Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 417.44 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации02.11.2013
Размер417.44 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Культура > Конспект
  1   2   3


Воспитание как организованный процесс формирования эмоционально-экспрессивных отношений детей дошкольного возраста.

(учебно-методическая публикация)



Кемерово 2013

Содержание


Введение…………………………………………………………..................

3

1

Развитие эмоционально – экспрессивной сферы детей ……………..


5

2

Организация работы с детьми ………………………………………...


20

3.

Организация работы с родителями …………………………………..

27

Заключение…………………………………………………………………

31

Список литературы………………………………………………………...

32

Приложения



Приложение 1. Конспект «Драматизация сказки С. Маршака «Теремок»…………………………………………………………………







33

Приложение 2. Конспект НОД по познавательному развитию………..

39

Приложение 2. Конспект занятия для детей средней группы «Мир эмоций»…………………………………………………………… 42



Введение

Особую роль в обыденном общении играют ситуации, когда люди выражают свои чувства друг другу. Эти ситуации возникают гораздо чаще, чем мы привыкли думать.

Каждое действие человека как-то связано с его внутренним состоянием. Следы этих состояний, проглядывающие сквозь канву действий, могут быть замечены другими.

Оценочное отношение к собственным эмоциональным переживаниям и к чувствам других людей может иметь определённые негативные последствия. Контроль над внешними проявлениями эмоций может стать причиной ограниченности чувственных переживаний, их недостаточного осознания. Если человек не хочет в будущем испытывать те или иные чувства, он может попытаться изменить стиль своего поведения или внешнюю ситуацию, своё место в ней, таким образом, чтобы в жизни, в отношениях с другими вызывала у него иную эмоциональную реакцию, отличную от той, которая была у него ранее.

Самым частым и одним из самых главных источников эмоциональных переживаний человека являются: актуальное состояние его отношений с другими, воспоминания о прошлых связях, мысли об отношениях, которые сложатся в будущем. Возможность выражать эти чувства в присутствии людей, с которыми они так или иначе связаны, может стать важным фактором укрепления взаимоотношений. Глубина и искренность в отношениях между людьми в значительной степени зависит от того, насколько эти люди могут выражать свои чувства в присутствии друг друга.

Многочисленные научные работы, посвящённые дошкольному возрасту, постоянно подчёркивают то большое значение, которое имеет для развития личности ребёнка его общение с окружающими, сколь значительную роль играют контакты со сверстниками для эмоционально – экспрессивного развития. Обсуждаются трудности, возникающие в ходе общения детей друг с другом в различных видах деятельности. А так как в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, то с помощью нее можно проследить формирование эмоционально – экспрессивных отношений детей. Поэтому изучение влияния целенаправленно организованных детских игр на формирование эмоционально – экспрессивных отношений детей является важной задачей в работе детского сада. Ведь игра выступает как эффективное средство и условие формирования эмоционально – экспрессивных отношений детей при условии целенаправленного руководства воспитателем сферой детских отношений.

Цель: создание условий для работы по эмоционально-экспрессивному развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

- изучить проблему развития эмоционально – экспрессивной сферы детей дошкольного возраста;

- организовать работу с детьми по эмоционально-экспрессивному развитию;

- организовать взаимодействие с семьёй;

Программно-целевой подход к данной проблеме позволил организовать работу учреждения в режиме развития, провести оценку деятельности не только конкретных педагогов, но и учреждения в целом.

Развитие эмоционально – экспрессивной сферы детей

Эмоциональное развитие - процесс сложный. В значительной степени этот процесс определяется социальными условиями жизни ребёнка, характером организации его деятельности взрослыми.

Умение управлять своим эмоциональным состоянием является важнейшим условием дружественного и плодотворного общения с окружающими. Эти два взаимосвязанных навыка наилучшим образом формируются в процессе детского коллективного творчества. Последнее рождает особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребёнка, поскольку в творчестве всегда есть желание заразить своим чувством другого человека. Эмоциональная атмосфера, распространяясь по типу «заражения эмоциями», является основным механизмом регуляции эмоциональных состояний и процессов общения.

Системно – деятельный подход позволяет рассматривать эмоциональную экспрессию как эмоциональное осмысление и принятие ребёнком нравственных норм, развития моральной самооценки, нравственных притязаний и качеств личности, реализацию Я – концепции. Эмоциональные явления могут выступать в качестве механизмов нравственного развития на сознательном и бессознательном уровнях. При этом их регуляторная функция более ярко выражается тогда, когда эмоции соединяются с когнитивными процессами, формирующими наиболее ценные нравственные качества личности (альтруизм, коммуникабельность).

Эмоциональный мир ребёнка – дошкольника чрезвычайно неустойчив. Всем известны переходы детей от безутешного страдания к бурной радости. Трудно представить себе равнодушного ребёнка, который бы не смеялся и не плакал и не огорчался бы из – за сломанной игрушки. Может быть, такой ребёнок и показался бы удобным кому – то из родителей, но вряд ли он вызвал бы симпатию. Ведь именно эмоции ребёнка дают нам возможность «увидеть» его желания, намерения. Мир ребёнка долгое время ограничен «текущим моментом», и то, что происходит здесь и сейчас, для него самое важное и главное. Те события, которые для взрослых являются мелкими, пустяковыми, не стоящими внимания, для ребёнка – настоящее горе. Через несколько минут оно может смениться бурной радостью; но в настоящий момент ребёнок безраздельно захвачен своими чувствами и переживает огорчение всеми силами своей неокрепшей души.[1]

Сила детских переживаний связана ещё с тем, что у ребёнка пока нет такого важного свойства человеческого интеллекта, как обратимость, то есть возможность проиграть события в уме, мысленно найти выход из неприятного положения. Ребёнок ещё не может так далеко заглянуть вперёд и увидеть благополучный выход из неприятного положения. Все происходящие вокруг события для него непоправимы и необратимы.

Поведение ребёнка складывается под влиянием его чувств и желаний. Важно, чтобы у него преобладали положительные эмоции – радость, сочувствие, доверие. А проявление отрицательных эмоций, таких как обида, страх, неудовольствие, гнев, вовремя замечались и гасились. Переживая радость, ребёнок улыбается, смеётся, глаза его блестят, руки и ноги не находят покоя. Когда окружающие ласково относятся к ребёнку, признают его права, проявляют внимание, он испытывает эмоциональный комфорт – чувство уверенности, защищённости. Эмоциональный комфорт способствует нормальному развитию личности ребёнка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Однако детская психология решает глобальную задачу изучения и выявления закономерностей развития ребёнка дошкольного возраста, специфику развития психических процессов и функций, а значит и подготовки педагога к эмоциональному развитию личности ребёнка, рассматривает проблему эмоций стандартно. Она определяет сущность эмоций и затем рассматривает основные изменения в эмоциональной сфере через внешние признаки проявления основных эмоций.

Достаточно глубоко разработаны социальные формы выражения эмоций и чувств, большое внимание уделяется формированию высших чувств: нравственных, эстетических и интеллектуальных.

В состоянии сильного гнева у ребёнка хмурятся брови, движения резкие, голос угрожающий, повышается активность, он возбуждён. Сердце начинает усиленно работать, увеличивается темп и глубина дыхания, временная потеря волевого контроля своего поведения.

Эмоциональное возбуждение меняет поведение ребёнка. Оно выражается в дезорганизации поведения, растерянности, трудности в переключении внимания. Возможны ошибки восприятия, памяти, мышления. Сопровождается двигательным возбуждением.

Особое место среди эмоций занимают бурные переживания страха. Страх может быть внушён взрослыми и в тех случаях, когда ребёнок видит у них проявление страха. Таким образом, дети начинают бояться мышей, грозы, темноты.

Переживания страха иногда возникает и без воздействия взрослых. При встрече ребёнка с необычным, новым у него, кроме удивления и любопытства, может возникнуть острое тревожное состояние. Типичен в этом отношении страх перед темнотой. Это объясняется тем, что она скрывает все знакомые предметы, что каждый незначительный шум кажется необычным. Частые переживания страха влияют на общее физическое и психическое самочувствие ребёнка.

Требовать, чтобы ребёнок сдерживал или подавлял свои чувства, чтобы он всегда был выдержан и спокоен, бесполезно и несправедливо. Владение собой и умение управлять своими чувствами приходит позже. Непосредственность и искренность детских переживаний, открытость души ребёнка, обострённая эмоциональность – всё это прелести и преимущества детства.

Для дошкольника первое «считывание» информации, первое впечатление о ситуации возникают на эмоциональной основе. На основе переживаний образа, отношения не только не возникают, но нередко оказываются способными к длительному запечатлению, иногда на всю жизнь. В дошкольном возрасте ребёнок получает огромное количество информации. На сегодня можно считать доказанным, что раньше других в сознании ребёнка обнаруживает себя координата эмоциональной оценки, то есть упорядочивания происходит на языке эмоций и чувств.

Дошкольник – это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром. Поэтому от воспитателей требуется умение говорить с детьми на языке жестов и эмоций. Необходимо быть искренним в отношениях с детьми, правдивыми в словах и чувствах. Всё это укрепляет веру детей в искренность отношений. К этому особенно чувствительны дети. А доверие и сочувствие являются начальными слагаемыми эмпатии – формирующейся способности сопереживания, сострадания. Понимания эмоционального состояния другого человека.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребёнку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребёнком, побуждает его предпринять определённые действия, чтобы избежать опасности. Ребёнок грустен или разгневан – значит в его мире что – то не в порядке. Ребёнок радуется, выглядит счастливым – значит у него всё хорошо эмоции ребёнка – это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.

В эмоциональных реакциях гуманного характера, которые можно наблюдать у детей с 1 года 6 месяцев до 2-х лет, отсутствует переживание – характерная черта любого чувства. На этом этапе развития ребёнка гуманные эмоции ещё не освободились от элементов подражательности и проявляются под воздействием взрослого. Ребёнок жалеет другого часто независимо от того, нуждается тот в ласке или нет. Эти реакции – только выражение сочувственного отношения к человеку, которое ребёнок рано начинает наблюдать у окружающих, но не действительное переживание.

Собственно гуманными эмоции ребёнка становятся по мере освобождения от подражательности, то есть когда они появятся самостоятельно, без стимулирования взрослого. Это возможно в старшем дошкольном возрасте. Тогда у ребёнка возникает переживание как специфическая особенность чувства, и это переживание заставляет изменить своё поведение, вызывает определённый поступок: ребёнок пытается утешить другого, своим участием уменьшить ему боль.[1]

Жалость и сочувствие – эмоции, в которых выражаются отношения ребёнка к людям. Чтобы такое отношение возникло, ребёнок должен научиться понимать формы выразительности у окружающих. Жалость – эмоциональное отношение к боли другого; ребёнок должен научиться понимать выразительные реакции окружающих, соответствующие боли, и соотносить своё ощущение боли с переживаниями этого состояния другим человеком. Переживание жалости в первоначальной форме – это чувственный перенос собственного неприятного ощущения на другого человека. Возникновение такого переноса представляет собой качественно новое образование – чувство жалости.

Гуманные эмоции, проявляющиеся у ребёнка интуитивно и под непосредственным воздействием взрослого, постепенно превращаются в устойчивые и выражаются в определённых действиях и поступках. На разных возрастных уровнях эти поступки и действия различны. Вначале это только сочувствие, затем более активное вмешательство. Постепенно чувство жалости у ребёнка начинает выражаться в отказе от своих желаний и интересов других.

В процессе развития расширяется сфера проявлений жалости и сострадания. Они наполняются новым содержанием. Если на ранних этапах основным стимулом, вызывающим эти чувства, была физическая боль другого и связанные с нею слёзы, то в дальнейшем ребёнок относится к окружающим более тонко: появляются зачатки понимания, сострадания другому, вызванные нравственной болью. Но всё же, на ранних этапах своего развития чувства жалости и сострадания мало пронизаны моральным содержанием. Трехлетнему ребёнку одинаково жалко того, кто плачет, сильно ударившись или не получив желаемый предмет, и того. Кто заливается слезами, потому что его несправедливо наказали. Моральная суть поступка другого ещё не связывается у ребёнка с формирующимися у него чувствами жалости и сострадания. Не причина, а лишь следствие - страдание другого вызывает у ребёнка жалость.

Дети 4-5 лет уже в состоянии распознавать своё внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить своё отношение к ним, то есть ребёнок – дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Детские эмоции влияют на будущее поведение человека.[2]

Эмоции способствуют социальному и нравственному развитию. Кроме того, они являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.

Исследования показывают, что каждая эмоция имеет своё мимическое выражение, однако одни распознаются легче, другие – труднее. Так, например, радость легче узнаётся по выражению лица, чем гнев и страх. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений с людьми. Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека.

В 5-6 лет дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно по сравнению с взрослыми, придавая их жизни особую выразительность.[3]

Нравственные представления, содержащие конкретные способы взаимопомощи, наиболее характерны для детей подготовительной группы. Эти дети не только сочувствуют сверстнику, но и предлагают помощь.

Между тем не многие дети, которые на седьмом году уже бескорыстно заботятся о благе других, обладают умением оценивать собственные действия, собственное эмоциональное состояние.

Они ориентируются на внутреннюю самооценку, на собственные побуждения. Все формы, развивающихся эмоциональных отношений у дошкольников направлены не на других, а на себя. Детям легче применить правило к другому человеку, нежели к себе, выразить своё эмоциональное отношение к выполнению этого правила другими.

На протяжении детства характер эмоциональной регуляции поведения изменяется в связи с изменением общего характера деятельности, качественное её выполнение подчиняется узким личностным мотивам; нравится - не нравится, хочу - не хочу, то в дошкольном возрасте эмоциональная система является регулятором поведения. Она обеспечивает активные формы жизнедеятельности.

Характер переживаемых эмоций и связанный с ними эмоциональный тонус определяют качество формирования психических познавательных процессов: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения.

В психологии существует понятие эффективности общения, и мерой этой эффективности является взаимопонимание друг друга, умение понимать переживаемые чувства и отвечать такой формой поведения, которая наиболее созвучна, понятна этим чувствам.

Никакой способ поведения не может быть связан, и, тем более, осознанно усвоен ребёнком, если он не подтверждён его личным эмоционально – чувственным опытом. При этом следует учитывать и то, что ребёнок не в состоянии воспринять и усвоить новый образец поведения, если эмоционально – эффективные механизмы, на которые этот образец опирается у ребёнка должно тесным образом быть связано с развитием соответствующего нового уровня эмоционально – эффективных структур.[4]

Таким образом, формирование гуманных чувств начинается рано. Уловить эти ранние проявления, чтобы затем превратить их в устойчивые образования личности, сделать источником благородных поступков одна из важнейших задач морального воспитания.

Жалость, сочувствие должны быть не кратковременными сентиментальными переживаниями, возникающими в данной ситуации и в ней же заканчивающимися, но превратиться в побудительный мотив действий ребёнка.

В дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В игре он отражает свои интересы, свой первый жизненный опыт и знания.

Для хорошо организованной жизни детей в детском саду необходимо разнообразие игр, так как только при этих условиях будет обеспечена детям возможность жить интересной и содержательной жизнью.

Именно в игре происходит наиболее эффективное развитие личности дошкольника и всех психических процессов, которые наиболее значимы для этого возраста: воображения, творчества, символического мышления, социальных навыков, эмоций и так далее.

В игре у ребёнка формируются его ум и чувства, способность к творчеству в предметной сфере и общении. Она является универсальным средством формирования взаимоотношений взрослых с ребёнком и детей между собой. Через игру легче всего проникнуть в мир ребёнка, повлиять на него. В игре развиваются: детская любознательность, способность к эксперименту, наблюдательность и воля, способность к морально этическим оценкам себя и других. Эстетические вкусы и предпочтения, индивидуальная инициатива и готовность к коллективным действиям. В игре. Как во всякой творческой деятельности, проявляется индивидуальность ребёнка, его осведомлённость, личные отношения, вкусы, интересы.

Игра – это, прежде всего, общение, преподнесение нового в приемлемой для ребёнка форме, способ установить новые связи с миром. Это область воображаемого, где решаются проблемы реальности. Игра оказывается своеобразным способом размышления ребёнка о действительности. В ней, экспериментируя, он строит свой, в чём - то новый образ мира.

Дети, находясь в сложных отношениях, в которых переплетены симпатия, конкуренция, стремление взять реванш, возможность играть и, наконец, радость общения. В играх потребность в признании каждого ребёнка сталкивается с теми же потребностями остальных детей. Притязания на значимое место среди сверстников нормальны. Для того чтобы реализовать эти свои желания, ребёнок должен научиться чувствовать и верно оценивать других детей, он должен научиться рефлексии.

В игре ребёнок творец и субъект собственной деятельности, собственных эмоций. В процессе игровой деятельности он контролирует процесс и моделирует себя таким, каким хотел бы быть. В процессе игры резко обостряются все эмоции, ребёнок переживает не только содержание, но и отношение к себе, он переживает деятельность, и, поскольку он включается, он перевоплощается, у него актуализируются, совершенствуются знания, подходы и формируется деятельность на более высоком уровне. Эмоциональное состояние, возникшее у ребёнка в игре, задерживается, продляется на длительный промежуток времени, так как дети внутренне ещё раз переживают эту игру.

Наиболее типичное состояние нормального ребёнка – радость жизни, переполненность весёлой энергией, бьющие через край эмоции. Это состояние проявляется в радостном, игривом настроении, неукротимом стремлении придавать игровой характер любой деятельности, даже той, которая требует серьёзного отношения. Однако ребёнок не играет. Он выполняет то или иное задание с требуемым результатом и вместе с тем переполнен игривостью. Необходимые действия, составляющие ту или иную серьёзную деятельность, дополняются игровыми действиями, не имеющими отношения к основной деятельности, но придающие ей особую окраску, особый колорит.[5]

Во всех ситуациях реальные события воспринимаются ребёнком сквозь призму воображаемых отношений. В итоге рождается доброе отношение к себе и другим; он смотрит на себя как бы со стороны и видит собственную персону в самых разных воображаемых ситуациях. Игровой мир постепенно оказывает всё больше влияния не только на восприятие и осмысление реального мира, реальных событий – прошлых, настоящих, будущих, но и на отношение к этому реальному миру. Иными словами, шутливый мир создаёт у детей соответствующую позицию, которая определяет взгляд на реальный окружающий мир, делая его более весёлым, шутливым, добрым.

В ходе формирования игровой позиции у ребёнка под влиянием взрослого постепенно возникает понимание: в отношении ряда жизненных ситуаций может быть найдено множество юмористических, шутливых вариантов обыгрывания. Более того, у детей появляется всё возрастающий интерес к процессу. Вот это обстоятельство и создаёт благодатную основу для широкого развёртывания детского творчества – формируется способность находить неожиданные выходы из самых разных жизненных положений, развивается социальное мышление, обогащается индивидуальный опыт. По мере расширения и углубления творческого процесса ребёнок всё чаще и успешнее использует сформированные умения в реальной жизни, которые, в свою очередь, способствуют установлению и развитию личности. В этом процессе интенсивно формируется важное качество личности ребёнка – психологическая готовность к различным вариантам развития событий. Это позволяет более стойко переносить неблагоприятный момент, даёт энергию для активного поиска из создавшегося положения.

Детское творчество имеет свои законы. Если по тем или иным причинам внутренний мир ребёнка приобретает иную тональность, строится по другим правилам – более суровым, это обстоятельство отрицательно сказывается на его общем психическом развитии, развитии его личности. Только оптимистический характер внутреннего мира создаёт у ребёнка определённый угол зрения на реальный мир, формируя у него определённую жизненную позицию, что значительно повышает у ребёнка гибкость, подвижность целей, мотивов деятельности, ведёт к их взаимозаменяемости; существенно расширяет сферу ожидаемого результата. Это позволяет адекватно оценивать расхождение между своими намерениями и реальным положением дел; оказывает прямое влияние на развитие личности, на развитие всех сфер психики: интеллектуальной, мотивационно – эмоциональной, волевой. Всё это устраняет или резко снижает стрессовые неблагоприятные ситуации, повышает общий положительный эмоциональный тонус.

Формирование игрового отношения к жизни у детей – прежде всего, формирование их особого внутреннего мира; это формирование особого строя личности ребёнка, его оптимистического мировоззрения, которое позволяет ему подняться над личными ситуациями и не только приобрести устойчивость к неблагоприятному варианту развития событий, но и находить всё новые творческие решения в сложных ситуациях.

Свободная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластность ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней все, как будто, «понарошку». Ребёнок может забивать воображаемые гвозди; может включиться в такое волнующее событие, происшествия, которые в действительности с ним никогда не случались. Всё это расширяет его детский мир и обеспечивает эмоциональный комфорт. В игре, прежде всего, развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий: сначала с игрушками, а затем – изобразительные, речевые и воображаемые действия. Игра имеет огромное значение для развития личности дошкольника: принимая на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, он проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми.[6]

Игра, независимо от темы, в своём наиболее простом виде может строиться как цепочка специфических ролевых взаимодействий, в ещё более сложном виде – как последовательность разнообразных событий. Эти усложняющие способы построения игры требуют от детей и всё более сложных игровых умений. Чем полнее в деятельности ребёнка представлены все способы построения игры, чем шире репертуар его игровых умений, тем более разнообразное тематическое содержание может он в неё включать и тем больше у него свободы к самореализации. Игра, как и любая другая деятельность, возникает не спонтанно сама собой, а передаётся людьми, которые уже владеют ею.

Богатые возможности для воспитания великодушия, отзывчивости, заботливости, уважения к окружающим дают творческие сюжетно – ролевые игры. В них отражаются те социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребёнка.

На протяжении всего дошкольного возраста дети играют в семью. В этой ролевой игре отражается опыт общения с родителями, близкими людьми, зарождаются первые нравственные чувства, сочувствие, благородство, деликатность. Игры помогают детям приобрести очень важное нравственное качество – умение считаться с интересами близких людей, чутко относиться к ним.

Эмоциональные проявления в поведении детей ещё ярче обнаруживаются в момент принятия той или иной роли, развёртывания собственно игровых действий, развития сюжета.

Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух аспектах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций; сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игр определённого содержания. Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития игровой деятельности.

Исходя из конкретного предметного содержания, которое является непосредственным источником детских эмоций, можно говорить о следующих основных линиях развития эмоционального поведения ребёнка в игре:

- развитие эмоционального отношения ребёнка к игре как деятельности в целом, в отличие от отношения к другим деятельностям неигрового типа;

- развитие эмоций, возникающих в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами куклами;

- развитие эмоциональных отношений к сверстникам в процессе игр.

Для наиболее полной реализации воспитательных возможностей игровой деятельности и развития эмоциональной сферы детей, педагогу необходимо уметь выделять каждую из этих линий и владеть конкретными приёмами организации игры.

Эмоциональное отношение ребёнка к игровому персонажу важно для воспитания у него нравственных качеств личности. Воспроизводя в игре отдельные стороны жизни людей и их взаимоотношения, дошкольник активно овладевает нравственными нормами поведения, проникается благородными чувствами и стремлениями.[7]

Наблюдение за игрой даёт возможность определить, как складываются отношения со сверстниками: рады дети совместной игре или нет, принимает партнёр инициативу своего товарища или сопротивляется ей, какие конкретно эмоции при этом испытывает ребёнок.

Особо следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребёнка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживают тесную связь с уровнем развития игры. Отрицательные эмоции процветают чаще всего тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть игру. Раскрывая разнообразное содержание, способы и приёмы ведения игры, воспитатель тем самым устраняет почву, на которой возникают конфликты, непонимание.

Однако большей эффективности можно достичь при участии самого воспитателя в игре. Взяв на себя определённую роль, взрослый косвенно управляет игрой, выводя детей из конфликтных ситуаций и предупреждая их.

Таким образом, игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и так далее. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск