Интуициология: начала начал науки о творчестве человека1





НазваниеИнтуициология: начала начал науки о творчестве человека1
Дата публикации06.08.2013
Размер231 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
В.И. Прокопцов,

Санкт-Петербургская государственная

лесотехническая академия

ИНТУИЦИОЛОГИЯ: НАЧАЛА НАЧАЛ

НАУКИ О ТВОРЧЕСТВЕ ЧЕЛОВЕКА1



Плодов от древа знанья дано вкусить не нам,

Идущим по неверным дорогам и тропам…

Омар Хайям
Истина – дочь времени,

а не авторитета.

Фрэнсис Бэкон
PROBLĚME
С горы скатившись, камень лег в долине,

Как он упал? никто не знает ныне –

Сорвался ль он с вершины сам собой,

Иль был низвергнут волею чужой?

Столетье за столетьем пронеслося:

Никто еще не разрешил вопроса.

Федор Тютчев
Исходная установка и/или «предпусковая интеграция»

(в форме эдукологического мини-гипертекста)

ОСР-РО: 1. Творчество (в западной философии) – деятельность людей, направленная на создание нового, никогда ранее не бывшего; способность человека из известного, имеющегося в действительности материала создавать в процессе труда новую реальность, отвечающую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером деятельности человека: научное творчество – это производство нового знания, художественное творчество – создание новых художественных произведений, техническое творчество – разработка новых технологий. В творчестве не только создается нечто новое, но и развиваются сущностные силы человека, его способности и мастерство. (См. также в «Русской философии»).


[1]. С. 76
ОСР-РО: 2. Творчество (в русской философии) – высшая форма проявления человеческой жизни. «Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление» (Н.А. Бердяев). Творчество невозможно без свободы и есть не что иное, как самореализация, объективация ее. В религиозной философии Верховный Творец (творец мира) – Бог. Творение мира не завершено, оно продолжается. «Космос творится, он не дан, а задан» (Н.А. Бердяев). В творчестве человека, помимо сознательного, присутствует и бессознательный элемент. Таково, прежде всего, творчество художника: он творит, как правило, не отдавая себе отчета о собственном процессе деятельности и не будучи способным затем объяснить его. (См. также в «Западной философии»).

[1]. С. 162
ОСР-РО: 3. Творчество (в марксистско-ленинской философии) – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Т. представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды Т. определяются характером созидательной деятельности (Т. изобретателя, организатора, научное и художественное Т. и т.п.). Идеализм рассматривает художественное творчество как божественную одержимость (Платон), как «животворное дыхание бессознательного» (Э. Гарт-ман), как мистическую интуицию (Бергсон), как проявление инстинктов (Фрейд). Согласно марксистско-ленинской теории, в процессе Т. принимают участие все духовные силы человека, в т.ч. воображение, а также обретаемое в обучении и в практике мастерство, необходимое для осуществления творческого замысла. Возможности для творческой деятельности зависят от общественных отношений. Социализм, преодолевая отчуждение труда и человеческих способностей, существующее в об-ве, основанном на частной собственности, создает условия для развития всех видов Т. и развития творческих способностей у каждой человеческой личности.

[2]. С 449
ОСР-Б: 4. Смысл творчества
Опыт оправдания человека
Гл. 1. Философия как творческий акт
Мечта новой философии – стать научной или наукообразной. Никто из официальных философов не сомневается серьезно в верности и законности этого стремления, во что бы то ни стало превратить философию в научную дисциплину…

…Эта научная философия также претендует господствовать над жизнью, как претендовала философия схоластическая…

Философия ни в каком смысле не есть наука и ни в каком смысле не должна быть наукой. Почти не понятно, почему философия возжелала походить на науку, стать научной…

…Научная философия – юридическая философия, возникшая от утери свободы в общении. При общении в свободе самое истинное – самое общеобязательное. В творческой интуиции – вселенская истина, добытая свободой (В.П.). Интуиция философа проверяется соборным духом.

В философском познании рвется к свободе творческая интуиция. Творческая интуиция в философии, как и в искусстве, не есть произвол… Интуиция философского познания связана с истинно-сущим, со смыслом бытия, и творческая ее природа не означает, что сущее лишь в познании созидается. В творческом познании сущее лишь развивается к высшим формам, лишь возрастает… Интуиция философа должна оставаться на высоте и там оправдывать себя, как бы он ни страдал от разобщенности и от возникшего на почве этой разобщенности отрицания общеобязательности в его творчестве…

Н.А. Бердяев [3]. С. 15–54
ОСР-Б: 5. …До сих пор ментальность совершенно не отрефлексировала то, что должно менталитетоизироваться, а то, что произносится, адекватно лишь звеньям определенных верификаций; считая, что только в этом случае мы сможем сохранить ту дистанцию, согласно которой мы и совершаем с к а ч о к в ментальность (В.П.) и во все то, что требует орефлексирования, во что является достоверным: все то, что говорилось нами выше, вряд ли имеет нечто общее с наукой, если оно не будет репродуцироваться в предикате ментальных актов; этот тезис доказывает то, что
н а у к а не в состоянии мыслить, она не мыслит (В.П.), потому что модусы и средства действия не дают ей возможности мыслить, адекватно тому, как мыслят истинные философы, а то, что наука не в состоянии менталитетоизировать, это не есть ее негативное качество, а скорее всего это приоритетный феномен…, хотя наука и не мыслит, но она инвариантна и зависит от актов человеческой ментальности…

М. Хайдеггер [4]. С 106–107
ОСР-Б: 6. Как я понимаю философию

М.К. Мамардашвили [5]. С 14–26
ОСР-Б: 7. Природа научного доказательства
Наша задача заключается в доказательстве существования Бога на современном научном уровне, поэтому нам необходимо начать с краткого обсуждения природы науки и научного доказательства. Данное обсуждение представляется важным, ибо существует множество ошибочных суждений о природе научного доказательства…

…В недалеком прошлом, ближе к началу века, считалось возможным установить правила, так называемой индуктивной логики, позволяющей исследователю перейти от набора фактов к общему выводу с той же степенью точности, которая характерна для дедуктивной логики, позволяющей перейти от общих принципов к частным заключениям. Однако в настоящее время доказана принципиальная невозможность такого перехода. Теоремой математической логики доказано, что, в общем, существует бесконечное количество взаимно несовместимых теорий, объясняющих данный набор фактов, его характеризующих, то из этого следует, что никакой набор наблюдаемых свидетельств никогда не определяет единственную теорию как объяснение данного явления. Как выразился один логик, «Теория недо-детерминируется фактами».

Итак, накопление фактов и создание теорий в некоторых аспектах вполне независимы друг от друга. В то время как накопление фактов – это медленный, поступательный процесс, то создание теории требует творческого, моментального с к а ч к а воображения (В.П.). Собирая факты, мы стремимся познать бытие; формулируя теорию, мы пытаемся представить, каким бытие может быть.

Из вышесказанного безусловно следует, что ни одна из научных истин никогда не может считаться абсолютно доказанной (В.П.) и представление об абсолютном доказательстве просто не может быть методом науки. Поэтому широко распространенное убеждение, что сущностной характеристикой научного доказательства является абсолютность и точность (в противовес предполагаемой относительности и неточности истины в философии и религии), по-видимому, является заблуждением…

У.С. Хэтчер [6]. С. 3–6
ОСР-Б: 8. Проблемы научного творчества

в современной психологии
…В 1910 г. вышла книга инженера П.К. Энгельмейера «Теория творчества»… (которая) не ограничена вопросами психологии творческого изобретательства. Анализ творчества в технике расширен и ведет к созданию основ эвриологиинауки о творчестве (В.П.), в значительной мере, опирающейся на психологию, но не сводящейся к ней…

…Центральное место в работе Энгельмейера занимает «теория трехакта». Для Энгельмейера создание изобретения аналогично развитию организма. В эмбриологическом процессе изобретения выделяются следующие стадии: желание, знание, умение. Первый акт (интуиция (В.П.) и желание, происхождение замысла) начинается с интуитивного проблеска идеи (В.П.) и заканчивается уяснением ее самим изобретателем. Это пока лишь гипотетическая идея, вероятный принцип изобретения, на уровне которого в научном творчестве стоит гипотеза, а в художественном – замысел. Второй акт (знания и рассуждения, выработка схемы или плана) дает полный или выполнимый план. Механизм этого акта состоит в производстве опытов как в мыслях, так и на деле. Изобретение вырабатывается как логическое представление. Оно оказывается готовым для понимания. Его дальнейшее выполнение уже не требует творческой работы. Третий акт (умение, конструктивное выполнение изобретения) не требует творчества…

Суммируя характеристики всех трех актов, Энгельмейер пишет, что, пока имеется только идея (первый акт), изобретения еще нет; вместе со схемой (второй акт) изобретение дается как представление, а третий акт дает ему реальное существование. В первом акте изобретение предполагается, во втором – доказывается, в третьем – осуществляется… Первый акт определяет его телеологически, второй – логически, третий – фактически. Первый акт дает замысел, второй – план, третий – поступок…

[7]. С 55–57
ОСР-Б: 8.1. Созидательная лингвистика
Если кратко, очень кратко объяснить, что такое созидательная (креативная) лингвистика, то лучше всего начать с хронологического аспекта. Основная лингвистическая модель, дающая множество возможностей для объяснения ранее незамеченных или не учитываемых в объяснении характеристик ЗНАКА – самой важной семиотической сущности, была разработана автором в 1977 г. … В 1985 г. она была применена для объяснения сущности и явлений речевой деятельности (1); в 1986 г. – текста (2); в 1987 г. – процесса перевода (3); в 1988 г. – языкового сознания – (4–7); в 1989 г. – креативной педагогики (8); в 1990 г. – процесса формирования творческой активности (12); в 1991 г. – процесса коллективного решения проблемы и создания коллективного интеллекта (13, 14); в 1992 г. – процесса преобразования педагогических курсов (15). Столь высокая аппликативность позволила говорить об универсальности предложенной модели…

…Но самое главное отличие этой модели состоит в том, что она позволяет отобразить СОЗИДАЕМОСТЬ знака, его постоянную СОТВОРЯЕ-МОСТЬ в речевой деятельности…

…Новое, созданное индивидом, входит в языковое сознание общества… Созидательная лингвистика как раз и призвана выполнить этот социальный заказ. Никто не будет отрицать, что часть творчества как феномена, изучаемого философами, психологами, кибернетиками и др., носит языковой характер. Точно так же никто не будет утверждать, что речь и речевая деятельность в полном своем объеме репродуктивны и лишены творчества. Следовательно, на пересечении креатологии (науки о творчестве2) и лингвистики (науки о языке и речи) существует область, которую можно трактовать как созидательную лингвистику…

А.Г. Алейников [8]. С 2–6
ОСР-РО: 8.2. Интуиция (лат. Intuitio – пристальное, внимательное всматривание, созерцание) – способность непосредственно, как бы «внезапно», не прибегая к опосредствованному развернутому логическому умозаключению, находить, открывать истину; внутреннее «озарение», просветление мысли, раскрывающее суть изучаемого вопроса, процесс дальнейшего хода развития предмета, явления.

В домарксистской философии интуиция, как правило, отрывалась от логического мышления и даже ставилась выше его. Так, французский философ Р. Декарт (1596–1650) достоверным средством мышления наряду с дедукцией считал интуицию. Дедукция, по Декарту, – это логическое рассуждение, опирающееся на аксиомы (вполне достоверные исходные положения), но достоверность аксиом, заявлял он, усматривается разумом интуитивно. Причем интуицию он ценил дороже дедукции (В.П.). «Под интуицией, – писал он, – я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчиваемое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочно понятие ясного и внимательного ума, порождаемое естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция…» (Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С. 86).

Н.И. Кондаков [9]. С. 181–182
ОСР-РО: 8.3. Интуиция

[10]. C. 302–303
ОСР-РО: 8.4. Интуиция

[11]
ОСР-РО: 8.5. Инкубация

[11]
ОСР-РО: 8.6. «Предпусковая интеграция»

П.К. Анохин [12]. С. 32–33
ОСР-Б: 9. Интуиция, логика, творчество
… В работе выделены три раздела. Первый посвящен анализу проблем творчества, статуса интуиции через «призму» принципиальных достижений, полученных в последние годы нейрофизиологии и науках о высшей нервной деятельности. Феномен творчества описывается, как правило, в терминах субъективной реальности, а интуиция часто воспринимается в форме дополнения к аппарату логики. Между тем и творчество и интуиция являются фундаментальными свойствами человеческого бытия, в изучение которых вносит свой вклад естествознание. Авторами исследуются механизмы реализации логических и интуитивных процессов в рамках творческих процессов с учетом открытия асимметрии полушарий мозга, выявляется специфика межполушарного взаимодействия в процессах творчества. Безусловный интерес читателей вызовут материалы, посвященные принципам детерминации памяти и их роли в механизмах творчества.

Во втором разделе анализируется роль интуиции в процессе получения нового знания в современной математике (В.П.) и логике, выявляются особенности интуитивного и логического в ходе построения математического доказательства. Большое внимание уделено рассмотрению особенностей эвристических процедур в математической теории, а также выделению предметной области в логике в рамках интуиции естественного языка.

Третий раздел посвящен анализу общефилософских и методологических аспектов творчества. Каковы условия творчества, связано ли оно с порождением порядка из хаоса или же является совершенным воплощением логоса человеческого бытия? Авторы этого раздела показывают взаимосвязь теории отражения (?! – В.П.) и творческих процессов, раскрывают роль диалектики в изучении механизмов получения нового знания в науке, а также подвергают критическому анализу постпозитивистские представления о специфике соотношения интуиции и логики в научном познании.

[13]. С. 3–4
ОСР-Б: 9.1. Современная математика

и ее преподавание
Гл. II. Основные положения преподавания математики
… 4. О целях обучения математике
Положение четвертое. Целью при обучении математике является приобретение учащимися определенного круга знаний, умения использовать изученные математические методы, развитие математической
и н т у и ц и и
(В.П.), воспитание математической культуры

…Недостаточно заучить ряд сведений – надо уметь математически думать. Этому трудно научить и, во всяком случае, на первом этапе обучения нелегко оценить результаты обучения в этом направлении. Математическое мышление не сводится, как это иногда кажется, лишь к логическим рассуждениям (В.П.).

Для правильной постановки задачи, для оценки ее данных, для выделения существенных из них и для выбора способа ее решения необходимо обладать еще математической интуиции (В.П.), фантазией и чувством гармонии, позволяющими предвидеть нужный результат прежде, чем он будет получен. Однако интуитивно чувствовать ожидаемый результат и наметить путь исследований с помощью правдоподобных рассуждений – это далеко не все. Интуитивное чувство гармонии является в математике лишь первой, хотя и весьма важной ступенью; интуитивные соображения и правдоподобные рассуждения отдаются на суд холодного рассудка для их изучения, доказательства или опровержения…

Л.Д. Кудрявцев [14]. С. 70–91
ОСР-Б: 9.2. Основные звенья психологического

механизма творчества
… Психологический механизм творчества есть единство его первосигнального и второсигнального компонентов… Функционирование психологического механизма творчества расчленяется на ряд фаз. Согласно нашим экспериментным данным они таковы: 1) фаза произвольного, логического поиска, 2) интуитивного решения, 3) вербализации интуитивного решения, 4) формализации вербализованного решения…

Я.А. Пономарев [13]. С. 5–23
ОСР-Б: 9.2.1. Третья сигнальная система

И.П. Шмелев [15]
ОСР-Б: 9.2.2. Сигнальные системы
В свое время И.П. Павлов открыл и разработал учение о сигнальных системах. По сути своей – это информационные системы, где каналом обратной связи являются рефлексы: безусловные – биологически врожденные и условные – приобретенные в процессе опыта…

…Третья сигнальная система открыта мною в условиях психотерапевтической практики и получила название имагоэнергетической. Ее субстратом является кольцо превращений образа в энергию и энергию в образ. Наглядно это положение можно выразить следующей формулой: И – Э – И – Э – И, где И – имаго (образ), Э – энергия. Принцип ее функционирования: образ – или формирующийся в процессе индивидуального развития или архетипический, в тканевых структурах конденцируется в виде энергетической матрицы, а любая биоэнергия в свою очередь при соответствующих условиях способна разрядиться в образ. Иначе этот процесс можно назвать биопсихической трансформацией.

Физиологический смысл данного процесса – принцип экономии. Как таковой образ является принадлежностью психической реальности, и мы располагаем гигантским количеством образов. Если сознание представить как некое пространство, а образ – как некий объем, то для того, чтобы вместить в себя все существующие образы, оно слишком ограничено и потому не способно к такому акту. Деятельность 3-й сигнальной системы позволяет часть образов вытеснить в бессознательное и трансформировать их в энергию (В.П.)…

Э.А. Цветков [16]. С. 60–61
ОСР-Б: 10. Духовность и самопознание
И просвещение, и образование, и здоровье личности, и здоровье историческое – все эти понятия есть лишь фрагменты единого геокосмического пространства, в котором человечество зародилось и развивается…

…Появление интеллекта, разумного человека на планете – это тоже определенная космическая фаза развития на Земле живого вещества. Мозг протогоминид, накопивший достаточное количество нейронов, внезапно обретает другое, более высокое качество в соединении с интеллектом всех членов рода. Как будто бы компьютер проводникового типа вдруг увеличивает свою память на десятки порядков и становится компьютером полевого типа. А члены рода, обретя разум, напоминают теперь своеобразные интеллектуальные пятна. Каждый человек составляет теперь элемент такого интеллектуального пятна (В.П.). Люди как бы видят друг друга, знают друг друга, сообща ощущают внешний мир. Однако выживание разумных существ в конкретных экологических условиях существенно затруднено, поскольку носителем этого полевого, солитоно-гологра-фического пульсирующего процесса является белково-нуклеиновая основа. Ей же надо размножаться, поддерживать температуру, питаться реально за счет окислительных процессов… Поэтому в таком голографическом пространстве своего мыслительного интеллектуального инструментария человек оказывается на своей планете как бы чужеродным телом…

В.П. Казначеев [17]. С. 194–196
ОСР-Б: 10.1. Бесполезные мысли

или еще раз об образовании

Духовность, культура и жизнь
Потеря духовного измерения в культуре ведет к далеко идущим последствиям. Многие из них нами еще не осознаны. Не исключено, что из-за утраты этого измерения мы лишаем себя возможности перейти в некое новое состояние, которое откроет для человечества новые перспективы своего существования…

…Один полуфантастический сюжет. С ранних пор мы впитали в себя глубокое убеждение, что труд породил человека. Трудовые формы деятельности, речь – вот что, знаем мы, обеспечило человеку возможность стать самим собой. Но сегодня уже есть определенные основания поставить такую трактовку происхождения человека под вопрос. Основу этого вопроса образует предположение о том, что эволюция человека представляет собой космическую форму эволюции живого вещества (В. Казначеев, Ю. Молчанов). Сам по себе отказ от антропогенной трактовки разума означает, что и труд и речь являются вторичными качествами разума, связанными с приспособлением к опасной среде обитания.

По-видимому, все дети с 3 до 5 лет, считает академик В. Казначеев, обладают способностью к дальней связи, а после вербализации эта способность как бы уходит на второй план. В связи с этим проводился интересный эксперимент. Нескольким группам детей, рассадив их квадратом в лесу, предлагалось что-нибудь нарисовать. И оказывается, что дети сидящие лицом к той стороне, где за лесом находится невидимая им даль с рекой, рисуют горизонтальный пейзаж те, кто сидит лицом к холмистому, горному (опять же невидимому) ландшафту, рисуют вертикальный пейзаж. Так что же, дети видят невидимое? Особенно эта способность выражена у детей северных народов: ребенок часто рисует так, будто он сверху видит, где расположена юрта, где речка, а где медведь. И такой взгляд – у малыша, сидящего в юрте…

О.В. Долженко [18]
ОСР-Б: 10.2. Экстатические (измененные) состояния

сознания как сторона культуры
…«Нейрохимические» основы культуры
Новый этап в изучении измененных состояний сознания – ИСС наступил в связи с открытием в 1975 г. эндорфинов (внутриорганические аналоги опиума), содержащихся в нашем организме и обеспечивающих регуляцию ряда процессов в нем.

Открытие эндорфинов получило живейший отклик в психологической антропологии. В 1980 г. в Монреале была проведена конференция «Шаманизм и эндорфины», на которой антропологи совместно с нейрохимиками обсуждали эту сложную проблему… Был сделан еще один шаг в познании процессов, позволяющих человеку активизировать свои внутренние энергетические ресурсы (В.П.)…

А.А. Белик [19]
ОСР-Б: 10.3. Философия и проблема типологии

культуры
…Спросим: может ли обходиться человек или человеческое общество без философии? Ответ лежит на поверхности, разумеется, может. Больше того, именно таким образом (без особой нужды в философствованиях и философии) они чаще всего и существуют. Такова обычная, нормальная жизнь большинства человеческих обществ. Все первобытные культуры, а также «доосевые» общества – цивилизации древности вполне обходились без философии (а это охватывает хронологически почти весь 40-тысячелет-ний отрезок существования «человека разумного», исключая лишь последние 2,5 тысячелетия). Но, спросим себя, сильно ли изменилась ситуация в данном отношении теперь, на последнем отрезке исторической дистанции, даже здесь, в обществах и культурах, где родилась и в той или иной мере привилась тяга к философствованию? Не является ли она даже в этих «теперь» и «здесь» не столько правилом (необходимостью), сколько исключением из него (т.е. какой-то странной, свободной от необходимости)?

Думается, что и на эти вопросы – без особого риска ошибиться – можно ответить просто: нет, ситуация почти не изменилась; да, философия – это странность, это исключение из правил, что-то выходящее за пределы нормы

[20]. С. 108–109
ОСР-Б: 11. Гл. 2. Интуиция и ее роль в научном

познании
§ 1. Феноменологическое описание интуиции
…Интуиция считается врожденной способность человеческого разума…
§ 2. Интуиция как специфический познавательный процесс
Наиболее перспективный путь к раскрытию гносеологической сущности интуиции связан, на наш взгляд, с пониманием ее как специфического познавательного процесса, в котором происходит особого рода синтез чувственно-наглядного и абстрактно-понятийного. В истории философии такая трактовка интуиции впервые намечена Кантом в его учении о схематизме чистого рассудка…

…Интуиция в учении Канта – это не просто способность чувственного восприятия, это способность продуцировать специфические чувственные образы, связывающие теоретическое («чистое» по терминологии Канта) и эмпирическое знание…

…С позиций диалектического материализма представление об интуиции как о специфическом процессе взаимодействия и взаимоперехода наглядных образов и абстрактных понятий было развито в работах В.П. Бран-ского, А.С. Кармина, Е.П. Хайкина, В.Р. Ириной, А.А. Новикова и др. «Акт перехода… от чувственных образов к понятиям или наоборот лежит в основе такого загадочного гносеологического эффекта, как интуиция»2, – отмечал В.П. Бранский, который одним из первых в философской литературе предпринял попытку объяснить природу интуиции с этих позиций… Такой переход «имеет “скачкообразный” характер, так как в мире субъективных образов человека… не существует никаких третьих (промежуточных) образов, кроме чувственных образов и понятий»3
§ 3. Особенности синтеза понятий и наглядных

образов в интуитивном мышлении
…Научное творчество носит принципиально «дискретный» характер: для того, чтобы сформулировать принципиально новые понятия и представления, нужно коренным образом перестроить старое знание. И только после такой перестройки можно обнаружить специфические для данного случая проявления преемственности в развитии научного познания («принцип соответствия»).

Синкретичную образно-понятийную когнитивную структуру назовем бесконечно-бесконечнозначным соответствием (ББС). Поясним этот термин.

Любому понятию соответствует бесконечное (в потенциальном смысле) число чувственных образов, и потому его можно назвать одно – бесконечнозначным соответствием.

Понятийной «заменой» любого чувственного образа (отражающего некоторый единичный объект) является пересечение потенциально бесконечного числа понятий. Поэтому выражение единичного объекта (и выражающего его чувственного образа) в понятиях можно назвать бесконечно-однозначным соответствием.

Синтез понятий и представлений, «втягивающих» все новые и новые абстрактные и наглядные познавательные структуры и не сводимый ни к каким-то отдельным понятиям и представлениям, ни к любой совокупности последних, можно поэтому назвать бесконечно-бесконечнозначным соответствием (ББС).

ББС – это модель творческой деятельности на бессознательном уровне человеческой психики. На данном уровне творчество не только не носит логического характера (что свидетельствует о несостоятельности – всевозможных «неогегельянских» концепций «скрытой» логики), но и выходит за рамки понятий вообще и образов вообще (В.П.).

Это означает, что для дальнейшего философского осмысления бессознательной компоненты творчества уже недостаточно использованного ранее аппарата. Так, категории единичного, особенного, общего в определенном смысле уже утрачивают свою эвристическую значимость: они оказываются «сплавленными» в структуре ББС, и их экспликация просто вернет нас назад (см. § 1 первой главы). «Утрачивают» в этом смысле свое значение также и категории сущности и явления, поскольку ББС предполагает переход к более общим понятиям (сознательное и бессознательное); как сущность, так и явление характеризуют только сознательную деятельность человека. Бессознательное никоим образом не удается свести просто к ненаблюдаемому…

А.Ф. Кудряшов [21]. С. 70–89
ОСР-Б: 11.1. Интуиция

…Скачкообразные переходы от образов к понятиям и обратно совершаются «автоматически», на уровне подсознательного мышления. Подобные «скачки» мысли отличаются как от чувственных ассоциаций, так и от логических рассуждений. Если ассоциации происходят в плоскости наглядных образов, а логические рассуждения – в плоскости абстрактных понятий, то интуиция представляет собой «прыжок» с одной плоскости на другую. В таком «прыжке» наша мысль как бы выходит в «третье измерение» и благодаря этому оказывается способной преодолеть барьеры, преграждающие ей дорогу к новому знанию при движении в одной и той же плоскости…

А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий [22]. С. 378–379
ОСР-Б: 11.2. Тождество и различие

…Человек и бытие преданы друг другу. Они друг к другу принадлежат…

…Мы все еще не вступили в эту сопринадлежность. Но как происходит такое вступление? Оно происходит, когда мы отступаем от установки представляющего мышления. Отступая, мы совершаем прыжок…

…Прыжок здесь – это внезапное вознесение в ту область, в которой человек и бытие всякий раз уже полностью достигли друг друга в своей сущности, поскольку оба из этой своей полноты друг другу преданы.

Только вознесение в область этого предания на-страивает и вы-страивает опыт мышления…

М.Хайдеггер [23]. С. 18–19
ОСР-Б: 12. Методологическое путешествие по океану

бессознательного к таинственному острову

сознания

Творчество
Любая теория должна начинаться с описания головоломок, которые она собирается распутать. Но творческий процесс сам по себе столь головоломен, что непонятно даже, какие головоломки следует распутывать прежде всего…

…Признаюсь в заключение: даже лучшие теории творчества непонятны. Да и как они могут быть понятными, если спонтанность, творческая активность, свобода выбора не имеют даже намека на объяснения…

В.М. Аллахвердов [24]. С. 130–136
ОСР-Б: 13. На грани третьего тысячелетия:

что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку

… XII. Заключение. Ожидание космического вмешательства
…Мы не знаем, как новые творческие идеи осеняют человека. Культура – более сложный организм, чем человек, но природа творческого процесса, по-видимому, в обоих случаях одинакова. Уверенно мы знаем только то, что человек может воспользоваться новыми смыслами, если он оказывается подготовленным к ним (Налимов, 1993).

И мы живем сейчас, кажется, в такой период, когда мыслящие люди должны напряженно и незамедлительно начать готовить общество к восприятию новых смыслов

В.В. Налимов [25]. С. 67–68
* * *
Итак, из приведенного выше проблемоориентированного эдукологического мини-гипертекста, несмотря на его безусловную неполноту, нетрудно видеть, на наш взгляд, что проблема создания интуициологии (как соответствующей конкретной науки и/или общей теории в комплексе наук о творчестве человека) не только назрела, но и, можно сказать, «перезрела». Ведь почти век назад подобную идею сформулировал П.К. Энгельмейер в своей «теории трехакта» [26]; в последнее время целью обучения математике в вузе стали не только математические методы, но и интуиция (см. [13, 14] и др.) и т.д. Но коль это так, то без интуициологии нам не обойтись.

В этой связи автор в своих работах, начиная с 80-х годов, сформулировал и развивает концепцию инновационного творчества. В этом контексте разработал и ввел в научный обиход ряд положений (ноу-хау автора, см. предыдущую статью), как суть оснований механизма функционирования интуиции в этом виде творчества. Более подробно упомянутые положения изложены в третьем фрактале работы «Эдукология: принципиально новая наука образования».

Заключение. Интуиция – это не только врожденная способность человеческого разума, но и атрибут бытия «человека разумного». Атрибут, который имел место уже тогда, когда еще не было ни «философии творчества» и даже философии как таковой, ни «психологии творчества» и психологии как таковой и т.д.
Библиографический список
1. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов – на – Дону, 1995.

2. Философский словарь / Под. Ред. И.Г. Фролова. – 6-е изд., перераб. и доп. М., 1991.

3. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. М., 1994.

4. Хайдеггер М. / Пер. с нем. С.А. Бронштейн. Мн., 1998.

5. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. 2-е изд., измен. и доп. М., 1992.

6. Хэтчер У.С. Научное доказательство существования Бога. Кв., 1992.

7. Природа научного творчества в современной психологии / Под ред. М.Г. Ярошевского. М., 1971.

8. Алейников А.Г. Созидательная лингвистика как технология обучения. М., 1993.

9. Кондаков Н.И. Логический словарь. М., 1971.

10. Философская энциклопедия. Т. 2. М., 1962.

11. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. А.И. Половинкина, В.В. Попова. М., 1995.

12. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978.

13. Интуиция, логика, творчество. М., 1978.

14. Кудрявцев Л.Д. Современная математика и ее преподавание. М., 1980.

15. Шмелев И.П. Третья сигнальная система // Социально-психологические основы средообразования. Таллин, 1985; его же: Третья сигнальная система // И.Ш. Шевелев, М.А. Муравьев, И.П. Шмелев. Золотое сечение. М., 1990.

16. Цветков Э. Тайные пружины человеческой психики, или как расширить сферу своего влияния. М., 1993.

17. Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. М.-Кострома, 1996.

18. Долженко О.В. Бесполезные мысли или еще раз об образовании // Философия образования для XXI века: Сб. статей. М., 1992.

19. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культуры. М., РГГУ, 1998.

20. Культурология: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений.
Ростов на Дону. 1999.

21. Кудряшов А.Ф. Онтология. Методология. Негеоцентризм. СПб., 1993.

22. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. СПб., 2001.

23. Хайдеггер М. Тождество и различие. М., 1997.

24. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб., 2003.

25. Налимов В.В. На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку. М., 1994.

26. Энгельмейер П.К. Теория творчества. СПб., 1910.

1 Прокопцов В.И. Интуициология: начала начал науки о творчестве человека // Труды СПбГЛТА. Актуальные проблемы развития высшей школы. Эдукология – новая наука об образовании. Проблемы дистанционного обучения: Материалы междунар. науч.-методолог. конф. СПб.: СПбГЛТА, 2005. С. 92-106.

2 Иногда ее называют «эврилогией», но мы предлагаем термин «созидоника».




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Интуициология: начала начал науки о творчестве человека1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Интуициология: начала начал науки о творчестве человека1 iconКонтрольная работа по дисциплине «Основы речевой культуры»
Ждать – ждала – ждало – ждали. Звонить – звонит – звонишь – звонят. Красивый – красивее – красивейший. Начался – начать – начал –...
Интуициология: начала начал науки о творчестве человека1 iconКонкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов»
За месяц до начала лабораторно-экзаменационной сессии студент должен предоставить одну контрольную работу. Ответы на вопросы контрольного...
Интуициология: начала начал науки о творчестве человека1 iconУрок на тему «Природа в творчестве И. А. Бунина»
Цель: проанализировать описание природы в творчестве И. А. Бунина на примере рассказа «В деревне»
Интуициология: начала начал науки о творчестве человека1 iconГашек «Похождения Швейка»
Книга создавалась на протяжении 1921—1923 гг и осталась незавершенной из-за смерти автора. Однако образ Швейка появляется в творчестве...
Интуициология: начала начал науки о творчестве человека1 iconРеферат Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико....
Внп. Активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов....
Интуициология: начала начал науки о творчестве человека1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассказать о жизни и творчестве Анны Ахматовой – одной из величайших русских поэтесс. Показать, как история страны преломляется и...
Интуициология: начала начал науки о творчестве человека1 iconПриказ №37 по государственному бюджетному образовательному учреждению...
Время начала работы каждого учителя – за 15 минут до начала зарядки. Дежурство учителей начинается за 15 минут до начала зарядки...
Интуициология: начала начал науки о творчестве человека1 iconПлан урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной...
Образовательная цель урока: выявить, как развивалась тема любви в творчестве В. Маяковского, определив закономерность того, что любовная...
Интуициология: начала начал науки о творчестве человека1 iconКонспект урока тема Родины в творчестве А. А. Блока фио (полностью) Лескова Татьяна Ефимовна
Цель: показать значение образа России в творчестве Блока; дать понятие о своеобразии решения данной темы в лирике поэта
Интуициология: начала начал науки о творчестве человека1 iconУрок литературы в 11 классе тема России в творчестве Александра Блока
...
Интуициология: начала начал науки о творчестве человека1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Время начала работы каждого учителя – за 15 минут до начала своего первого урока. Дежурство учителей начинается за 20 минут до начала...
Интуициология: начала начал науки о творчестве человека1 iconН. М. Кузнецова (г. Иркутск, Россия) мотив несбывшегося в пьесе а. В. Вампилова «старший сын»
Под влиянием российской действительности конца 60х – начала 70х годов ХХ века происходят изменения, как в мировоззрении, так и в...
Интуициология: начала начал науки о творчестве человека1 iconОнтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского
О значении слова “реабилитировать”: “Возрождение личности” в творчестве Ф. М. Достоевского – “восстановление в правах” и “восстановление...
Интуициология: начала начал науки о творчестве человека1 iconКолягин Ю. М., Сидоров Ю. В., Ткачева М. В., Шабунин М. И. «Алгебра...
На базе учебников : Колягин Ю. М., Сидоров Ю. В., Ткачева М. В., Шабунин М. И. «Алгебра и начала математического анализа 10». Профильный...
Интуициология: начала начал науки о творчестве человека1 iconРабочая программа «История России с древнейших времен до начала XVI...
Йших времен до начала XVI века» составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск