Скачать 109.54 Kb.
|
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ Шумилина Н.С. РГТЭУ Оренбургский филиал, г. Оренбург Сущность проблемы в современных условиях заключается в необходимости переосмысления содержания, форм, методов и приемов профессионального образования по формированию того или иного вида профессиональной направленности студентов в образовательном процессе вуза. В современной вузовской практике признанным является то, что у значительной части студентов отсутствует положительная направленность на выполнение профессиональной деятельности в системе межличностных отношений. В частности большинство студентов имеет низкий уровень сформированности профессионально-этической направленности, формированию которой не уделяется должного внимания. Анализируя учебный процесс на основе дисциплины «физическая культура», особое внимание уделяем воспитательным моментам, где, на ряду с физическим и психическим развитием, этическое развитие рассматривается как неотъемлемая часть воспитания студента, что делает понятие физического воспитания более емким [6, с.4]. Понятие «профессиональная этика» в науке используется для обозначения системы профессиональных моральных норм, направления этических исследований относительно оснований профессиональной деятельности Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Для нас важно то, что принципы профессиональной этики предполагают особую форму ответственности, обусловленную предметом и видом профессиональной деятельности. Это означает, что принципы профессиональной этики, определяющие содержание профессионально-этической направленности будущего специалиста, вытекают из конкретных условий, содержания и специфики осваиваемой профессии и выражаются, в основном, в требованиях к межличностному взаимодействию специалистов Человек зачастую оказывается в ситуации выбора и решения как поступить, какие ценностные ориентиры предпочесть в данной, конкретной ситуации. Выбор и решение зависят от собственной этической зрелости, а не от каких-либо только внутренних или внешних причин. Каждый морально-нравственный выбор, требующий сознательного волевого усилия, развивает в человеке личность, индивидуальность, а решение, принятое в этой ситуации, может быть показателем его личностной, нравственной зрелости. Нередко ситуация складывается так, что поступить нравственно – значит быть осужденным социальной средой, обществом, потерять положение в нем, а иногда даже свободу и жизнь. Но и тогда поступить нравственно, означает осуществить себя как личность [7, с.83]. Профессиональная этика является основной проблемой педагогической деонтологии (от.греч.deontos – должное и logos –учение) и определяется как наука о профессиональном поведении специалиста, о профессиональной морали, включающая нормы, принципы и правила поведения, оценки нравственного облика специалиста. Она ориентирована на доминантность личности как субъекта и объекта профессиональной сферы. Анализ психолого-педагогической литературы и наши наблюдения дают возможность сделать заключение, что формирование и развитие профессионально-этических качеств, в том числе и направленности будущего специалиста, ведет его к профессиональному росту. Многими учеными (Л. И. Божович, Э. Ф. Зеер, Я. Л. Коломинский, Н. В. Кузьмина, К. К. Платонов, А. А. Реан, Э. А. Гришин, В. А. Сластенин и др.) подчеркивается значимость формирования профессионально-этической направленности для становления личности будущего специалиста. Профессиональное развитие личности есть рост, становление профессионально-значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально-новому его строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в профессии [3, с.286]. Формирование профессионально-этических качеств в рамках нашего исследования, рассматривается как процесс и результат, который реализуется и достигается с помощью реализации определенных механизмов (программ, методик, условий). С целью разработки образовательной программы формирования профессионально-этической направленности будущих специалистов с использованием возможностей высшего профессионального образования и определения условий ее эффективности нам необходимо определиться с содержанием образовательного процесса вуза. Наиболее эффективным методом решения поставленной задачи является метод моделирования. Моделирование образовательного процесса вуза, обеспечивающего формирование профессионально-этической направленности будущих специалистов, может предполагать следующие действия – целеобразование, определение содержания и видов деятельности, определение факторов, этапов, уровней и критериев формирования у будущих специалистов профессионально-этической направленности, использование средств и методов технолого-методического обеспечения процесса образования в вузе, осуществление контроля над достигнутыми результатами. Требования методологических подходов служат основанием определения особенностей процесса образования студентов вуза в аспекте решаемой проблемы исследования: 1) среди многообразных влияний и воздействий факторов, определяющих результаты процесса, выявляются взаимосвязи основных факторов; 2) определяется необходимость учета непрерывного изменения и развития исследуемого процесса и образовательной системы в целом. Эти особенности мы представляем в рефлексивно-деятельностной модели образовательного процесса вуза, направленного на формирование профессионально-этической направленности будущих специалистов. Рефлексивно-деятельностная модель образовательного процесса вуза, направленного на формирование профессионально-этической направленности будущих специалистов состоит из следующих основных компонентов: целевого, содержательно-технологического, организационного и результативного. Основным компонентом модели образовательного процесса является содержательно-технологический, так как через его развитие наиболее отчетливо просматриваются процесс формирования профессионально-этической направленности будущих специалистов. Содержание данного компонента составляют следующие взаимосвязанные блоки: мотивационный, информационно-когнитивный (содержательный), деятельностный (операционный) и этико-рефлексивный. Мотивационный блок является базовым для становления всех других компонентов, так как успех деятельности, прежде всего, обусловливается соответствующей направленностью личности на нее. Для формирования профессионально-этической направленности будущих специалистов необходимо создание положительной мотивационной сферы личности через организацию образовательного процесса и стимулирование рефлексивных процессов, это обеспечивает личностное включение студентов в процесс овладения профессией. Особенности содержательно-технологического блока заключаются в следующих основных направлениях: формирование положительных мотивационных установок на развитие формирование системы знаний, умений, навыков в профессиональной сфере и профессиональной деятельности; мировоззренческой, этической, духовно-нравственной сферы у будущего специалиста; формирование у студентов позитивной установки на овладение методами и приемами саморегуляции эмоциональных состояний и этики профессионального поведения; формирование положительных мотивационных установок на саморазвитие собственного уровня этики профессиональной деятельности; развитие профессионально-этических качеств специалиста; формирование социально-психологической, социально-экономической, этической культуры специалиста. Будущий специалист должен обладать: современными профессионально-этическими знаниями, практическими навыками, необходимыми для управления своей деятельностью и деятельностью других людей в профессиональном коллективе. Особенностью содержания процесса образования студентов вуза является то, что подготовка студентов осуществляется с учетом содержания профессиональной деятельности будущего специалиста. В частности в деятельности будущего менеджера выделяют в первую очередь ее внешнюю сторону - руководство процессом деятельности. Основным мотивом их работы является осознание необходимости личного участия в обеспечении функционирования и развития предприятия (коллектива, организации и т.п.). Менеджер постоянно находится во взаимосвязях со многими структурами, обеспечивающими деятельность, включен в разнообразные отношения с администрацией, коллегами, руководителями и членами других команд. Все это требует выполнения этических норм и правил межличностного взаимодействия. Менеджеру зачастую приходится выполнять роли и функции наставника. С учетом этих особенностей в большинстве случаев профессиональная деятельность менеджера (следовательно и его подготовка) выполняется в условиях коллективного взаимодействия. При этом существуют особые формы межличностного взаимодействия - солидарность, коллективная и личная ответственность, уважение, взаимопомощь, корректность поведения, т.е. качества, необходимые как в физкультурно-спортивной деятельности, так и в профессиональной. В образовательном процессе перед преподавателями и студентами стоят задачи, которые обуславливают усложнение структурных компонентов его профессиональных компетенций и выполнения этических требований профессиональной культуры. Эти особенности непосредственно отражаются на процессе профессиональной деятельности специалиста. К ним же можно отнести общую и профессиональную культуру, Я-концепцию, активную профессиональную позицию личности, особенности характера и темперамента, коммуникабельность, подлежащих отражению в содержательном блоке образовательном процессе. Важным в содержании образовательного процесса является когнитивная составляющая, так как знания являются важнейшей частью профессионально-этической направленности будущего специалиста. Профессиональное образование дает будущему специалисту необходимые психолого-педагогические, медико-биологические, специальные, этические и другие прикладные знания. Психолого-педагогические знания организации и управления тренировочным процессом позволяют студентам значительно повысить качество, успешно формировать коллектив, обеспечивать полноценное личностное развитие себя и своих коллег. Медико-биологические знания по организации учебного и тренировочного процессов с учетом возраста и гендерных особенностей, играют роль в улучшении состояния здоровья и уровня подготовленности студентов. Специальные профессиональные знания по методике проведения тренировки дают конкретные рекомендации о способах организации занимающихся, использованию традиционных и нетрадиционных обучающих приемов. Этические знания в спорте позволяют студентам обустраивать и регулировать свои отношения с обучающимися, их межличностное взаимодействие. Основой деятельностного компонента являются способности, которые могут быть сформированы в процессе образования в вузе и которые являются благоприятной предпосылкой для успешного овладения одним или несколькими видами деятельности и их выполнения [5, с. 113]. Профессиональное образование позитивно влияет на формирование различных способностей будущего специалиста:
Одним из аспектов использования возможностей профессиональной культуры является то, что в деятельности любого специалиста необходимо выделить специфический двигательный компонент, обязывающий его поддерживать высокий уровень своих физических возможностей и технического совершенства. Двигательный компонент формируется в процессе овладение двигательными умениями и навыками для демонстрации физических упражнений; оказание страховки и помощи другими специалистам во время выполнения деятельности и др. аспекты. Эта сфера деятельности специалиста включает в себя:
Важным является и то, что образование предполагает проявление креативности, так как профессиональная деятельность является многовариантной, требующей мгновенного реагирования и разрешения спонтанно возникающих проблемных ситуаций, одновременного учета множества факторов [4, с. 16]. Творческий подход проявляется и в развитии креативности студентов, их способностей к нестандартным действиям в игровой, учебной и профессиональной деятельности. Таким образом, деятельностный компонент процесса образования студентов вуза отражает особенности профессиональной деятельности специалиста и определяется набором действий, необходимых для формирования у будущих специалистов профессионально-этической направленности на овладение профессией. Технологическая сторона этого блока заключается в реализации:
Для формирования различных подструктур профессионально-этической направленности студентов активно используются различные виды тренингов. Особое место в формировании у будущих специалистов профессионально-этической направленности принадлежит разработанной нами образовательной программе и спецкурсу. С учетом особенностей образовательного процесса вуза нами теоретически обоснован и экспериментально апробирован комплекс организационно-педагогических условий эффективности реализации программы: организация педагогического содействия формированию профессионально-этической направленности; включение студентов в активную учебно-профессиональную деятельность; обеспечение непрерывности учебно-профессиональной деятельности студентов. Список литературы
4. Пфейфер, Н.Э. Исследование профессионально-педагогического потенциала специалиста по физической культуре // "Вопросы становления и самореализации специалиста: психопедагогический аспект": Материалы межвузовской научно-практической конференции. - СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. - с. 6 -7.
|
Теоретические аспекты изучения истории статистической науки и практики... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе | Постановка проблемы на лекции для повышения познавательной активности... В вузе особое место принадлежит лекции, так как она должна дать основные понятия по изучаемому предмету, и указать в каком направлении... | ||
«утверждаю» Зав кафедрой Квалификация преступлений против порядка управления: Учебно- методический комплекс по магистратуре – специализация 021100 – Юриспруденция.... | Проблемы формирования вариативной части учебных планов подготовки... Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля... | ||
Построение образовательного процесса по неорганической и аналитической... Худенко Е. Д. Требования к планированию и анализу коррекционно- развивающих уроков. [Текст] / Е. Д. Худенко // Развитие и коррекция.... | Активизация самостоятельной деятельности студентов в техническом вузе Особенно важна роль самостоятельной работы студентов в вузе, где она является важнейшим элементом учебного процесса. Вне самостоятельной... | ||
Тулина Л. А. Использование аутентичных видеоматериалов в обучении... Тулина Л. А. Использование аутентичных видеоматериалов в обучении страноведению в вузе//Российское предпринимательство: современное... | Роль самообразования в развитии личности студента Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный... | ||
Наука о качестве в интересах устойчивого развития транспортных систем... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Проблемы современной системы образования в россии мордвинцева Н.... Существует необходимость постоянной мотивации студентов на получение информации поверх базовой литературы. В процессе обучения они... | ||
Формирование мировоззрения у современного специалиста марусич К.... Научно-методическая тема: «Поиск новых возможностей информационно-методической работы в системе образования города Боготола» | Рабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в... Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) «Информационные технологии в юридической деятельности» / сост. Черняев С. В. – Оренбург:... | ||
Степанова М. В., Михеева Т. М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург Печатается по решению учебно-методической комиссии факультета журналистики и социологии. Протокол №5 от 28 июня 2012 года | Развитие образования национальных меньшинств в оренбургском крае (конец XIX века Д 212. 180. 01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям 13. 00. 01 — общая педагогика, история... | ||
Педагогическое обеспечение формирования личностных профессионально... Педагогическое обеспечение формирования личностных профессионально значимых качеств студентов – будущих дизайнеров | Наука и искусство в свете сближения научного и художественного форм... Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам |