Программа специального курса «Онтология мифа»





Скачать 94.91 Kb.
НазваниеПрограмма специального курса «Онтология мифа»
Дата публикации02.03.2016
Размер94.91 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа


Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Философский факультет
УТВЕРЖДАЮ

Декан философского факультета

_____________Ю.Н. СОЛОНИН
Рассмотрено и рекомендовано:

  1. На заседании кафедры

онтологии и теории познания

Протокол от _________№ ____
Заведующий кафедрой__________Б.И. ЛИПСКИЙ
2. На заседании методической комиссии

философского факультета

протокол от _________ № ____
Председатель методической комиссии

_______________В.С. НИКОНЕНКО


ПРОГРАММА СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА
«Онтология мифа»
специальность

для студентов дневного и вечернего отделений философского факультета


Составитель:

Доцент, докт.филос.наук Ю.М.РОМАНЕНКО

Рецензент:

Профессор, докт.филос.наук В.В.САВЧУК

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2003

  1. Организационно-методический раздел




    1. Цель изучения дисциплины:

Цель курса — определение онтологического статуса мифа. Актуальность данной темы в современном контексте и ее исторические корни заключаются в том, что преследуемые индивидуумом или социумом цели в жизненной практике облекаются в устойчивые мифические формы, посредством которых устанавливается конкретный контакт субъектов общения. В этом смысле миф является неотъемлемой характеристикой человеческой культуры, требуя к себе онтологического отношения.


    1. Задачи курса:

Задачи курса делятся на три разряда.

Во-первых, теоретическое изучение мифа как специфического способа человеческого творчества, его онтологических, гносеологических, антропологических и культурологических основ.

Во-вторых, исследование исторических примеров влияния традиционных мифов на формирование философских онтологических концепций.

В-третьих, выявление и классификация с онтологической точки зрения основных мифов современности.
1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Специальный курс.


    1. Требования к уровню освоения дисциплины:

Студент должен изучить рекомендуемые источники, благодаря чему возможно усвоение теоретических оснований и структур мифа, а также выработка умения применять их в конкретном анализе онтологических и гносеологических проблем в сочетании с рационально-логическими средствами. Студент, освоивший содержание курса, должен научиться квалифицированно провести экспертизу мифологических условий социального бытия. В процессе обучения могут быть организованы написание рефератов, выступления с докладами, дискуссии, проведение коллоквиумов, игровых практикумов, созданы формы подведения итогов самостоятельной работы — аттестация, зачет.


  1. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля




Всего аудиторных занятий

34 часа


из них: - лекций


34 часа


- практические занятия





Самостоятельная работа студента (в том числе на курсовую работу по дисциплине)


34 часов


Итого (трудоемкость дисциплины)


68 час




Изучение дисциплины по семестрам:
1 семестр: лекции - 34 часа.

Контрольная работа, аттестация, зачет.


  1. Содержание дисциплины


3.1. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий
Тема 1. (лекция 2 часа)

Миф (греч. — предание, сказание) — как Слово о деянии богов по создания Космоса.

Генезис мифа. Миф — основная форма сознания первобытного общества.

Миф в контексте иных типов отношения к бытию — философии, науки, религии, искусства, техники и т.д.
Тема 2. (лекция 3 часа)

Проблема дефиниции мифа. Определение извне и определение изнутри. Неэлиминируемость мифа из культуры — миф вытесняется мифом же. Актуальность мифа. Проблема основного мифа эпохи.
Тема 3. (лекция 3 часа)

Сравнение Мифоса и Логоса. Миф и символ. Определение символа. Символ, аллегория, олицетворение, понятие, термин, знак, архетип (К.Юнг), конкретная символическая форма (Э.Кассирер).
Тема 4. (лекция 3 часа)

Миф и религия. Миф, ритуал, культ. Античные мистериальные культы. Жрец и жертва, инициация.

Магия и мистика.
Тема 5. (лекция 3 часа)

Познавательная функция объяснения и понимания в мифе. Роль метафоры в познании, поэзии, философском дискурсе. Психология мифа. Образно-эмоциональная природа мифа.

Механизмы мифотворчества. Причины блокировки мифотворческих импульсов.
Тема 6. (лекция 3 часа)

Концепция мифа А.Ф.Лосева: "Диалектика мифа". Миф — данная в слове чудесная история личности. Отрешенность в мифе. Категория выражения. Идея абсолютной мифологии. Тождество мифологии и системы диалектики.

Тема 7. (лекция 3 часа)

Миф в свете онтологии и метафизики. Миф в отношении к категориям бытия, ничто, творения. Естественное и сверхъестественное в мифе. Выражение креации и эманации в мифе. Онтология энергетизма как основание онтологии мифа.
Тема 8. (лекция 3 часа)

Мифологическая модель мира. Пространство и время мифические.

Методология структурализма (К.Леви-Стросс и др.).
Тема 9. (лекция 3 часа)

Судьба и миф. Факторы и критерии судьбы. Феномен чуда. Законы природы и чудо (К.С.Льюис). Смысл понятий, участвующих в определении мифологии: антропоморфизм, анимизм, тотемизм, табуирование, оборотничество и т.д.
Тема 10. (лекция 3 часа)

Проблема телесности в мифе. З.Фрейд, психоанализ.

В.В.Розанов.
Тема 11. (лекция 3 часа)

Миф и личность. Миф, утопия, история. Миф и Откровение. Тайна и ее разоблачение. Мифотворчество и литературе (Н.Гоголь, М.Булгаков, Т.Манн, М.Пруст).
Тема 12. (лекция 2 часа)

Космогонические мифы.

Антропогонические мифы.

Эсхатологические мифы.

Типология мифологических героев и персонажей. Современные мифы в науке, идеологии, социальной политике, философии, искусстве.
3.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

В течение семестра проводится контрольные письменные работы (аудиторные) по темам рефератов, представляющая краткое самостоятельное изложение заданной темы. Оценки работ учитывается при промежуточной аттестации.

  1. Теория мифа: онтологические и гносеологические основания.

  2. Проблема дефиниции мифа.

  3. Онтология и антропология мифа.

  4. Методология изучения мифа.

  5. Миф и теория познания.

  6. История мифа.

  7. Архаика и античный миф.

  8. Миф в религиозном контексте.

  9. Рациональное и иррациональное в истории.

  10. Культурная традиция как способ бытия мифа.

  11. Праксис мифа.

  12. Актуальность мифа в современную эпоху.

  13. Проблема типологизации мифов.

  14. Персонология мифа.

  15. Архетипы коллективного воображения.

  16. Мифология средств массовой информации.

  17. Эвристические возможности мифа.

  18. Сравнение Мифоса и Логоса.

  19. Мифология и диалектика.

  20. Мифологическая модель мира.


3.2.1. Критерии оценки контрольной работы, как письменного задания

1. Если в ходе проверки письменных работ обнаружены две или более работы, имеющие значительные текстуально совпадающие фрагменты, а также работы, совпадающие с текстом учебных пособий, иной литературы, то все эти работы оцениваются на «неудовлетворительно».

2. Письменные работы оцениваются в соответствии с программой курса, рекомендованной кафедрой и утвержденной деканом. При определении оценки учитывается грамотность представленных письменных ответов, стиль изложения и общее оформление.

  1. Письменные работы оцениваются, исходя из следующих критериев:

«Отлично» - содержание письменного ответа исчерпывает содержание вопроса. Студент демонстрирует как знание, так и понимание вопроса, а также знание основной и дополнительной литературы.

«Хорошо» - содержание письменного ответа в основных чертах отражает содержание вопроса, но имеются некоторые пробелы и недочеты. Студент демонстрирует знание только основной литературы.

«Удовлетворительно» - содержание письменно ответа в основных чертах отражает содержание вопроса, но имеются ошибки. Не все положения темы раскрыты полностью. Имеются фактические пробелы и не полное владение литературой. Нарушаются нормы философского языка; имеется нечеткость и двусмысленность письменной речи.

«Неудовлетворительно» - содержание письменного ответа не отражает содержание вопроса. Имеются грубые ошибки, а также незнание ключевых определений и литературы. Письменные ответ на вопрос не написан полностью; ответ не носит развернутого изложения темы.
3.3. Примерные темы курсовых работ


  1. Диалектика мифа (А.Ф.Лосев).

  2. Философия символических форм (Э.Кассирер).

  3. Архетип и символ (К.Г.Юнг).

  4. Онтология мифа (К.Хюбнер).

  5. Сознание и бессознательное (З.Фрейд, Э.Фромм).

  6. Пассионарность в истории и этногенез (Л.Н.Гумилев).

  7. Воображение и реальность (Ю.М.Бородай).

  8. Миф и культура (В.Н.Топоров).

  9. Структурная антропология (К.Леви-Стросс).

  10. Рациональность и фантазия (Г.Башляр).




    1. Примерные темы рефератов




  1. Диалектика мифа (А.Ф.Лосев).

  2. Философия символических форм (Э.Кассирер).

  3. Архетип и символ (К.Г.Юнг).

  4. Онтология мифа (К.Хюбнер).

  5. Сознание и бессознательное (З.Фрейд, Э.Фромм).

  6. Пассионарность в истории и этногенез (Л.Н.Гумилев).

  7. Воображение и реальность (Ю.М.Бородай).

  8. Миф и культура (В.Н.Топоров).

  9. Структурная антропология (К.Леви-Стросс).

  10. Рациональность и фантазия (Г.Башляр).


3.5. Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу


  1. Теория мифа: онтологические и гносеологические основания.

  2. Проблема дефиниции мифа.

  3. Онтология и антропология мифа.

  4. Методология изучения мифа.

  5. Миф и теория познания.

  6. История мифа.

  7. Архаика и античный миф.

  8. Миф в религиозном контексте.

  9. Рациональное и иррациональное в истории.

  10. Культурная традиция как способ бытия мифа.

  11. Праксис мифа.

  12. Актуальность мифа в современную эпоху.

  13. Проблема типологизации мифов.

  14. Персонология мифа.

  15. Архетипы коллективного воображения.

  16. Мифология средств массовой информации.

  17. Эвристические возможности мифа.

  18. Сравнение Мифоса и Логоса.

  19. Мифология и диалектика.

  20. Мифологическая модель мира.




  1. Учебно-методическое обеспечение курса




    1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдфильмов, кино и видео-фильмов

Отсутствует.


    1. Активные методы обучения

Игровой практикум.
4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля

Стандартно оборудованные лекционные аудитории.
4.4. Литература
4.5.1. Основная


  1. Косарев А.Ф. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость. Учебное пособие для вузов. М., 2000.

  2. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990.

  3. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтичнеского. М., 1995.

  4. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

  5. Шеллинг В.Ф. Введение в философию мифологии // Соч. Т. 2. М., 1989.


4.5.2. Дополнительная


  1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

  2. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. М., 1993.

  3. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

  4. Марков В.А. Миф. Символ. Метафора. (Модальная онтология). Рига, 1994.

  5. Мифология и повседневность. СПб., 1999.

  6. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. М., 1991-1992.

  7. Наука и альтернативные формы знания. СПб., 1995.

  8. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Соч. Т. 1. М., 1990.

  9. Романенко Ю.М. Бытие и естество: Онтология и метафизика как типы философского знания. СПб., 1999.

  10. Романенко Ю.М. Логика и миф как дополнительные способы вербализации мышления // Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке. СПб., 1998. С. 293-297.

  11. Романенко Ю.М. Миф как наука о формах правильного воображения // Мифология и повседневность. СПб., 1998. С. 78-83.

  12. Символы в культуре. СПб., 1992.

  13. Фрейд З. "Я" и "оно". Тбилиси, 1991.

  14. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

  15. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа специального курса «Онтология мифа» iconПояснительная записка. Статус документа рабочая программа курса биологии...
Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла о животном мире
Программа специального курса «Онтология мифа» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Программа курса «Теория метапознание»
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальностей 09. 00. 01 Онтология и теория познания и
Программа специального курса «Онтология мифа» iconРабочая программа для аспирантов специальностей 09. 00. 01 онтология и теория познания
Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00....
Программа специального курса «Онтология мифа» iconПрограмма дисциплины «Политическая онтология от Гегеля до Хайдеггера»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 Философия...
Программа специального курса «Онтология мифа» iconМетодические указания специального курса «композиция в художественном творчестве»
Методические указания курса «Культурология» подготовлены кандидатом философских наук, преподавателем кафедры теории культуры, этики...
Программа специального курса «Онтология мифа» iconПрограмма курса философии планы семинарских занятий Методические...
Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От...
Программа специального курса «Онтология мифа» iconИсторический факультет утверждаю
Предмет предлагаемого специального курса – " История России ХIX века". Цель лекционного курса – раскрыть основные политические, социально-экономические...
Программа специального курса «Онтология мифа» icon«Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»...
Проблематика курса «Онтология и теория познания» является базовой для освоения программы подготовки студентов по специальности «Онтологии...
Программа специального курса «Онтология мифа» iconРабочая программа по биологии 7 класса
Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла о животном мире
Программа специального курса «Онтология мифа» iconРабочая программа учебного курса «физика»
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Программа специального курса «Онтология мифа» iconМатериалы к итоговой к/раб по 1-ой части курса (Онтология / Античность; мехмат–2008)
Цель урока: развитие гражданской активности учащихся, политической убеждённости в том, что нужно учиться быть избирателем для того,...
Программа специального курса «Онтология мифа» iconПрограмма курса онтология теория познания” для специальности -522700...
Цель изучения дисциплины: обучение студентов культуре мышления, общефилософским методам; формирование навыков саморефлексии, философского...
Программа специального курса «Онтология мифа» iconПрограмма курса Новосибирск 2010 Программа составлена в соответствии...
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего специального образования по специальности...
Программа специального курса «Онтология мифа» iconМетодическое пособие к специальному курсу лекций Введение в методическом...
В методическом пособии кратко излагается содержание специального курса лекций для студентов исторического факультета Томского государственного...
Программа специального курса «Онтология мифа» iconПрасолов Алексей Михайлович
Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном...
Программа специального курса «Онтология мифа» iconПрограмма курса биологии для 7 класса общеобразовательных учреждений пояснительная записка
Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире. В процессе изучения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск