Скачать 62.23 Kb.
|
Луговая Елена Константиновна, доцент кафедры гуманитарных наук СПбГУКиТ, канд. филос. наук Наука и искусство в пространстве культуры: конфликт или диалог. Представляя собой две формы духовной деятельности человека, искусство и наука всегда играли важную роль в человеческой жизни и никогда не вступали в активный конфликт друг с другом. Науку принято считать более молодым феноменом культуры, чем искусство, однако, это утверждение легко поставить под сомнение, ибо искусство выделилось в самостоятельную профессиональную сферу только в эпоху позднего Возрождения, именно в это время рождается и новоевропейская наука, до этого момента эстетическая и познавательная способности (потребности) человека реализовывались в рамках единого мифологического, а затем религиозного духовно-практического культурного пространства.1 Цель научного знания – истина, искусство стремится к красоте, но философия всегда понимала красоту как зримую чувственную форму истины. Именно поэтому искусство способно поучать, а наука развлекать (доставлять удовольствие от удовлетворения любопытства), о чем писал еще Аристотель, он ставил познавательные возможности поэзии выше истории, а высшее блаженство связывал с занятиями теорией. Эстетическая и познавательная потребности человека в равной мере относятся к экзистенциальным, свидетельствующим о его постоянной интенции к трансцендентному, к выходу из ограниченной ситуации в пограничные (с Абсолютным), о попытках приоткрыть тайну (Бытия), ибо окружающая эмпирическая реальность производит на человека впечатление несовершенной или незавершенной, а эта неудовлетворенность сущим толкает на поиск альтернативы. Искусство и наука отражают стремление человечества к порядку, космической устроенности мира, они связаны с восприятием мира как целостного единого универсума. В первую очередь речь идет о единстве материальной и духовной (смысловой) сторон реальности: мир или содержит в себе смысл или готов его принять. Даже в культурной ситуации постмодерна, когда вопрос о порядке, структурном единстве и смысле оказывается окончательно снятым с повестки дня, эти две формы духовной активности продолжают утверждать единство и даже синкретизм (абсолютная обратимость всего) сущего, правда уже на других началах – не космоса, а хаоса, не логики, а абсурда, не бытия, а небытия. Деление людей на «физиков» и «лириков» по признаку доминирующего полушария головного мозга – всего лишь условность, не означающая отказ от идеала целостного человека, гармонично сочетающего в себе рациональное и иррациональное начала. Наука и искусство в равной степени обладают способностью сближать людей, содействуют их диалогу, пониманию друг друга. Это особенно очевидно сегодня в условиях глобализации, когда любые художественные проекты и научные открытия с легкостью пересекают национальные границы, становясь доступными всему человечеству. Теперь попытаемся обнаружить отличие между этими формами духовной деятельности человека. Впервые оно было замечено Платоном, общеизвестно его недоверие к искусству, которое он изобличал в обмане или самообмане. В отличие от науки, занимающейся поиском не всегда лицеприятной, но объективной, а потому обязующей истины, искусство ориентировано на субъективные вкусы, как самого художника, так и зрителя. Не доверяя субъективным пристрастиям демоса, Платон настаивал на необходимости казенного манипулирования художественным творчеством. Но к несчастью имея в отличие от Платона опыт такого вмешательства государства в художественную сферу, сегодня никто не решится утверждать, что эта практика способна сблизить искусство с истиной. А вот не очень доверяющий разуму Шопенгауэр, наоборот, утверждал, что в отличие от науки, которая никогда не может обрести окончательной истины, искусство всегда у цели. И. Кант, говоря о двойственности воздействия науки, указывал на то, что она безжалостно разрушает наивную уверенность людей в своих силах. Объем разрушенных иллюзий всегда превышает объем тех достоверностей, которые наука в данный момент способна доставить. Искусство же, напротив, провоцирует на активное творческое отношение к себе и миру. Наука в своей основе футуристична, она нацелена на открытие нового знания, а потому воспринимает время своим союзником, оно дает возможность исправить ошибки прошлого и предложить более точные, но никогда окончательные решения проблем. В искусстве же проблема времени не актуальна, художник ставит перед собой задачу «остановить мгновенье», претендуя на связь с трансцендентным, то есть вечным. Еще один парадокс бросается в глаза: наука является теоретическим знанием, но ее историческое развитие связано с необратимыми процессами практического преобразования внешнего мира, то есть духовная по своей сути она является причиной материальных процессов, реальной производительной силой. Искусство же, наоборот, существует как нечто обязательно выраженное в материальной форме, но при этом способно вызывать духовное преображение человеческой личности. Главная тенденция науки – познав законы природы, создать ее технический (то есть мертвый) аналог, искусство же способно сделать живым, «говорящим» даже камень. Своими выразительными средствами искусство создает особый художественный мир, но он еще живее и одухотвореннее, чем природный (Гегель вообще отказывался признать красоту в природе, именно по причине отсутствия в ней духа). Художник-творец завершает начатое Творцом, а не состязается с ним в возможностях как ученый. Задача спасения мира стоит и перед красотой и перед истиной, но красота миру никогда не несла угрозы. Особенно витиевато переплетаются претензии науки и искусства на доминирующую роль в рамках современной культуры. С одной стороны, научно-технический прогресс определяет сегодня облик всех социальных сфер, искусство не исключение. Именно прорыв в научно-технической сфере стал причиной появления новых видов искусства, таких как кино, телевидение, анимация и др. Но и влияние науки на традиционные виды художественной творчества очевидно. В качестве примера этого влияния можно рассмотреть архитектуру модернизма. Нацеленный на научно-технический прогресс, модернизм допускал даже возможность смерти искусства (сначала рамочного, музейного), как не отвечающего потребностям современности. Художественное воспринималось как пережиток гуманизма (антропоцентризма) прошлых веков, когда человек считался вершиной творения, а пропорции его тела задавали нормы для любых, даже технических форм. В индустриальном городе с его технизированной и сциентизированной эстетикой в качестве эталона берется не человеческое тело, а машина с ее конструктивностью, функциональностью, четкой организованностью всех действий, под этот идеал конструктивизм стремился подвести и жилище человека и самого человека, строго научно регламентировав и организовав время и пространство его жизни. Функционализм в архитектуре и дизайне растянулся на всю эпоху модерна и только с началом перехода к постмодерну стали наблюдаться серьезные изменения в архитектурной эстетике. Вековой антагонизм между застывшей объемностью строений, заключавших в неподвижную каменную ограду динамичную жизненную среду, создавая контраст мертвого и живого, начинает преодолеваться. Стремление сблизить архитектуру с живыми системами приводит к реставрации органических архитектурных, господствовавших на ранних стадиях культуры. А возможность для реализации этих замысловатых (изогнутых, криволинейных, каплевидных и т.п.) конфигураций, а также мобильных архитектурных форм, способных менять очертания при взаимодействии с происходящими в них процессами жизнедеятельности, обеспечена все теми же успехами в науке. С другой стороны, ничуть не менее заметным можно считать влияние искусства на все сферы современной культуры, в том числе науку. Если структурализм стремился придать гуманитарным наукам статус точных, то постструктурализм – пример отказа от научности. Сегодня наука перестала противопоставлять себя ненаучным, донаучным мифологическим формам сознания, она отказывается от единой истины в пользу плюрализма, научное знание все чаще носит вероятностный игровой характер, что сближает его с искусством. До недавнего времени наука ставила перед собой задачу объяснения мира и использования знаний о мире для удовлетворения жизненных потребностей человека. Но сейчас ее интерес смещен в сторону творчества, «поэтики делания», создания новых реальностей. Нетворческие сферы человек оставляет роботам и компьютерам. Современная философия утверждает, что язык неизбежно художественен, функционирует по законам риторики и метафоры, само мышление человека в принципе художественно. А потому любое научное знание существует в виде художественных произведений. Поскольку всякая наука ведает прежде всего «текстами», литературоведение рассматривается как модель науки вообще. Если мир есть текст, то задача науки – не познание, а истолкование мира. Подобно искусству сегодняшняя наука не столько нацелена на результат, сколько стремится получить удовольствие от самого процесса, решение конкретной научной задачи – повод перейти к следующей. Современная массовая культура использует самые рафинированные достижения науки и техники для манипулирования элементарными «дочеловеческими» реакциями и импульсами, для реализации принципа удовольствия. Современное искусство хоть и является достижением науки, но воздействие от него, как от магии. Единство человеческого рода выражается в единстве культуры человечества, в ее стремлении к синтезу своих форм. Наука и искусство сегодня – главные средства объединения мира, а для успешного решения этой задачи они должны, прежде всего, построить диалог между собой. 1 Интересный факт – титаны Возрождения прекрасно совмещали в себе ипостаси художника и ученого, и только с их уходом стало возможно выделение этих профессий в самостоятельные сферы культуры. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Булганина Елена Константиновна, учитель начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения, средней общеобразовательной... | Программы художественно-эстетической направленности «Познаю мир»... Учебные пособия: (являются собственностью педагога, библиотека в учреждении отсутствует) | ||
Толстова Татьяна Константиновна Толстова Татьяна Константиновна, 1959 года рождения, мари, образование средне специальное, окончила в 1983 году музыкальное училище... | Рабочая программа по русскому языку, 6 специальный (коррекционный)... Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5 – 9 классы: в 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой. – Москва,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель: Луговая Ольга Александровна (гбоу сош «Школа здоровья» №661, г. Москва) | Рабочая программа по чтению и развитию речи, 7 специальный (коррекционный)... Рабочая программа по чтению и развитию речи, 7 специальный (коррекционный) класс 8 вида | ||
Рабочая программа по чтению и развитию речи, 6 специальный (коррекционный)... Рабочая программа по чтению и развитию речи, 6 специальный (коррекционный) класс 8 вида | Сочинение на тему «Лучше всех на свете мамочка моя» У моей мамы красивое имя – Елена. В сказках Елена всегда Прекрасная. Вот и моя мама красивая | ||
З. Ю. Буттаева Полякова, Елена Ивановна П54 Театр Сулержицкого: Этика. Эстетика. Режиссура / Елена Полякова. М.: Аграф, 2006. 304 е.: [16] л ил.(Серия «Символы времени»).... | «Визитная карточка» проекта Куренкова Татьяна Александровна, Неудахина Оксана Викторовна, Лагун Нина Константиновна | ||
Анна Константиновна Луковцева Психология и педагогика. Курс лекций Этот материал размещен в блоге Деменевой Н. Н | Нюрбинское управление образованием Я, Григорьева Надежда Константиновна, родилась 18 мая 1955 г в поселке Кюсюр Булунского района | ||
Сафонова Наталья Константиновна Должность Цель: формирование у обучающихся начальных представлений о священных книгах религий мира | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Преподаватели: Васина Елена Анатольевна, Мкртчян Людмила Алексеевна, Науменко Елена Сергеевна, Хлебникова Людмила Ильинична | ||
0 Олег Шишко, Лариса Деменёва, Елена Елисеева, Елена Попова, Светлана... Награждены кузбассовцы, благодаря которым стала известна судьба еще одного красноармейца, отдавшего свою жизнь за Родину | О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья век? Дерень Наталья Константиновна, учитель английского языка и истории, моу “Гимназия №30 им. Музалева Д. Н.” |