Особенности процесса образования в вузе в аспекте формирования профессионально-этической направленности студентов шумилина Н. С. Ргтэу оренбургский филиал, г. Оренбург





Скачать 109.54 Kb.
НазваниеОсобенности процесса образования в вузе в аспекте формирования профессионально-этической направленности студентов шумилина Н. С. Ргтэу оренбургский филиал, г. Оренбург
Дата публикации03.08.2013
Размер109.54 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Культура > Анализ
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ
Шумилина Н.С.

РГТЭУ Оренбургский филиал, г. Оренбург
Сущность проблемы в современных условиях заключается в необходимости переосмысления содержания, форм, методов и приемов профессионального образования по формированию того или иного вида профессиональной направленности студентов в образовательном процессе вуза.

В современной вузовской практике признанным является то, что у значительной части студентов отсутствует положительная направленность на выполнение профессиональной деятельности в системе межличностных отношений. В частности большинство студентов имеет низкий уровень сформированности профессионально-этической направленности, формированию которой не уделяется должного внимания.

Анализируя учебный процесс на основе дисциплины «физическая культура», особое внимание уделяем воспитательным моментам, где, на ряду с физическим и психическим развитием, этическое развитие рассматривается как неотъемлемая часть воспитания студента, что делает понятие физического воспитания более емким [6, с.4].

Понятие «профессиональная этика» в науке используется для обозначения системы профессиональных моральных норм, направления этических исследований относительно оснований профессиональной деятельности

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации.

Для нас важно то, что принципы профессиональной этики предполагают особую форму ответственности, обусловленную предметом и видом профессиональной деятельности. Это означает, что принципы профессиональной этики, определяющие содержание профессионально-этической направленности будущего специалиста, вытекают из конкретных условий, содержания и специфики осваиваемой профессии и выражаются, в основном, в требованиях к межличностному взаимодействию специалистов

Человек зачастую оказывается в ситуации выбора и решения как поступить, какие ценностные ориентиры предпочесть в данной, конкретной ситуации. Выбор и решение зависят от собственной этической зрелости, а не от каких-либо только внутренних или внешних причин. Каждый морально-нравственный выбор, требующий сознательного волевого усилия, развивает в человеке личность, индивидуальность, а решение, принятое в этой ситуации, может быть показателем его личностной, нравственной зрелости. Нередко ситуация складывается так, что поступить нравственно – значит быть осужденным социальной средой, обществом, потерять положение в нем, а иногда даже свободу и жизнь. Но и тогда поступить нравственно, означает осуществить себя как личность [7, с.83].

Профессиональная этика является основной проблемой педагогической деонтологии (от.греч.deontos – должное и logos –учение) и определяется как наука о профессиональном поведении специалиста, о профессиональной морали, включающая нормы, принципы и правила поведения, оценки нравственного облика специалиста. Она ориентирована на доминантность личности как субъекта и объекта профессиональной сферы.

Анализ психолого-педагогической литературы и наши наблюдения дают возможность сделать заключение, что формирование и развитие профессионально-этических качеств, в том числе и направленности будущего специалиста, ведет его к профессиональному росту. Многими учеными (Л. И. Божович, Э. Ф. Зеер, Я. Л. Коломинский, Н. В. Кузьмина, К. К. Платонов, А. А. Реан, Э. А. Гришин, В. А. Сластенин и др.) подчеркивается значимость формирования профессионально-этической направленности для становления личности будущего специалиста.

Профессиональное развитие личности есть рост, становление профессионально-значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально-новому его строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в профессии [3, с.286].

Формирование профессионально-этических качеств в рамках нашего исследования, рассматривается как процесс и результат, который реализуется и достигается с помощью реализации определенных механизмов (программ, методик, условий).

С целью разработки образовательной программы формирования профессионально-этической направленности будущих специалистов с использованием возможностей высшего профессионального образования и определения условий ее эффективности нам необходимо определиться с содержанием образовательного процесса вуза.

Наиболее эффективным методом решения поставленной задачи является метод моделирования.

Моделирование образовательного процесса вуза, обеспечивающего формирование профессионально-этической направленности будущих специалистов, может предполагать следующие действия – целеобразование, определение содержания и видов деятельности, определение факторов, этапов, уровней и критериев формирования у будущих специалистов профессионально-этической направленности, использование средств и методов технолого-методического обеспечения процесса образования в вузе, осуществление контроля над достигнутыми результатами.

Требования методологических подходов служат основанием определения особенностей процесса образования студентов вуза в аспекте решаемой проблемы исследования:

1) среди многообразных влияний и воздействий факторов, определяющих результаты процесса, выявляются взаимосвязи основных факторов;

2) определяется необходимость учета непрерывного изменения и развития исследуемого процесса и образовательной системы в целом.

Эти особенности мы представляем в рефлексивно-деятельностной модели образовательного процесса вуза, направленного на формирование профессионально-этической направленности будущих специалистов.

Рефлексивно-деятельностная модель образовательного процесса вуза, направленного на формирование профессионально-этической направленности будущих специалистов состоит из следующих основных компонентов: целевого, содержательно-технологического, организационного и результативного.

Основным компонентом модели образовательного процесса является содержательно-технологический, так как через его развитие наиболее отчетливо просматриваются процесс формирования профессионально-этической направленности будущих специалистов.

Содержание данного компонента составляют следующие взаи­мосвязанные блоки: мотивационный, информационно-когнитивный (содержательный), деятельностный (операционный) и этико-рефлексивный.

Мотивационный блок является базовым для становления всех других компонентов, так как успех деятельности, прежде всего, обусловливается соответствующей направленностью личности на нее.

Для формирования профессионально-этической направленности будущих специалистов необходимо создание положительной мотивационной сферы личности через организацию образовательного процесса и стимулирование рефлексивных процессов, это обеспечивает личностное включение студентов в процесс овладения профессией.

Особенности содержательно-технологического блока заключаются в следующих основных направлениях: формирование положительных мотивационных установок на развитие формирование системы знаний, умений, навыков в профессиональной сфере и профессиональной деятельности; мировоззренческой, этической, духовно-нравственной сферы у будущего специалиста; формирование у студентов позитивной установки на овладение методами и приемами саморегуляции эмоциональных состояний и этики профессионального поведения; формирование положительных мотивационных установок на саморазвитие собственного уровня этики профессиональной деятельности; развитие профессионально-этических качеств специалиста; формирование социально-психологической, социально-экономической, этической культуры специалиста.

Будущий специалист должен обладать: современными профессионально-этическими знаниями, практическими навыками, необходимыми для управления своей деятельностью и деятельностью других людей в профессиональном коллективе.

Особенностью содержания процесса образования студентов вуза является то, что подготовка студентов осуществляется с учетом содержания профессиональной деятельности будущего специалиста.

В частности в деятельности будущего менеджера выделяют в первую очередь ее внешнюю сторону - руководство процессом деятельности. Основным мотивом их работы является осознание необходимости личного участия в обеспечении функционирования и развития предприятия (коллектива, организации и т.п.).

Менеджер постоянно находится во взаимосвязях со многими структурами, обеспечивающими деятельность, включен в разнообразные отношения с администрацией, коллегами, руководителями и членами других команд. Все это требует выполнения этических норм и правил межличностного взаимодействия. Менеджеру зачастую приходится выполнять роли и функции наставника.

С учетом этих особенностей в большинстве случаев профессиональная деятельность менеджера (следовательно и его подготовка) выполняется в условиях коллективного взаимодействия. При этом существуют особые формы межличностного взаимодействия - солидарность, коллективная и личная ответственность, уважение, взаимопомощь, корректность поведения, т.е. качества, необходимые как в физкультурно-спортивной деятельности, так и в профессиональной. В образовательном процессе перед преподавателями и студентами стоят задачи, которые обуславливают усложнение структурных компонентов его профессиональных компетенций и выполнения этических требований профессиональной культуры.

Эти особенности непосредственно отражаются на процессе профессиональной деятельности специалиста. К ним же можно отнести общую и профессиональную культуру, Я-концепцию, активную профессиональную позицию личности, особенности характера и темперамента, коммуникабельность, подлежащих отражению в содержательном блоке образовательном процессе.

Важным в содержании образовательного процесса является когнитивная составляющая, так как знания являются важнейшей частью профессионально-этической направленности будущего специалиста.

Профессиональное образование дает будущему специалисту необходимые психолого-педагогические, медико-биологические, специальные, этические и другие прикладные знания.

Психолого-педагогические знания организации и управления тренировочным процессом позволяют студентам значительно повысить качество, успешно формировать коллектив, обеспечивать полноценное личностное развитие себя и своих коллег.

Медико-биологические знания по организации учебного и тренировочного процессов с учетом возраста и гендерных особенностей, играют роль в улучшении состояния здоровья и уровня подготовленности студентов.

Специальные профессиональные знания по методике проведения тренировки дают конкретные рекомендации о способах организации занимающихся, использованию традиционных и нетрадиционных обучающих приемов.

Этические знания в спорте позволяют студентам обустраивать и регулировать свои отношения с обучающимися, их межличностное взаимодействие.

Основой деятельностного компонента являются способности, которые могут быть сформированы в процессе образования в вузе и которые являются благоприятной предпосылкой для успешного овладения одним или несколькими видами деятельности и их выполнения [5, с. 113].

Профессиональное образование позитивно влияет на формирование различных способностей будущего специалиста:

  1. нравственно-этические – устойчивое желание и стремление передавать социальный и профессиональный опыт деятельности в процессе межличностного взаимодействия;

  2. специальные – распределенность внимания (одновременная установка на несколько как внутренних, так и внешних предметов), непрерывность внимания (способность сохранять его долгое время, не понижая из-за утомления), устойчивость (способность не ослаблять внимание под влиянием внешних впечатлений), находчивость и изобретательность, критическое отношение к своей и чужой работе, воображение (способность быстро, ярко и точно представлять объект, конструктивная комбинаторная фантазия, художественная чуткость), эмоциональность.

  3. индивидуальные – целеустремленность, терпение, способность владеть собой и влиять на других, готовность нести ответственность; наблюдательность, хорошая память (точность и быстрота запоминания, длительность удержания, быстрота воспроизведения по первому требованию), сочетание синтетического и аналитического типов мышления, самостоятельность, самообладание;

  4. динамические – крепкое здоровье, выносливость нервно-психической сферы, тип темперамента – сангвиник [2, с.62].

Одним из аспектов использования возможностей профессиональной культуры является то, что в деятельности любого специалиста необходимо выделить специфический двигательный компонент, обязывающий его поддерживать высокий уровень своих физических возможностей и технического совершенства. Двигательный компонент формируется в процессе овладение двигательными умениями и навыками для демонстрации физических упражнений; оказание страховки и помощи другими специалистам во время выполнения деятельности и др. аспекты. Эта сфера деятельности специалиста включает в себя:

  • знание техники выполнения движений и внутренней причинности тех двигательных актов, которые формируются у него;

  • умение поддерживать оптимальный уровень физического развития и сохранять двигательные навыки.

Важным является и то, что образование предполагает проявление креативности, так как профессиональная деятельность является много­вариантной, требующей мгновенного реагирования и разрешения спонтанно возникающих проблемных ситуаций, одновременного учета множества факторов [4, с. 16]. Творческий подход проявляется и в развитии креативности студентов, их способностей к нестан­дартным действиям в игровой, учебной и профессиональной деятельности.

Таким образом, деятельностный компонент процесса образования студентов вуза отражает особенности профессиональной деятельности специалиста и определяется набором действий, необходимых для формирования у будущих специалистов профессионально-этической направленности на овладение профессией.

Технологическая сторона этого блока заключается в реализации:

  • широкого использования тестирования в системе вузовского мониторинга, где проводится диагностика, оценка и прогнозирование состояния образовательного процесса (отслеживание его хода, результатов, перспектив развития);

  • изучения развития студентов, уровня работоспособности;

  • самооценки и самокоррекции знаний и умений, которые проявляются в умении оценить, организовать себя, свое время, индивидуальную, групповую деятельность, сплотив вокруг надежных помощников, едино­мышленников.

Для формирования различных подструктур про­фессионально-этической направленности студентов активно ис­пользуются различные виды тренингов. Особое место в формировании у будущих специалистов профессионально-этической направленности принадлежит разработанной нами образовательной программе и спецкурсу.

С учетом особенностей образовательного процесса вуза нами теоретически обоснован и экспериментально апробирован комплекс организационно-педагогических условий эффективности реализации программы: организация педагогического содействия формированию профессионально-этической направленности; включение студентов в активную учебно-профессиональную деятельность; обеспечение непрерывности учебно-профессиональной деятельности студентов.
Список литературы


  1. Деркач, А.А. Исаев, А.А. Педагогическое мастерство тренера. – М.: «Физкультура и спорт», 1981.- 375 с.

  2. Деркач, А.А. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: РАУ, 1997. -260 с.

  3. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике. – М: ИКЦ «Март»; Ростов на/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448.

4. Пфейфер, Н.Э. Исследование профессионально-педагогического потенциала специалиста по физической культуре // "Вопросы становления и самореализации специалиста: психопедагогический аспект": Материалы межвузовской научно-практической конференции. - СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. - с. 6 -7.

  1. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М.: Изд-во МГУ, 1975. - 343с.

  2. Сакун, Э.И. Построение учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 208 с.

  3. Философско-психологические проблемы развития образования/Под ред.В.В.Давыдова, РАО.- М.:ИНТОР,1994.-128 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности процесса образования в вузе в аспекте формирования профессионально-этической направленности студентов шумилина Н. С. Ргтэу оренбургский филиал, г. Оренбург iconТеоретические аспекты изучения истории статистической науки и практики...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе
Особенности процесса образования в вузе в аспекте формирования профессионально-этической направленности студентов шумилина Н. С. Ргтэу оренбургский филиал, г. Оренбург iconПостановка проблемы на лекции для повышения познавательной активности...
В вузе особое место принадлежит лекции, так как она должна дать основные понятия по изучаемому предмету, и указать в каком направлении...
Особенности процесса образования в вузе в аспекте формирования профессионально-этической направленности студентов шумилина Н. С. Ргтэу оренбургский филиал, г. Оренбург icon«утверждаю» Зав кафедрой
Квалификация преступлений против порядка управления: Учебно- методический комплекс по магистратуре – специализация 021100 – Юриспруденция....
Особенности процесса образования в вузе в аспекте формирования профессионально-этической направленности студентов шумилина Н. С. Ргтэу оренбургский филиал, г. Оренбург iconПроблемы формирования вариативной части учебных планов подготовки...
Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля...
Особенности процесса образования в вузе в аспекте формирования профессионально-этической направленности студентов шумилина Н. С. Ргтэу оренбургский филиал, г. Оренбург iconПостроение образовательного процесса по неорганической и аналитической...
Худенко Е. Д. Требования к планированию и анализу коррекционно- развивающих уроков. [Текст] / Е. Д. Худенко // Развитие и коррекция....
Особенности процесса образования в вузе в аспекте формирования профессионально-этической направленности студентов шумилина Н. С. Ргтэу оренбургский филиал, г. Оренбург iconАктивизация самостоятельной деятельности студентов в техническом вузе
Особенно важна роль самостоятельной работы студентов в вузе, где она является важнейшим элементом учебного процесса. Вне самостоятельной...
Особенности процесса образования в вузе в аспекте формирования профессионально-этической направленности студентов шумилина Н. С. Ргтэу оренбургский филиал, г. Оренбург iconТулина Л. А. Использование аутентичных видеоматериалов в обучении...
Тулина Л. А. Использование аутентичных видеоматериалов в обучении страноведению в вузе//Российское предпринимательство: современное...
Особенности процесса образования в вузе в аспекте формирования профессионально-этической направленности студентов шумилина Н. С. Ргтэу оренбургский филиал, г. Оренбург iconРоль самообразования в развитии личности студента
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный...
Особенности процесса образования в вузе в аспекте формирования профессионально-этической направленности студентов шумилина Н. С. Ргтэу оренбургский филиал, г. Оренбург iconНаука о качестве в интересах устойчивого развития транспортных систем...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Особенности процесса образования в вузе в аспекте формирования профессионально-этической направленности студентов шумилина Н. С. Ргтэу оренбургский филиал, г. Оренбург iconПроблемы современной системы образования в россии мордвинцева Н....
Существует необходимость постоянной мотивации студентов на получение информации поверх базовой литературы. В процессе обучения они...
Особенности процесса образования в вузе в аспекте формирования профессионально-этической направленности студентов шумилина Н. С. Ргтэу оренбургский филиал, г. Оренбург iconФормирование мировоззрения у современного специалиста марусич К....
Научно-методическая тема: «Поиск новых возможностей информационно-методической работы в системе образования города Боготола»
Особенности процесса образования в вузе в аспекте формирования профессионально-этической направленности студентов шумилина Н. С. Ргтэу оренбургский филиал, г. Оренбург iconРабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) «Информационные технологии в юридической деятельности» / сост. Черняев С. В. – Оренбург:...
Особенности процесса образования в вузе в аспекте формирования профессионально-этической направленности студентов шумилина Н. С. Ргтэу оренбургский филиал, г. Оренбург iconСтепанова М. В., Михеева Т. М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Печатается по решению учебно-методической комиссии факультета журналистики и социологии. Протокол №5 от 28 июня 2012 года
Особенности процесса образования в вузе в аспекте формирования профессионально-этической направленности студентов шумилина Н. С. Ргтэу оренбургский филиал, г. Оренбург iconРазвитие образования национальных меньшинств в оренбургском крае (конец XIX века
Д 212. 180. 01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям 13. 00. 01 — общая педагогика, история...
Особенности процесса образования в вузе в аспекте формирования профессионально-этической направленности студентов шумилина Н. С. Ргтэу оренбургский филиал, г. Оренбург iconПедагогическое обеспечение формирования личностных профессионально...
Педагогическое обеспечение формирования личностных профессионально значимых качеств студентов – будущих дизайнеров
Особенности процесса образования в вузе в аспекте формирования профессионально-этической направленности студентов шумилина Н. С. Ргтэу оренбургский филиал, г. Оренбург iconНаука и искусство в свете сближения научного и художественного форм...
Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск