Скачать 107.01 Kb.
|
Конспект занятия по речевому практикуму «Как, умея говорить, научиться разговаривать?» Добрый день! Отметить отсутствие в конце урока. Откройте тетради, запишите дату, тему занятия. Сегодня у нас будет проходить речевой практикум «Как, умея говорить, научиться разговаривать?» Важно, чтобы вы были активны, участвовали в деятельности… Хочу задать вам три вопроса. - что такое практикум? - как вы думаете, чем будем заниматься? - чему учиться на занятии? Запишите в тетради ваши предположения, в конце урока вернемся к этому. Цель занятия: формирование и развитие речевой культуры студентов. Задачи: Помочь: - в овладении речевыми знаниями, умениями и навыками на практическом и творческом уровнях, используя их в жизни (учебных, бытовых, других ситуациях) - в совершенствовании психических качеств и свойств личности обучаемых (памяти, творческих способностей, внимании е, мышления, импровизаторских качеств); - в развитии интереса к предметам речевого цикла через выполнение речевых упражнений; Учить - осознавать собственные реальные речевые возможности для личностного, жизненного и профессионального становления; Формировать: - первоначальные коммуникативно-речевые профессиональные умения студентов; - первичные знания о речи и жанрах речевого общения как основе коммуникативной компетентности будущих педагогов. Вступление: Скажите, пожалуйста, что можно узнать о человеке по его речи? (предположения). По речи человека можно определить его пол, возраст, профессию, место рождения и место жительства, национальность, степень образованности, а главное- уровень воспитанности и культуры. Речь человека как ничто другое характеризует степень его обаяния душевного состояния, настроения. Запишите то впечатление, которое производит человек о себе своей речью, называется языковым паспортом говорящего. (слайд Стернин, с.59 ) Языковой паспорт говорящего- это то впечатление, которое он создает о себе своей речью. Свой языковой паспорт человек предъявляет всем окружающим, как только «откроет рот» поэтому говорить необходимо, соблюдая правила культуры речи и речевого этикета. В этом случае с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить просьбу. Тем не менее люди часто говорят, опираясь на эмоции, не задумываясь о том, как воспринимает их собеседник и какое впечатление такая речь может произвести - послушайте короткую речевую зарисовку известного детского поэта К.И. Чуковского и ответьте на вопрос: -что можно сказать о «героине» этой ситуации, ориентируясь на ее языковой паспорт? Чтение текста -размышление студентов. Существует много профессий повышенной речевой ответственности, профессия учителя - одна из них. Педагогическая деятельность требует от человека большой самоотдачи, так как построена на общении, которое должно быть искренним, убедительным. Речь учителя должна обеспечить продуктивный диалог с учащимися, полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения, организации учебной деятельности младших школьников. Поэтому каждый будущий педагог должен уметь владеть своей речью, работать над своим языковым паспортом - т.е. следить за культурой речи, соблюдать нормы общения и требования речевого этикета. Но работа эта кропотливая. Научиться хорошей речи за один день или даже месяц невозможно. За год можно – но не научиться, а многое узнать, понять, запомнить, проверить, выработать «внутренний взгляд» на свою речь. А дальнейшим культурно-речевым образованием нужно заниматься в течение всей жизни. Но это потом.. А сейчас начинаем работать над усовершенствованием речевой культуры. Цель: формирование и развитие речевой культуры студентов.
Профессии повышенной речевой ответственности требуют идеальной дикции, которая вырабатывается систематическими тренировками. Словарь по русской речевой культуре Издательство «Азбука-классика»2006 Кто нибудь из вас знает, что такое дикция и артикуляция при произношении. Прочитайте определение, если есть необходимость, запишите в тетрадь. Слайд (дикция, артикуляция) Любая устная речь, прежде всего зависит от артикуляции и дикции. Нередко происходят досадные сбои и оговорки, когда мы называем собеседника по имени отчеству. Это производит неприятное впечатление и может непроизвольно вызвать неприязнь собеседника к вам. А ведь встречаются труднопроизносимые имена с отчествами. Давайте произнесем некоторые из них. (слайд 3)
Имена отчества Прочитайте сначала про себя. Сейчас произнесем по очереди имена и отчества. Кто хочет произнести их все? Молодцы, сейчас мы учились правильной артикуляции. Очень известным, но сложным, на наш взгляд, является такое упражнение, как проговаривание скороговорок. Кто из вас знает скороговорки и может их правильно произнести. Молодцы!! Для того, чтобы правильно произнести скороговорку, нужно сначала медленно ее проговорить, затем увеличить темп. Произносить скороговорки нужно не только быстро, но и правильно. (6 слайд)
Выберите из списка скороговорки, которые вам понравились, повторите их несколько раз, убыстряя темп. Не забывайте о ясности и четкости произношения. А теперь еще одно упражнение: записаны фразы – попробуйте прочитать их быстро и четко, это поможет вам выработать правильную дикцию и артикуляцию (7 слайд)
Данные слова произнесите шепотом
Как вы думаете, чему способствует выполнение этого упражнения? Следующий этап нашего занятия – работа над интонацией: (8слайд) -Интонация – сложный комплекс характеристик звучащей речи, в который входят мелодика, темп, ритм, интенсивность, тембр голоса, фразовое и логическое ударение. Интонация несет в себе определенную информацию, оказывает большое влияние на слушающего. Интонацию называют душой звучащей речи. Можно записать определение термина. Теперь обратите внимание: на слайде появилось предложение, которое вам надо произнести с указанной интонацией. (9 слайд)
Совет: если трудно произнести предложение с указанной интонацией, помогите себе произношением про себя слова – помощника. Продолжаем учиться выражать голосом чувства, попробуем поинтонировать. Произнесите по-разному этикетную формулу начала речи «Дамы и господа!» (равнодушно, торжественно, выражая просьбу, иронию, радость).(10слайд)
Мысленно представьте себе различные жизненные ситуации, в которых вас о чем-то просят, и отвечайте «Да» (11 слайд)
Теперь по той же схеме попробуем поздороваться, исполнить песню (куплет) « В траве сидел кузнечик» Договоритесь, с какой интонацией будите петь, а мы должны будем определить. Каждая пара исполняет куплет с определенной интонацией. Сейчас немного поиграем. Такой вид работы называется «Буриме»
Исходные рифмы: слон-загон улица-курица Проверим, что у вас получилось. Молодцы! Версия первая:
Версия вторая:
Самоконтроль.
Отдохнули?
Что, если бы вам нагрубили? Что, если бы вам надо было сообщить плохую весть? Что, если бы вам предложили дать урок русского языка в начальной школе? Что, если бы вы поехали отдыхать за границу?
На первый раз получилось неплохо. Тренируйтесь. Это поможет вам в будущем. Теперь поговорим о просьбе. В жизни мы часто просим кого-то о чем-то, просят нас. Будет ли выполнена ваша просьба, во многом зависит от вас. Вежливость, тактичность, мотивированность способствует ее выполнению. Вот несколько правил построения просьбы.(14слайд) 1. Не забудьте обратиться по имени к тому, кого вы просите. 2. Не начинайте с просьбы, начните с комплимента. 3. Заранее выразите признательность и благодарность. 4. Мотивируйте просьбу. 5. Оцените, какая форма просьбы в данном случае лучше: прямая или косвенная. 6. Произнесите просьбу соответствующим тоном. Если есть вопросы, задайте. Подумайте, к кому бы вы хотели обратиться с просьбой в данный момент, и постарайтесь построить просьбу в соответствии с правилами, которые вы узнали. - выполнение задания, а можно обращаться к гостям Очень важным по жизни является умение говорить и принимать комплименты. (15 слайд) Вам известно, что такое комплимент? Комплимент - лестное замечание, одобрительный краткий отзыв, похвала, адресуемая непосредственно собеседнику или, реже, третьему лицу. Индивидуальный, неповторимый комплимент – это искусство. Следует твердо усвоить, что комплименты любят все, поэтому нужно учиться делать комплименты, а также их принимать. Если вы принимаете комплимент. Спасибо за комплимент. Рад (а) это слышать. То же можно сказать и о вас (тебе). Если вы хотите отвести комплимент. Вы (ты) мне делаете (ешь) комплимент. Вы (ты) мне льстите(ишь). Вы (ты) преувеличиваете (ешь). Ну что вы (ты)! Обратите внимание! Запреты в области комплиментов. Не упоминайте в комплиментах нос, уши, зубы собеседника. Не допускайте чрезмерных преувеличений, они могут быть приняты за иронию. Никогда не опровергайте комплимент, особенно с подробностями. (можно привести пример) Давайте потренируемся: по цепочке будем поворачиваться к своему соседу и произносить комплимент – искренний, нестандартный. Не забывайте об интонации. Итак, мы с вами учились говорить комплименты и их принимать. (17 слайд) А сейчас послушайте песню замечательного поэта, барда, композитора Б.Ш. Окуджавы «Пожелание друзьям». Исполняет автор. Спрашивать, слушать, отвечать, говорить- действия человека на пути к созиданию самого себя, своей судьбы. Учиться этим действиям нужно не только для того, чтобы стать умными, но и для того, чтобы стать добрыми, человечными, достойно жить, доброжелательно и мудро общаться с окружающими. Не случайно известные мыслители, педагоги, психологи важным условием взаимопонимания считали речь. Надежным способом поиска истины признавали беседу, а лучшим средством достижения цели - искусное владение словом. Прочитайте, пожалуйста про себя высказывание на слайде, подготовьтесь к чтению вслух, использую правила дикции, артикуляции, интонации то, чему мы учились на занятии. Умение говорить – это кратчайший путь к известности… почти любой может говорить так, что будет приятен и желанен в обществе, если он обладает верой в себя и людей, которая его воспламеняет» Как вы понимаете это высказывание? Кто знает, кто такой Дейл Карнеги? Дейл Карнеги - американский психолог, ученый, писатель, посвятивший свои произведения речевому общению (книга) А теперь вернемся к началу занятия и выясним, оправдались ли ваши ожидания относительно речевого практикума? Итак, как вы поняли, что же такое практикум? Что предполагали узнать, чем заниматься, что произошло? - высказывание студентов. (слайд21) Обратите внимание на список литературы на слайде, показываю пособия. Эти пособия были использованы при подготовке к речевому практикуму. При необходимости вы можете поработать по ним в кабинете 22, т.к. они окажут помощь в подготовке Д/З. (22 сл) Обратите внимание на слайд. Приготовить по одному, кто сможет больше речевых заданий, упражнений, для развития речевой культуры и провести их в подгруппе на следующем уроке. На листочках, которые у вас на столах, напишите, пожалуйста, отзыв о занятии, рекомендации, советы. Постарайтесь писать конкретно: понравилось – почему_____________________ Не понравилось – почему _____________________ Фамилию можете не указывать. Собрать листочки. И, наконец, последнее: хочу поблагодарить Марианну – за помощь и поддержку в подготовке и проведении практикума. Поблагодарить гостей – педагогов и участников, студентов 12 гр. Спасибо всем. Для всех мы приготовили советы, которые помогут вам в дальнейшем формировании и развитии речевой культуры. Помните, что работать над совершенствованием речи необходимо в течение всей жизни. |
Конспект классного часа «дружба чудесное слово…» для учащихся 1 класса Сегодня будем говорить о том, что такое дружба и как научиться жить дружно. (Презентация, кадр №1) | Конспект интегрированного занятия по познавательно речевому развитию... План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания" | ||
«как научиться петь на скрипке, или как научить скрипку разговаривать?»... Хх-го века, приходится наблюдать сложное восприятие нами игры на различных инструментах, так как в педагогике вместо обучения правильному... | Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по речевому... Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: ознакомить с традициями умея благодарить старших и подруг за полученный подарок, воспитывать чувство благодарности. Научиться... | Конспект открытого интегрированного занятия по познавательно-речевому направлению Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре | ||
Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой и речевому развитию Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... | Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе... Обучающая: обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости; установить, от каких факторов зависит и от каких не зависит выталкивающая... | ||
Чтобы научиться убедительно говорить, необходимо научиться ясно мыслить Индивидуальные задания: методические рекомендации к выполнению индивидуальных заданий по дисциплине «Информационное обеспечение товароведения... | Конспект занятия 17 Ход занятия Закрепление и повторение знаний учащихся о лексикологии, как разделе русского языка | ||
Конспект занятия кружка «Ловкие пальчики» Дорогие ребята! Сегодня на классном часе мы с вами затронем очень больную тему, а именно мы будем говорить о нашей безопасности:... | Конспект занятия в старшей группе по математике Дорогие ребята! Сегодня на классном часе мы с вами затронем очень больную тему, а именно мы будем говорить о нашей безопасности:... | ||
Конспект занятия в старшей группе «Свойства воздуха» Дорогие ребята! Сегодня на классном часе мы с вами затронем очень больную тему, а именно мы будем говорить о нашей безопасности:... | Конспект занятия по теме: «Базовая форма «треугольник» Дорогие ребята! Сегодня на классном часе мы с вами затронем очень больную тему, а именно мы будем говорить о нашей безопасности:... | ||
Конспект занятия на тему: камера-обскура Дорогие ребята! Сегодня на классном часе мы с вами затронем очень больную тему, а именно мы будем говорить о нашей безопасности:... | Конспект занятия: «Эх, лапти мои, лапти липовые…» Дорогие ребята! Сегодня на классном часе мы с вами затронем очень больную тему, а именно мы будем говорить о нашей безопасности:... |