Духовно нравственное воспитание школьников





Скачать 308.89 Kb.
НазваниеДуховно нравственное воспитание школьников
страница1/4
Дата публикации10.08.2014
Размер308.89 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4
Содержание:



  1. Духовно – нравственное воспитание школьников.

Культура как содержание воспитания школьников 2


  1. Плюсы и минусы традиционного урока.

Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС?» 9


  1. Применение модульной технологии в системе обучения. 14




  1. Научно-методическая деятельность. 23




  1. Опыт работы над методической проблемой

учителя истории. 27
Духовно – нравственное воспитание школьников.

Культура как содержание воспитания школьников.
В БСЭ понятие культура определяется так. От лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание, исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культура употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная, социалистическая, майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная, быта). В более узком смысле термин "культура" относят только к сфере духовной жизни людей.

Таким образом, предметом культуры можно считать всё, что было создано непосредственно человеком, в том числе и в духовно-нравственной сфере. К сожалению, далеко не все достижения человечества в этом смысле будут полезны для воспитания наших детей.

Духовно-нравственное воспитание личности это сложный процесс, включающий в себя педагогическую, социальную и духовную составляющие. Поэтому прежде чем приступить к воспитанию ребёнка нам, педагогам, нужно для себя ответить на три важных вопроса:

  1. Кого мы воспитываем и что мы за люди?

  2. Каким наш воспитанник должен стать?

  3. Как мы можем этого достичь?

Во-первых, важная особенность воспитания согласно А.А.Леонтьеву, заключается в том, что оно подразумевает два процесса, идущих навстречу друг другу. С одной стороны это процесс воздействия педагога на ребёнка, а с другой – активность воспитанника на воздействие.

Мы, учителя, получаем довольно разнообразный «материал» для воспитания. Наши дети – представители различных социальных слоёв и ячеек. У них уже отчасти сформирована гендерная культура (представления о жизненном предназначении женщины и мужчины), семейные и бытовые традиции (кто в семье главный, семейные обязанности, праздники, отношения). Наши воспитанники – представители разных национальностей и конфессий. Многие знакомы на различном уровне с этническими особенностями своего народа и религии. И конечно они уже все имели некий личный опыт при столкновении с различными социальными явлениями в бытовой и нравственной сфере.

Всё вышесказанное можно отнести и к нам, педагогам. Единственное, пожалуй, отличие между нами и нашими воспитанниками это то, что мы являемся более «продуктом» воспитания, чем они. Поэтому нам важно помнить о некоторых «законах педагогики», прежде чем мы кого-то чему-то хотим научить:

  1. Закон сообщающихся сосудов.

Привожу высказывание Розиной О.В. «Известно, что личность учителя, его нравственные качества и позиция имеют ключевое значение в воспитании. В педагогике, как науке о «детоводительстве» и практической деятельности учителя непреложно действует гидромеханический закон о сообщающихся сосудах. Согласно этому закону однородная жидкость перетекает из сосуда расположенного выше, в тот, который ниже, независимо от формы этих сосудов, до тех тор, пока ее уровень не сравняется. Педагог любой дисциплины, знакомый с предметом лишь внешне, не любящий и не знающей его, не может раскрыть его сущностных основ и законов. Если учитель музыки не умеет играть ни на каком музыкальном инструменте, то способен ли он адекватно рассказать детям о тех законах, по которым она создается, раскрыть ее красоту и гармонию?».

Т.о., в зависимости от того, насколько мы наполнены духовно и нравственно, будут воспитаны и наши дети.

  1. Закон воспитания на положительном примере.

Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко – примером». К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью.

Этот закон очень тесно переплетается со вторым и третьим вопросами педагогики. Но, тем не менее, связывая его с личностью педагога, важно отметить, что современный процесс образования, именуемый «услугой» как бы нивелирует личность учителя. В рыночной педагогике он – субъект оказания услуг, здоров, приветлив, морально устойчив, приятен и опрятен. Одним словом, педагог – позитивный робот, но … учителя – люди. Мы болеем, у нас бывает горе, наши близкие портят нам настроение, мы не можем избавиться от вредных привычек и т.д.

Поэтому, на мой взгляд, чего нужно избегать учителю так это ханжества. Ханжество — показная форма благочестия и набожности при тайной или явной неверности исповедуемым идеям, разновидность морального формализма и лицемерия. Следовательно, не нужно скрипя сердцем и зубами демонстрировать из себя героя или мученика в трудные для себя минуты, не стоит слащаво говорить о морально-нравственных ценностях, к которым не имеем ни малейшего отношения, да и крик не всегда поможет найти выход в сложной ситуации. Потому что, согласно третьему «закону педагогики»:

  1. Мы можем отдать детям только то, что у нас есть.

Но здесь возникает больной вопрос, что есть в нас самих являющимся ценным для наших воспитанников? Если говорить пафосно, то это жизнь. Хотя в педагогике есть такие примеры: польский педагог Януш Корчак, отправившийся со своими подопечными в газовую камеру фашистского застенка. Но и в мирное время у учителя есть знания, умения их извлечь, нравственные качества, совет в трудную минуту, личное время. Говоря о приоритете духовно-нравственного воспитания, И.Г.Песталоцци называет его «морем бесконечной силы совершенной любви». Научить ребёнка любить, показав ему своим примером, словом и делом всю высоту, глубину и полноту этого явления – такова задача воспитания, по его мнению.

Т.о. единственный путь для педагога это постоянная работа над собой, поиск важнейших истин и идеалов и самосовершенствование в соответствии с этим. А иначе как? Если мы сами не можем ответить на этот вопрос и найти свой путь, то куда мы поведём наших детей.

Итак, перед нами второй вопрос педагогики.

Во-вторых, каким наш воспитанник должен стать. И это ещё один болезненный вопрос воспитания современного школьника. Сегодня перед нашими детьми множество стандартов. Ключевое слово во всех идеалах «успешность»: успешная семья, успешная мать, карьера, работа и т.д. Приведу некоторые определения:

«Успех – это определенный результат непрерывной и упорной деятельности, направленной на достижение поставленных целей и согласующейся с универсальными законами»;

«Успех – это способность в любой момент оплатить счета и уверенность в том, что вы сможете это сделать всегда и при любых обстоятельствах»;

«Успех – это постепенная реализация достойной цели. Вашей целью может быть что угодно, как то стать отличным родителем, удивительной женой или мульти миллионером. Ваше движение к цели – уже есть успех. Вы не стоите на месте, вы находитесь в постоянном движении к цели, которая приносит вам удовлетворение. Разве это не успех?»;

«Успех - общественное признание».

Т.о., чтобы быть идеальным нужно достичь всего, что ты хочешь и при этом получить признание общества. При этом цель может быть любой, главное достойной (ещё одно любопытное слово), законы – универсальными (какими-какими?), хорошо, что хоть деятельность непрерывная и упорная (только вот непонятно, какая?). А самое главное, общество должно признать твою успешность.

Как же педагогу совместить эти определения успешности с задачами воспитания?

«Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни». Выделяют умственное, физическое, эстетическое и нравственное воспитание. «Совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек – наивысшая цель воспитания».

«Образование — это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями».

Какими задачи воспитания и образования видят деятели науки прошлых лет?

В древней русской философии вопросами духовности занимался Г.С.Сковорода. Задачи воспитания, считал он, - сохранить здоровье ребёнка, научить его признательности, прививать чувство долга. Признательность – главный показатель духовной зрелости.

Часто ли наши воспитанники выражают благодарность за их воспитание?

Важным ориентиром на пути формирования духовных ценностей личности Г.С.Сковорода считал духовное преобразование человека, которое возможно при условии спокойной, чистой совести, символическим рождением.

Если вдуматься, то в слове «образование» есть основа «образ». И важнейшая для учителя задача, какой образ он создаёт в ребёнке. Смысл образования преображение личности ребёнка. Если знания не преображают, то они бессмысленны.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Духовно нравственное воспитание школьников iconРеферат Духовно-нравственное воспитание
Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
Духовно нравственное воспитание школьников iconДуховно-нравственное воспитание в условиях сельской школы
Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой...
Духовно нравственное воспитание школьников icon«Духовно-нравственное воспитание школьников через уроки технологии и изобразительного искусства»

Духовно нравственное воспитание школьников iconДуховно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование...
...
Духовно нравственное воспитание школьников icon«Роль православной культуры в духовно- нравственном воспитании школьников»
Важнейшей современной проблемой является духовно – нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психологическое...
Духовно нравственное воспитание школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель духовно- нравственное воспитание должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития
Духовно нравственное воспитание школьников iconДуховно-нравственное воспитание школьников
Учителя нашей школы показали открытые уроки по данному направлению: Ефремова Светлана Михайловна «С чего начинается Родина?» и Лобанова...
Духовно нравственное воспитание школьников iconРеферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме:...
По теме: духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства
Духовно нравственное воспитание школьников iconСодокладчики (по 3 минуты)
Духовно-нравственное воспитание школьников как основа гармоничного развития личности учащегося (заместитель директора по вр н. Н....
Духовно нравственное воспитание школьников iconДуховно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ
Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования....
Духовно нравственное воспитание школьников iconДоклад «духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы...
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали...
Духовно нравственное воспитание школьников iconПрограмма научно-практического семинара для зам директоров и учителей...
Государственное образовательное учреждение Самарский институт повышения квалификации работников образования (сипкро)
Духовно нравственное воспитание школьников iconРабочая программа по музыке 8 класс Составитель: Белова Ольга Николаевна
Целью уроков музыки в 8 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему...
Духовно нравственное воспитание школьников iconРусской Православной Церкви Администрация Томской области Духовно-нравственное...
Материалы 18-ых Духовно-исторических чтений в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Духовно нравственное воспитание школьников iconДуховно-нравственное воспитание школьников на основе системного подхода
Глотова В. В. Краткий курс лекций по истории и философии науки: учеб пособие / В. В. Глотова. Воронеж: фгбоу впо «Воронежский государственный...
Духовно нравственное воспитание школьников iconОб утверждении муниципальной программы «Патриотическое и духовно-нравственное...
Утвердить прилагаемую муниципальную программу «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи на территории Чернушинского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск