Тема. Назывные предложения Цели





Скачать 49.06 Kb.
НазваниеТема. Назывные предложения Цели
Дата публикации05.10.2014
Размер49.06 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Тема . Назывные предложения
Цели: 1) развивать речевую культуру учеников, устную речь, воображение, аналитическое и синтетическое мышление, навыки самостоятельной работы;

2) воспитывать любовь к родному языку, природе; интерес к предмету;

3) должны знать понятие – назывное предложение; уметь находить назывные предложения в тексте; определять их роль и использовать назывные предложения в устной и письменной речи.


Литература: И.С.Никитин «Ярко звёзд мерцанье…» ,

В. Песков «Средняя полоса России»,

К Бальмонт «Ветер. Взморье. Вздохи ветра…»
Оборудование: Плакат, алгоритм действий, карточки.

Ход урока:

Оргмомент.
Сообщение темы урока. Целеполагание.
1.Чтение стихотворения учителем.
Золотые нивы.

Гладь да блеск озёр.

Светлые заливы,

Без конца простор.

Звёзды над полями,

Глушь да камыши…
(Иван Саввич Никитин.)

- Знаете ли вы, кто автор этих строк?

- При прослушивании этого отрывка , что необычного вы заметили?
(Здесь нет глаголов)
- Действительно, одни восхищались тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира.

Л.Толстой отмечал: «…Нет ни одного глагола. Каждое выражение – красота.»

Другие усматривали в этой безглагольности посягательство на законы поэтики. А.Фет, А.Блок, А.Цветаева, Велимир Хлебников и др. поэты часто использовали этот приём.
- Перед вами первых две строчки этого стихотворения.

Выделите грамматическую основу.

- Чем выражена грамматическая основа?

- Что такое имя существительное?

- Следовательно, как называются такие предложения?
- Тема нашего урока назывные предложения.
- Р., определите цели урока: что вы должны узнать, чему научиться?

(Плакат на доску)
Оформление записей в тетради ( число, классная работа, назывные предложения)

Изучение нового материала.
1.Работа с учебником (с. 106), 24
(Самостоятельное чтение учащимися)
- Составим коллективный план.
1. Что такое назывные предложения?

2. Какое время выражают назывные предложения?

3. В каких случаях эти предложения приобретают указательное значение?

4. Где и с какой целью употребляются назывные предложения? ( Отпечатанный план на партах)
- Обратимся к упр. 242
Задание. 1. Среди первых 5 предложений найдите назывные. Аргументируйте ответ.

2.Обратите внимание : чем отличаются назывные предложения друг от друга по структуре?

( Распространённые и нераспр.)

- А теперь мы с вами окунёмся в мир стихии и запишем прекрасное четверостишие Константина Дмитриевича Бальмонта.
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьётся

Чуждый чарам чёрный чёлн.

- Найдите назывные предложения. Выделите грамматическую основу

- Какая картина рисуется в вашем воображении?
( Наступил вечер. Находимся на берегу моря. Дует лёгкий ветерок. Волны медленно , как говорит автор, величаво накатываются на берег.)

- Рисуя картину, вы используете двусоставные предложения. Подумайте почему автор использует назывные предложения?
( В тексте появляется стремительность, т.е. динамичность действия, которое происходит в настоящем времени. Автор немногословно, лаконично обрисовывает картину приближения бури.)
- Р., давайте обратим внимание на орфограммы данного поэтического текста.
- Какие слова вам непонятны? Найдём их в толковом словаре С.И.Ожегова.

(Величавый, чары, чёлн)
- Четверостишие рисует картину приближающейся бури.

Какие средства выразительности использует автор?
Эпитеты – величавый возглас, чуждый чарам.

(Они создают образ.)
Метафоры – вздохи ветра, возглас волн.

(Очеловечивание природы, ощущение волшебства.)
- Какой звук повторяется в последней строчке?

( Ч )- какие ассоциации вызывает?
Этот приём в литературе называется звукопись.
Закрепление.
- Перед вами карточки А, Б, В. Выберите одну из карточек. Внимательно прочитайте задание, постарайтесь правильно его выполнить.
КАРТОЧКА А

Объяснить пропущенные орфограммы. Найти назывные предложения. Выделить грамматическую основу.
Град. Иней. Туманы и росы. Изморозь, белой солью лежащая по утрам на траве. Вот и зимний узор на окнах… Красота.
( В.Песков – журналист. Из статьи «Средняя полоса России»)
КАРТОЧКА Б
Распространите данные предложения.
Луна.

Вечер.

Утро.

Лето.

Ночь.

КАРТОЧКА В

Напишите сочинение – миниатюру по репродукции картины Б.В.Щербакова «Русь подмосковная»

Подведение итогов.

- Вернёмся к плану и подведём итоги нашей работы.
( Назывные предложения употребляются в художественной литературе ( поэзии, прозе), в газетных, журнальных очерках и статьях. Писатели лаконично рисуют место и время действия, пейзаж.)

Контроль знаний. Тест.*

1. Найдите назывные предложения.

А) Умную голову почитают смолоду.

Б) Тишина и безлюдье.

В) Дрогнет задетая кем – то ветка.
2. Укажите распространённые назывные предложения.

А) Мороз и солнце.

Б) День чудесный!

В) Сосны, кедры, пихты, ели.

3. Найдите назывное предложение с указательным значением.

А) Весна!

Б) Голубые озёрца льна.

В) Вот и родная сторона!


Домашнее задание

- Красота родного края, полная поэзии и прелести всегда трогает и волнует наше сердце. Поэтому одним из вариантов д/з будет написание сочинения – миниатюры на одну из тем: «Ночная тишина» , «Утро в лесу». Или на выбор упр. 243 или 244.

( Написать на обратной стороне доски)
Рефлексия.
- Итак, внимание. Каковы цели урока? Удалось ли их реализовать?
- Где вы сможете применить свои знания?

( При выполнении творческих заданий , например, заметки в газету)
- Понравился ли вам урок? Когда будете выходить, оставьте у меня на столе сигнальную карточку соответствующего цвета.

Оценивание

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема. Назывные предложения Цели iconУрок русского языка в 8 классе по теме «Назывные предложения»
Введение понятия «назывные предложения», формирование умения находить назывные предложения, характеризовать, определять роль, выразительно...
Тема. Назывные предложения Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема «Назывные предложения». Урок объяснения нового материала (раздел «Односоставные предложения»11часов, назывные предложения-1...
Тема. Назывные предложения Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Введение понятия «назывные предложения», формирование умения находить назывные предложения, характеризовать, определять роль, выразительно...
Тема. Назывные предложения Цели iconКонспект урока назывные предложения (Тема урока) фио (полностью) Казимирова Оксана Викторовна
Цель урока: дать понятие о назывных предложениях,показать их значение, сферу их употребления
Тема. Назывные предложения Цели iconКонспект урока по теме «Назывные предложения»
Физ-мат класс. Глава 11 Взаимные превращения жидкостей и газов § 72, 73, 74 (коспект), упр. 14 6,7)
Тема. Назывные предложения Цели iconУрок русского языка во 2 классе Тема: Связь слов в предложении
Цели: развивать умение конструировать предложения, находить главные члены предложения, пользуясь вопросами
Тема. Назывные предложения Цели iconУрок по русскому языку в 3 классе. Закрепление по теме «Члены предложения»
Цели урока закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения (должны знать на какие вопросы отвечают главные и второстепенные...
Тема. Назывные предложения Цели iconТема урока: Односоставные предложения (на материале комедии Н. В....
Т. В. Козлова Т. В. Щербакова 2012 г. 2012 г
Тема. Назывные предложения Цели iconУрок 2 вторник 04. 12. 12 Тема: Условные предложения (повторение)
Задание Прочитай предложения и определи тип условного предложения. Запиши ответы в тетрадь
Тема. Назывные предложения Цели iconУрок по русскому языку в 8 классе на тему: «Назывные предложения»
Оборудование. Современные песни на тему “Зима”. Иллюстрации и слайды “Зимний пейзаж”. Учебник “Русский язык. 8 класс под редакцией...
Тема. Назывные предложения Цели iconУрок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие...
Цель урока: познакомить учащихся с признаками сложного предложения, привить навык постановки знаков препинания между частями сложного...
Тема. Назывные предложения Цели iconУрок по русскому языку в 8 классе Тема: «Обособленные члены предложения»
Тема урока : Предложения с обособленными членами. Подготовка к гиа (А3, а 4, А5-А7,В4)
Тема. Назывные предложения Цели iconТема урока «Определенно-личные предложения». Цель урока
Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения?
Тема. Назывные предложения Цели iconТема: «Виды предложений по цели высказывания»
Изучить основные характеристики предложений, различных по цели высказывания. Проанализировать интонационное оформление различных...
Тема. Назывные предложения Цели iconЦели урока
Различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с именными составными сказуемыми
Тема. Назывные предложения Цели iconКонспект урока. Тема: Виды предложений по цели высказывания. Знаки...
Цель: формировать навык распознавания предложений по цели высказывания и использовать их с учетом речевой ситуации


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск