В. Н. Порус Онтология культуры С. Л. Франка





Скачать 254.57 Kb.
НазваниеВ. Н. Порус Онтология культуры С. Л. Франка
страница1/3
Дата публикации02.08.2013
Размер254.57 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3
В. Н. Порус
Онтология культуры С. Л. Франка
От Канта идет философская традиция, по которой принципы культуры обладают особым существованием: люди руководствуются ими так, как будто (als ob) эти принципы имеют объективное основание («укоренены в реальности»), хотя научного доказательства их объективности нет и не может быть1. Глубокие идеи часто подвергаются интерпретациям, приспособленным к обыденному разумению. Такова, например, известная концепция Г. Файхингера2. Поскольку объективного основания у принципов культуры нет (хотя бы люди относились к ним как к реально существующим), стало быть, они не что иное как «фикции», вымыслы. Отклоняясь от темы, замечу, что философствующие постмодернисты, назвавшие эти фикции «симулякрами», ничего принципиально нового по сравнению с Файхингером не сказали, разве что погрузили аналогичные рассуждения в иной контекст.

Если последовательно идти за «фикционализмом», все ценностное содержание культуры - «нас возвышающий обман». Сокрушаться по этому поводу глупо, но можно поразглагольствовать о загадочных свойствах человеческой природы: продукты фантазии не только развлекают людей, позволяя им хоть на время отдохнуть от тягот реальной жизни, не только облегчают им процессы общения, но прямо подчиняют себе их мысли и поступки, да еще и «репрессируют» тех, кто почему-то не стал бы им подчиняться.

«Фикционализм» als ob облегчает (делает легковесным) и решение проблемы культурного кризиса. Он переносит ее из философского плана в социологический или социально-психологический: если одни вымыслы сменяют в своем культурном действии другие, следует подумать, какие социальные или психологические факторы вызывают эту смену, но в любом случае не стоит изображать ее как нечто трагическое. Даже напротив, застав эту смену, можно испытать творческое возбуждение, доходящее до экстатического бунтарства («Долой вашу культуру!», «Пусть сильнее грянет буря!»), а то и поучаствовать в творении новых вымыслов, новых типов «социальной коммуникации»; что может быть привлекательнее для тех, кто претендует на миссию культуротворца, то бишь автора новых «возвышающих обманов»?

Для Канта же культурные универсалии - условия человеческого существования. Вне этих условий человек обречен на то, чтобы быть вещью в ряду других вещей, его существование подчинено природной необходимости. Разумеется, таковые условия создаются самими же людьми. Но создаются не произвольными упражнениями «продуктивной способности воображения», а по велению категорического императива (наполняющему душу «благоговением и изумлением»). Культурные универсалии предназначены прежде всего для того, чтобы помочь человеку «нести груз нравственной жизни»3. Без помощи такой груз не снести, и человек остался бы «кривой лесиной», из которой, резонировал Кант, не сделать ничего прямого.

Вот в чем суть различия: для Файхингера культурные принципы – утилиты, которыми можно и нужно пользоваться или при случае заменять их, для Канта – универсалии, вне действия которых нет человека. Культура, если угодно, это – als ob земной бог, als ob творящий человека по своему образу и подобию.

Но культура имеет дело не с перстью земной, а с живыми людьми. Подчинение Богу и подчинение принципам культуры – не равные модусы человеческого поведения. Если принцип культуры – идея (даже идея Бога!), то ее власть удерживается, пока люди, по крайней мере, большинство из них, согласны с нею. Если же согласия нет или оно слабеет, власть может упасть. Тогда ей приходится поддерживать себя «материально-весомыми» (и насильственными) средствами, без каковых не обходится никакая реальная власть над людьми.

Что до причин для несогласия, то их предостаточно. Например, человеку свойственно мечтать о личном бессмертии и конечной справедливости. Надежду на то, что мечты не останутся бесплодными, дает, скажем, христианская вера, основоположения которой связаны (генетически и по смыслу) с принципами европейской культуры. Они же требуют от человека соответствующих ограничений, например, когда речь идет о его плотских желаниях, страстях, влечениях и поведенческих ориентирах. Но в то же время он, человек, способен безудержно стремиться к удовлетворению своих витальных притязаний и любое их ограничение воспринимает как препятствие, какое хотелось бы преодолеть. Во власти «жизненного порыва» индивидуальное человеческое существо не очень-то склонно признавать над собою иную власть, скорее - как-то избегать ее принуждений. Это относится и к власти культурных принципов. Тем более, если ум, как-нибудь взбунтовавшийся против культуры и перешедший в услужение витальности, подсказывает, что странно и нелепо подчиняться каким бы то ни было фикциям.

Вот культура и предстает как то, что приходится терпеть, без чего было бы трудно выжить, ибо она составляет совокупность условий, при которых противоположные воли и витальные порывы не аннигилируют во взаимных столкновениях, а находят необходимый компромисс. Она позволяет людям уживаться друг с другом даже тогда, когда эта совместность – вне бдительного надзора со стороны Левиафана с его законами и охранительными структурами. Тогда выходит, что Файхингер прав: культура – это, конечно, фикция, но полезная как идейная подоплека общественного договора, а если угодно, как незримая узда, наброшенная на человеческое своеволие, на его дикие и свирепые проявления.

Стало быть, культурное бытие – это взаимное приспособление всеобщих принципов и ценностей, с одной стороны, и конкретно-индивидуальных устремлений, с другой. Поэтому судьба культуры зависит от того, насколько приспособление возможно и удачно. Если же нарастают противоречия, сознание людей мечется между ними, культурные принципы перестают быть скрепами общественной жизни и ориентирами людских поступков, их ценность падает. Тогда об их власти над людьми, если и можно говорить, то в каком-то условном или метафорическом смысле. И культуртрегерство не спасает, а даже усугубляет положение, ибо к нему тогда относятся как к выспренней болтовне, не имеющей ничего общего с образовавшейся, например, после «смерти Бога» реальностью, в которой «все дозволено», в чем философ Иван Карамазов на свою беду убедил лакея-убийцу Смердякова. Это и есть кризис. Трещина между индивидуальным и всеобщим модусами человеческого бытия углубляется и расширяется до пропасти.

Именно такую пропасть и вырыла история европейской культуры. В ХХ веке это стало очевидностью. Кто виноват? Некие антикультурные силы? Но откуда они и что дает им силу разрушать культуру, подрывать ее основы? Крупнейшие европейские философы (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, Т. Адорно и др.) увидели причину краха культуры в ее же внутренних саморазрушительных процессах. Культурные универсалии выродились в свои противоположности, «проект модерна» оказался способом самоубийства культуры, сделали вывод авторы «Диалектики Просвещения» еще в 1944 г., а пару десятилетий спустя один из них бросил знаменитый афоризм «После Освенцима любая культура вместе с любой ее уничижительной критикой всего лишь мусор»4. О чем больше нельзя говорить, о том следует скорбно молчать.

Но траурное молчание у одра сгинувшей культуры может быть и фарисейской позой. Если прямо, это согласие с гибелью и даже соучастие в ней. А пока идет панихида, приходит «посткультурная» действительность, идею которой сегодня даже стали радостно приветствовать. Уже не надо печалиться из-за каких-то там несовпадений универсального и индивидуального в человеческом бытии. Универсалий просто нет. Иначе сказать, их существование виртуально: они вызываются из небытия, когда это кому-то зачем-либо нужно, а когда в них надобности нет, снова отправляются восвояси. Реального конфликта быть не может, ибо одна из его сторон - Кентервильское привидение, над которым уместно, подражая О. Уайльду, поиронизировать.

Но вслед за универсалиями в небытие отправляется и человек, оставляя взамен себя одну только свою природную массу, снабженную орудиями приспособления к окружающей среде, среди которых – разум в его инструментальной функции. Ему даже не нужно воображать о себе больше, чем он есть на самом деле5. Правда, есть еще оболочка культуры – цивилизация, до поры обеспечивающая стабильное и даже более или менее комфортное сосуществование человеческим массам. Но стабильность не так уж стабильна, а комфорт… Представим, что произойдет с нынешней, кичащейся своими успехами, цивилизацией (например, с ее правовыми и политическими системами) в случае резкого истощения запасов природных углеводородов или глобальной экологической катастрофы (возможно, вызванной этими успехами)! Человек как он есть, без ценностных горизонтов, вернее, приспособивший их к своей самодовольной малости, это лишь материал, из которого посткультурная действительность выстраивает свою бутафорию.

Кант был много прозорливее Файхингера вместе с многочисленными последователями последнего. Человек вне культуры – фикция человека, культура, отчужденная от человека, подавляющая или принижающая его, провоцирующая на бунт – фикция культуры. Но ни человеку, ни культуре нельзя быть фикциями, это - их небытие. Следовательно, необходимо их бытийное единство.
***
Эта проблема центральна для русской религиозной философии, виднейшим представителем которой был С. Л. Франк. Идея всеединства, охватывающая и отношение «человек-культура», получила у него новую онтологическую проработку, в сравнении с той, какая заключена в философских исканиях В. С. Соловьева. Франк, в отличие от него, не возлагал надежд на то, что всеединство человечества, преодолевающее индивидуализацию, то есть распад бытия, может быть достигнуто соединенными усилиями духовных пастырей. Он не разделял и эсхатологизма Н. А. Бердяева, которому сама идея всеединства была чужда, из-за ее противоречия с идеалом свободы. Он хотел вывести принципы культуры из самих оснований бытия. Поэтому его философия культуры есть прежде всего онтология, как, впрочем, и все иные разделы и части его философской системы фундируются учением о бытии.

К началу 20-х гг. он систематизировал свои онтологические взгляды, критически отталкиваясь от того, что он называл «ходячим методом онтологии», когда «пытаются подвести бытие в целом под какое-либо одно понятие с определенным, т.е. ограниченным, содержанием»6, например, «материя», «дух», «единое», «многое» и т. д. Такая онтология, замечал он, ложна уже хотя бы по логическим и методологическим причинам. «Бытие есть связное и непрерывное единство многообразия. Ни одна его часть не мыслима вне связи с другими; все вместе они образуют систематическое единство, и только в составе этого единства каждая часть впервые имеет свое определенное содержание, определяемое отношением его к другим частям и к единству целого, т. е. к системе. Но так как все понятия имеют определенное, ограниченное содержание, то бытие в целом никогда не выразимо в одном понятии, а только в целой системе понятий»7. Это означает, что философская онтология обнимает в единой системе сущее, возможное и должное как модусы бытия. «С этой точки зрения само бытие вовсе не есть готовое бытие, а есть потенция, устремленность на иное, сила внутреннего расширения, исправления и дополнения бытия тем, чего еще нет»8. Ясно, чего еще нет: всеединства, достигаемого исполнением «абсолютно-должного», того, что есть цель бытия9. Проблема в том, возможно ли, а если да, то как направляться к этой цели. Частное, но важнейшее решение этой проблемы и должна дать онтология культуры.

На чем стоит культура? Теория, по которой культура стоит на человеческих вымыслах, то есть является игрой по придуманным кем-то правилам, для Франка абсолютно неприемлема. Понятно, что такая теория подрывала бы самое идею всеединства. Нужна иная теория, устанавливающая основания культуры, обладающие истинным бытием.

Именно в поиске этих оснований надорвался «идеалистический радикализм» русской интеллигенции, возомнившей себя одновременно слугой и вождем народных масс, их боевым авангардом в борьбе за новое общество, порывающее с дискредитированной (прежде всего своим примирением с бесправием и гнетом) культурой. Надрыв случился, когда на место абсолютных (объективных) ценностей были поставлены ценности морали, ставшие идолами, требующих самопожертвования и поклонения. По сути, это была квази-религия, положенная в основание квази-культуры; независимо от того, какое место в субъективном мире ее приверженцев занимала вера в Бога, их реальные действия обнаруживали очевидное расхождение с первой заповедью Декалога. Поэтому Франк имел право на резкое суждение: «русскому интеллигенту чуждо и отчасти даже враждебно понятие культуры в точном и строгом смысле слова»10. Точность и строгость должны характеризовать «истинную» онтологию культуры. Но ее-то, считал Франк, и не достает философии, расплывающейся по множеству частных «определений» культуры, любое из которых не лучше иных.

Чему вообще служат определения? Окружают определяемое более или менее резкой границей? Позволяют делать формальные выводы о том, что помещается в эти границы? А что если определяемое изменяется именно потому, что не согласно с этим ограничением? Если в рамки определений пытаются вместить то, что обладает бесконечным живым саморазвитием - душу, или, в терминах Аристотеля, энтелехию? Философия культуры обращена не к культурным фактам (хотя не безразлична к ним), а к их внутренним смысловым основаниям. В том числе и в первую очередь – к причинам, по которым эти основания обладают властью над людьми.

Если эти причины - в ряду изменчивых, как сама жизнь, мнений, пристрастий, убеждений, то культура может удерживаться только за счет предпочтения одних элементов этого ряда другим. Вопрос, однако, в том, можно ли считать «культурой в истинном смысле» то, что стоит на предпочтении. «Часто случается – до известной степени, вся современная европейская жизнь отмечена этой чертой, - что увлечение технической, внешней стороной культуры отвлекает внимание от тех абсолютных самодовлеющих идеалов, воплощение которых образует истинную культуру… “Практическим” людям не нужна ни религия, ни искусство, ни мораль, ни наука в высшем ее значении; “культурным людям” в смысле Щедрина не нужна и чужда культура. И в самом деле, для того, чтобы “заказывать платье у Шармера”, не нужно никакой культуры»11. Утилитаризм ни во что не ставит отвлеченные, даже полагаемые абсолютными, ценности, предпочитая им практическую пользу; его антипод - аскетизм - выпячивает мораль как единственную опору культуры, провозглашая анафему земным стремлениям и нуждам. «Оба не достигают высшего единства трансцендентного с эмпирическим и его не допускают»12.

Но если культура образуется абсолютными самодовлеющими идеалами (иначе сказать: «Культура есть совокупность абсолютных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие»13), то обостряются уже другие вопросы. Если ценности абсолютны и объективны (как объективны, например, законы природы), то могут ли они быть созданиями людей? Если они все же создаются, то чем объясняется и как может удерживаться их власть над своими создателями? Как возможно, что абсолютные ценности оказываются чуждыми «практическим людям», предпочитающим пользоваться «внешней стороной культуры», не обременяя себя переживаниями ее глубинных и подлинных оснований? Ведь именно они-то и составляют большинство! Не получается ли, что «абсолютными» при определенных условиях могут быть назначены любые ценностные «фикции», лишь бы у них нашлось достаточное число сверхактивных сторонников, способных убедить большинство людей в этой «абсолютности» (или заставить подчиниться этим фикциям, как
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. Н. Порус Онтология культуры С. Л. Франка iconРабочая программа для аспирантов специальностей 09. 00. 01 онтология и теория познания
Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00....
В. Н. Порус Онтология культуры С. Л. Франка iconПрограмма специального курса «Онтология мифа»
В этом смысле миф является неотъемлемой характеристикой человеческой культуры, требуя к себе онтологического отношения
В. Н. Порус Онтология культуры С. Л. Франка iconЗадания на самостоятельную работу по теме
Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00....
В. Н. Порус Онтология культуры С. Л. Франка iconСеверо-западный институт управления
Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00....
В. Н. Порус Онтология культуры С. Л. Франка iconV сахалинская молодежная научная школа
Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00....
В. Н. Порус Онтология культуры С. Л. Франка iconСоциальная география постсоветской россии. Культурный ландшафт
Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00....
В. Н. Порус Онтология культуры С. Л. Франка iconЛитература сведения об авторах abstracts, key words
Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00....
В. Н. Порус Онтология культуры С. Л. Франка iconПаутина для бозона Наталия Теряева
Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00....
В. Н. Порус Онтология культуры С. Л. Франка iconУрок 1 Тема урока : Логика как наука. Основные понятия математической логики
Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00....
В. Н. Порус Онтология культуры С. Л. Франка iconПрограмма дисциплины «Политическая онтология от Гегеля до Хайдеггера»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 Философия...
В. Н. Порус Онтология культуры С. Л. Франка iconПрограмма дисциплины «Социальная география постсоветской России....
Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00....
В. Н. Порус Онтология культуры С. Л. Франка iconНа правах рукописи удк 544. 032. 65 Никифоров Александр Михайлович...
Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00....
В. Н. Порус Онтология культуры С. Л. Франка iconПеревели Валентина Лемякина, Ирина Дегиль, Илья Франк Метод чтения Ильи Франка
Шоколадное и клубничное) Papa s'empâte drôlement (Папа сильно полнеет) Comme un grand (Как большой)
В. Н. Порус Онтология культуры С. Л. Франка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
В. Н. Порус Онтология культуры С. Л. Франка iconПрограмма учебной дисциплины философия (Онтология и теория познания)...

В. Н. Порус Онтология культуры С. Л. Франка iconЛитература к лекциям профессора Франка Дельмартино Европейский Союз. Путеводитель
Европейский Союз. Путеводитель/Под ред. Ю. А. Борко, О. В. Буториной. – М.: Интердиалект+, 1998


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск