Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 2 класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Планета знаний», автора: Баклановой Т.Н., М., ACTАстрель, 2011 год.
Программа разработана на основе современных научно - педагогических идей и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий. В программе уделено особое внимание знакомству детей с музыкальным фольклором народов России и классической музыки, а также выявлению народно - песенных истоков русской профессиональной музыки. Особое внимание уделено повышению роли художественного, в том числе - музыкального образования, в формировании духовно - нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно - исторических и национально - культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства, в патриотическом воспитании обучающихся, в формировании у них культуры межнациональных отношений. Сделан акцент на арт - терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различным группам обучающихся, в том числе - к одаренным детям.
Программа рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю)
Главная цель музыкального образования - формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся как одной из составных частей общей культуры личности.
Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально - слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений,
формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно - образного содержания, выразительных средств и др.;
формирование и развитие музыкально исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально - исполнительской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации. Наряду с традиционными детскими и народными музыкальными инструментами,предусмотрено применение в учебном процессе синтезаторов и других электронных музыкальных инструментов;
формирование и развитие музыкально - творческой культуры личности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим, музыкально - инструментальным, музыкально - танцевальным, музыкально - драматическим и др.) импровизациям, к разработке музыкально - творческих проектов;
формирование и развитие музыкально - информационной культуры личности: воспитание музыкально - познавательных потребностей и интересов, приобретениеоснов музыкально - теоретических и музыкально –историческихзнаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов (книг, музыкальных записей, видеофильмов, музыкальных музеев, СМИ, мультимедиа.Интернета и т.д.);
формирование и развитие музыкально-релаксациоиной культуры, освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально - терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием методов музыкальной терапии).
Программой предусмотрены различные виды деятельности на уроках музыки в школе. Среди них - включенные в Государственный образовательный стандарт:
Слушание музыки, направленное на обогащение опыта личностно- окрашенного эмоционально- образного восприятия и оценки учащимися образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилевой принадлежности: на развитие у детей умений и навыков выявлений связи музыки с другими искусствами, историей, жизнью.
Пение (хоровое, ансамблевое и сольное) произведений вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Специальное внимание в программе уделяется творческому самовыражению детей в процессе вокальных импровизаций.
Музыкально - пластическое движение, обогащающее опыт индивидуально - личностной передачи музыкального образа и его выражении пластическими средствами, в том числе танцевальными.
Элементарное музицирование, позволяющее формировать у детей навыки игры на игрушечных, а также доступных народных и детских электронных музыкальных инструментах, расширяющее их опыт музыкально - исполнительских импровизаций, создания инструментальных композиций.
Музыкальная драматизация, которая включает в себя как воплощение художественно - образного содержания музыки сценическими средствами 9например, при разучивании и исполнении фрагментов детских опер), так и различные виды музыкального инсценирования сказок, стихотворений и других текстов.
Кроме этих видов деятельности предусмотрены также:
Арт- терапевтическая деятельность, которая обеспечивает решение предусмотренных Государственным образовательным стандартом задач гармонизации личности учащегося, достижение комфортности его душевного состояния.
Основы музыкальной композиции, осваевымые детьми в процессе выполнения творческих заданий на сочинение мелодических или ритмических рисунков на заданные темы.
Музыкально - изобразительная и литературно - музыкальная деятельность, способствующая формированию у учащихся представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства, что также предусмотрено новым Государственным образовательным стандартом.
Во 2 классе продолжается первоначальное приобщение детей к использованию информационно- коммуникационных технологий.
Формы контроля:
устные ответы - ежеурочно
исполнительское мастерство - ежеурочно.
Состав участников образовательного процесса
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 2 «В» класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 29 учащихся, из которых мальчиков -14 , девочек - 15.
Основная масса обучающихся класса - это дети со средним и высоким уровнем способностей и мотивацией учения.
Основная группа учеников (__)проявляет желание и возможность изучать предмет на продвинутом уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности.
Есть дети со сниженным уровнем способностей и мотивации (__). Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий.
В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.
Содержание программы
№ п.п.
| Название раздела (темы)
| Всего часов
| 1
| «В сокровищнице Волшебницы музыки»
| 16
| 2
| «Встречи с великими композиторами»
| 8
| 3
| «В стране музыкальных инструментов».
| 5
| 4
| «В певческой стране».
| 5
| Итого
|
| 34 часа
| |