Скачать 40.92 Kb.
|
Тема: Рассказ В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип». Цели: - познакомить учащихся с творчеством и жизнью В.П.Астафьева; - отработать навыки выразительного чтения; - учить детей анализировать поступки героев; - прививать любовь и бережное отношение к животным. Оборудование: портрет В.П.Астафьева, фото стрижей. Ход урока
- Пересказ рассказа Е.Чарушина «Кабан». III. Сообщение темы и цели урока. - Ребята, а сегодня мы с вами познакомимся с замечательным рассказом «Стрижонок Скрип», а написал его Виктор Петрович Астафьев. IV.Изучение нового материала. 1.Расказ об авторе В.П. Астафьеве. Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина Петра Павловича Астафьева. Его мать, Лидия Ильинична, погибла, когда сыну исполнилось семь лет. Она утонула в Енисее. С той поры река отметиной пройдёт по всем его произведениям, он проведёт на реке свои лучшие дни, часы, о которых напишет книги, поминая в них свою мать. Мать оставалась в его жизни светлой тенью, воспоминанием, прикосновением, и он не стал отягощать тот образ бытовыми подробностями. Петр Павлович Астафьев, отец писателя, при всей буйности характера, вызывает противоречивые чувства: и симпатии, и неприязни, и жалости. Виктор Петрович Астафьев пишете своем отце и с жалостью, и с мужественной прямотой: «Папа мой - деревенский красавчик, маленько гармонист, маленько охотник, маленько парикмахер и маленько хвастун...» Через бабушку, дедушку, через дядьев и теток своих постигал Астафьев в буднях, в работе, в заботах русскую общинную традицию, здоровые земные корпи, красоту и суровость сибирской земли. В школу В. Астафьев пошел с восьми лет. В первом классе учился в родном селе Овсянка. В Игарке, куда переехал на заработки его отец, окончил начальную школу, а осенью 1936 года, когда надо было учиться в пятом классе, с ним случилась беда: остался он один. Учился кое-как и до марта беспризорничал, пока не попал в Игарский детский интернат. Вспоминая о детдоме в Игарке, В. П. Астафьев с особым чувством признательности рассказывает о его воспитателе, а затем директоре Василии Ивановиче Соколове, который в те трудные переходные годы оказал на него благотворное влияние. В. И. Соколов является прототипом образа Репкина в повести «Кража». На протяжении многих лет в различных городах России на сценах театров идут его пьесы, по произведениям В. Астафьева сняты кинофильмы. Писатель часто встречался со своими земляками, читателями и, помня свое детдомовское детство, всячески помогал ребятам из детских домов и интернатов. В 1998 году, 26 января, он был гостем и нашей школы, где встретился с учащимися и рассказал о своей жизни и о творчестве. Последнее время Виктор Петрович жил на родине, в селе Овсянка. Умер после тяжелой болезни 29 ноября 2001 года в г. Красноярске. 2.Рассказ о стрижах. Сразу по прилету с юга стрижи начинают строить гнездо, а по окончанию строительства откладывают обычно 2 яйца. Высиживают яйца оба родителя. Длится обычно высиживание 11 дней, но если погода неблагоприятная, то процесс может и затянуться. В некоторые особо неблагоприятные годы высиживание вообще прерывается. При непогоде у стрижей сильно снижается температура тела, и они как бы погружаются в спячку. Яйца в таком случае выбрасывают с гнезда, предвидя, что ничего из высиживания не получится. Но если все же птенцы вылупились, то тут родители не устают их кормить. Стрижи ловят насекомых, с помощью клейкой слюны склеивают их в комочки по 400-1500 штук и несут птенцам. За день один стриж может поймать до 40 тыс. насекомых. А если вдруг ненастье? В таком случае родители стрижи отправляются туда, где можно найти корм. Иногда это бывает за 60-70 км. По несколько дней они могут проводить в поисках пищи, не возвращаясь к гнезду. Птенцы в это время, чтобы не умереть с голода, «нашли выход». Они впадают в спячку. В таком оцепенении они могут находиться до 12 дней. Видите, друзья, насколько изобретательна природа, когда дело касается сохранения жизни? Стрижей можно встретить везде – в горах, лесах, на равнинах, а также в городах. В городах чаще всего распространены черные стрижи или белопоясные. И в заключение своего рассказа не могу не упомянуть еще об одной особенности стрижей. Они могут спать в воздухе. И не несколько секунд или даже минут, а несколько часов. Они взлетают высоко в воздух и парят, изредка во сне взмахивая крыльями. Утром же стрижи просыпаются и отправляются на охоту. V.ФИЗМИНУТКА. 2.Знакомство с рассказом. а) Чтение рассказа учителем и учащимися 1.-Ребята как вы думаете, почему стрижонка назвали скрип? 2.- Какая была мама-стрижиха? - Как вы думаете, почему маме-стрижихе было трудно прокормить стрижонка? 3.-Ребята почему мама-стрижиха вернула в норку стрижонка-скрипа? - Как стрижи справляются с опасностью? 4.- Что случилось с мамой-стрижихой? - Как стрижи помогали стрижатам-сиротам? 5.- Что произошло в жизни стрижонка-скрипа? 6. – Что послужило причиной для строительства другой норки? 3.Словарная работа. а) Бесцеремонно – беззастенчиво и развязно, выходя за границы вежливости. б) Подберите синонимы к словам. -мерцала-светилась; -серьёзный - вдумчивый, сосредоточенный, озабоченный; - угревшись-согревшись; - потухло - погасло, прекратилось. в) Подберите антонимы к словам. -мерцала - мрачнеть, темнеть; -строгий - ласковый; -тревога - покой, спокойствие. VI. Итог урока. - С каким автором познакомились? - Что вы о нём узнали? - С каким рассказом познакомились? -О ком этот рассказ? - Чем он вам понравился? VII. Домашнее задание. VIII. Организация на перемену. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Хрестоматия часть 2 В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» стр. 130-140 рабочая тетрадь стр. 20-22 | Конспект урока развития речи в 5 глухом классе Тема: Рассказ по закрытой картинке Цели и задачи изучения темы | ||
Литература, 6-ой класс Тема: Ф. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» Цель: знакомство с биографией и творчеством писателя, раскрытие нравственных проблем рассказа, выяснение смысла названия рассказа,... | Тема урока Цели урока Формирование умения орфографического списывания; умения составлять лингвистический рассказ | ||
Исследование средств выразительности произведений В. П. Астафьева Художественные средства выразительности в произведениях В. П. Астафьева | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ребята, мы прочитали рассказ «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого. Помните, на прошлом уроке мы выяснили, что такое рассказ. Давайте... | ||
Реферат учителя мбоу «сош№1» Астафьева, в чем особенности их, цели, с которыми автор использует диалектизмы и способы введения диалектизмов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мы все выполнили домашнее задание. Самое лучшее творческое задание из нашей группы – рассказ Алсу о весне. Её рассказ заинтересовал... | ||
Внеклассное мероприятие по творчеству В. П. Астафьева "Память жива"... Назначение: для организации воспитательной работы в классе по патриотическому и экологическому воспитанию | «Олимпийские игры» Русский язык. С. 37 №66,составить рассказ о зимних развлечениях детей. Рассказ записать на отдельном листе. Рабочая тетрадь: с. 20-21... | ||
Рассказ о боярине Дружине Андреевиче Морозове Рассказ о Елене. (на... «О, Царь! Ты велишь нам вместе с тобою пить мед, смешанный с кровию наших братьев, христиан правоверных!» Таков был царь; таковы... | «страшно на этом свете, господа!» (На примере рассказа в. П. Астафьева «заматерелое зло») Цели Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Наук, изучающих прошлое природы и общества ИсторияОтечествакак предмет научного познания. Цели задачи,переодизация. История от греч. Historia – рассказ о прошедшем, об | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составить рассказ о друге (написать его имя, возраст, что умеет делать). Начать рассказ со слов «I have got a friend» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: А. П. Платонов. Жизненный и творческий путь. Рассказ «Никита». Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Связная речь. Учить составлять короткий рассказ по содержанию стихотворения; составлять описательный рассказ о предметах посуды |