Скачать 148.76 Kb.
|
Школа и религия. История и современная тенденция взаимоотношения. Цели проекта: Выяснить, существует ли перспектива сближения двух общественных институтов: церкви и школы. Задачи проекта:
Объект исследования: Отношение общества к проблеме взаимоотношения церкви и школы.. Предмет исследования: Отношение участников образовательного процесса нашей школы к проблеме введения в школьную программу курса «Основы правовой культуры». Описание методов исследования. В ходе выполнения работы использовались следующие исследовательские методы: 1. Сбор и систематизация информации. 2. Обработка собранной информации проводилась с использованием сравнительного метода; 3. Эмпирический (анкетирование; интервью); 4. Метод математического анализа; 5. Анализ источников; Этапы исследования: 1. Диагностический (выявление проблемы); 2. Прогностический (исследование материала по поиску методов исследования); 3. Практический (сбор материала); 4. Аналитический (обработка материала) Содержание I.Введение …………………………………………………………………………..(с. 3) II. Школа и религия. Этапы развития взаимоотношений ………………….. (с. 3) 2.1. Школа и церковь в древности ………………………………….…..(с. 3) 2.2. Церковь и школа в XIX веке…………………………………………(с.3) III. Анализ отношения обучающихся к вопросам религии …….. (с. 4) IV. Чему учит курс «Основы православной культуры»?……….... (с. 5) 4.1. Анализ программы курса «Основы православной культуры»……(с.5) 4.2. Внедрение предмета «Основы православной культуры» в российских школах. ……………………..……………………………………………………(с.7) V. Отношение субъектов образовательной деятельности к идее введения в школьный программу курса, знакомящему школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства.……………………………………………………………... (с. 8) VI. Выводы и рекомендации………………………………………………..(с. 10) VII. Библиография и ресурсы интернетания…………………....................(с. 11)
Сегодня мы очень часто сталкиваемся с проявлениями жестокого отношения людей друг к другу. Поступки многих бывают безнравственны. Главными становятся материальные блага и личное благополучие. Боль, страх, страдание других людей мало кого трогают и не оставляют равнодушными. В этих условиях актуальным становится вопрос о нравственном воспитании молодого поколения. В нашей стране есть примеры подобной воспитательной деятельности. Долгие годы такую подвижническую работу вела церковь. Российская Федерация – светское государство и воздействие церкви на молодёжь в системе образования запрещено. Однако сегодня появляются школьные курсы, цель которых не обратить молодёжь в православие, а способствовать восприятию молодым поколением культурных и нравственных ценностей православной веры. Мне было очень интересно исследовать саму возможность появления подобного курса в нашей школе. II. Школа и религия. Этапы развития взаимоотношений: 1). Школа и церковь в древности На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход, начиная с XIV века. Уже в первой половине XI века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. Содержание образования составляли семь предметов: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам; в 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы – например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях. Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи. Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия отразился и на образовании. Из в основном светского оно стало почти исключительно духовным (монастырским). Именно православные монастыри сыграли в это время роль хранителей и распространителей российского образования. Детей учили читать псалтырь и часослов, преподавали им основы православия. 2).Церковь и школа в XIX веке Церковно-приходские школы — начальные школы при церковных приходах. Появились после школьной реформы 1804 года; находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего Правительствующего Синода. К 1861 году духовенством было основано свыше 18 тысяч начальных училищ, за которыми закрепилось название «церковно-приходских школ». Распространение церковно-приходских школ вызвало недовольство, как со стороны чиновничьей бюрократии, так и со стороны многих земств. В 1870-е годы министерство народного просвещения фактически подчинило церковные школы своему административному управлению. Многие церковные училища перешли в ведение земств. Отношение к церковной школе стало меняться на рубеже 1870—80-х годов, в период общественных потрясений. В 1884 году изданы «Правила о церковно-приходских школах», по которым создавались одноклассные и двухклассные церковно-приходские школы. В одноклассных изучали закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. В двухклассных школах кроме этого изучалась история. Обучение осуществляли священники, диаконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие преимущественно церковно-учительские школы и епархиальные училища. Деятельность школ находилась в ведении Попечительского совета, куда входили заведующий школы, попечители, учителя, представители от города или земства, выборные лица от населения, пользующегося школой. Лица, входящие в состав церковно приходских попечительств, должны были быть православного вероисповедания. На совет возлагались заботы о благоустройстве школы во всех отношениях, открытие церковно-приходского попечительства разрешалось уездными отделениями епархиальных училищных советов. Одним из предметов, активно изучающимся в церковно – приходских школах, был «Закон Божий». «Закон Божий» - это религиозно-ориентированная учебная дисциплина, существовавшая в системе начального и среднего образования в разных странах в разные времена. В курсе этой дисциплины изучались основы религии.Эта программа была составлена для церковно-приходских школ в православной России, где вся страна, молилась, ходила в церковь, постилась и говела. Жизнь в такой стране создавала русских людей с христианскими качествами характера, с православным мировоззрением и по духу православными. Закон Божий, который дети проходили в школе, был только теория того, что дети уже знали из личного опыта и из своей жизни. В Советское время все церкви были уничтожены, а священники отправлены в ссылку. Православие было запрещено властями. Поэтому сегодня, основная наша задача – это возвращение нравственности. Сегодня очень много говорят о проблемах нравственности и один из способов её укрепления в обществе является воспитание её в детях с самого раннего возраста. Для этого в школы вводят религиозные курсы. Один из таких курсов – это «Основы православной культуры». III. Анализ отношения обучающихся к вопросам религии: Мной было проведено анкетирование среди родителей, учителей и детей, обучающихся в МОУСОШ № 10.Первый блок вопросов был связан с выяснением мнения респондентов о роли религии в их жизни и жизни современного общества. Проанализировав данные анкеты обучающихся, я получила следующую статистику:
На основе этих данных я сделала вывод, что в целом ученики относятся к религии положительно и, в общем, многие хотели бы узнать о ней больше. IV. Чему учит курс «Основы православной культуры»? Одним из религиозно-культурологических курсов, который успешно вводится в некоторых Российских школах, является курс «Основы православной культуры». 1)Анализ программы «Основы православной культуры»: Осно́вы правосла́вной культу́ры — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу. Цели предмета — ознакомление школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства. — изучение православной религиозной традиции; — изучение истории христианства; — изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета; — изучение православной этики; — ознакомление с православным календарём; — знакомство с агиографией; — ознакомление с особенностями церковного искусства; — изучение устроения православного храма; — ознакомление с особенностями православного богослужения; — изучение церковнославянского языка; — ознакомление с мировыми религиями и сектами; — ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию; — ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий; — ознакомление с основными видами православного богослужения; — формирование целостного восприятия мира; — воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека; — формирование культуры общения; — предупреждение возможных тупиков личностного развития; — воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств; — выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества; — предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве; — воспитание патриотизма; — формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства; — духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры; — приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям; — расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения; — оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественной культуре; — возрождение православных основ семьи; — пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории; — творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории; — формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества. Весь курс разбит на 3 части (по ступеням школьного образования) и 11 разделов по годам обучения: Часть I (начальная школа). «Роль религиозной культуры в жизни человека» Часть II (основная школа). «Православная культура и история христианства» Часть III (средняя школа). «Религии мира» Если в начальное школе идёт всего лишь поверхностное ознакомление с вопросами религии, то в основной и средней школе идёт более глубокое изучение некоторых вопросов. 2) Внедрение предмета «Основы православной культуры» в российских школах. В Смоленской области курс ОПК преподавался в отдельных школах ещё с 1991 года. В Курской области преподавание предмета в государственных школах области было введено распоряжением губернатора в 1996/1997 учебном году, в Московской — в 2000/2001-м, в Белгородской — в 2002/2003-м. С 1 сентября 2006 года предмет «Основы православной культуры» преподавался в 15 регионах России. В четырёх регионах — Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской областях, предмет был утверждён в качестве обязательного компонента школьной программы. Ещё в 11 регионах (Рязанская, Орловская, Тверская, Московская, Курская, Самарская, Владимирская, Новгородская, Свердловская, Архангельская область и Мордовия) предмет преподавался на факультативной основе. Статистика отношения к предмету в обществе: 14-17 августа 2009 года был проведён опрос по вопросу преподавания Основ православной культуры. Ответы на вопрос «Как вы относитесь к планам введения в школах предмета ОПК?» распределились следующим образом:
V.Отношение субъектов образовательной деятельности к идее введения в школьный программу курса, знакомящему школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства.
Отношение учителей к вопросу изучения религиозно-культурологического курса в школе:
Педагоги школы видят во введении курса «Основы православной культуры» возможность развивать в детях лучшие человеческие качества, изучая историю православия ученики могут приобщаться к огромному пласту культуры и нравственности.
Результат анкетирования родителей обучающихся МОЛУ СОШ № 10
Я взяла интервью у настоятеля местной православной церкви, отца Георгия: Вот его мнение: «В сознании абсолютного большинства наших школьников, которые не изучают религиозные курсы не ходят в воскресные школы, не присутствует даже намека, абсолютно никаких следов христианской нравственности. Вместо этого формируются понятия безнравственности, беззакония, которые сейчас детям прививают почти везде под видом чего - то вполне обыденного, нормального. В детях нет духовности. Духовность на современном языке можно определить как мотив деятельности, цель и смысл поступков, ради чего совершается человеком то или иное действие. Бог всегда смотрит на наше сердце, из которого исходят наши желания, цели и намерения, мотив поведения. Если мы что-либо делаем ради Него, исполняя Евангельские заповеди, то это становится нашим продвижением к Царству Небесному, если мотив мирской: нажива, зависть, мстительность, чревоугодие, похоть и т. д., то наши поступки идут нам в осуждение, и мы ими прокладываем себе дорогу в ад, в вечную погибель. Часто ли в нашем современном мире мы встречаем христианский мотив поступков? С прискорбием приходится признать, что основной мотив нашего времени – это дух наживы и все, что ему прислуживает, а прислуживают ему все наши страсти. Вот оно, настоящее современное духовное возрождение – возрождение духа наживы! И как результат – коррупция, ложь, лицемерие, насилие, безнравственность, преступность, алкоголизм, наркомания, блуд, жестокость, все это можно назвать духовным самоубийством. Чтобы остановить это массовое сумасшествие, нужно с раннего возраста воспитывать в детях духовные нравственные ценности». Для этого и нужно и следует ввести в школы религиозные курсы, создать большее количество воскресных школ. VI. Выводы и рекомендации На основе проведённых исследований, я сделала вывод, что перспектива сближения двух общественных институтов: церкви и школы, существует, т.к. оба этих общественных института главной целью своей деятельности видят воспитание человека, человека нравственного. Нравственное поведение является результатом развития личности и ее свободного выбора. Оно обусловлено нравственным сознанием и нравственными отношениями личности и является реализацией нравственных ценностей (добра, справедливости, свободы и т.д.). Главным фактором нравственного поведения являются моральные убеждения личности, уровень ее нравственной культуры, ее волевой настрой. В зависимости от того как понимает человек добро и зло, справедливость, счастье, смысл жизни, строится линия его поведения в конкретных жизненных ситуациях. И церковь, и школа создают в человеке этот нравственный настрой. Курс "Основы православной культуры" осоуществляет эту задачу, делает возможным улучшение нашего общества. . «Жизнь без нравственного усилия — это сон. Ценность нравственности определяется не вещественным значением дела и его возможными последствиями, а степенью доброго усилия» (Л.Н. Толстой). Библиография. 1.http://ru.wikipedia.org/wiki Википедия о курсе "Основы православной культуры" 2 . http://www.r-komitet.ru/school/opk/razdel/analysis выступление архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия 3.Галицкая И.А., Метлик И.В. Знания о религии в образовательных стандартах по истории и воспитательный потенциал исторического образования в школе. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания РАО, 2007 4.Предложения Совета Общественной палаты Российской Федерации по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования / http://www.oprf.ru/rus/documents/resolutions/article-1963.htm 5.03#03" Детальное обоснование содержания и принципов реализации религиозно-культурологического образования на примере образовательной области «Православная культура» было дано в известном Примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура» (приложение к письму Минобразования России органам управления образованием субъектов РФ от 22.10.2002 №14-52-876 ин/16. 6.Т.И.Петракова Совместная просветительская деятельность органов управления образованием и централизованных религиозных организаций в рамках школьного обучения http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=471 |
Проекта Отечества, культуры, традиций и обычаев других народов, населяющих Россию, указывается на то, что современная школа должна тесно... | География -1часть Современная иллюстрированная энциклопедия Главный... Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) | ||
План график изучения курса «Управление проектами» по специальности пгс Основные понятия: проект, программа, цели и стратегии, структура проекта, управление проектом Критерии успехов и неудач проекта,... | И краткое описание проекта. Цели и задачи проекта Автор и руководитель проекта Вялков А. В., соавторы: Шипулина Анастасия, Щербинина Анастасия, ученицы 10 класса | ||
Пояснительная записка I 0 введение 0-1 0 описание проекта 0-1 1 История... Состояние окружающей среды и социально-экономические условия развития области 1-1 | Реферат: Религия в философии Фейербаха Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах,... | ||
Система воспитательной работы в моу «Юровская сош» для учащихся 1-11... «Русская школа» (от 6,6 до 17 лет) на 2010 – 2015 учебные года», в которой приоритетным направлением является патриотическое воспитание... | Содержание проекта урока «Современная Россия» курса "Мое Отечество" включает тему "Власть народа" | ||
Билеты по обществознанию 9 класс с ответами Слово «религия» имеет несколько распространенных значений. В общем смысле, религия — одна из форм общественного сознания — совокупность... | 1. Религия, её роль в жизни современного общества Религия (от латинского religio святыня, набожность, предмет культа) внутренняя убежденность в существовании сверъестественной высшей... | ||
В результате реализации проекта Цель проекта; концепция развития компании; новые качества руководителей; цели подготовки концепции; замечания по содержанию настоящего... | Мбдоу №29 конспект занятия «человек и окружающая природа» Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением... | ||
Домашнее задание для обучающихся 5а, 5б классов Русский язык Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением... | 2011г. Тема: «О чем поют весной птицы?». Программные задачи Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением... | ||
Конспект открытого урока по литературному чтению. Тема : А. П. Чехов. Ванька Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением... | Пояснительная записка цели и задачи дисциплины Целью дисциплины «Современная... Юманова Н. Н. Современная денежная кредитная система. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100.... |