Конспект занятия по речевому практикуму «Как, умея говорить, научиться разговаривать?»





Скачать 107.01 Kb.
НазваниеКонспект занятия по речевому практикуму «Как, умея говорить, научиться разговаривать?»
Дата публикации13.10.2013
Размер107.01 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Культура > Конспект
Конспект занятия по речевому практикуму
«Как, умея говорить, научиться разговаривать?»


Добрый день!

Отметить отсутствие в конце урока.

Откройте тетради, запишите дату, тему занятия.

Сегодня у нас будет проходить речевой практикум «Как, умея говорить, научиться разговаривать?»

Важно, чтобы вы были активны, участвовали в деятельности…

Хочу задать вам три вопроса.

- что такое практикум?

- как вы думаете, чем будем заниматься?

- чему учиться на занятии?

Запишите в тетради ваши предположения, в конце урока вернемся к этому.

Цель занятия: формирование и развитие речевой культуры студентов.

Задачи:

Помочь:

- в овладении речевыми знаниями, умениями и навыками на практическом и творческом уровнях, используя их в жизни (учебных, бытовых, других ситуациях)

- в совершенствовании психических качеств и свойств личности обучаемых (памяти, творческих способностей, внимании е, мышления, импровизаторских качеств);

- в развитии интереса к предметам речевого цикла через выполнение речевых упражнений;

Учить

- осознавать собственные реальные речевые возможности для личностного, жизненного и профессионального становления;

Формировать:

- первоначальные коммуникативно-речевые профессиональные умения студентов;

- первичные знания о речи и жанрах речевого общения как основе коммуникативной компетентности будущих педагогов.

Вступление:

Скажите, пожалуйста, что можно узнать о человеке по его речи? (предположения).

По речи человека можно определить его пол, возраст, профессию, место рождения и место жительства, национальность, степень образованности, а главное- уровень воспитанности и культуры.

Речь человека как ничто другое характеризует степень его обаяния душевного состояния, настроения.

Запишите то впечатление, которое производит человек о себе своей речью, называется языковым паспортом говорящего. (слайд Стернин, с.59 )

Языковой паспорт говорящего- это то впечатление, которое он создает о себе своей речью.

Свой языковой паспорт человек предъявляет всем окружающим, как только «откроет рот» поэтому говорить необходимо, соблюдая правила культуры речи и речевого этикета. В этом случае с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить просьбу.

Тем не менее люди часто говорят, опираясь на эмоции, не задумываясь о том, как воспринимает их собеседник и какое впечатление такая речь может произвести

- послушайте короткую речевую зарисовку известного детского поэта К.И. Чуковского и ответьте на вопрос:

-что можно сказать о «героине» этой ситуации, ориентируясь на ее языковой паспорт?

Чтение текста

-размышление студентов.

Существует много профессий повышенной речевой ответственности, профессия учителя - одна из них.

Педагогическая деятельность требует от человека большой самоотдачи, так как построена на общении, которое должно быть искренним, убедительным.

Речь учителя должна обеспечить продуктивный диалог с учащимися, полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения, организации учебной деятельности младших школьников. Поэтому каждый будущий педагог должен уметь владеть своей речью, работать над своим языковым паспортом - т.е. следить за культурой речи, соблюдать нормы общения и требования речевого этикета.

Но работа эта кропотливая. Научиться хорошей речи за один день или даже месяц невозможно. За год можно – но не научиться, а многое узнать, понять, запомнить, проверить, выработать «внутренний взгляд» на свою речь. А дальнейшим культурно-речевым образованием нужно заниматься в течение всей жизни.

Но это потом..

А сейчас начинаем работать над усовершенствованием речевой культуры.

Цель: формирование и развитие речевой культуры студентов.

  • Артикуляция - определенное положение органов речевого аппарата при произнесении звуков речи.

  • Дикция - произношение, манера произносить слова и звуки, степень отчетливости в их проговаривании.

Профессии повышенной речевой ответственности требуют идеальной дикции, которая вырабатывается систематическими тренировками.

Словарь по русской речевой культуре

Издательство «Азбука-классика»2006

Кто нибудь из вас знает, что такое дикция и артикуляция при произношении.

Прочитайте определение, если есть необходимость, запишите в тетрадь.

Слайд (дикция, артикуляция)

Любая устная речь, прежде всего зависит от артикуляции и дикции.

Нередко происходят досадные сбои и оговорки, когда мы называем собеседника по имени отчеству. Это производит неприятное впечатление и может непроизвольно вызвать неприязнь собеседника к вам. А ведь встречаются труднопроизносимые имена с отчествами. Давайте произнесем некоторые из них. (слайд 3)

  • Александр Вячеславович

  • Лариса Джумабековна

  • Венера Габдельмазитовна

  • Евгений Валентинович

  • Генриетта Севастьяновна

  • Александра Робертовна

  • Маргарита Станиславовна

  • Энгелина Зиновьевна

  • Евгения Хамзяновна

  • Альберт Абуязетович

Имена отчества

Прочитайте сначала про себя.

Сейчас произнесем по очереди имена и отчества. Кто хочет произнести их все? Молодцы, сейчас мы учились правильной артикуляции.

Очень известным, но сложным, на наш взгляд, является такое упражнение, как проговаривание скороговорок. Кто из вас знает скороговорки и может их правильно произнести. Молодцы!!

Для того, чтобы правильно произнести скороговорку, нужно сначала медленно ее проговорить, затем увеличить темп. Произносить скороговорки нужно не только быстро, но и правильно. (6 слайд)

  • На дворе трава, на траве дрова.

  • Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

  • Сшит колпак, да не по-колпаковски-надо его переколпаковать, перевыколпаковать.

  • Нашего пономаря никто не перепономарит, а наш пономарь всех перепономарит.

  • Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

  • Около кола колокола, около ворот коловорот.

  • Шакал шагал, шакал скакал.

  • Ткет ткач ткани на платки Тане.

  • Пришел Прокоп - кипел укроп . Ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Выберите из списка скороговорки, которые вам понравились, повторите их несколько раз, убыстряя темп. Не забывайте о ясности и четкости произношения.

А теперь еще одно упражнение: записаны фразы – попробуйте прочитать их быстро и четко, это поможет вам выработать правильную дикцию и артикуляцию (7 слайд)

  • Силы безопасности задержали покушавшегося.

  • Прекращена торговля скоропортящимися продуктами.

  • Принята резолюция, осуждающая продолжающуюся дискриминацию.

Данные слова произнесите шепотом

  • Взяточничество.

  • Предшествовавший.

  • Переосвидетельствовать .

  • Усовершенствование.

Как вы думаете, чему способствует выполнение этого упражнения?

Следующий этап нашего занятия – работа над интонацией: (8слайд)

-Интонация – сложный комплекс характеристик звучащей речи, в который входят мелодика, темп, ритм, интенсивность, тембр голоса, фразовое и логическое ударение. Интонация несет в себе определенную информацию, оказывает большое влияние на слушающего. Интонацию называют душой звучащей речи.

Можно записать определение термина.

Теперь обратите внимание: на слайде появилось предложение, которое вам надо произнести с указанной интонацией. (9 слайд)

  • Продолжительность жизни крысы составляет около трех лет (вопрос, утверждение, удивление, раздражение, гнев, восторг, радость)

Совет: если трудно произнести предложение с указанной интонацией, помогите себе произношением про себя слова – помощника.

Продолжаем учиться выражать голосом чувства, попробуем поинтонировать.

Произнесите по-разному этикетную формулу начала речи «Дамы и господа!» (равнодушно, торжественно, выражая просьбу, иронию, радость).(10слайд)

  • Произнесите по-разному этикетную формулу начала речи: «Дамы и господа!» (равнодушно, торжественно, выражая просьбу, иронию, радость)

Мысленно представьте себе различные жизненные ситуации, в которых вас о чем-то просят, и отвечайте «Да» (11 слайд)

  • спокойно и благожелательно

  • -спокойно и жестко

  • - резко

  • -удивленно

  • -с раздражением

Теперь по той же схеме попробуем поздороваться, исполнить песню (куплет) « В траве сидел кузнечик»

Договоритесь, с какой интонацией будите петь, а мы должны будем определить.

Каждая пара исполняет куплет с определенной интонацией.

Сейчас немного поиграем.

Такой вид работы называется «Буриме»

  • Цель игры - научить вас логике и умению писать стихи по заданной рифме.

  • Заключительная часть игры-чтение участниками своих вариантов и анализ результатов.

  • Буриме оценивается с учетом логики, остроумия, правильности построения фраз. Время выполнения-10 мин.

Исходные рифмы:

слон-загон

улица-курица

Проверим, что у вас получилось. Молодцы!

Версия первая:

  • Шумела обалдело улица,

  • Толпа смотрела на загон.

  • В истерике в нем бился слон,

  • Его топтала злобно курица.

Версия вторая:

  • О, боже мой! Какая улица-

  • Вертеп какой-то и загон!

  • В ощип должна попасться курица,

  • Но вечно попадает слон!

Самоконтроль.

  • Вы без особого труда можете увязать в четверостишие предложенные вам рифмы.

Отдохнули?

  1. А теперь будем учиться рассуждать. (13 слайд)

  2. Назовем это упражнение «Что, если…?»

Что, если бы вам нагрубили?

Что, если бы вам надо было сообщить плохую весть?

Что, если бы вам предложили дать урок русского языка в начальной школе?

Что, если бы вы поехали отдыхать за границу?

  1. Тренируйте свое умение просто рассуждать на любые, доступные вашему пониманию темы.

  2. Проверка рассуждений по желанию.

На первый раз получилось неплохо. Тренируйтесь. Это поможет вам в будущем.

Теперь поговорим о просьбе. В жизни мы часто просим кого-то о чем-то, просят нас. Будет ли выполнена ваша просьба, во многом зависит от вас. Вежливость, тактичность, мотивированность способствует ее выполнению. Вот несколько правил построения просьбы.(14слайд)

1. Не забудьте обратиться по имени к тому, кого вы просите.

2. Не начинайте с просьбы, начните с комплимента.

3. Заранее выразите признательность и благодарность.

4. Мотивируйте просьбу.

5. Оцените, какая форма просьбы в данном случае лучше: прямая или косвенная.

6. Произнесите просьбу соответствующим тоном.

Если есть вопросы, задайте.

Подумайте, к кому бы вы хотели обратиться с просьбой в данный момент, и постарайтесь построить просьбу в соответствии с правилами, которые вы узнали.

- выполнение задания, а можно обращаться к гостям

Очень важным по жизни является умение говорить и принимать комплименты. (15 слайд)

Вам известно, что такое комплимент?

Комплимент - лестное замечание, одобрительный краткий отзыв, похвала, адресуемая непосредственно собеседнику или, реже, третьему лицу.

Индивидуальный, неповторимый комплимент – это искусство. Следует твердо усвоить, что комплименты любят все, поэтому нужно учиться делать комплименты, а также их принимать.

Если вы принимаете комплимент.

Спасибо за комплимент.

Рад (а) это слышать.

То же можно сказать и о вас (тебе).

Если вы хотите отвести комплимент.

Вы (ты) мне делаете (ешь) комплимент.

Вы (ты) мне льстите(ишь).

Вы (ты) преувеличиваете (ешь).

Ну что вы (ты)!

Обратите внимание!

Запреты в области комплиментов.

Не упоминайте в комплиментах нос, уши, зубы собеседника.

Не допускайте чрезмерных преувеличений, они могут быть приняты за иронию.

Никогда не опровергайте комплимент, особенно с подробностями. (можно привести пример)

Давайте потренируемся: по цепочке будем поворачиваться к своему соседу и произносить комплимент – искренний, нестандартный. Не забывайте об интонации.

Итак, мы с вами учились говорить комплименты и их принимать. (17 слайд)

А сейчас послушайте песню замечательного поэта, барда, композитора Б.Ш. Окуджавы «Пожелание друзьям». Исполняет автор.

Спрашивать, слушать, отвечать, говорить- действия человека на пути к созиданию самого себя, своей судьбы. Учиться этим действиям нужно не только для того, чтобы стать умными, но и для того, чтобы стать добрыми, человечными, достойно жить, доброжелательно и мудро общаться с окружающими.

Не случайно известные мыслители, педагоги, психологи важным условием взаимопонимания считали речь.

Надежным способом поиска истины признавали беседу, а лучшим средством достижения

цели - искусное владение словом.

Прочитайте, пожалуйста про себя высказывание на слайде, подготовьтесь к чтению вслух, использую правила дикции, артикуляции, интонации то, чему мы учились на занятии.

Умение говорить – это кратчайший путь к известности… почти любой может говорить так, что будет приятен и желанен в обществе, если он обладает верой в себя и людей, которая его воспламеняет»

Как вы понимаете это высказывание?

Кто знает, кто такой Дейл Карнеги? Дейл Карнеги - американский психолог, ученый, писатель, посвятивший свои произведения речевому общению (книга)

А теперь вернемся к началу занятия и выясним, оправдались ли ваши ожидания относительно речевого практикума?

Итак, как вы поняли, что же такое практикум?

Что предполагали узнать, чем заниматься, что произошло?

- высказывание студентов. (слайд21)

Обратите внимание на список литературы на слайде, показываю пособия.

Эти пособия были использованы при подготовке к речевому практикуму.

При необходимости вы можете поработать по ним в кабинете 22, т.к. они окажут помощь в подготовке Д/З. (22 сл)

Обратите внимание на слайд.

Приготовить по одному, кто сможет больше речевых заданий, упражнений, для развития речевой культуры и провести их в подгруппе на следующем уроке.

На листочках, которые у вас на столах, напишите, пожалуйста, отзыв о занятии, рекомендации, советы. Постарайтесь писать конкретно: понравилось – почему_____________________

Не понравилось – почему _____________________

Фамилию можете не указывать.

Собрать листочки.

И, наконец, последнее: хочу поблагодарить Марианну – за помощь и поддержку в подготовке и проведении практикума.

Поблагодарить гостей – педагогов и участников, студентов 12 гр. Спасибо всем.

Для всех мы приготовили советы, которые помогут вам в дальнейшем формировании и развитии речевой культуры. Помните, что работать над совершенствованием речи необходимо в течение всей жизни.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект занятия по речевому практикуму «Как, умея говорить, научиться разговаривать?» iconКонспект классного часа «дружба чудесное слово…» для учащихся 1 класса
Сегодня будем говорить о том, что такое дружба и как научиться жить дружно. (Презентация, кадр №1)
Конспект занятия по речевому практикуму «Как, умея говорить, научиться разговаривать?» iconКонспект интегрированного занятия по познавательно речевому развитию...
План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания"
Конспект занятия по речевому практикуму «Как, умея говорить, научиться разговаривать?» icon«как научиться петь на скрипке, или как научить скрипку разговаривать?»...
Хх-го века, приходится наблюдать сложное восприятие нами игры на различных инструментах, так как в педагогике вместо обучения правильному...
Конспект занятия по речевому практикуму «Как, умея говорить, научиться разговаривать?» iconКонспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по речевому...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект занятия по речевому практикуму «Как, умея говорить, научиться разговаривать?» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: ознакомить с традициями умея благодарить старших и подруг за полученный подарок, воспитывать чувство благодарности. Научиться...
Конспект занятия по речевому практикуму «Как, умея говорить, научиться разговаривать?» iconКонспект открытого интегрированного занятия по познавательно-речевому направлению
Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре
Конспект занятия по речевому практикуму «Как, умея говорить, научиться разговаривать?» iconКонспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой и речевому развитию
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65...
Конспект занятия по речевому практикуму «Как, умея говорить, научиться разговаривать?» iconКонспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе...
Обучающая: обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости; установить, от каких факторов зависит и от каких не зависит выталкивающая...
Конспект занятия по речевому практикуму «Как, умея говорить, научиться разговаривать?» iconЧтобы научиться убедительно говорить, необходимо научиться ясно мыслить
Индивидуальные задания: методические рекомендации к выполнению индивидуальных заданий по дисциплине «Информационное обеспечение товароведения...
Конспект занятия по речевому практикуму «Как, умея говорить, научиться разговаривать?» iconКонспект занятия 17 Ход занятия
Закрепление и повторение знаний учащихся о лексикологии, как разделе русского языка
Конспект занятия по речевому практикуму «Как, умея говорить, научиться разговаривать?» iconКонспект занятия кружка «Ловкие пальчики»
Дорогие ребята! Сегодня на классном часе мы с вами затронем очень больную тему, а именно мы будем говорить о нашей безопасности:...
Конспект занятия по речевому практикуму «Как, умея говорить, научиться разговаривать?» iconКонспект занятия в старшей группе по математике
Дорогие ребята! Сегодня на классном часе мы с вами затронем очень больную тему, а именно мы будем говорить о нашей безопасности:...
Конспект занятия по речевому практикуму «Как, умея говорить, научиться разговаривать?» iconКонспект занятия в старшей группе «Свойства воздуха»
Дорогие ребята! Сегодня на классном часе мы с вами затронем очень больную тему, а именно мы будем говорить о нашей безопасности:...
Конспект занятия по речевому практикуму «Как, умея говорить, научиться разговаривать?» iconКонспект занятия по теме: «Базовая форма «треугольник»
Дорогие ребята! Сегодня на классном часе мы с вами затронем очень больную тему, а именно мы будем говорить о нашей безопасности:...
Конспект занятия по речевому практикуму «Как, умея говорить, научиться разговаривать?» iconКонспект занятия на тему: камера-обскура
Дорогие ребята! Сегодня на классном часе мы с вами затронем очень больную тему, а именно мы будем говорить о нашей безопасности:...
Конспект занятия по речевому практикуму «Как, умея говорить, научиться разговаривать?» iconКонспект занятия: «Эх, лапти мои, лапти липовые…»
Дорогие ребята! Сегодня на классном часе мы с вами затронем очень больную тему, а именно мы будем говорить о нашей безопасности:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск