Луговая Елена Константиновна





Скачать 62.23 Kb.
НазваниеЛуговая Елена Константиновна
Дата публикации06.08.2013
Размер62.23 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Луговая Елена Константиновна,

доцент кафедры гуманитарных наук

СПбГУКиТ, канд. филос. наук
Наука и искусство в пространстве культуры: конфликт или диалог.
Представляя собой две формы духовной деятельности человека, искусство и наука всегда играли важную роль в человеческой жизни и никогда не вступали в активный конфликт друг с другом. Науку принято считать более молодым феноменом культуры, чем искусство, однако, это утверждение легко поставить под сомнение, ибо искусство выделилось в самостоятельную профессиональную сферу только в эпоху позднего Возрождения, именно в это время рождается и новоевропейская наука, до этого момента эстетическая и познавательная способности (потребности) человека реализовывались в рамках единого мифологического, а затем религиозного духовно-практического культурного пространства.1

Цель научного знания – истина, искусство стремится к красоте, но философия всегда понимала красоту как зримую чувственную форму истины. Именно поэтому искусство способно поучать, а наука развлекать (доставлять удовольствие от удовлетворения любопытства), о чем писал еще Аристотель, он ставил познавательные возможности поэзии выше истории, а высшее блаженство связывал с занятиями теорией.

Эстетическая и познавательная потребности человека в равной мере относятся к экзистенциальным, свидетельствующим о его постоянной интенции к трансцендентному, к выходу из ограниченной ситуации в пограничные (с Абсолютным), о попытках приоткрыть тайну (Бытия), ибо окружающая эмпирическая реальность производит на человека впечатление несовершенной или незавершенной, а эта неудовлетворенность сущим толкает на поиск альтернативы.

Искусство и наука отражают стремление человечества к порядку, космической устроенности мира, они связаны с восприятием мира как целостного единого универсума. В первую очередь речь идет о единстве материальной и духовной (смысловой) сторон реальности: мир или содержит в себе смысл или готов его принять. Даже в культурной ситуации постмодерна, когда вопрос о порядке, структурном единстве и смысле оказывается окончательно снятым с повестки дня, эти две формы духовной активности продолжают утверждать единство и даже синкретизм (абсолютная обратимость всего) сущего, правда уже на других началах – не космоса, а хаоса, не логики, а абсурда, не бытия, а небытия. Деление людей на «физиков» и «лириков» по признаку доминирующего полушария головного мозга – всего лишь условность, не означающая отказ от идеала целостного человека, гармонично сочетающего в себе рациональное и иррациональное начала.

Наука и искусство в равной степени обладают способностью сближать людей, содействуют их диалогу, пониманию друг друга. Это особенно очевидно сегодня в условиях глобализации, когда любые художественные проекты и научные открытия с легкостью пересекают национальные границы, становясь доступными всему человечеству.

Теперь попытаемся обнаружить отличие между этими формами духовной деятельности человека. Впервые оно было замечено Платоном, общеизвестно его недоверие к искусству, которое он изобличал в обмане или самообмане. В отличие от науки, занимающейся поиском не всегда лицеприятной, но объективной, а потому обязующей истины, искусство ориентировано на субъективные вкусы, как самого художника, так и зрителя. Не доверяя субъективным пристрастиям демоса, Платон настаивал на необходимости казенного манипулирования художественным творчеством. Но к несчастью имея в отличие от Платона опыт такого вмешательства государства в художественную сферу, сегодня никто не решится утверждать, что эта практика способна сблизить искусство с истиной. А вот не очень доверяющий разуму Шопенгауэр, наоборот, утверждал, что в отличие от науки, которая никогда не может обрести окончательной истины, искусство всегда у цели. И. Кант, говоря о двойственности воздействия науки, указывал на то, что она безжалостно разрушает наивную уверенность людей в своих силах. Объем разрушенных иллюзий всегда превышает объем тех достоверностей, которые наука в данный момент способна доставить. Искусство же, напротив, провоцирует на активное творческое отношение к себе и миру.

Наука в своей основе футуристична, она нацелена на открытие нового знания, а потому воспринимает время своим союзником, оно дает возможность исправить ошибки прошлого и предложить более точные, но никогда окончательные решения проблем. В искусстве же проблема времени не актуальна, художник ставит перед собой задачу «остановить мгновенье», претендуя на связь с трансцендентным, то есть вечным.

Еще один парадокс бросается в глаза: наука является теоретическим знанием, но ее историческое развитие связано с необратимыми процессами практического преобразования внешнего мира, то есть духовная по своей сути она является причиной материальных процессов, реальной производительной силой. Искусство же, наоборот, существует как нечто обязательно выраженное в материальной форме, но при этом способно вызывать духовное преображение человеческой личности.

Главная тенденция науки – познав законы природы, создать ее технический (то есть мертвый) аналог, искусство же способно сделать живым, «говорящим» даже камень. Своими выразительными средствами искусство создает особый художественный мир, но он еще живее и одухотвореннее, чем природный (Гегель вообще отказывался признать красоту в природе, именно по причине отсутствия в ней духа). Художник-творец завершает начатое Творцом, а не состязается с ним в возможностях как ученый. Задача спасения мира стоит и перед красотой и перед истиной, но красота миру никогда не несла угрозы.

Особенно витиевато переплетаются претензии науки и искусства на доминирующую роль в рамках современной культуры. С одной стороны, научно-технический прогресс определяет сегодня облик всех социальных сфер, искусство не исключение. Именно прорыв в научно-технической сфере стал причиной появления новых видов искусства, таких как кино, телевидение, анимация и др. Но и влияние науки на традиционные виды художественной творчества очевидно. В качестве примера этого влияния можно рассмотреть архитектуру модернизма. Нацеленный на научно-технический прогресс, модернизм допускал даже возможность смерти искусства (сначала рамочного, музейного), как не отвечающего потребностям современности. Художественное воспринималось как пережиток гуманизма (антропоцентризма) прошлых веков, когда человек считался вершиной творения, а пропорции его тела задавали нормы для любых, даже технических форм. В индустриальном городе с его технизированной и сциентизированной эстетикой в качестве эталона берется не человеческое тело, а машина с ее конструктивностью, функциональностью, четкой организованностью всех действий, под этот идеал конструктивизм стремился подвести и жилище человека и самого человека, строго научно регламентировав и организовав время и пространство его жизни. Функционализм в архитектуре и дизайне растянулся на всю эпоху модерна и только с началом перехода к постмодерну стали наблюдаться серьезные изменения в архитектурной эстетике. Вековой антагонизм между застывшей объемностью строений, заключавших в неподвижную каменную ограду динамичную жизненную среду, создавая контраст мертвого и живого, начинает преодолеваться. Стремление сблизить архитектуру с живыми системами приводит к реставрации органических архитектурных, господствовавших на ранних стадиях культуры. А возможность для реализации этих замысловатых (изогнутых, криволинейных, каплевидных и т.п.) конфигураций, а также мобильных архитектурных форм, способных менять очертания при взаимодействии с происходящими в них процессами жизнедеятельности, обеспечена все теми же успехами в науке.

С другой стороны, ничуть не менее заметным можно считать влияние искусства на все сферы современной культуры, в том числе науку. Если структурализм стремился придать гуманитарным наукам статус точных, то постструктурализм – пример отказа от научности. Сегодня наука перестала противопоставлять себя ненаучным, донаучным мифологическим формам сознания, она отказывается от единой истины в пользу плюрализма, научное знание все чаще носит вероятностный игровой характер, что сближает его с искусством.

До недавнего времени наука ставила перед собой задачу объяснения мира и использования знаний о мире для удовлетворения жизненных потребностей человека. Но сейчас ее интерес смещен в сторону творчества, «поэтики делания», создания новых реальностей. Нетворческие сферы человек оставляет роботам и компьютерам.

Современная философия утверждает, что язык неизбежно художественен, функционирует по законам риторики и метафоры, само мышление человека в принципе художественно. А потому любое научное знание существует в виде художественных произведений. Поскольку всякая наука ведает прежде всего «текстами», литературоведение рассматривается как модель науки вообще. Если мир есть текст, то задача науки – не познание, а истолкование мира.

Подобно искусству сегодняшняя наука не столько нацелена на результат, сколько стремится получить удовольствие от самого процесса, решение конкретной научной задачи – повод перейти к следующей. Современная массовая культура использует самые рафинированные достижения науки и техники для манипулирования элементарными «дочеловеческими» реакциями и импульсами, для реализации принципа удовольствия. Современное искусство хоть и является достижением науки, но воздействие от него, как от магии.

Единство человеческого рода выражается в единстве культуры человечества, в ее стремлении к синтезу своих форм. Наука и искусство сегодня – главные средства объединения мира, а для успешного решения этой задачи они должны, прежде всего, построить диалог между собой.

1 Интересный факт – титаны Возрождения прекрасно совмещали в себе ипостаси художника и ученого, и только с их уходом стало возможно выделение этих профессий в самостоятельные сферы культуры.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Луговая Елена Константиновна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Булганина Елена Константиновна, учитель начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения, средней общеобразовательной...
Луговая Елена Константиновна iconПрограммы художественно-эстетической направленности «Познаю мир»...
Учебные пособия: (являются собственностью педагога, библиотека в учреждении отсутствует)
Луговая Елена Константиновна iconТолстова Татьяна Константиновна
Толстова Татьяна Константиновна, 1959 года рождения, мари, образование средне специальное, окончила в 1983 году музыкальное училище...
Луговая Елена Константиновна iconРабочая программа по русскому языку, 6 специальный (коррекционный)...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5 – 9 классы: в 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой. – Москва,...
Луговая Елена Константиновна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Луговая Ольга Александровна (гбоу сош «Школа здоровья» №661, г. Москва)
Луговая Елена Константиновна iconРабочая программа по чтению и развитию речи, 7 специальный (коррекционный)...
Рабочая программа по чтению и развитию речи, 7 специальный (коррекционный) класс 8 вида
Луговая Елена Константиновна iconРабочая программа по чтению и развитию речи, 6 специальный (коррекционный)...
Рабочая программа по чтению и развитию речи, 6 специальный (коррекционный) класс 8 вида
Луговая Елена Константиновна iconСочинение на тему «Лучше всех на свете мамочка моя»
У моей мамы красивое имя – Елена. В сказках Елена всегда Прекрасная. Вот и моя мама красивая
Луговая Елена Константиновна iconЗ. Ю. Буттаева Полякова, Елена Ивановна
П54 Театр Сулержицкого: Этика. Эстетика. Режиссура / Елена Полякова. М.: Аграф, 2006. 304 е.: [16] л ил.(Серия «Символы времени»)....
Луговая Елена Константиновна icon«Визитная карточка» проекта
Куренкова Татьяна Александровна, Неудахина Оксана Викторовна, Лагун Нина Константиновна
Луговая Елена Константиновна iconАнна Константиновна Луковцева Психология и педагогика. Курс лекций
Этот материал размещен в блоге Деменевой Н. Н
Луговая Елена Константиновна iconНюрбинское управление образованием
Я, Григорьева Надежда Константиновна, родилась 18 мая 1955 г в поселке Кюсюр Булунского района
Луговая Елена Константиновна iconСафонова Наталья Константиновна Должность
Цель: формирование у обучающихся начальных представлений о священных книгах религий мира
Луговая Елена Константиновна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Преподаватели: Васина Елена Анатольевна, Мкртчян Людмила Алексеевна, Науменко Елена Сергеевна, Хлебникова Людмила Ильинична
Луговая Елена Константиновна icon0 Олег Шишко, Лариса Деменёва, Елена Елисеева, Елена Попова, Светлана...
Награждены кузбассовцы, благодаря которым стала известна судьба еще одного красноармейца, отдавшего свою жизнь за Родину
Луговая Елена Константиновна iconО, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья век?
Дерень Наталья Константиновна, учитель английского языка и истории, моу “Гимназия №30 им. Музалева Д. Н.”


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск