Школа и религия. История и современная тенденция взаимоотношения. Цели проекта





Скачать 148.76 Kb.
НазваниеШкола и религия. История и современная тенденция взаимоотношения. Цели проекта
Дата публикации30.07.2013
Размер148.76 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
Школа и религия. История и современная тенденция взаимоотношения.

Цели проекта:

Выяснить, существует ли перспектива сближения двух общественных институтов: церкви и школы.

Задачи проекта:

  • Исследовать развитие и историю взаимоотношений церкви и школы;

  • Выяснить каково современное отношение подростков к вопросам религии;

  • Охарактеризовать программу курса «Основы православной культуры»

  • Выяснить отношение к курсу, знакомящему школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства, родителей, учителей и обучающихся нашей школы.

Объект исследования:

Отношение общества к проблеме взаимоотношения церкви и школы..

Предмет исследования:

Отношение участников образовательного процесса нашей школы к проблеме введения в школьную программу курса «Основы правовой культуры».

Описание методов исследования.

В ходе выполнения работы использовались следующие исследовательские методы:

1. Сбор и систематизация информации.

2. Обработка собранной информации проводилась с использованием сравнительного метода;

3. Эмпирический (анкетирование; интервью);

4. Метод математического анализа;

5. Анализ источников;

Этапы исследования:

1. Диагностический (выявление проблемы);

2. Прогностический (исследование материала по поиску методов исследования);

3. Практический (сбор материала);

4. Аналитический (обработка материала)

Содержание

I.Введение …………………………………………………………………………..(с. 3)

II. Школа и религия. Этапы развития взаимоотношений ………………….. (с. 3)

2.1. Школа и церковь в древности ………………………………….…..(с. 3)

2.2. Церковь и школа в XIX веке…………………………………………(с.3)

III. Анализ отношения обучающихся к вопросам религии …….. (с. 4)

IV. Чему учит курс «Основы православной культуры»?……….... (с. 5)

4.1. Анализ программы курса «Основы православной культуры»……(с.5)

4.2. Внедрение предмета «Основы православной культуры» в российских школах. ……………………..……………………………………………………(с.7)

V. Отношение субъектов образовательной деятельности к идее введения в школьный программу курса, знакомящему школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства.……………………………………………………………... (с. 8)

VI. Выводы и рекомендации………………………………………………..(с. 10)

VII. Библиография и ресурсы интернетания…………………....................(с. 11)

  1. Введение. Актуализация темы.

Сегодня мы очень часто сталкиваемся с проявлениями жестокого отношения людей друг к другу. Поступки многих бывают безнравственны. Главными становятся материальные блага и личное благополучие. Боль, страх, страдание других людей мало кого трогают и не оставляют равнодушными. В этих условиях актуальным становится вопрос о нравственном воспитании молодого поколения. В нашей стране есть примеры подобной воспитательной деятельности. Долгие годы такую подвижническую работу вела церковь. Российская Федерация – светское государство и воздействие церкви на молодёжь в системе образования запрещено. Однако сегодня появляются школьные курсы, цель которых не обратить молодёжь в православие, а способствовать восприятию молодым поколением культурных и нравственных ценностей православной веры. Мне было очень интересно исследовать саму возможность появления подобного курса в нашей школе.

II. Школа и религия. Этапы развития взаимоотношений:

1). Школа и церковь в древности

На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход, начиная с XIV века. Уже в первой половине XI века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. Содержание образования составляли семь предметов: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам; в 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы – например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях. Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи. Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия отразился и на образовании. Из в основном светского оно стало почти исключительно духовным (монастырским). Именно православные монастыри сыграли в это время роль хранителей и распространителей российского образования. Детей учили читать псалтырь и часослов, преподавали им основы православия.

2).Церковь и школа в XIX веке

Церковно-приходские школы — начальные школы при церковных приходах. Появились после школьной реформы 1804 года; находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего Правительствующего Синода.

К 1861 году духовенством было основано свыше 18 тысяч начальных училищ, за которыми закрепилось название «церковно-приходских школ». Распространение церковно-приходских школ вызвало недовольство, как со стороны чиновничьей бюрократии, так и со стороны многих земств. В 1870-е годы министерство народного просвещения фактически подчинило церковные школы своему административному управлению. Многие церковные училища перешли в ведение земств. Отношение к церковной школе стало меняться на рубеже 1870—80-х годов, в период общественных потрясений. В 1884 году изданы «Правила о церковно-приходских школах», по которым создавались одноклассные и двухклассные церковно-приходские школы. В одноклассных изучали закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. В двухклассных школах кроме этого изучалась история. Обучение осуществляли священники, диаконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие преимущественно церковно-учительские школы и епархиальные училища. Деятельность школ находилась в ведении Попечительского совета, куда входили заведующий школы, попечители, учителя, представители от города или земства, выборные лица от населения, пользующегося школой. Лица, входящие в состав церковно приходских попечительств, должны были быть православного вероисповедания. На совет возлагались заботы о благоустройстве школы во всех отношениях, открытие церковно-приходского попечительства разрешалось уездными отделениями епархиальных училищных советов.

Одним из предметов, активно изучающимся в церковно – приходских школах, был «Закон Божий».

«Закон Божий» - это религиозно-ориентированная учебная дисциплина, существовавшая в системе начального и среднего образования в разных странах в разные времена. В курсе этой дисциплины изучались основы религии.Эта программа была составлена для церковно-приходских школ в православной России, где вся страна, молилась, ходила в церковь, постилась и говела. Жизнь в такой стране создавала русских людей с христианскими качествами характера, с православным мировоззрением и по духу православными. Закон Божий, который дети проходили в школе, был только теория того, что дети уже знали из личного опыта и из своей жизни.

В Советское время все церкви были уничтожены, а священники отправлены в ссылку. Православие было запрещено властями.

Поэтому сегодня, основная наша задача – это возвращение нравственности. Сегодня очень много говорят о проблемах нравственности и один из способов её укрепления в обществе является воспитание её в детях с самого раннего возраста. Для этого в школы вводят религиозные курсы. Один из таких курсов – это «Основы православной культуры».

III. Анализ отношения обучающихся к вопросам религии:

Мной было проведено анкетирование среди родителей, учителей и детей, обучающихся в МОУСОШ № 10.Первый блок вопросов был связан с выяснением мнения респондентов о роли религии в их жизни и жизни современного общества.

Проанализировав данные анкеты обучающихся, я получила следующую статистику:

60% учеников положительно относятся к религии

10% учеников относятся к религии отрицательно

30% учеников не имеют представления о религии.

60% учеников воспитаны в православии

40% не принадлежат ни к одной из религий.

60% учеников хорошо относятся к православию

40% учеников не имеют представления о православии.

60% учеников часто посещают церковь

30% учеников не посещают церковь

10% учеников почти не бывают в церкви

70% учеников считают, что Бог есть

30% учеников считают, что бог – это выдумка

На 50% учеников влияние в вопросах религии оказывает семья

На 10% учеников влияние в вопросах религии оказывают друзья

На 40% учеников влияние не оказывается

На основе этих данных я сделала вывод, что в целом ученики относятся к религии положительно и, в общем, многие хотели бы узнать о ней больше.

IV. Чему учит курс «Основы православной культуры»?

Одним из религиозно-культурологических курсов, который успешно вводится в некоторых Российских школах, является курс «Основы православной культуры».

1)Анализ программы «Основы православной культуры»:

Осно́вы правосла́вной культу́ры — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу.

Цели предмета — ознакомление школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства.

— изучение православной религиозной традиции;

— изучение истории христианства;

— изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;

— изучение православной этики;

— ознакомление с православным календарём;

— знакомство с агиографией;

— ознакомление с особенностями церковного искусства;

— изучение устроения православного храма;

— ознакомление с особенностями православного богослужения;

— изучение церковнославянского языка;

— ознакомление с мировыми религиями и сектами;

— ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;

— ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;

— ознакомление с основными видами православного богослужения;

— формирование целостного восприятия мира;

— воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

— формирование культуры общения;

— предупреждение возможных тупиков личностного развития;

— воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

— выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;

— предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;

— воспитание патриотизма;

— формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

— духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

— приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

— расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

— оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественной культуре;

— возрождение православных основ семьи;

— пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

— творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

— формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.

Весь курс разбит на 3 части (по ступеням школьного образования) и 11 разделов по годам обучения:

Часть I (начальная школа). «Роль религиозной культуры в жизни человека»

Часть II (основная школа). «Православная культура и история христианства»

Часть III (средняя школа). «Религии мира»

Если в начальное школе идёт всего лишь поверхностное ознакомление с вопросами религии, то в основной и средней школе идёт более глубокое изучение некоторых вопросов.

2) Внедрение предмета «Основы православной культуры» в российских школах.

В Смоленской области курс ОПК преподавался в отдельных школах ещё с 1991 года. В Курской области преподавание предмета в государственных школах области было введено распоряжением губернатора в 1996/1997 учебном году, в Московской — в 2000/2001-м, в Белгородской — в 2002/2003-м.

С 1 сентября 2006 года предмет «Основы православной культуры» преподавался в 15 регионах России. В четырёх регионах — Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской областях, предмет был утверждён в качестве обязательного компонента школьной программы. Ещё в 11 регионах (Рязанская, Орловская, Тверская, Московская, Курская, Самарская, Владимирская, Новгородская, Свердловская, Архангельская область и Мордовия) предмет преподавался на факультативной основе.

Статистика отношения к предмету в обществе:

14-17 августа 2009 года был проведён опрос по вопросу преподавания Основ православной культуры. Ответы на вопрос «Как вы относитесь к планам введения в школах предмета ОПК?» распределились следующим образом:

Целиком положительно

25%

Скорее положительно

44%

Скорее положительно

13%

Резко отрицательно

6%


V.Отношение субъектов образовательной деятельности к идее введения в школьный программу курса, знакомящему школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства.

  • Мнение учеников.
    60% ребят совершенно однозначно ответили, что хотели бы изучать историю духовные ценности православной веры.
    2) мнение учителей.

Отношение учителей к вопросу изучения религиозно-культурологического курса в школе:

Каким способом следует давать знания о религии в школе.

90% учителей, считают, что знания о школе следует давать в отдельном курсе об истории религии.

10% считают, что знания надо давать в отдельном курсе о ритуалах и учениях мира.

Какие знания о религии должна давать школа в первую очередь.

80% учителей считают, что школа должна рассказывать о религии, как о вере в Высшие силы.

20% учителей считают о религии как об одном из социальных и исторических явлений.

В каком качестве должна рассматриваться религия

90% учителей считают, что религию надо рассматривать, в качестве основы нравственного и социального регулирования.

10% учителей считают, что религию надо рассматривать в качестве знаний о сверхъестественном.

С какими религиями следует знакомить в школе.

90% учителей считают, что детей нужно знакомить с главными религиозными течениями.

10% учителей считают, что детей нужно знакомить с религиями, которые больше других повлияли на историю.

Чьё участие желательно в составлении школьной программы о религии.

Почти все учителя ответили, что программу должны составлять учёные, исповедующие традиционные религии России.

Что вы можете сказать о детях, которые ходят в воскресную школу.

О детях, которые ходят в воскресную школу учителя говорят, что они доброжелательны, спокойны, положительны и порядочны.

Педагоги школы видят во введении курса «Основы православной культуры» возможность развивать в детях лучшие человеческие качества, изучая историю православия ученики могут приобщаться к огромному пласту культуры и нравственности.

  • Мнение родителей

Результат анкетирования родителей обучающихся МОЛУ СОШ № 10

Сколько у вас детей?

В основном в семьях сейчас больше одного ребёнка.

Как Вы считаете, где, прежде всего в современном обществе люди должны получать представления о религиозной культуре, религиозных нормах и ценностях?

50% родителей считают, что представления о религии дети должны получать в семье

50% родителей считают, что представления о религии дети должны получать в церкви, воскресной школе.

Как Вы относитесь к изучению истории и культуры религии в рамках общеобразовательных предметов?

В основном все опрошенные относятся к изучению религии положительно.

Как Вы считаете, предмет по истории и культуре религии может быть факультативным или обязательным?

40% родителей считают, что предмет должен быть обязательным.

60% родителей считают, что предмет должен быть на факультативной основе.

Есть родители, которые одобряют и не одобряют изучение истории и культуры религии в школе. Как считаете именно Вы?

50% родителей считают, что изучение религии способствует нравственному развитию ребёнка.

50% родителей считают, что изучение религии нужно для расширения кругозора.

Как Вы думаете, кого лучше предпочесть в качестве преподавателя истории и культуры религии?

Все опрошенные считают, что преподавать культуру и религию должен специалист – религиовед.

Если бы Вы могли выбрать для своего ребёнка предмет по истории и культуре религии, на чём Вы бы остановили свой выбор:

Все родители считают, что лучше всего изучать православие.



  • Мнение представителя церкви

Я взяла интервью у настоятеля местной православной церкви, отца Георгия:

Вот его мнение:

«В сознании абсолютного большинства наших школьников, которые не изучают религиозные курсы не ходят в воскресные школы, не присутствует даже намека, абсолютно никаких следов христианской нравственности. Вместо этого формируются понятия безнравственности, беззакония, которые сейчас детям прививают почти везде под видом чего - то вполне обыденного, нормального. В детях нет духовности.

Духовность на современном языке можно определить как мотив деятельности, цель и смысл поступков, ради чего совершается человеком то или иное действие. Бог всегда смотрит на наше сердце, из которого исходят наши желания, цели и намерения, мотив поведения. Если мы что-либо делаем ради Него, исполняя Евангельские заповеди, то это становится нашим продвижением к Царству Небесному, если мотив мирской: нажива, зависть, мстительность, чревоугодие, похоть и т. д., то наши поступки идут нам в осуждение, и мы ими прокладываем себе дорогу в ад, в вечную погибель.

Часто ли в нашем современном мире мы встречаем христианский мотив поступков? С прискорбием приходится признать, что основной мотив нашего времени – это дух наживы и все, что ему прислуживает, а прислуживают ему все наши страсти. Вот оно, настоящее современное духовное возрождение – возрождение духа наживы! И как результат – коррупция, ложь, лицемерие, насилие, безнравственность, преступность, алкоголизм, наркомания, блуд, жестокость, все это можно назвать духовным самоубийством. Чтобы остановить это массовое сумасшествие, нужно с раннего возраста воспитывать в детях духовные нравственные ценности». Для этого и нужно и следует ввести в школы религиозные курсы, создать большее количество воскресных школ.

VI. Выводы и рекомендации

На основе проведённых исследований, я сделала вывод, что перспектива сближения двух общественных институтов: церкви и школы, существует, т.к. оба этих общественных института главной целью своей деятельности видят воспитание человека, человека нравственного.

Нравственное поведение является результатом развития личности и ее свободного выбора. Оно обусловлено нравственным сознанием и нравственными отношениями личности и является реализацией нравственных ценностей (добра, справедливости, свободы и т.д.). Главным фактором нравственного поведения являются моральные убеждения личности, уровень ее нравственной культуры, ее волевой настрой. В зависимости от того как понимает человек добро и зло, справедливость, счастье, смысл жизни, строится линия его поведения в конкретных жизненных ситуациях. И церковь, и школа создают в человеке этот нравственный настрой. Курс "Основы православной культуры" осоуществляет эту задачу, делает возможным улучшение нашего общества. . «Жизнь без нравственного усилия — это сон. Ценность нравственности определяется не вещественным значением дела и его возможными последствиями, а степенью доброго усилия» (Л.Н. Толстой).

Библиография.

1.http://ru.wikipedia.org/wiki Википедия о курсе "Основы православной культуры"

2 . http://www.r-komitet.ru/school/opk/razdel/analysis

выступление архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия

3.Галицкая И.А., Метлик И.В. Знания о религии в образовательных стандартах по истории и воспитательный потенциал исторического образования в школе. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания РАО, 2007

4.Предложения Совета Общественной палаты Российской Федерации по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования / http://www.oprf.ru/rus/documents/resolutions/article-1963.htm

5.03#03" Детальное обоснование содержания и принципов реализации религиозно-культурологического образования на примере образовательной области «Православная культура» было дано в известном Примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура» (приложение к письму Минобразования России органам управления образованием субъектов РФ от 22.10.2002 №14-52-876 ин/16.

6.Т.И.Петракова Совместная просветительская деятельность органов управления образованием и централизованных религиозных организаций в рамках школьного обучения

http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=471



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Школа и религия. История и современная тенденция взаимоотношения. Цели проекта iconПроекта
Отечества, культуры, традиций и обычаев других народов, населяющих Россию, указывается на то, что современная школа должна тесно...
Школа и религия. История и современная тенденция взаимоотношения. Цели проекта iconГеография -1часть Современная иллюстрированная энциклопедия Главный...
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Школа и религия. История и современная тенденция взаимоотношения. Цели проекта iconПлан график изучения курса «Управление проектами» по специальности пгс
Основные понятия: проект, программа, цели и стратегии, структура проекта, управление проектом Критерии успехов и неудач проекта,...
Школа и религия. История и современная тенденция взаимоотношения. Цели проекта iconИ краткое описание проекта. Цели и задачи проекта
Автор и руководитель проекта Вялков А. В., соавторы: Шипулина Анастасия, Щербинина Анастасия, ученицы 10 класса
Школа и религия. История и современная тенденция взаимоотношения. Цели проекта iconПояснительная записка I 0 введение 0-1 0 описание проекта 0-1 1 История...
Состояние окружающей среды и социально-экономические условия развития области 1-1
Школа и религия. История и современная тенденция взаимоотношения. Цели проекта iconРеферат: Религия в философии Фейербаха
Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах,...
Школа и религия. История и современная тенденция взаимоотношения. Цели проекта iconСистема воспитательной работы в моу «Юровская сош» для учащихся 1-11...
«Русская школа» (от 6,6 до 17 лет) на 2010 – 2015 учебные года», в которой приоритетным направлением является патриотическое воспитание...
Школа и религия. История и современная тенденция взаимоотношения. Цели проекта iconСодержание проекта урока
«Современная Россия» курса "Мое Отечество" включает тему "Власть народа"
Школа и религия. История и современная тенденция взаимоотношения. Цели проекта iconБилеты по обществознанию 9 класс с ответами
Слово «религия» имеет несколько распространенных значений. В общем смысле, религия — одна из форм общественного сознания — совокупность...
Школа и религия. История и современная тенденция взаимоотношения. Цели проекта icon1. Религия, её роль в жизни современного общества
Религия (от латинского religio святыня, набожность, предмет культа) внутренняя убежденность в существовании сверъестественной высшей...
Школа и религия. История и современная тенденция взаимоотношения. Цели проекта iconВ результате реализации проекта
Цель проекта; концепция развития компании; новые качества руководителей; цели подготовки концепции; замечания по содержанию настоящего...
Школа и религия. История и современная тенденция взаимоотношения. Цели проекта iconМбдоу №29 конспект занятия «человек и окружающая природа»
Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением...
Школа и религия. История и современная тенденция взаимоотношения. Цели проекта iconДомашнее задание для обучающихся 5а, 5б классов Русский язык
Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением...
Школа и религия. История и современная тенденция взаимоотношения. Цели проекта icon2011г. Тема: «О чем поют весной птицы?». Программные задачи
Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением...
Школа и религия. История и современная тенденция взаимоотношения. Цели проекта iconКонспект открытого урока по литературному чтению. Тема : А. П. Чехов. Ванька
Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением...
Школа и религия. История и современная тенденция взаимоотношения. Цели проекта iconПояснительная записка цели и задачи дисциплины Целью дисциплины «Современная...
Юманова Н. Н. Современная денежная кредитная система. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск