Скачать 273.24 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 21 ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ 143980, РФ, Московская обл., г. Железнодорожный, мкр. Павлино, д. 20 E-mail: semiczvetik21@mail.ru тел. 8(495)522-05-13 ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «Игровые педагогические технологии в дошкольном образовании» городской округ Железнодорожный 2013 год Направление: Достижение нового качества дошкольного образования в процессе реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования Тема проекта: «Игровые педагогические технологии в дошкольном образовании» Цели проекта: Обеспечить целостное развитие личности дошкольника посредством интегративного подхода через реализацию игровых технологий в условиях ДОУ и прохождение его успешной социализации в обществе. Задачи проекта: 1.Разработать и апробировать технологию целостного развития дошкольников на основе интеграции различных игровых технологий. 2.Отобрать эффективные игровые приемы и методы работы, направленные на улучшение качества речевого, физического и познавательного развития дошкольников. 3.Создать в ДОУ соответствующую предметно-развивающую среду, способствующую активизации речевой, двигательной и познавательной активности детей. 4.Повысить:
5.Обеспечить:
Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта: Воспитанники: Сформированность у дошкольника интегративных качеств:
Родители: Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную игровую деятельность. Педагоги:
Описание основной проблемы и обоснование актуальности ее разработки: Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Проблема игры привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов. В дошкольном детстве именно через неё (через игру) ребенок познает окружающий мир, вносит творчески идеи, реализует потребность в общении и всестороннем личностном развитии. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляются психологические замены реальных объектов. В игровой деятельности ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника. Статистика показывает, что в настоящее время порой сами педагоги не понимают ценности игры, обучению игре, умению находить нестандартные решения и выход из проблемных ситуаций через игру, всё больше подвергая образовательный процесс научению, механическому запоминанию, диктаторству. На первое место выходит актуализация проблемы развития игровой деятельности дошкольника как средство формирования основных интегративных качеств через демократизацию и доверительность, расширение возможностей реализовать свои игровые замыслы. Утрата в учебном процессе индивидуальности привела к резкому противопоставлению субъективности педагога и ребенка, засилью авторитарности со стороны педагога и полной несамостоятельности и зависимости со стороны детей. Направленность обучения на полноценное развитие детей (ещё раз подчеркиваем, что развитие – это процесс, обеспечивающий самодвижение, а не просто накопление или усложнение чего-то) не может ограничиваться приобретением ребенком знаний, умений, навыков, а создает условия для особого усвоения, индивидуального, творческого и качественного пользования ими. Один из признаков противопоставляющих игру и обучение – это форма их организации. Для развития саморегуляции есть приемы и условия, а не только постоянное, изо дня в день повторяющееся сидение за столами. Уход от формы учебных занятий к непосредственно образовательной деятельности позволяет шире использовать весь спектр игровой деятельности для максимальной индивидуализации обучения. Детальное изучение видов игр детей в различные возрасты дошкольного детства, изучение влияния их на развитие когнитивной, эмоциональной, и волевой сферы, совершенствование их организации, создание оптимальных условий для них сближает по развивающему эффекту игру и обучение. Это делает не только богатое разнообразие дидактических игр, разработка игровых средств и приемов, но и появление теории и практики режиссерской игры. Большинство авторов подчеркивает влияние игры на обучение в нескольких аспектах: игра создает эмоциональный фон, который обеспечивает эффективность усвоения детьми материала; влияет на интеллектуальную активность ребенка; делает ребенка свободным, раскрепощенным в поисках оригинальных, творческих решений. Внедрение инновационного образовательного проекта «Игровые педагогические технологии в дошкольном образовании» можно считать актуальным по следующим причинам. Включение игр в образовательный процесс повышает эффективность обучения детей, так как игра:
Сроки реализации проекта: 3 года. Этапы реализации проекта:
Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику МБДОУ центра развития ребенка – детского сада № 21. Исследования Л.A. Венгера, Н.Я. Михайленко, К.С. Егоркиной, Е.В.Зворыгиной, Н.Ф. Комаровой составили основу для разработки игровых технологий в педагогическом процессе нашего Учреждении. В образовательной практике МБДОУ центра развитии ребенка – детского сада №21 в области познания применяются игровые технологии В. Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера, интеллектуальные игры Никитина; в области физического развития – игровая гимнастика Е. Железновой, занимательная физкультура К. К. Утробиной; в художественном творчестве – это дидактические игры И. А. Лыковой. В результате создания игровой технологии необходимо интегрировать несколько образовательных областей «Физическая культура», «Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Социализация» и другие, что позволит качественно улучшить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, а также создать детям равные стартовые возможности в получении дальнейшего образования в условиях массовой школы. В основе классификации детских игр, разработанной С. Л. Новосёловой, лежит представление - по чьей инициативе возникают игры, ребенка или взрослого? Выделено три класса игр: 1. Игры, возникающие по инициативе ребенка - самостоятельные игры: |