Скачать 49.06 Kb.
|
Тема . Назывные предложения Цели: 1) развивать речевую культуру учеников, устную речь, воображение, аналитическое и синтетическое мышление, навыки самостоятельной работы; 2) воспитывать любовь к родному языку, природе; интерес к предмету; 3) должны знать понятие – назывное предложение; уметь находить назывные предложения в тексте; определять их роль и использовать назывные предложения в устной и письменной речи. Литература: И.С.Никитин «Ярко звёзд мерцанье…» , В. Песков «Средняя полоса России», К Бальмонт «Ветер. Взморье. Вздохи ветра…» Оборудование: Плакат, алгоритм действий, карточки. Ход урока: Оргмомент. Сообщение темы урока. Целеполагание. 1.Чтение стихотворения учителем. …Золотые нивы. Гладь да блеск озёр. Светлые заливы, Без конца простор. Звёзды над полями, Глушь да камыши… (Иван Саввич Никитин.) - Знаете ли вы, кто автор этих строк? - При прослушивании этого отрывка , что необычного вы заметили? (Здесь нет глаголов) - Действительно, одни восхищались тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира. Л.Толстой отмечал: «…Нет ни одного глагола. Каждое выражение – красота.» Другие усматривали в этой безглагольности посягательство на законы поэтики. А.Фет, А.Блок, А.Цветаева, Велимир Хлебников и др. поэты часто использовали этот приём. - Перед вами первых две строчки этого стихотворения. Выделите грамматическую основу. - Чем выражена грамматическая основа? - Что такое имя существительное? - Следовательно, как называются такие предложения? - Тема нашего урока назывные предложения. - Р., определите цели урока: что вы должны узнать, чему научиться? (Плакат на доску) Оформление записей в тетради ( число, классная работа, назывные предложения) Изучение нового материала. 1.Работа с учебником (с. 106), 24 (Самостоятельное чтение учащимися) - Составим коллективный план. 1. Что такое назывные предложения? 2. Какое время выражают назывные предложения? 3. В каких случаях эти предложения приобретают указательное значение? 4. Где и с какой целью употребляются назывные предложения? ( Отпечатанный план на партах) - Обратимся к упр. 242 Задание. 1. Среди первых 5 предложений найдите назывные. Аргументируйте ответ. 2.Обратите внимание : чем отличаются назывные предложения друг от друга по структуре? ( Распространённые и нераспр.) - А теперь мы с вами окунёмся в мир стихии и запишем прекрасное четверостишие Константина Дмитриевича Бальмонта. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьётся Чуждый чарам чёрный чёлн. - Найдите назывные предложения. Выделите грамматическую основу - Какая картина рисуется в вашем воображении? ( Наступил вечер. Находимся на берегу моря. Дует лёгкий ветерок. Волны медленно , как говорит автор, величаво накатываются на берег.) - Рисуя картину, вы используете двусоставные предложения. Подумайте почему автор использует назывные предложения? ( В тексте появляется стремительность, т.е. динамичность действия, которое происходит в настоящем времени. Автор немногословно, лаконично обрисовывает картину приближения бури.) - Р., давайте обратим внимание на орфограммы данного поэтического текста. - Какие слова вам непонятны? Найдём их в толковом словаре С.И.Ожегова. (Величавый, чары, чёлн) - Четверостишие рисует картину приближающейся бури. Какие средства выразительности использует автор? Эпитеты – величавый возглас, чуждый чарам. (Они создают образ.) Метафоры – вздохи ветра, возглас волн. (Очеловечивание природы, ощущение волшебства.) - Какой звук повторяется в последней строчке? ( Ч )- какие ассоциации вызывает? Этот приём в литературе называется звукопись. Закрепление. - Перед вами карточки А, Б, В. Выберите одну из карточек. Внимательно прочитайте задание, постарайтесь правильно его выполнить. КАРТОЧКА А Объяснить пропущенные орфограммы. Найти назывные предложения. Выделить грамматическую основу. Град. Иней. Туманы и росы. Изморозь, белой солью лежащая по утрам на траве. Вот и зимний узор на окнах… Красота. ( В.Песков – журналист. Из статьи «Средняя полоса России») КАРТОЧКА Б Распространите данные предложения. Луна. Вечер. Утро. Лето. Ночь. КАРТОЧКА В Напишите сочинение – миниатюру по репродукции картины Б.В.Щербакова «Русь подмосковная» Подведение итогов. - Вернёмся к плану и подведём итоги нашей работы. ( Назывные предложения употребляются в художественной литературе ( поэзии, прозе), в газетных, журнальных очерках и статьях. Писатели лаконично рисуют место и время действия, пейзаж.) Контроль знаний. Тест.* 1. Найдите назывные предложения. А) Умную голову почитают смолоду. Б) Тишина и безлюдье. В) Дрогнет задетая кем – то ветка. 2. Укажите распространённые назывные предложения. А) Мороз и солнце. Б) День чудесный! В) Сосны, кедры, пихты, ели. 3. Найдите назывное предложение с указательным значением. А) Весна! Б) Голубые озёрца льна. В) Вот и родная сторона! Домашнее задание - Красота родного края, полная поэзии и прелести всегда трогает и волнует наше сердце. Поэтому одним из вариантов д/з будет написание сочинения – миниатюры на одну из тем: «Ночная тишина» , «Утро в лесу». Или на выбор упр. 243 или 244. ( Написать на обратной стороне доски) Рефлексия. - Итак, внимание. Каковы цели урока? Удалось ли их реализовать? - Где вы сможете применить свои знания? ( При выполнении творческих заданий , например, заметки в газету) - Понравился ли вам урок? Когда будете выходить, оставьте у меня на столе сигнальную карточку соответствующего цвета. Оценивание |
Урок русского языка в 8 классе по теме «Назывные предложения» Введение понятия «назывные предложения», формирование умения находить назывные предложения, характеризовать, определять роль, выразительно... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема «Назывные предложения». Урок объяснения нового материала (раздел «Односоставные предложения»11часов, назывные предложения-1... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Введение понятия «назывные предложения», формирование умения находить назывные предложения, характеризовать, определять роль, выразительно... | Конспект урока назывные предложения (Тема урока) фио (полностью) Казимирова Оксана Викторовна Цель урока: дать понятие о назывных предложениях,показать их значение, сферу их употребления | ||
Конспект урока по теме «Назывные предложения» Физ-мат класс. Глава 11 Взаимные превращения жидкостей и газов § 72, 73, 74 (коспект), упр. 14 6,7) | Урок русского языка во 2 классе Тема: Связь слов в предложении Цели: развивать умение конструировать предложения, находить главные члены предложения, пользуясь вопросами | ||
Урок по русскому языку в 3 классе. Закрепление по теме «Члены предложения» Цели урока закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения (должны знать на какие вопросы отвечают главные и второстепенные... | Тема урока: Односоставные предложения (на материале комедии Н. В.... Т. В. Козлова Т. В. Щербакова 2012 г. 2012 г | ||
Урок 2 вторник 04. 12. 12 Тема: Условные предложения (повторение) Задание Прочитай предложения и определи тип условного предложения. Запиши ответы в тетрадь | Урок по русскому языку в 8 классе на тему: «Назывные предложения» Оборудование. Современные песни на тему “Зима”. Иллюстрации и слайды “Зимний пейзаж”. Учебник “Русский язык. 8 класс под редакцией... | ||
Урок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие... Цель урока: познакомить учащихся с признаками сложного предложения, привить навык постановки знаков препинания между частями сложного... | Урок по русскому языку в 8 классе Тема: «Обособленные члены предложения» Тема урока : Предложения с обособленными членами. Подготовка к гиа (А3, а 4, А5-А7,В4) | ||
Тема урока «Определенно-личные предложения». Цель урока Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения? | Тема: «Виды предложений по цели высказывания» Изучить основные характеристики предложений, различных по цели высказывания. Проанализировать интонационное оформление различных... | ||
Цели урока Различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с именными составными сказуемыми | Конспект урока. Тема: Виды предложений по цели высказывания. Знаки... Цель: формировать навык распознавания предложений по цели высказывания и использовать их с учетом речевой ситуации |