник поэзии есть красота». Наблюдая над назывными предложениями, вы можете ответить на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?»

Назывные предложения делают стихотворение мелодичными, конкретно указывая на предметы, явления, которые волнуют поэта. В основном используются в художественной литературе, поэзии и прозе, в газетных и журнальных очерках и статьях. С их помощью писатели, журналисты обычно в начале своих произведений лаконично и точно рисуют время, место действия; обстановку, пейзаж.

7. Работа с теоретич. материалом.(по учебнику)-параграф 22.

8. Лексическая работа на уроке.

Комментировать - дать комментарии, пояснения к чему-либо.

Комментатор - (от лат «комментариус»-заметки, толкование.) –

1. автор комментария; 2. человек, который комментирует что-либо.

Виктор Михайлович Гусев – известный спортивный комментатор. Он постоянно комментирует футбольные матчи, а также хоккей и другие виды спорта.

9.Игровое упражнение «Продолжи стихотворение».

Суть игры: учащиеся должны хором продолжить начатую учителем строчку из известных им стихотворений в том случае, если эта строчка является назывным предложением. Иначе - вы должны соблюдать молчание.

Мороз и солнце!..........................................День чудесный! (Пушкин)

Люблю грозу............................................................................(Тютчев)

Унылая пора!............................................Очей очарованье! (Пушкин)

Август месяц. Тихо. Сухо.................Предвечерний час.(Исаковский)

Во глубине сибирских руд.............................................. (Пушкин)

Тучки небесные, вечные странники................ степью лазурною, цепью жемчужною (Лермонтов)

В больших сапогах, в полушубке овчинном.................. в больших рукавицах, а сам - с ноготок. (Некрасов)

Белая береза под моим окном....................................... (Есенин)

Гой ты, родина моя..................................(гой ты, бор дремучий.) ............................................................. (А. Толстой)

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,....................... ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (И. Тургенев)

10. Творческие задания в группах.


  1. ЗАДАНИЕ: перед вами пословицы и поговорки о книгах, подчеркните только те пословицы, которые состоят из односоставных предложений

    • Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

    • Книга книгой, да и своим умом двигай.

    • Книга мала, а ума придала.

    • Книги не говорят, а правду сказывают.

    • Книги читай, а дела не забывай.

    • Книги читать – не в ладушки играть.

    • Книга – друг человека.

    • Кто много читает – тот много знает.




  1. ЗАДАНИЕ: перед вами начало пословиц и поговорок о книгах, состоящие из односоставных предложений, допишите их.

Учёному и книги …(В РУКИ).

  • Читай, книгочей, не жалей … (ОЧЕЙ).

  • Всю жизнь живи, всю жизнь … (УЧИСЬ).

  • Ему и книги … (В РУКИ).

  • Много читает, а дела …(НЕ ЗНАЕТ).

  • Смотрит в книгу, а видит … (ФИГУ).

3)Придумываем предложения.

ЗАДАНИЕ: запишите как можно больше назывных предложений, выраженных:

  1. Только именем существительным: Зима.

  2. Существительным с прилагательным: Поздний вечер.

  3. Существительным с причастием: Смеющиеся лица.

  4. Существительным с числительным: Девять часов.

  5. Существительным с частицами ВОТ, ВОН: Вот мельница.

  6. Существительным с другим существительным: Начало января.

  7. Существительным с наречием: Спуск вниз.

  8. Фразеологизмом: Буря в стакане воды.

4. Пишем рассказ.

ЗАДАНИЕ: напишите на одну из предложенных тем рассказ, состоящий из возможно большего числа назывных (в том числе и распространённых) предложений.

  1. В театре.

  2. В библиотеке.

  3. Весна в деревне.

  4. Зимний лес.

  5. Осенний город.


11. Дом задание: п. 22, упр.№140,142

12. Итоги урока: познакомились с назывным предложением, его значением в прозаическом и поэтическом тексте, сферой употребления.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по теме «Назывные предложения» iconУрок русского языка в 8 классе по теме «Назывные предложения»
Введение понятия «назывные предложения», формирование умения находить назывные предложения, характеризовать, определять роль, выразительно...
Конспект урока по теме «Назывные предложения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема «Назывные предложения». Урок объяснения нового материала (раздел «Односоставные предложения»11часов, назывные предложения-1...
Конспект урока по теме «Назывные предложения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Введение понятия «назывные предложения», формирование умения находить назывные предложения, характеризовать, определять роль, выразительно...
Конспект урока по теме «Назывные предложения» iconКонспект урока назывные предложения (Тема урока) фио (полностью) Казимирова Оксана Викторовна
Цель урока: дать понятие о назывных предложениях,показать их значение, сферу их употребления
Конспект урока по теме «Назывные предложения» iconПлан-конспект урока главные и второстепенные члены предложения
Тема и номер урока в теме: «Главные и второстепенные члены предложения», урок №9, «Вспоминаем, повторяем, изучаем»
Конспект урока по теме «Назывные предложения» iconУрок по русскому языку в 3 классе. Закрепление по теме «Члены предложения»
Цели урока закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения (должны знать на какие вопросы отвечают главные и второстепенные...
Конспект урока по теме «Назывные предложения» iconКонспект урока виды односоставных предложений (Тема урока) фио (полностью)...
Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения?
Конспект урока по теме «Назывные предложения» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Учитель: Костина...
Тема урока: Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое (грамматическая основа предложения)
Конспект урока по теме «Назывные предложения» iconКонспект урока русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»
Цели и задачи изучения темы
Конспект урока по теме «Назывные предложения» iconКонспект урока Тема урока : Мои увлечения. Настоящее простое время:...
Знать: названия дней недели, образование числительных до 100; конструкцию вопросительного предложения в Present Simple
Конспект урока по теме «Назывные предложения» iconТема. Назывные предложения Цели
Цели: 1 развивать речевую культуру учеников, устную речь, воображение, аналитическое и синтетическое мышление, навыки самостоятельной...
Конспект урока по теме «Назывные предложения» iconТема урока «Определенно-личные предложения». Цель урока
Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения?
Конспект урока по теме «Назывные предложения» iconРазработка урока русского языка в 5 классе по теме «Сложное предложение»
Образовательные: познакомить с понятием сложного предложения; учить находить сложные предложения в тексте; ставить запятые в сложном...
Конспект урока по теме «Назывные предложения» iconКонспект урока русского языка в 9 классе тема: обобщающий урок «Сложноподчинённое предложение»
Формировать умения определять вид придаточного предложения, строить схемы предложения; объяснять постановку знаков препинания
Конспект урока по теме «Назывные предложения» iconКонспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Строчная буква...
Цель урока: сформировать практическое умение писать строчную букву ж, писать слова и предложения с этой буквой
Конспект урока по теме «Назывные предложения» iconКонспект урока русского языка в первом классе по теме «Знаки препинания в конце предложения»
Автор: Лещенко Ирина Александровна учитель начальных классов мбоу «Озимовская средняя общеобразовательная школа»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск