Скачать 36.13 Kb.
|
В сборнике научных статей на основе материалов заочной Всероссийской Интернет научно-практической конференции «Воспитательное пространство: проблемы, поиски решения.»27-28 марта 2009 года Михайлова О.Ф. 224- 226 с. Духовно-нравственное воспитание школьников на основе системного подхода. В настоящий момент Россия переживает глубокий кризис, отразившийся во всех общественной жизни: распалась прежняя картина мира, изменились нравственные ориентиры ценности, обострились противоречия между духовным и материальным, реально существующими потребностями в высших идеалах и господствующей тенденцией прагматического подхода к жизни. Самой чувствительной и уязвимой возрастной категорией в сложившейся ситуации являются дети. Духовная пустота подрастающего поколения неизбежно скажется на судьбах страны. Выход из кризиса видится в духовно-нравственном воспитании учащихся. Духовно-нравственное воспитание это один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями высших духовных ценностей и претворение в их практическое действие и поведение. Высшими ценностями в применении к процессу воспитания можно считать следующую систему ценностей: 1) индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребенка, честь, достоинство); 2) семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, ее традиции);3) национальные ( образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации) 4) общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и т.д). Такая система ценностей «позволяет понять самого себя и духовный смысл жизни, приобщиться к образу жизни и традициям семьи; стать сопричастным к Большой и Малой Родине; системе мировой культуры» [1,9].Они, как предельные высшие смыслы человеческой жизни, выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны человеческого бытия. Эти ценности носят общечеловеческий характер, они принимаются и развиваются всеми людьми в условиях общественно- исторических изменений цивилизации. В трактовке духовно-нравственного воспитания мы опираемся на системный подход. Системный подход в педагогике осуществляется при условии, что предмет «воспитание» исследуется и организуется как система. «Система – это совокупность компонентов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее этим компонентам по отдельности»[2,4] Воспитание является сложной многоуровневой системой. Она существует как иерархия воспитательных систем. Выделяются следующие виды: а) макросистема воспитательная система, функционирующая, в том или ином обществе; б) региональные системы – они развиваются как специфические социальные комплексы, включающие в себя все воспитательные системы в том или ином регионе- районе, городе, области, республике и т.п.; в) педагогические системы – к ним, существующим как относительно самостоятельные, относятся системы воспитания в микрорайоне, воспитательном учреждении, в первичных коллективах , особое место среди последних занимает семья; г) частичные системы – они существуют как моменты функционирования целостных педагогических систем и обеспечивают формирование отдельных сторон личности. Они находятся во взаимопроникновении. Среди этих частных систем – духовно-нравственное, экологическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание и т.д. Функционирующие в структуре целостных педагогических систем, они характеризуются своими специфическими задачами, видами деятельности, содержанием, средствами, методами и организационными формами, представляющими наибольшие возможности для решения этих задач. Ведущим среди них является нравственное воспитание. Оно как бы пронизывает все аспекты целостного воспитательного процесса[3,84] Итак, в свете системного подхода духовно-нравственного воспитания является одним из видов воспитательных систем. Духовно-нравственное воспитание относится к частичным воспитательным системам, которые обеспечивают формирование отдельных сторон целостной личности, так как будучи одним из аспектов воспитания формирует у учащихся высшие духовные ценности. Так как воспитательный процесс многогранен, то духовно-нравственное воспитание, как одна из его граней, находится в органической взаимосвязи взаимопроникновении с другими аспектами этого процесса, также функционирующими как частичные системы. Духовно-нравственное воспитание не существует как отдельный самостоятельный процесс. Духовно-нравственное воспитание как частичная воспитательная система является частью целостных педагогических систем. Вне целостных педагогических систем она не может быть организована. Этими целостными педагогическими системами могут выступать: коллектив учащихся, образовательное учреждение и семья. Именно они порождают систему духовно нравственного воспитания учащихся. Только организовав оптимальное функционирование целостных педагогических систем в общеобразовательных учреждениях, возможно обеспечить высокую эффективность духовно-нравственного воспитания учащихся. Литература 1 Лушников И.Д. Современная русская школа.- Вологда, 1996.-88с 2 Сокольников Ю.П. Всеобщая педагогическая теория. Системное понимание педагогической действительности.- Чебоксары, 2001.- 32 с. 3.Сокольников Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников: Учебно-методическое пособие.- М., 1990.-190с. |
Реферат Духовно-нравственное воспитание Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка | Духовно-нравственное воспитание в условиях сельской школы Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой... | ||
«Духовно-нравственное воспитание школьников через уроки технологии и изобразительного искусства» | Программа развития на период 2011-2015 г г Реализация компетентностного подхода в профильном обучении старшеклассников через духовно-нравственное воспитание и | ||
«Роль православной культуры в духовно- нравственном воспитании школьников» Важнейшей современной проблемой является духовно – нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психологическое... | Духовно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель духовно- нравственное воспитание должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития | Духовно-нравственное воспитание школьников Учителя нашей школы показали открытые уроки по данному направлению: Ефремова Светлана Михайловна «С чего начинается Родина?» и Лобанова... | ||
Реферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме:... По теме: духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства | Духовно нравственное воспитание школьников В более узком смысле термин "культура" относят только к сфере духовной жизни людей | ||
Содокладчики (по 3 минуты) Духовно-нравственное воспитание школьников как основа гармоничного развития личности учащегося (заместитель директора по вр н. Н.... | Духовно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.... | ||
Доклад «духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы... Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали... | Программа научно-практического семинара для зам директоров и учителей... Государственное образовательное учреждение Самарский институт повышения квалификации работников образования (сипкро) | ||
Рабочая программа по музыке 8 класс Составитель: Белова Ольга Николаевна Целью уроков музыки в 8 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему... | Русской Православной Церкви Администрация Томской области Духовно-нравственное... Материалы 18-ых Духовно-исторических чтений в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия |