Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/8
Дата публикации23.01.2014
Размер0.77 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Культура > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Северо-Осетинская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Туаева Б.В.

Учебно-методическое пособие

по курсу

«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»


Владикавказ - 2012


Туаева Б.В.

Культурология:

учебно-методическое пособие


Рекомендовано к изданию кафедрой социально-экономических наук (протокол № от 2008 года) и Центральной методической комиссией по преподаванию гуманитарных и социально-экономических наук СОГМА (протокол № от 2008 года).

Учебно-методическое пособие, разработанное для студентов всех факультетов СОГМА, изучающих курс «Культурология».
Методическое пособие включает важнейшие проблемы по теории и истории мировой и российской культуры.
Рецензенты: д.и.н., проф. Канукова З.В.

к.ф.н., доц. Дзабаев Э.А.

Содержание:

1. Пояснительная записка 4

2. Тематический план курса:

Раздел I. Теория культуры. Основные направления и школы

в Культурологии 5

Раздел II. Типология и история мировой культуры 13

Раздел III. История формирования и развитие Отечественной

культуры 23

3. Планы семинарских занятий 32

4. Вопросы к зачету 39

5. Литература к курсу 40

6. Терминологический словарь 41

7. Приложения 45

Пояснительная записка
Цели и задачи курса, место в учебном процессе:

Современное насыщение программы высшей школы гуманитарным знанием вызвано пониманием того, что специалист любой отрасли практической деятельности может полностью реализовать свои профессиональные способности лишь при условии освоения им общегуманитарных ценностей, выработанных человеком. Освоение настоящего курса призвано помочь решению этой задачи.

В первую очередь, цели гуманитаризации высшего образования определяются динамикой жизни, возрастанием мощности информационных потоков и развитием самого социокультурологического дискурса как особого типа общения и духовного взаимодействия. Сегодня формирование социокультурных комплексов ориентировано чаще на низкие нужды общественного сознания. СМИ, обладающие мощным потенциалом, зачастую формируют потребительскую психологию, почти не уделяя внимания проблемам творчества, вопросам истории, этики и воспитания,- в то время, когда человечество сталкивается с серьёзными трудностями, для преодоления которых нужны мобилизация воли и разума. Поэтому сегодня так актуален синтез образования с наукой и сознательное формирование культуры.
Курс Культурологии направлен на:

1.Формирование у студентов представления о культуре как системе общечеловеческих ценностей;

2.Ознакомление студентов с выдающимися достижениями мировой и отечественной культуры;

3.Изучение основных понятий и категорий культуры;

4.Формирование представления о преемственности культурных процессов;

5.Развитие и повышение интеллектуального и духовно-нравственного потенциала их личностей;

6.Воспитание нравственных ориентиров в жизни.
Содержание курса состоит из 3-х разделов:

I. Теория культуры. Основные направления и школы в Культурологии;

II. Типология и история мировой культуры;

III. История формирования и развитие Отечественной культуры.
Тематический план курса
Раздел I . Теория культуры. Основные направления и школы в

Культурологии
Тема 1. Понятие и сущность культуры. Культурология как наука.

1. Предмет и задачи Культурологии. Место Культурологии в системе

гуманитарного знания.

2. Понятие и виды культуры.

3. Структура и функции культуры.
Предмет Культурологии – объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.

Объектом Культурологии являются культурные аспекты различных областей общественной жизни, выявление особенностей и достижений основных культурно-исторических типов, анализ тенденций и процессов в современной социокультурной среде.

В развитие культурологических теорий вносят свой вклад разные научные направления: антропология, социология, психология, философия и история. Культурология – это наука о культуре, о ее сущности, происхождении, исторических типах, закономерностях, движущих силах, внутренней логике ее развития и о роли ее субъекта, творца культуры. Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя.

Исторически сложилось так, что культуру условно подразделяют на материальную и духовную. Первая охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты. Вторая, относясь к процессу и результатам духовной деятельности, включает в себя науку, философию, мифологию и религию, искусство, мораль и право, политическое сознание и многое др. Культура – весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру и по ее носителю. В зависимости от этого выделяют мировую и национальные культуры. От того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три формы – элитарную, народную и массовую.

Для культуры как социального явления основополагающими, системообразующими являются понятия культурной статики и культурной динамики - составляющие ее структуры. Статика характеризует культуру в покое, неизменности и повторяемости; динамика – рассматривает культуру как процесс в движении и изменении.

К основным функциям культуры относятся следующие:

1. преобразование мира: с появлением в мире человека появляется и особый фактор изменения и преобразования мира. Этот процесс невозможен без появления материальных результатов человеческой деятельности;

2. познание мира: познание окружающего мира означает познание человеком самого себя. Человек не может жить в мире, не зная его строения и законов функционирования. Результаты познания и самопознания передаются с помощью особых символов от одного поколения к другому и от одного народа ко всем народам;

3. обеспечение условий общения: культура не может существовать, если отсутствует общение в его различных формах. Благодаря общению достигаются необходимые организованность, согласованность, единство действий отдельных людей, социальных групп и культур, их взаимопонимание и сплоченность, общность мыслей, воли, настроений;

4. регулирование деятельности и поведения: благодаря культуре обеспечивается следование определенным образцам деятельности и поведения – регулирование деятельности и поведения. Обеспечение условий совместной жизни людей предполагает наличие определенных социальных норм. При регулировании поведения возникают особые социальные институты, которые должны не только следить за соблюдением определенных норм поведения, но и карать за их нарушение (судебные и т.д.).

5. установление и поддержание системы ценностей: все окружающее человека может рассматриваться как ценность, то есть оцениваться в плане добра и зла, допустимого или запретного, истинного или неистинного и т.д. Ценности служат для ориентации предпочтений и интересов, как отдельных людей, так и социальных групп.

Тема 2. Концепции Культурологии в их исторической ретроспективе.
1. Основные этапы становления Культурологии.

2. Подходы к изучению культуры.

3. Тенденции и перспективы культуры в XXI веке.
Развитие культуры сопровождалось становлением ее самосознания. В мифах и преданиях народов, в учениях отдельных мыслителей содержатся догадки и идеи, выражающие стремление осознать, понять и оценить культуру как единый процесс. Догадки, идеи, учения явились не просто параллельным процессом регистрации тех или иных достижений в культурном развитии человечества – они тоже были частью культурного процесса и не могли не оказывать на него влияния.

Процесс развития и выражения духовного, интеллектуального и эмоционального отношения к культуре можно назвать становлением Культурологии, включающий:

1. донаучный этап (до Нового времени) – ранние стихийные догадки и представления о логичности и относительной завершенности, цикличности культурно-исторического процесса;

2. научно-исторический этап (до середины XIX века) – стремление ученых понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития людей, найти общее основание истории;

3. научно-философский этап – становится очевидным различие между историческим и культурным развитием. В целом это различие состоит в той мере, в какой замыслы и идеалы людей совпадают с результатами их деятельности.

Насколько многообразно понятие культуры, настолько много и подходов к ее изучению. Но все многообразие подходов к изучению культуры, как правило, можно свести к двум основным направлениям, уходящим своими корнями в философские традиции XVIII века и отвечающим на вопрос: «Что есть культура?».

Первое направление, которое можно охарактеризовать как пессимистическое или иррациональное, берет свое начало в работах французского просветителя Ж.Ж. Руссо, который рассматривал человека как совершенное существо, а естественную на лоне природы жизнь – как наиболее правильную ее форму. Ущербность и вредность культуры Руссо видел как в существовании частной собственности, так и в существовании абсолютизма.

К позициям иррационализма примыкают Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм.

В начале XX века были сформулированы три фундаментальные теории развития западноевропейской культуры: О. Шпенглера, А. Швейцера, М. Вебера. Согласно работам Шпенглера и Швейцера, следует пессимистический вывод о том, что рационалистическая цивилизация, воцарившаяся в Западной Европе, представляет собой деградацию высших духовных ценностей культуры, поэтому и обречена. Макс Вебер напротив считал, что никакого кризиса западноевропейской культуры нет, просто на смену прежним ценностным критериям пришли новые и прежде всего универсальная рациональность, изменившая представления об этой культуре. В происхождении западноевропейского капитализма Вебер решающую роль отводил протестантизму.

Один из самых ярких представителей экзистенциализма (философия существования) Карл Ясперс делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. Он вводит понятие осевое время и новую структуру мировой истории.

Значительный вклад в становлении Культурологии внес американский ученый Л. Уайт, поставивший четко вопрос о необходимости строгого определения предмета Культурологии и тех явлений, которые должны входить в ее компетенцию.

В настоящее время существует множество других концепций культуры и Культурологии, опирающиеся на самые различные методы и подходы. Все они могут быть сведены к нескольким основным видам: философии культуры, истории культуры, социологической Культурологии, психологии культуры, культурной антропологии, филологической Культурологии - попытке объяснения феномена культуры.

В трудах современных культурологов особое место занимает проблема диалога культур, представленная в различных аспектах. Один из них касается гуманитарной и сциентистской (от лат. - знание, по подобию науки) культур – их размежевание, достигшей пика в середине XX века, выявило свою искусственность, бесперспективность. Сегодня мы становимся очевидцами и участниками их сближения, движения к единой культуре. Еще один аспект диалога культур – это непрерывная цепь культур прошлого и настоящего, их преемственность. И, наконец, актуальна проблема диалога «Восток - Запад». Очевидно одно, что культурное взаимодействие не только не следует пресекать, это и невозможно.

Тема 3. Культура и цивилизация.
1. Культурно-исторический тип и цивилизация.

2. Классификации цивилизаций.

3. Факторы, влияющие на цивилизацию и культуру.

4. Культура и будущее человека.
В одном ряду с понятием культуры часто используется понятие цивилизации. В первоначальном употреблении понятие цивилизации включало в себя основные признаки культуры и, действительно, могла с ним отождествляться. Вместе с тем в своем историческом развитии понятие цивилизации оказывалось по своему смыслу шире понятия культуры, включив в себя, в той или иной форме, определенную совокупность общественных отношений – производственных, семейных, тот или иной образ жизни, важнейшие признаки и принципы государственного устройства. Цивилизации – это устойчивые общности, функционирующие благодаря целому набору социокультурных черт, воздействующих на различные сферы и формы жизнедеятельности социального организма.

Понятие культурно-исторического типа позволяет подчеркнуть специфику каждой отдельной культуры, ее не случайные, а закономерные типичные признаки.

Понятию «культурно-исторический тип» очень близко понятие «цивилизация». Под цивилизацией в культурологии чаще всего понимается одна из фаз развития культуры. Характерной чертой цивилизации является воплощение достигнутого уровня духовного развития в системе материального производства.

Термин «цивилизация» появился в XVIII веке и до XX века употреблялся как синоним культуры. В нынешнем столетии эти два понятия употребляют в разных смыслах. С цивилизацией связывали негативные проявления в культуре: стандартизацию мышления и чувств, обезличивание человека и культуры в целом. Цивилизация – необходимая ступень развития почти у всех обществ; на этой ступени становятся видимыми и получают самостоятельное развитие плоды, результаты культурной деятельности.

Понятия культуры и цивилизации очень близки. Нельзя понять культуру, не изучив время, эпоху, цивилизацию, которой она принадлежала. Цивилизация и культура – это аксиологические (т.е. ценностные) понятия. Цивилизация включает в себя все многообразие культуры. Культура – код цивилизации. Цивилизация может погибнуть, а культура может существовать во фрагментарной форме. Цивилизация – понятие временное; а культура – понятие общечеловеческое.

Время цивилизационно-исторического существования охватывает относительно небольшой временной отрезок (примерно 5-6 тысячелетий) и расчленяется по-разному. Важнейшие, из принятых сегодня в науке подходов, таковы:

*бронзовый век – железный век (по археологической периодизации)

*период великих цивилизаций древности («осевые» цивилизации по К. Ясперсу)

*языческий – христианские периоды (по Г. Гегелю, С. Соловьеву)

*традиционное общество – современное общество (социологические теории «модернизации»)

*докапиталистические общества – капитализм (по формационной теории К. Маркса)

*Восток – Запад (по типологическому критерию целого ряда философско-исторических теорий; по Н. Бердяеву: Восток – Запад - Россия)

*Ближний Восток – Китай – Индия – Западная Европа (по типологическому критерию ряда современных концепций, восходящих к М. Веберу)

*нормальные цивилизации – цивилизация-отклонение (по М. Петрову, Р. Генону).

В цивилизации особую роль играет технология, с помощью которой общество устанавливает отношения с природой. Для цивилизации характерны: устойчивая организация; малоподвижность; инерционность; порядок и дисциплина. Она стремится к всеобщности и универсальности, что особенно заметно проявляется в последние годы, когда налицо тенденции формирования единой всемирной цивилизации. Важнейшей составляющей современной цивилизации является новая информационная культура, способы получения, передачи и хранения информации.

В культуре первостепенное значение имеют: национальная самобытность и оригинальность; неповторимость и уникальность; изменчивость и новизна; критическое начало; творческое начало; самоценность; стремление к возвышенному идеалу.

Относительная независимость культуры и цивилизации, и вместе с тем их тесное взаимодействие могут приводить к нарушению равновесия и противоречию между ними. Преобладание цивилизации и сведение к ней культуры означало бы стагнацию общественного развития, ослабление и угасание в нем духовного и нравственного начала. Именно такая ситуация наблюдается в современном обществе, когда цивилизация все больше преобладает над культурой.

Современная культура характеризуется универсальным гуманизмом, установкой на научно-рациональное познание мира, сложившейся мировой научной целостностью, увеличивающейся взаимосвязью стран и народов, формированием мировой цивилизации с наличием прочных тенденций к сохранению национальных форм культуры. Развитие и взаимовлияние национальных культур приводит в итоге к складыванию системы общечеловеческих норм и ценностей. Роль личности в современном мире вновь выдвигается на первый план.
*см. Приложение № 1.


  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск