Конспект урока «Устное народное творчество» Лесникова Зоя Николаевна моу «Петъяльская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл





Скачать 97.09 Kb.
НазваниеКонспект урока «Устное народное творчество» Лесникова Зоя Николаевна моу «Петъяльская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл
Дата публикации03.10.2013
Размер97.09 Kb.
ТипВикторина
100-bal.ru > Культура > Викторина
План –конспект урока «Устное народное творчество»

1. Лесникова Зоя Николаевна

2.МОУ «Петъяльская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл

3.Учитель начальных классов

4.Литературное чтение

5. 2 класс

6.№20 Устное народное творчество

7.Литературное чтение. Авторы Л.Ф.Климанова и другие. «Просвещение» 2011

8.Цель урока: закрепление знаний о жанрах устного народного творчества, викторина по сказкам.

9. Обучающие:

  • Систематизировать знания учащихся о малых фольклорных жанрах русского народного творчества и понятии «Устное народное творчество»,совершенствовать навык чтения.

Развивающие:

  • Развивать интеллект младших школьников средствами литературы (развивать устную речь детей, мышление, воображение, творческие способности), обогащать словарный запас учащихся;

  • развивать умение анализировать, обобщать и делать собственные выводы.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и интерес к русской литературе, произведениям устного народного творчества, расширить кругозор,

  • обогащать духовный мир ребёнка.

10. Тип урока: обобщающий.

11.Формы работы учащихся: рассказ учителя, сообщения учащихся, беседа, вопросы-ответы, прослушивание записей мелодий, компьютерная презентация.

12.Используемое оборудование:

  • Выставка рисунков детей по прочитанным сказкам

  • Карточки с текстами пословиц , считалок, потешек , песенок, скороговорок.

  • Мультимедийный проектор,

  • Серии сюжетных и предметных картинок с изображением сказочных персонажей,

  • выставка книг по теме «Устное народное творчество» ,

  • Аудиозаписи народных песен,

  • Жетоны за правильные ответы.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Орг. момент. Эмоциональный настрой на урок

1Аудизапись народной песни

Проводит беседу по прослушанной песне

Слушают и обсуждают характер песни

4мин

2

Самоопределение к деятельности







Определяют цель и задачу урока

2 мин.

1

1

2

3

5

6

7

3

Просмотр презентации

2Устное народное творчество

Демонстрация

Выполнение заданий

10 мин

4

Работа с карточками




Задаёт индивидуальные наводящие вопросы

В парах работают с карточками, выполняют самопроверку

8 мин

5

Викторина по сказкам

3 Фрагменты из прочитанных сказок

Объясняет правила викторины

Угадывают сказки

7 мин

6

Рефлексия




Ставит наводящие вопросы

Анализируют свои действия

5 мин

7

Обобщение урока. Подведение итогов.




Обобщающее слово учителя. Награждение отличившихся.

Подсчитывают свои жетоны за правильные ответы

7 мин

Дом. задание: . Стр. 58-59, зад. 6.

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Народная песня

Аудиозапись

прослушивание

school-collection.edu.ru

2

Устное народное творчество




презентация

school-collection.edu.ru

3

Викторина




Фрагменты сказок

school-collection.edu.ru

План-конспект урока

1Эмоциональный настрой на урок

Звучит музыка – весёлые наигрыши.

Учитель.

-Ребята, понравилась вам эта музыка?

-Это музыка композиторская или народная? Почему?

(ответы детей )

- ( Это музыка народная.)

Учитель.

- На каком музыкальном инструменте её исполняют?

(ответы детей )….. гармонь

-Какая музыка по характеру?

(весёлая, задорная, плясовая).

2 Определение темы урока.

Учитель

-А что ещё рассказывали своим детям и внукам в прошлом мамы и бабушки?

( -Сказки, небылицы, пели колыбельные.)

-Ребята, догадались о чем пойдет у нас сегодня речь? (ответ детей)

- Об устном народном творчестве.

(слайд 2)

Учитель:В течении нескольких уроков мы с вами говорили о жанрах устного народного творчества. Мы завершаем эту тему, у нас последний, обобщающий урок, и проведём мы его в виде урока-презентации.

3. Целеполагание.

Мы с вами сегодня попытаемся представить, рассказать и показать свои знания по теме «Устное народное творчество» . У вас у всех будет возможность выступить на уроке. За правильные ответы вы будете полу-

чать жетоны, в конце урока определим победителя «Знаток устного народного творчества»

-Какую цель поставим перед собой на этом уроке? (Больше узнать о жанрах устного народного творчества, различать их виды, читать, слушать, пересказывать, сочинять, отвечать на вопросы, сравнивать и делать выводы, учиться радоваться своим успехам, успехам товарищей).

Учитель:

-Замечательно! А сейчас закройте глазки и про себя скажите « Я готов, я внимателен, я самый способный, у меня есть желание сегодня хорошо работать.»

4. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель:

-Как вы понимаете слово «устное» -это значит?........(ответ детей)

(-Слово «Устное» означает «из уст в уста», .т.е. без записи текста.)

-Что означают слова «творчество» и «народное»?.........(ответы детей)

«Творчество»- от слова « творить», создавать. Народное - значит то, что создал народ, а не кто-то один.

(слайд 3)

-Как одним словом можно сказать «устное народное творчество»?

(ответы детей)……….фольклор. ФОЛЬКЛОР –это живой цветок со множеством лепестков-жанров, которые очень разнообразны: от малых до крупных.

-Что относится к устному народному творчеству? (ответы детей)

Работа с учебником стр. 56-57, определить жанр УНТ.

1. Сказка - повествовательное, обычно народно- поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Конечно, сказка- самый главный, самый интересный и мудрый жанр народного творчества. Первым из творцов был народ, который вкладывал в сказки свои заветные мечты о лучшей доле бедняка, рассказывал о красоте, о трудолюбии и находчивости людей. Сказки собирают народную мудрость, учат нас добру, ценить красоту. В сказке всегда есть урок, подсказка, но очень добрая и мягкая. Это дружеский совет.

5 . Проверка домашнего задания

Пересказ любимой сказки…по желанию. (1-2 ученика)

Учитель:

Вы прочитали много сказок и нарисовали по этим сказкам хорошие рисунки. Сейчас мы послушаем рассказы ребят о своих рисунках.

(2-3 ученика рассказывают о своих рисунках по любимым сказкам)

-Молодцы, справились с заданием. –Хорошо знаете сказки.

2.- Небылица - шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает.

Жужжащее чтение. Я купил на птичьем рынке

говорящего кота,

Но не знал тогда, что будет с

ним сплошная маета.

Убежал мой кот из дома и явился

в детский сад,

Пел им песню «Чунга - Чанга»

Тридцать три часа подряд!

Попробуйте сами составить небылицу: задания по группам.

3.Что такое считалка?

-Как называются считалки, которые вы используете? ……..(ответы)

(слайд 10)

- Считалка –в детских играх: произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение участников игры

Дети читают любимые считалки.

4.Пословица- краткое народное изречение с назидательным содержанием

Игра «Собери пословицу», объясни смысл.

5.Скороговорки - что это? ( Ответы детей-….скоро говорить; когда мы говорим скороговорки, мы тренируем наш язычок. Чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки. (Слайд 12)

Учитель:

Кто быстрее произнесёт незнакомую скороговорку, написанную на доске?

(Дети тренируются, а остальные вспоминают знакомые скороговорки.)

Например:.

Жутко жуку жить на суку.

Резиновую Зину купили в магазине.

В гостях Илья, а дома свинья.

Крышу красят красной краской.

У осы не усы, не усищи, а усики.

6. Загадка- изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании

День и ночь одну работу делаю.

Дышу

Тяжело, не тяжело, а через избу не перекинешь.

Пёрышко

Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встает,

Сам себе плита, и чайник -

Сам заварит, сам нальет.

Самовар

Чего из избы не выгонишь?

Пыль

Зимой нет теплей,

Летом нет холодней

Печка

Собой не птица,

Петь не поет,

Кто к хозяину идет -

Она знать дает.

Собака

Старик-то на горе,

А старуха-то под горой;

Старик-то крепился,

Крепился Да в старуху-то и вцепился. (Репейник)

А сейчас хочу предложить вам поучаствовать в викторине

«Знатоки русских народных сказок»

(слайд 14-33)

  1. Внимательно ли вы читали сказки? Знаете ли вы героев сказок.

У каждого из них свой характер, свой голос.

Угадай героя из сказки.

  1. – Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл.

(Колобок «Колобок» )

  1. - Не плачь дед, не плачь баба, я вам снесу другое яичко…

(Курочка «Курочка Ряба»)

  1. – Ох, хозяюшка, дай скорее маслица …

(Курочка «Петушок и бобовое зёрнышко»)

  1. – Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками…

(Зайка «У страха глаза велики»)

  1. – Куда же ты? Ведь нынче указ, собаки не тронут.

(Тетерев «Лиса и тетерев»)

  1. – Не обессудь, куманёк. Больше потчевать нечем.

(Лиса «Лиса и журавль»)

  1. – Коли нет ничего иного можно и из топора кашу сварить.

(Солдат «Каша из топора»)

  1. – Баба яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит…

(Мышка «Гуси – лебеди»)

  1. – Хоть они и хорошие птицы были, а далеко им до тебя. Разумнее тебя я никого не видал.

(Рак «Ворона и рак»)

  1. - Отпусти же меня, кувшинушко! Полно же тебе, голубчик, баловать…Лиса «Лиса и кувшин») Учитель: Молодцы! С заданием справились, а теперь пора подвести итог нашей работы.

6. Подведение итогов

- Какую цель ставили перед собой?

- Ребята сосчитайте, сколько у вас жетонов. У кого больше всех жетонов выходите к доске. Вы награждаетесь дипломом. «Знаток русского народного творчества»

-Кто доволен своей работой на уроке? Что вам понравилось больше всего?



8. Домашнее задание. Стр. 58-59, зад. 6.

-Какое домашнее задание хотели бы выполнить?

(Дифференцированное домашнее задание.)

На нашей книжной выставке вы можете взять почитать понравившуюся сказку. Все они учат нас быть добрыми, дружить со своими товарищами ,любить и уважать своих родителей, братьев и сестёр. Ведь только тогда, когда вас окружают добрые люди, вы чувствуете себя уверенно и комфортно.

Народная мудрость- это мысли о добре и зле, о том, что больше всего надо ценить в людях и в жизни, как жить правильно и красиво.

-Спасибо за работу на уроке!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока «Устное народное творчество» Лесникова Зоя Николаевна моу «Петъяльская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл iconМоу «Карайская средняя общеобразовательная школа»
Моу «Карайская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района по итогам проведения межрегионального семинара...
Конспект урока «Устное народное творчество» Лесникова Зоя Николаевна моу «Петъяльская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл iconМоу «Карайская средняя общеобразовательная школа»
Моу «Карайская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района по итогам проведения межрегионального семинара...
Конспект урока «Устное народное творчество» Лесникова Зоя Николаевна моу «Петъяльская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл iconМинистерство образования Республики Марий Эл моу «Азановская средняя...
«Городищенская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
Конспект урока «Устное народное творчество» Лесникова Зоя Николаевна моу «Петъяльская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл iconКонспект урока фио шмигля Ирина Николаевна
Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 Зеленодольского муниципального...
Конспект урока «Устное народное творчество» Лесникова Зоя Николаевна моу «Петъяльская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл iconКонспект урока к. Д. Бальмонт. Жизнь и творчество. Фио (полностью): Зайнакова Гузель Агтасовна
Место работы: моу «Средняя общеобразовательная школа №7 города Лениногорска» Лениногорского района Республики Татарстан
Конспект урока «Устное народное творчество» Лесникова Зоя Николаевна моу «Петъяльская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл iconКонспект урока тема урока А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Тема...
Мбоу «Алексеевская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Алексеевского муниципального...
Конспект урока «Устное народное творчество» Лесникова Зоя Николаевна моу «Петъяльская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл iconПубличный отчет директора моу «Красноярская средняя общеобразовательная школа»
Красноярская средняя общеобразовательная школа является муниципальным общеобразовательным учреждением Звениговского района Республики...
Конспект урока «Устное народное творчество» Лесникова Зоя Николаевна моу «Петъяльская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл iconУрок изучения нового материала
Моу «Нежнурская средняя общеобразовательная школа» Килемарского района Республики Марий Эл
Конспект урока «Устное народное творчество» Лесникова Зоя Николаевна моу «Петъяльская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл iconН. А. Рогачева русское устное народное творчество
Рогачева Н. А. Русское устное народное творчество: Учебно-методический комплекс для студентов направления 031000. 62 Филология. Форма...
Конспект урока «Устное народное творчество» Лесникова Зоя Николаевна моу «Петъяльская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл iconРеферат Тема: «Наглядность и её роль на уроках марийского языка»
Моу «Красногорская средняя общеобразовательная школа №1» Звениговского района Республики Марий Эл
Конспект урока «Устное народное творчество» Лесникова Зоя Николаевна моу «Петъяльская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл icon«Куянковская общеобразовательная полная средняя школа» Параньгинского района Республики Марий Эл
Духовно-нравственное воспитание учащихся Муниципального образовательного учреждения
Конспект урока «Устное народное творчество» Лесникова Зоя Николаевна моу «Петъяльская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл iconПлан учебно воспитательной работы моу «Куянковская общеобразовательная...
Муниципальное образовательное учреждение «Куянковская общеобразовательная полная средняя школа» расположена в деревне Куянково Параньгинского...
Конспект урока «Устное народное творчество» Лесникова Зоя Николаевна моу «Петъяльская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моу «Виловатовская средняя общеобразовательная школа» Горномарийского района Республики Марий Эл
Конспект урока «Устное народное творчество» Лесникова Зоя Николаевна моу «Петъяльская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл iconПрограмма информатизации моу «Старокутушская средняя общеобразовательная школа»
Моу «Старокутушская средняя общеобразовательная школа» Черемшанского муниципального района Республики Татарстан
Конспект урока «Устное народное творчество» Лесникова Зоя Николаевна моу «Петъяльская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл iconКонспект урока по теме «Решение квадратных уравнений»
Моу «Ромодановская средняя общеобразовательная школа №1» Ромодановского района Республики Мордовия
Конспект урока «Устное народное творчество» Лесникова Зоя Николаевна моу «Петъяльская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл iconКонспект открытого урока по литературному чтению Цель урока
Место работы: моу «Средняя общеобразовательная школа №7 города Лениногорска» Лениногорского района Республики Татарстан


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск