Скачать 64.79 Kb.
|
Волшебство народных промыслов. Цели и задачи:
Оборудование: Выставка различных изделий народных промыслов; Иллюстрации изделий народных промыслов; Аудиозаписи музыкальных произведений; Тульские пряники. Ход классного часа. (слайд № 1)- тема занятия Родитель приглашает детей на ярмарку (фоном звучит музыка). Приходи, народ! Разевай пошире рот, Добрым людям здесь почет, Всех нас ярмарка зовет. А на ярмарке товары - Расписные самовары, Да предметы знатные Складные да ладные Они повсюду славятся, Вот и вам понравятся! Педагог: Посмотрите на эту великолепную выставку. Какие чувства она у вас вызывает, какое настроение, создает? (заслушиваются ответы учащихся: радости, восхищения, восторга, умиления). Вы знаете, что за изделия на ней представлены? ( заслушиваются ответы учащихся). (слайд № 2)-карта России с народными промыслами. Много в России мест, где с любовью создаются великолепные предметы и изделия, неповторимые в своей красоте! Обратите внимание на карту, на ней обозначены некоторые места изготовления изделий народного творчества. ( слайд №3) Гжельская керамика, городецкая роспись, дымковская игрушка, жостовская роспись, хохломская роспись и это далеко неполный перечень народных промыслов России. Издавна стремились люди украсить свой дом, одежду, посуду. Из поколения в поколение передавались секреты красоты. Сейчас эти традиции продолжают народные умельцы. Благодаря им, нам по-прежнему улыбаются веселые матрешки, малыши возят за веревочку деревянных лошадок, радуют глаз расписные глиняные “барыни” и свистульки. По всему свету разошлись изделия народных мастеров, потому что их работы давно приобрели мировую славу. Гости, приезжающие в нашу страну, обязательно увозят с собой на память изделия народных мастеров. Давайте совершим путешествие в этот волшебный красочный мир. (Пригласить детей сеть на стульчики.) Наше путешествие пройдет в форме устного журнала и первая его страничка- Городец. ( слайд №4) (выходят 2 девочки) Учащийся: Мы с родителями, когда готовились к занятию, много интересного узнали про городецкий промысел. На берегу Волги раскинулся древний русский город Городец. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Их мастерство удивляло самого Петра Великого. Умелые городецкие плотники, делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. ( слайд № 5, 6 ) В старинном Городце наряду с резьбой возникла самобытная роспись, которой по началу украшали пялки . Деревянные живописцы, украшали их веселыми сценками из народного быта в обрамлении цветочных гирлянд и крупных ярких роз. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. ( слайд №7) Учащийся: ( слайд № 8) Городецкая роспись- как ее нам не знать Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать. В процессе рассказа демонстрируются иллюстрация и изделия городецкой росписи. Педагог: Продолжим путешествие. Следующая страничка нашего журнала - город Вятка. (выходят 2 ученика) ( слайд № 9,10) Учащийся: В старину на месте одного из районов города Вятки находилась слобода Дымково. Там и зародился русский художественный промысел- дымковская игрушка. Игрушки лепили женщины и девочки, к весенней ярмарке и весеннему празднику, который носил название «свистопляска» и был посвящен солнцу. К празднику изготавливались глиняные свистульки в форме различных животных и птиц. Участники праздника свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками. Со временем к свистулькам добавилось изготовление фарфоровых статуэток барышень в платьях, дам в пелеринах с зонтиками, кавалеров и солдат. ( слайд № 11, 12, ) Учащийся: Мы с мамой узнали про секреты дымковских мастеров. Для производства игрушек, используется местная красная глина, ее собирали весной после половодья на реке Вятке и смешивали с мелким, чистым речным песком, обжигали. Затем фигурки белили мелом, разведенном в молоке и ставили на сквозняк – проветривали и сушили. Расписывали красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка покрывалась взбитым яйцом, что придавало ей блеск и яркость. Узор состоит из клеток, полосок, кругов, точек. В процессе рассказа демонстрируются иллюстрации и изделия дымковских мастеров. ( слайд № 13, 14, 15, 16, 17 ) Педагог: С годами видов дымковской игрушки стало больше. Сегодня можно увидеть не только фигурки животных, птиц и людей, но и жанровые композиции на темы городской жизни: гулянья, катания на лодках, карусели, ярмарки. ( слайд № 17) Родитель: Наше путешествие продолжается. Следующая остановка - город Семенов. Который по праву считается столицей «золотой» Хохломы. ( слайд № 18) Этот художественный промысел возник в17веке - это 400 лет назад, и получил свое название от села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия. Изначально вся хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Хохломская роспись - это узор из цветов, трав и ягод. Он называется растительным орнаментом. Самый любимый и стародавний из них - "травный орнамент", или просто "травка». ( слайд № 19) Благодаря специальному покрытию лаком и высокотемпературной обработке посуда практична и безопасна в использовании. Из хохломской посуды можно пить, есть, причем она не теряет своего внешнего вида от холодных и горячих блюд, а также соленых и кислых продуктах. ( слайд № 21) Учащийся: Фоном играет музыка Деревянная чашка, Деревянная плошка И, как будто простая, Деревянная ложка. Но узорочьем дивным Они расцветают, Как посуда нарядна – Она золотая! Вся в цветах она, в листьях И в ягодах алых, На ветвях золотых Стаи птиц небывалых. До того хороша, Восхищенья не скрою! Называют её Золотой хохломою. Педагог: Мы с вами познакомились с несколькими видами народных промыслов, - это хохломская роспись, дымковская игрушка и городецкая роспись. Узнали некоторые секреты их мастерства. Предлагаю попробовать расписать игрушки, той росписью, которая вам больше всего понравилась. Заготовки игрушек разложены по столам. За первым столом будет изготавливаться - Дымковская игрушка, за вторым столом - выбранные вами предметы будут украшаться городецкой росписью, за третьим столом- хохломской росписью. Подойдите, пожалуйста, к выбранному вами месту работы. Распишите их. Звучит музыка, учащиеся выполняют задание. После выполнения по желанию прикрепляют свои рисунки на стенд. Любуемся своим творчеством. Педагог: Не могу не удержаться, чтобы не рассказать о Туле! Кто знает, чем славится этот город? Заслушиваются ответы учащихся. Педагог: Это место издревле славится своими мастерами пряничниками. Таких вкусных и красивых пряников не пекут больше ни в одном городе! Можно только удивляться красоте и оригинальности этих выпечных изделий. ( слайд № 23, 24) Здесь разнообразные печатные пряники - подарочные, юбилейные, новогодние, пасхальные. Учащийся: А еще это место известно – самоварами! В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар. ( слайд № 28) Горячий чай, из самовара, обычай, древний на Руси. Единство, молодых и старых. Не веришь? Хоть кого спроси. (Родитель и девочка выходят.) Педагог: давайте спросим об этом наших частушечников. Дети садятся. ЧАСТУШКИ о САМОВАРЕ. На столе у нас пирог, Пышки и ватрушки. Так пропойте ж под чаек «Чайные» частушки! В пляске не жалей ботинки! Предлагай-ка чай друзьям. Если в чашке есть чаинки, Значит, письма пишут нам. Самовар блестит, кипя, И чаек в нем пенится. Погляди-ка на себя – Ну и отраженьице! Подавай мне чашку чая, Ведь люблю я русский чай. В чае я души не чаю, Наливай горячий чай. Входит родитель и девочка с пряниками на подносе. (2 подноса) О.А.: Пряник Тульский, ароматный Родился в краю родном. И румяный и приятный Весь в узоре расписном. Любят все его за это, Им гордясь и дорожа. Весь он из тепла и света. В нём вся тульская душа! Мама: Угощайтесь дети. Девочка: Угощайтесь гости дорогие. Слайд заключительный. |
Практическая работа №11 Тема: «Составление картосхемы размещения... Цели работы: познакомиться с особенностями сохранившихся народных промыслов, имевших ранее огромное распространение в Центральной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: 1 познакомить учеников с одним из видов народных художественных промыслов хохломой | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знакомить с происхождением русских народных художественных промыслов через лирические образы героев русских народных сказок | Исследовательский проект Область исследования: история возникновения и развития народных промыслов – русских игрушек | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Альбомы, иллюстрации с изделиями народных промыслов. Tv, Dvd-проигрыватель, музыкальный центр, записи музыки в группах и в зале.... | Реферат по географии по теме Рассказать о самобытном искусстве русских народных промыслов, пришедших к нам из древности | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки;... | Аннотация рабочей программы учебной дисциплины Авторская кукла Уровень... Цели освоения учебной дисциплины: формирование системы знаний и практических навыков в области декоративно-прикладного искусства,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приобщить учеников к миру декоративно-прикладного творчества посредством изучения народных промыслов | Публичный доклад Павловский техникум народных художественных промыслов России в настоящее время является наследником исторических традиций павловских... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Закрепить знания об отдельных видах народных промыслов: Городецкой и Хохломской росписях, дымковской игрушке, матрешках | Зав кафедрой художественного образования Мосина В. Р. Решение заседания кафедры Протокол №5 Выдвигать и разрабатывать концептуальные, экспериментальные инновационные проектные идеи в области декоративно-прикладного искусства... | ||
«Уроки мастеров» Встреча гостей. «Ремесленная слободка». Мастера показывают свое ремесленное искусство, тут же коробейники продают сувениры, изделия... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Знакомство с декоративной росписью матрешек из народных художественных промыслов: с матрёшками из Сергиева Посада, Семёнова,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... |