Развития





Скачать 114.42 Kb.
НазваниеРазвития
Дата публикации06.08.2013
Размер114.42 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Культура > Анализ
В. Н. Введенский, Э. Г. Скибицкий

(Новосибирск, НГУ)

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - КАК ЦЕЛОСТНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В настоящее время существует противоречие между потребностью общества в выпускниках школ, обладающих высоким уровнем творческих способностей, способных оперативно и оригинально решать нестандартные жизненные задачи и отсутствием необходимых организационно-педагогических предпосылок подготовки школьников к самостоятельному решению жизненных задач. Выявленное противоречие обусловливает актуальность разработки технологии по формированию эвристической деятельности (ЭД) старшеклассников в процессе обучения.

Анализ философской, психологической, педагогической литературы показал, что практически все авторы отождествляют ЭД с другими видами деятельности. Так, Р.Декарт, Г.Лейбниц отождествляют ЭД с интуитивной деятельностью; А.Пуанкаре, А.Эйнштейн характеризуют ЭД как неосознаваемый компонент творческой деятельности. Ряд современных исследователей (В.Ф.Асмус, А.А.Налчаджян, А.Т.Шумилин, и др.) определяют ЭД как тип творческой деятельности, в котором доминируют интуитивные процедуры деятельности. Некоторые авторы, например, И.М.Розет, Л.Л.Гурова отождествляют ЭД с поисковой, выделяя наличие проблемной ситуации – как ее признак. Эвристическая деятельность иногда рассматривается в более узком смысле. Так, А.М.Коршунов, А.С.Майданов, У.Ж.Хайдаров и др. под ЭД понимают творческий аспект поисковой деятельности. Многие исследователи, например, С.С.Гольдентрихт, В.Н.Пушкин и др. не различают ЭД и творческую деятельность.

На основе анализа понятий «деятельность», «учебная деятельность», «учебно-творческая деятельность», «интуиция», «эвристика», «учебно-исследовательская деятельность» нами определено понятие ЭД. ЭД - взаимодействие учителя и учащегося, направленное на развитие у последнего продуктивной активности и находчивости на основе избирательного поиска при решении эвристических задач.

Понятие ЭД можно раскрыть и через сущностные признаки:

- преднамеренность;

- использование педагогом преимущественно средств косвенного и перспективного управления;

- наличие проблемной ситуации или учебно-творческой задачи;

- максимальное использование самоуправления личности;

- субъективная новизна и оригинальность продукта деятельности;

- личная значимость и прогрессивность продукта деятельности;

- появление в результате ее осуществления нового способа деятельности;

- доминирование интуитивных приемов деятельности.

При формировании ЭД необходимо исходить из соответствующих целей, которые в свою очередь ориентированы на достижение цели-идеала – формирование творческой личности. Выделяются следующие цели:

- когнитивная цель – овладение опытом творческой деятельности интеллектуального и практического характера;

- ценностно-ориентированная цель – усвоение и формирование системы эмоционально-ценностных отношений к миру;

- развивающая цель – развитие психических процессов (мышление, память) и состояний личности (эмоции, настроение).

Проведенный анализ научно-методической литературы позволяет сделать вывод о том, что хотя проблеме формирования творческих способностей школьников в научных исследованиях уделяется большое внимание, есть ряд причин, которые препятствуют успешному решению этой проблемы. Важными из них являются:

  • нерешенность общих теоретико-методологических проблем, определяющих систему видов творческой деятельности учащихся;

  • недостаточный опыт использования интуитивных процедур учебной деятельности;

  • отсутствие учебного предмета, направленного на обучение творчеству;

  • неподготовленность педагогических кадров для организации ЭД обучающихся, а также для разработки соответствующего дидактического обеспечения.

Разработанная нами технология формирования ЭД частично решает выявленные недостатки. Она включает следующие компоненты:

а) принципы построения деятельности;

б) структурный анализ деятельности;

в) содержание обучения и способы отбора учебного материала;

г) эвристические методы обучения;

д) организационные формы осуществления деятельности;

е) педагогический мониторинг и критерии оценки эффективности деятельности.

Изучение современной педагогической литературы о принципах обучения показало, что в настоящее время различные авторы настоятельно рекомендуют использовать в совокупности свыше пятидесяти педагогических принципов. Такое обилие педагогических принципов не столько вооружает педагогов-практиков, сколько дезориентирует их. Поэтому, как нам представляется, осмысление генетических особенностей, исследования диалектики принципов формирования творческих способностей личности должно завершиться поиском педагогических возможностей для их систематики.

В.И.Андреев предлагает многомерную модель систематики педагогических принципов. Она включает в себя семь основных принципов: системность, развитие, оптимальность, управление, информативность, социализация, индивидуализация [1]. Исходя из основных принципов, выделим ряд частных принципов построения эвристической деятельности: диалектического единства и перехода педагогического управления в самоуправление учащихся; периодической мобилизации и релаксации; педагогической оценки и самооценки творческих способностей учащихся; оптимизма и веры в силы и творческие способности ученика; уважения к личности ученика в сочетании с разумной требовательностью к ней в процессе формирования творческих способностей; оптимального сочетания индивидуальных и коллективных форм деятельности; диалектического единства деятельностного и личностного подходов в процессе педагогического управления деятельностью учащихся; диалектического единства и оптимального воздействия на осознаваемые и неосознаваемые процедуры деятельности учащихся; диалектического сочетания репродуктивных и эвристических методов обучения.

ЭД учащихся состоит из двух подсистем, каждая из которых представима соответствующим процессом: ЭД учения (основная) - "чистый" акт познания, реализуемый учащимся через переоткрытие и усвоение наличного опыта; ЭД преподавания - направлена на обеспечение условий успешного осуществления деятельности учения. Деятельность преподавания предшествует во времени деятельности учения.

В структуру деятельности учения входят: субъект, предмет, продукт, процедура, средства, а также внешние условия деятельности. В структуру деятельности преподавания входят блоки по генезу соответствующих компонентов деятельности учения.

Содержание обучения, осуществляемое в процессе формирования ЭД учащихся, включает следующие компоненты: а) систему научных знаний; б) систему способов учебной деятельности; в) систему способов творческой деятельности; в) эмоционально-чувственный компонент. При этом ведущим компонентом содержания образования является система способов творческой деятельности.

Справедливо утверждение Л.Я.Зориной о том, что учебный предмет – один из главных способов реализации содержания обучения. В свою очередь И.Я.Лернер на протяжении многих лет пропагандирует мысль о возможности введения в образовательный процесс школ нового учебного предмета (по И.Я.Лернеру – «эвристика»), направленного на обучение творчеству [3]. Новый учебный предмет важен, как для теории педагогики, так и для педагогической практики. В дидактике введение нового учебного предмета решает противоречие, образовавшееся на данном этапе между четырехкомпонентной системой содержания обучения (по И.Я.Лернеру) и типологией учебных предметов по признаку ведущего компонента содержания обучения (по И.К.Журавлеву, Л.Я.Зориной). Для педагогической практики новый учебный предмет предоставляет учащимся средства самостоятельного приобретения новых способов деятельности и дает учащимся практическую основу творческой деятельности.

Предложенная система реализации содержания образования при формировании ЭД, состоит из 3 этапов. На первом этапе ЭД формируется в процессе изучения системы традиционных предметов, на втором этапе - в системе традиционных предметов, дополненных курсом «Эвристика», на третьем – в системе традиционных предметов с использованием опыта, приобретенного в курсе «Эвристика».

При разработке курса «эвристика» для учащихся старших классов (9-11 кл.) общеобразовательных учреждений, мы базировались на идеях И.Я.Лернера о конечной программе курса «эвристика». По его мнению, она должна содержать:

а) краткие знания о творчестве, его роли и процессе;

б) изолированные, но выразительные знания из истории творчества;

в) знания о приемах, облегчающих творческий поиск;

г) знания о процедурах творческой деятельности;

д) творческий тренинг;

е) решение проблемных задач (практические занятия) [3].

Разработанная программа курса «эвристика» состоит из трех блоков:

1 блок – Логика и интуиция - как основы творчества, в котором ученики знакомятся с интуитивными и логическими операциями эвристической деятельности;

2 блок – Задачи, их формулирование и поиск решения, в котором используются знания и умения, полученные при изучении первого блока для решения нестандартных задач (в основном жизненного содержания);

3 блок – Как делать открытия? Здесь учащиеся знакомятся и пытаются практически реализовать технологии изобретения и открытия.

При отборе учебного материала его содержание должно отвечать следующим требованиям: а) быть доступным учащимся данного класса; б) включать типологию аспектных проблем; в) раскрывать этапы аспектных проблем и объектные проблемы, решения которых направлено на эти этапы; г) показать целостное решение аспектной проблемы; д) обеспечить реализацию различных способов творческой деятельности.

При формировании ЭД используется система эвристических методов обучения. Она включает:

1. Метод коллективного поиска оригинальных идей эффективный для генерирования идей по решению нестандартных задач.

2. Метод эвристических вопросов целесообразен для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся информации в самом процессе решения эвристической задачи.

3. Метод многомерных матриц. Поскольку новое очень часто представляет собой иную комбинацию известных элементов или комбинацию известного с неизвестным, то матричный метод позволяет это сделать не путем проб и ошибок, а целенаправленно и системно.

4. Метод инверсии. Он ориентирован на поиск идей решения эвристической задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом.

5. Метод эмпатии. В основе этого метода лежит принцип замещения исследуемого объекта, процесса с другим объектом (процессом). В условиях применения метода эмпатии учащийся как бы сливается с объектом исследования, что требует огромной фантазии, воображения; происходит активизация фантастических образов и представлений. Что приводит к снятию барьеров “здравого смысла” и поиска оригинальных идей.

6. Метод синектики. Он является комбинацией остальных эвристических методов обучения и целесообразен для системного подхода в решении эвристических задач.

При организации эвристической деятельности учащихся из общих форм обучения преобладают групповая и индивидуальная, в меньшей степени - коллективная.

Групповая форма работы дает возможность каждому учащемуся включиться в систематический процесс обучения других учащихся, формирует межличностные отношения, развивает самоуправление в коллективе. При организации групповой формы обучения целесообразно деление класса на группы по 7-10 человек. Комплектовать группы целесообразно учащимися с разным уровнем знаний, умений, творческих способностей, с учетом межличностных отношений. Многие задачи моделирующего, конструкторского, изобретательского характера чисто физически требуют решения ее несколькими учащимися. Практически все эвристические методы в своей основе содержат групповую работу обучения.

Применение индивидуальной формы работы целесообразно после усвоения учащимися основ технологии творчества, т.е. на более поздних этапах применения эвристической деятельности. Коллективная форма работы при организации эвристической формы работы используется с целью ознакомления учащихся с информацией по технологии творчества, формирования положительной установки к действию, при проведении аутотренинга, стимулировании работы, а также при подведении итогов.

Кроме урока, необходимо выделить особые, эвристические формы учебных занятий, обеспечивающие успешную эвристическую деятельность. К ним относятся: диспуты, дискуссии, игры, экскурсы, тренинги, творческие часы, конкурсы идей, практикумы по решению эвристических задач, вопросы и ответы, пробы пера, диалог с компьютером.

Из форм работы по дополнительному образованию школьников особо хотелось бы отметить научное ученическое общество (НОУ), призванное приобщить учащихся к основам научно-исследовательской, эвристической деятельности. Интересно рассмотрение учащимися эвристических тем межпредметного характера, предполагающих моделирование и оптимизацию объектов, представление и обоснование нового образа объекта, выявление закономерностей и т.д. Например, темы: а) система образного представления числовой системы; б) индуктивный подход к анализу задач теории игр; в) закономерности и графическое представление собственных эмоций. При организации НОУ важное место занимает система ученического самоуправления, формирующая межличностные отношения обучающихся.

Критериями определения эффективности технологии формирования ЭД выбрана система, состоящая из четырех блоков творческих способностей учащихся: мотивационно-творческих, интеллектуально-логических, интеллектуально-эвристических, способности к самоуправлению личности (по В.И.Андрееву).

При организации эвристической деятельности необходим педагогический мониторинг уровня усвоения учащимися материала и овладения способами деятельности. Он позволит на основе учета индивидуально-типологических особенностей каждого школьника производить подбор соответствующих заданий. Это даст возможность создать и поддерживать необходимое время «давление» в познавательной деятельности, инструментом которого является психологическая напряженность. Психологической напряженности сопутствует интеллектуальная активность, характеризующаяся степенью интеллектуальных усилий, затрачиваемых на процесс поиска неизвестного знания или способа действия. Для оперативного реагирования и прогнозирования создается компьютерная база данных (например, в MS Exel 7.0), которая содержит следующие сведения обо всех учащихся, участвующих в эвристической деятельности: а) фамилия, имя; б) тип мышления («левополушарный» или «правополушарный»); в) результаты выполнения учащимися заданий, распределенные по блокам творческих способностей; г) индивидуальный и обобщенный уровень творческих способностей; д) характер выполняемых заданий; е) прогнозируемое достижение уровня творческих способностей.

Проведенный нами анализ использования технологии формирования ЭД в образовательном процессе школ позволяет сделать следующие выводы: а) на современном этапе развития образовательных учреждений внедрение технологии ЭД в педагогический процесс вызвано объективной необходимостью и обусловлено рядом объективных и субъективных условий; б) разработка технологии ЭД и применение ее в процессе обучения требует научно-обоснованного теоретического и методического обеспечения, строгого учета в практике предложенных методических рекомендаций и выводов, что является необходимым условием формирования творческих способностей личности; в) проявляющаяся тенденция количественного роста инновационных процессов в образовательных учреждениях, в частности по реконструкции педагогического процесса, требует всесторонней разработки педагогических основ включения в него дидактических единиц, направленных на формирование ЭД учащихся.

Наши исследования показали, что формирование ЭД сложный процесс. В статье раскрыты некоторые аспекты разработки технологии формирования ЭД и ее использования. На наш взгляд, дальнейшая разработка проблемы может осуществляться по следующим направлениям: создание дидактических основ комплексного применения ЭД в системе детсад – школа; выявление роли и места ЭД в системе нравственно-патриотического воспитания учащихся; изучение особенностей управления развитием образовательного учреждения в условиях применения технологии формирования ЭД; использование информационных и коммуникационных технологий при формировании ЭД обучающихся; изучение рефлексивной деятельности учителя в условиях формирования ЭД с целью совершенствования технологии обучения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности : Основы педагогики творчества. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. – 236 с.

  2. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. - М.: Педагогика, 1970. – 231 с.

  3. Лернер И.Я. О новом учебном предмете в школе // Новые исследования в педагогических науках. – 1991. - №2. - С.39-43.

  4. Пойа Д. Математическое открытие: Решение задач: Основные понятия, изучение и преподавание. – 2-е изд. - М.: Наука, 1976. – 448 с.

  5. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976.–280 с.

  6. Пушкин В.Н. Эвристика – наука о творческом мышлении. - М.: Политиздат, 1967.–271 с.

  7. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. - М.: Аспект Пресс, 1995. – 255 с.

  8. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. - М.: 1983. – 352 с.

  9. Чяпяле Ю.М. Методы поиска изобретательских идей. - Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние,1990. – 92 с.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развития icon5. историография человеческого развития 32
Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи...
Развития iconСетевой курс по выбору учащихся (11 класс) «История развития физики»...
Целью курса является изучение школьниками основных этапов развития физической науки, закономерностей развития науки, развития научных...
Развития iconПрограмма развития муниципального образовательного учреждения Запрудненской...
Запрудненской средней общеобразовательной школы №2 «Школа развития личности» разработана и принята в соответствии с Федеральной целевой...
Развития iconКонцепция новой школы с. 38 Общая стратегия, основные направления...
Программа предназначена для руководства работой лицея в режиме развития
Развития iconОбразовательная программа «Лаборатория изящных искусств»
Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка, средством развития сферы чувств,...
Развития iconПаспорт программы развития школы Информационная справка о школе Анализ ситуации
Целевая комплексная программа развития муниципального образовательного учреждения вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №21...
Развития iconПрограмма развития школьной библиотеки
В связке «Образовательная система – Школа – Школьная библиотека» не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития....
Развития iconПрограмма развития Технического института
Университета и осуществляющим постоянно все или часть его функций по оказанию услуг и выполнению работ в области образования и науки,...
Развития iconЗадача реализации программы ставит перед коллективом множество проблем,...
Результаты работы школы в рамках программы развития и проекта перспективного развития «От развития к успеха» на основании направлений...
Развития iconФизический взгляд на мир 42
Хх в и происходит с тех пор все с нарастающей скоростью. Мир вступает в постиндустриальный период своего развития. Постиндустриальное...
Развития iconПрограмма развития моу сош №4 Содержание Раздел I паспорт программы...
...
Развития iconЛекция Реклама и сми: исторические этапы развития и взаимодействия
Она является непременным атрибутом общественной жизни, ее роль в экономике и маркетинге актуальна, ее помнят, на нее реагируют. В...
Развития iconРабочая программа дисциплины история Латинской Америки в 1918 2005 гг. (32 час.)
Цели курса – сформировать у студентов представления об особенностях развития стран третьего мира (на примере Латинской Америки) на...
Развития iconУрока Тема урока Кол-во
Территория страны. Неравномерность развития отдельных регионов. Население. Особенности социально-экономического развития: специфика...
Развития iconМетодические рекомендации по изучению курса «Экономика»
Современная эпоха характеризуется динамичностью экономического развития. Следовательно, в высших учебных заведениях должно уделяться...
Развития iconПрограммы развития муниципального бюджетного общеобразовательного...
При составлении III программы развития школы использовались идеи, положения и требования, содержащиеся в документах национального,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск