Физический взгляд на мир 42





НазваниеФизический взгляд на мир 42
страница1/13
Дата публикации28.02.2016
Размер1.73 Mb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Экономика > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Концепции современного естествознания

Часть 1

(состоит из 2 частей)


Введение 1

Методология современного естественнонаучного 21

исследования 21

Лекция 3 42

ФИЗИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР 42

Реклама:

Как раскрутить и продвинуть сайт www.sait-prodvinut.ru

Создание новых сайтов www.irb-sem1.narod.ru

Лекция 1

Введение



Развитие цивилизации как непрерывный процесс взаимодействия человека и природы.
Цивилизация [< лат. civilis гражданский] 1) уровень общественного развития, материальной и духовной культуры (определяемый уровнем развития производительных сил), достигнутых данной общественно-экономической формацией; 2) современная мировая культура.
Человечество вступает в удивительную и очень трудную эпоху, которая потребует от всех людей нашей планеты беспрецедентной ломки традиционных взглядов и ценностных шкал. Все эти трудности глобального характера не обошли стороной и наше государство. То, что произошло в нашей стране, ─ лишь фрагмент общей перестройки мировой системы и, прежде всего, ее экономической составляющей. Перестройка планетарной экономической системы началась в послевоенные десятилетия, она стала заметна уже в 60-е годы ХХ в. и происходит с тех пор все с нарастающей скоростью. Мир вступает в постиндустриальный период своего развития. Постиндустриальное общество тем отличается от предыдущего этапа его развития, от общества индустриального, что уровень жизни растет быстрее развития производительных сил.

Самое существенное из того, что происходит в современной экономической организации планетарного общества: новые технологии, отличающиеся резким повышением сложности реализации, предъявляющие сверхжесткие требования к технологической дисциплине, нуждаются в качественно новом уровне образованности и дисциплины работников. Они уже не укладываются в старые организационные рамки и нуждаются в новых структурах организации человеческой деятельности, их перестройке, носящей действительно революционный и общепланетарный характер. Последнее особенно существенно и влечет перестройку самой структуры общества, меняет природу и взаимоотношение социальных групп.

Исходной пружиной послевоенного развития являются беспримерные успехи в науке и технических достижениях. Это, прежде всего, компьютеризация всех сфер жизни и широкое распространение энергосберегающих технологий. Благодаря им, термин «научно=техническая революция» стал архаизмом: темпы развития техники и технологий, а главное – их внедрение в производство превратили техническую революцию в естественный процесс. А благодаря развитию коммуникаций и росту образованности персонала все ноу-хау становятся практически сразу общепланетарным достоянием. Технологические секреты очень быстро перестают быть секретами.

Но самое важное случилось все-таки в общественной сфере, в перестройке ее экономической основы. Локальные, национальные экономики постепенно стали терять потенцию саморазвития, они стали интегрироваться в единый общепланетарный экономический организм с универсальной системой регулирования, которую по инерции называют рыночной или системой свободного предпринимательства. Решающую роль в определении характера дальнейшего развития стали играть транснациональные корпорации (ТНК): произошла транснационализация капитала. Мир ТНК возник сам по себе, в результате естественного процесса самоорганизации.

На этой основе рынок приобрел вселенский характер, в котором определяющим фактором успеха стала общественная производительность труда. И страны достаточно легко разделились на группу быстро прогрессирующих, производительность труда которых выше средней общепланетарной, и отсталые страны с производительностью ниже среднего уровня. Но рынок остается рынком, поэтому он стал беспощадно расправляться в промышленностью тех стран, производительность труда которых не смогла подняться выше среднего уровня. И закрутился для многих стран и народов смертельный маховик

Мировой характер экономической системы означает, в частности, что локальные экономики стали открытыми, капиталы (и не только капиталы) теперь легко перетекают из одной страны в другую, не зная никаких преград. И они концентрируются в тех странах, где общественная производительность труда более высокая, где вкладывать деньги элементарно выгодней. Заметим, что этот процесс касается не только денег, но и «мозгов»: наиболее энергичные и талантливые люди тоже начинают эмигрировать в страны «золотого миллиарда», которые становятся насосом, откачивающим из отсталых стран все то лучшее, что они имеют.

Итак, заработал некий «дьявольский насос», и пока существует установившийся порядок – это общий неотвратимый процесс, выкачивающий из отсталых стран капиталы, ресурсы и таланты!

Отличительной чертой текущего момента является исключительная взаимосвязь современного мира, когда наиболее насущные проблемы современности не могут быть решены в рамках какого-либо отдельного государства. Поэтому глобальная ситуация в мире во многом будет определять дальнейшее развитие и нашей страны, в том числе существующие и перспективные угрозы ей.

Развитие современной цивилизации определяет глобальный кризис, в основе которого лежит противоречие между ростом производства─потребления и возможностями экосистемы Земли. Выход из этого кризиса возможен только за счет устранения противоречия, породившего его. Тут одно из двух: либо сокращение численности потребителей с сохранением и дальнейшим ростом всех видов потребления у оставшихся, либо изменение образа жизни, когда ценность человека (если хотите, его «престиж») будет определяться уровнем его личного развития, в первую очередь, духовного, во всем его многообразии, а не наличием материальных богатств.

Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания...
Ж.Б. Ламарк


Человеку в процессе взаимодействия с природой необходимо суметь опровергнуть мнение Ламарка – оно не должно превратиться в пророчество. Для этого человечеству нужна такая организация общества, которая смогла бы найти альтернативу современному бегу к пропасти, ибо однажды непрерывно растущие потребности людей уже не сможет удовлетворить планета Земля и ее вполне ограниченными ресурсами.
Самое главное – научить человека мыслить.

Б. Брехт
Концепции современного естествознания (КСЕ) – это новая интегративная учебная дисциплина, введенная в образовательный стандарт РФ с 1995 г. и ставшая с этого времени обязательной для всех специальностей гуманитарного, технического и естественнонаучного профиля. Интегративность дисциплины определяется ее поли- или мультидисциплинарностью: объединением многих естественнонаучных дисциплин. В названии предмета два ключевых слова: концепция и естествознание.

Концепция [лат. conceptio] имеет 2 дефиниции:

  1. система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов;

  2. единый определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда.



Естествознание – это система наук о природе, одна из трех основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении, теоретическая основа многих областей производства и естественнонаучный фундамент философии. Объектом естествознания является природа. Под природой в широком смысле слова (Природа) – подразумевается весь материальный, энергетический и информационный мир Вселенной. Природа в узком смысле слова – совокупность естественных условий существования и жизнедеятельности человека. В системе охраны окружающей среды выделяют три природы:

  1. природа «первая» – естественные экосистемы Земли;

  2. природа «вторая» – преобразованные человеком экосистемы – поля, сады, пруды, виноградники и т.п.;

  3. природа «третья» – искусственно созданные системы окружающей человека сферы – урбокомплексы, внутриквартирная среда, производственные интерьеры, промышленная и бытовая техника.


К определению предмета естествознания существует два подхода. Согласно первому из них предметом естествознания является изучение различных форм движения материи. 30 мая 1873 г. Ф. Энгельс писал К. Марксу: «…Тела неотделимы от движения; их формы и виды можно познавать только в движении, о телах вне движения, вне всякого отношения к другим телам, ничего нельзя сказать. Лишь в движении тело обнаруживает, что оно есть. Поэтому естествознание познает тела, только рассматривая их в отношении друг к другу в движении». Философы выделяют пять форм движения материи (ФДМ):

    1. Механическая ФДМ с подформами и видами: прямолинейное, криволинейное, вращательное, равномерное – неравномерное, равномерно ускоренное (положительное и отрицательное).

    2. Физическая ФДМ: тепловая (исследуется термодинамикой), электромагнитная (теорией электромагнетизма), внутриатомная (квантовой механикой).

    3. Химическая ФДМ: реакции неорганических соединений, реакции органических соединений, реакции комплексных соединений.

    4. Биологическая ФДМ: процессы, протекающие в растительном мире, процессы, протекающие в животном мире, ассимиляция и диссимиляция, питание, пищеварение, торможение и возбуждение нервной деятельности и т.п.

    5. Социальная ФДМ: производственная, общественно-политическая, научная.



Вторым подходом предмет естествознания определяется как совокупность естественнонаучных направлений (математика, астрономия, география, физика, геология, биология, экология), включающих около 2 000 дисциплин (по другим подсчетам 17 000).
Предмет естествознания – факты и явления, которые воспринимаются нашими органами чувств. Задача ученого – обобщить эти факты и создать теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы. Следует различать факты опыта, эмпирического обобщения и теории, которые формулируют законы науки. Явления, например, тяготение, непосредственно даны в опыте; законы науки, например, закон всемирного тяготения – варианты объяснения явлений. Факты науки, будучи установленными, сохраняют свое постоянное значение; законы могут быть изменены в ходе развития науки, как, скажем, закон всемирного тяготения был скорректирован после создания теории относительности.

Методом естествознания является методология современного естественнонаучного исследования. Под методологией научного познания понимается учение о научных методах познания.
Введение курса КСЕ преследует три цели:

  1. раскрытие современной естественнонаучной картины мира;

  2. формирование и развитие концептуального мышления личности;

  3. синтез в системе знаний в единое целое гуманитарной и естественнонаучной культур.



Содержание естественнонаучной картины мира составляют следующие вопросы:

► Как устроен окружающий нас мир?

► Каким образом он произошел и какова его дальнейшая судьба?

► Каковы его «самые простейшие кирпичики» и чем заканчивается иерархия его материальных форм при переходе из глубокого микромира в далекий космос (мегамир)?

► Можно ли познать мир «до конца» и построить единую, всеобъемлющую теорию, которая бы объяснила и в принципе позволила бы рассчитать любое физическое явление природы?
Таким образом, естественнонаучная картина мира – это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, которая возникает в результате анализа и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов, отражающих эти объективные закономерности.

Механическая картина мира (МКМ), созданная трудами Галилея, Кеплера, Гюйгенса, Ньютона, основывалась на следующих принципах: связь теории с практикой; использование математики; эксперимент реальный и мысленный; критический анализ и проверка данных. Главное – тенденция свести все виды движения к механическому.

Электромагнитная картина мира (ЭКМ) основана на идее динамического атомизма, концептуальном понимании материи и связанном с ним понятии близкодействия, которое внес М. Фарадей. Уравнения Максвелла отразили эти идеи и привели к понятию поля без построения механических корпускулярных моделей.

Квантово-полевая картина мира (КПКМ) отразила открытия, связанные со строением вещества и взаимосвязью вещества и энергии. Изменились представления о причинности, роли наблюдателя, самой материи, времени и пространстве.

Современная, эволюционная картина мира отражает появление междисциплинарных подходов и технические возможности описания состояний и движений сложных систем, позволившие рассматривать единообразие явления живой и неживой природы.
В основе концептуального мышления лежат три концепции:

  1. системного подхода,

  2. эволюции,

  3. самоорганизации.


Системный подход, получивший широкое распространение в современном научном познании, ориентирует исследователя на системный целостный охват изучаемых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями и тем самым ограждает его от односторонности и неполноты результатов. Концепция эволюции – рассматривает одну из форм развития в природе и обществе: непрерывное, постепенное количественное изменение, в отличие от революции – быстрого, коренного, качественного изменения – и вносит в познание требование учета непрерывной изменяемости процессов, явлений как в предшествующем историческом развитии (в ретроспективе), так и на будущее (на перспективу). Концепция самоорганизации раскрывает внутренние механизмы эволюции.

Таким образом, системный или синергетический подход ориентируется на исследование процессов изменения и развития. Принцип самоорганизации позволил изучать процессы возникновения и формирования новых, более сложно организованных систем. Поэтому, современная картина мира включает естественнонаучное и гуманитарное знание.

Современная научная картина мира отличается сложностью рассматриваемых систем. Так, с помощью ЭВМ решаются задачи, которые не могли быть решены четверть века назад. Оказалось, что в сложных системах вдали от равновесия могут возникать из хаоса упорядоченные состояния. Хаос стал выступать созидательным началом, конструктивным и обязательным механизмом эволюции. В настоящее время обществу необходимо решать сложные задачи выхода из многочисленных кризисов, причем пути выхода не должны быть катастрофическими, фактически – это задачи балансировки между рисками и безопасностью. Проблемы выбора стратегии связывают с нелинейной динамикой, разработавшей различные пути перехода от хаоса к порядку. Явления самоорганизации начали изучаться в естествознании, экологии, экономике. Поэтому будущие специалисты во многих областях должны получить представление о современной научной картине мира.

Для чего же нужно изучать современное естествознание? Во-первых, для того, чтобы стать культурным человеком, надо знать, что такое теория относительности, генетика, синергетика, социобиология, экология, этология и другие науки. Во-вторых, это важно и потому, что многое в нашей жизни строится в соответствии с научной методологией. Хотя человечеству далеко до научной организации труда, тем не менее, научные принципы лежат в основе многих видов деятельности, и их надо знать, чтобы использовать. В-третьих, потому, что знания, необходимые любому специалисту, так или иначе, связаны и в какой-то степени основаны на научных данных.

Этих причин достаточно для обоснования важности нового курса КСЕ.

Что такое наука в целом, какова ее история, структура, динамика?
Наука – [лат. scientia, от scire, «знать»] - это термин, используемый в самом широком смысле для обозначения обобщаемого и систематизируемого знания в любой области.
Современное понятие науки включает четыре ипостаси этого феномена:

  1. воспроизводство новых знаний;

  2. хранение, систематизацию и «уплотнение» имеющихся знаний;

  3. передачу знаний грядущим поколениям;

  4. актуализацию научных знаний в непосредственную производительную силу.


Объективно воспроизводство новых знаний началось с зарождения человеческой культуры. Надежный механизм хранения информации и ее передачи имели уже египетская и шумерская цивилизации. Наука как система подготовки кадров возникает с появлением университетов, самым первым из которых был Болонский, основанный в 1088 г., и достигает совершенства в XIX веке. Бэкон Френсис (1561─1626) рождает крылатую фразу «знание ─ сила», но по-настоящему непосредственной производительной силой наука становится со второй половины ХХ в.
Рассматривая такое многогранное явление, как наука, можно выделить три его функции: отрасль культуры; способ познания мира; специальный институт (в это понятие входит не только высшее учебное заведение, но и научные общества, академии, лаборатории, журналы и т.п.).

Как другим сферам человеческой деятельности, науке присущи специфические черты.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ – сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.

ФРАГМЕНТАРНОСТЬ – изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры; сама же делится на отдельные дисциплины. Вообще, понятие бытия как философское не применимо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая есть определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент.

ОБЩЕЗНАЧИМОСТЬ – получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки – однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей.

ОБЕЗЛИЧЕННОСТЬ – ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ – наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ – хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет исследовать.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ – новые знания определенным образом и но строгим правилам соотносятся со старыми знаниями.

КРИТИЧНОСТЬ – готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие результаты.

ДОСТОВЕРНОСТЬ – научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным сформулированным правилам.

ВНЕМОРАЛЬНОСТЬ – научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относится либо к деятельности по получения знания (этика ученого требует от него интеллектуальности честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.

ЧУВСТВЕННОСТЬ – научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.

Эти черты науки образуют шесть диалектически взаимосвязанных пар: универсальность – фрагментарность, общезначимость – обезличенность, систематичность – незавершенность, преемственность ─ критичность, достоверность – внеморальность, рациональность – чувственность.

Кроме того, для науки характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.
Отличие науки от других отраслей культуры. От других отраслей культуры сфер человеческой деятельности науку отличает целый ряд признаков.

Так, от ИСКУССТВА наука отличается рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий.

В отличие от ТЕХНИКИ наука нацелена не на использование полученных знаний о мире для его преобразования, а на познание мира.

По сравнению с ИДЕОЛОГИЕЙ научные истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества.

От ФИЛОСОФИИ науку отличает то, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос “почему?”, а на вопрос “как?”, “каким образом?”

Наука отличается от РЕЛИГИИ тем, что разум и опора на чувственную реальность имеет большее значение, чем вера.

В отличие от МИФИЛОГИИ наука стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку.

Отличие науки от МИСТИКИ заключается в стремлении не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию и воспроизведению.

Именно теоретическим освоением действительности наука отличается от обыденного сознания.

Становление науки. Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества, возникшим в недрах новоевропейской цивилизации в XVI – XVII вв.

Немецкий философ К. Ясперс в книге “Смысл и назначение истории” говорит о двух этапах становления науки:

этап I – “становление логически и методически осознанной науки – греческая наука и параллельно зачатки научного познания мира в Китае и Индии”;

этап II – “возникновение современной науки, вырастающей с конца средневековья, решительно утверждающейся с XVII в. и развертывающейся во всей своей широте с XIX в.” (М., 1994).

Именно в XVII в. произошло то, что дало основания говорить о научной революции, - радикальная смена основных компонентов содержательной структуры науки, выдвижение новых принципов познания, категорий и методов.

Социальным стимулом развития науки стало растущее капиталистическое производство, которое требовало новых природных ресурсов и машин. Для удовлетворения этих потребностей и понадобилась наука в качестве производительной силы общества. Тогда же были сформулированы и новые цели науки, которые существенно отличались от тех, на которые ориентировались ученые древности.
Зарождение науки. Природная гармония разума – античность, Возрождение.

Зарождение науки в контексте всей культуры происходит в Древней Греции в VII─VI вв. до н.э. в форме научных программ. Первой научной программой стала математическая программа, сформулированная Пифагором Самосским (VI в. до н.э.) и позднее развитая в философии и физике. Она представляет собой набор умозрительных рассуждений о связи строения вещества с геометрическими фигурами. Эта программа заложила основы развития естествознания, опираясь не на материальные структуры вещества, а на числовые закономерности, на законы бытия. Второй научной программой античности, оказавшей влияние на последующее развитие науки, стал атомизм Демокрита (р. ок. 470 или 460 г. до н.э.), в основе которого лежала идея начала всего сущего в форме неделимых частиц – атомов и пустоты. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в небытие – провозглашали атомисты; возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение – распадение на части, в пределе – на атомы. Третьей научной программой античности стала программа Аристотеля (384 – 322 до н.э.), созданная на основе систематизации накопленного до него научного знания. Возражая и Платону (428/427 – 348/347 гг. до н.э.) и Демокриту, Аристотель в поисках истины отказывается признать как существование идей или математических объектов независимо от вещей, так и построение вещей из атомов. Им предложены четыре причины бытия: формальная, материальная, действующая и целевая. В его «Метафизике» воссоздается мир как целостное, естественно возникшее образование, имеющее причины в самом себе. Предметом науки, считал Аристотель, должны стать вещи умопостигаемые, не подвластные сиюминутным изменениям. Перу Аристотеля принадлежит «Органон» ─ трактат по логике, послуживший и методологическим фундаментом исследования.

Средневековая наука. В эпоху раннего Средневековья наука о природе сдала позиции, занимаемые ею в античности, теологам. Однако постепенно представления о соотношении веры и разума в картине мира менялись: сначала они стали признаваться равноправными, а в эпоху Возрождения разум становится выше откровения. Николай Коперник (1473–1543) и Джордано Бруно (1548─1600) дают миру гелиоцентризм и идею бесконечности Вселенной. Галилео Галилей (1564─1642), изобретший линзу, телескоп, микроскоп, магнит, воздушный термометр, барометр, дал начало европейскому экспериментальному и математическому естествознанию, разработал динамику – науку о движении тел под воздействием приложенных сил, а также сформулировал методологические принципы, которые легли в основу развития науки Нового времени. Именно Галилеем впервые в истории человеческой мысли было сформулировано понятие физического закона в современном значении. Исаак Ньютон (1643─1727) завершает научную революцию XVI─XVII вв., соединив механическую философию Декарта (1596─1650), законы Иоганна Кеплера (1571─1630) о движении планет и законы Галилея о земном движении, сведя их в единую всеобъемлющую теорию. В 1687 г. Исааком Ньютоном было создано основное его произведение «Математические начала натуральной философии», содержащее три закона движения (закон инерции, закон пропорциональности силы и ускорения, закон равенства действия и противодействия), из которых выводится большое число следствий, образующих фундамент классической механики и классической физики.

Весь XVIII в. в науке проходит под знаком динамики. Вселенная представлялась гигантской заводной игрушкой. В «машинный» век традиционная наука уделяет основное внимание устойчивости, порядку, однородности и равновесию.

Наука Нового времени (XIXXX вв.). В XIX в. центр интересов физиков перемещается с динамики на термодинамику. После того как было сформулировано второе начало термодинамики, установившее переход всех видов энергии в тепловую, которая, в конечном счете, рассеивается в пространстве, внимание физиков и философов сконцентрировалось на его выводе о том, что запас энергии во Вселенной иссякает, приближая ее к тепловой смерти. Во второй половине XIX в. в науку приходит Чарльз Дарвин (1809─1882) со своей концепцией эволюции и смещает интерес от физики в сторону биологии.

В ХХ в. наука обращает внимание на то, что вопреки актуализации второго закона термодинамики и кажущемуся сокращению запаса энергии эволюция Природы развивается в противоположном направлении: от простого к сложному, от низших форм жизни к высшим, от недифференцированных структур и дифференцированным. Старея, Вселенная обретает все более тонкую организацию, и с течением времени уровень организации Вселенной неуклонно повышается. Подойти к объяснению этого явления в ХХ в. удается Илье Пригожину (1917─2003) , который обращает внимание на то, что во Вселенной только некоторые ее части действуют как механизмы (закрытые системы), в то время как большинство систем имеет открытый характер, и они обмениваются энергией, веществом и информацией с окружающей средой. При этом, если для закрытых систем характерны порядок, стабильность и равновесие, то для открытых систем главенствующую роль играют разупорядоченность, неустойчивость, стохастичность. Причем, неравновесность, обусловливающая потоки вещества или энергии в таких системах, может быть источником порядка. Пригожин доказывает возможность спонтанного возникновения порядка и организации из беспорядка и хаоса в результате процессов самоорганизации, которые Герман Хакен (р. 1927) назвал синергетикой. При этом детерминизм и стохастичность (случайность) рассматриваются Пригожиным не как несовместимые явления, а как великолепно дополняющие друг друга. Именно синергетические процессы позволяют объяснить, каким образом совершается переход от крошечных комочков ДНК к сложным живым организмам. За работы по термодинамике неравновесных систем И. Пригожин в 1977 г. был удостоен Нобелевской премии.
Критерии зрелости научной дисциплины. Британский физик, философ и общественный деятель Джон Десмонд Бернал (1901─1971), исследуя проблемы науковедения, для сравнительной оценки уровня развития научных дисциплин ввел понятие «зрелости научной дисциплины», положив в основу такой оценки пять критериев.

  1. вклад науки в общенаучную методологию;

  2. уровень теоретизации научной дисциплины;

  3. применимость математики (уровень математизации);

  4. использование эксперимента;

  5. уровень эксплицированности (однозначности) и формализованности научного языка.


1. Вклад науки в общенаучную методологию. Как указывает Бернал, математика дала общенаучной методологии математический аппарат, формальную и математическую логику; физика – законы механики, законы термодинамики, а сейчас можно присовокупить и теорию термодинамики неравновесных систем; геология – учение о симметрии и учение о биосфере; биология – учение эволюционного развития.

2. Уровень теоретизации научной дисциплины. В досинергетический период развития научных знаний сформировалась классическая двухступенчатая (эмпирико-теоретическая) структура описания объекта. На эмпирической стадии исследования объекта описываются факты – истинные и достоверные знания, полученные опытным путем. На этой стадии сообразно с существованием обыденного языка, обслуживающего человеческую практику, и языка науки, в котором кодируются результаты научно-практической деятельности людей, факты делятся на два типа: факты обыденного сознания и научные факты. Первые описываются словарем обыденного языка и понятны практически всем, в то время как научные факты имеют сложную структуру и включают в себя: 1) наблюдение (чувственное восприятие, измерение), или эмпирическую составляющую; 2) теоретическую составляющую с мировоззренческой, логической и лингвистической компонентами. Обе эти составляющие факта находятся в тесной диалектической связи и взаимодействии. При описании научного факта мысль идет не от объекта, а от прошлых знаний. Объект природы видится в факте не полностью, не всесторонне, а в свете теоретических установок. Поэтому истинное познание должно начинаться не со сбора фактов и их описания, а с изучения теоретических предпосылок, четко сформированных или существующих в неразвернутой форме, имплицитно.

В рамках теории отдельные абстракции, идеализации, понятия, суждения, законы и принципы объединяются в единую концептуальную систему. В результате этого теория оказываются способной объяснить и предсказать не только отдельные факты, но и эмпирические законы, а также отдельные, частные теоретические законы. Проблема теоретизации особенно актуальна для наук, в значительной степени остающихся описательными (ботаника, зоология, геология).

3. Применимость математики (математизация научной дисциплины). Под математизацией научного знания подразумевается использование математических понятий, теорий и методов в естественных, технических и общественных науках, основанное на количественном анализе изучаемых или качественных зависимостей и структур. Математизация научного знания обычно начинается с построения математической модели, которая отличается от математической или идеальной тем, что в ней вместо элементов оригинала используются математические величины и функции, выраженные с помощью знаков и знаковых структур. Часто математизацию пытаются использовать как средство теоретизации описательных наук по принципу «а ля физика». Но в этом случае теряются существенные черты, специфика этих наук. Математизация сама по себе не обеспечивает перехода с эмпирического на теоретический уровень познания. Она в специфической форме лишь фиксирует наличный уровень знания, а построение теории предполагает проникновение в сущность объекта науки.

4. Использование эксперимента. Эксперимент – это научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при построении этих условий. Относясь к эмпирическому уровню познания, эксперимент обеспечивает достоверность и истинность научного факта и является тем эмпирическим базисом, на котором строится теоретическое исследование. Преимущество экспериментального изучения перед простым наблюдением И.П. Павлов сформулировал следующим образом: «Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет от природы то, что он хочет». Типология научного эксперимента выделяет: качественный эксперимент, измерительный эксперимент, математическое моделирование, вычислительный эксперимент и мысленный эксперимент.

5. Эксплицированность (однозначность) и формализованность научного языка. Языком называется система звуковых, словарных и грамматических средств, объективизирующих работу мышления и являющуюся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Словарь обыденного языка состоит из многозначных слов, которые имеют 2 и более значений (синонимов). Научный язык отличается от обыденного однозначностью и отсутствием каких бы то ни было эмоций. Как заметил Бернард Шоу, имеется 500 способов произнести со сцены слово «нет», имеются 50 способов произнести слово «да», но существует только один способ написать эти слова. В научном языке имеется только один способ, и написать и произнести слово, к тому же в строго эксплицированным языке это слово однозначно. Необходимым условием функционирования любой науки является наличие в ней понятийно-терминологического аппарата. Термин (от лат. terminus – предел, граница) – это однозначное слово, фиксирующее определенное понятие науки, техники, искусства и т.п. Термин является элементом языка науки, введение которого обусловлено необходимостью точного однозначного обозначения научных данных, особенно тех, для которых в обыденном языке нет соответствующих названий. Каждый термин имеет значение и смысл. Значение – это сам предмет, а смысл – информация, выделяемая им, улавливаемая исследователем и выражаемая в словесной форме. За каждым научным термином стоит понятие. Понятием называется мысль о предмете любой природы, являющемся представителем класса предметов, образованного по совокупности признаков. Каждое понятие имеет объем и содержание, связанные между собой специальным законом обратного отношения объема и содержания понятия. Объем понятия – это число предметов, к которым оно относится, а содержание понятия – совокупность признаков, по которым эти предметы мысленно выделены из массы других понятий и объединены в данный класс. При этом, чем больше объем понятия, тем меньше содержание понятия, и, наоборот, чем меньше объем понятия, тем больше содержание понятия. Закон обратного отношения указывает на то, что чем меньше информация о предметах, заключенная в понятии, тем шире класс предметов и неопределеннее его состав, и, наоборот, чем больше информация, тем уже и определеннее круг предметов.

Эксплицированность (однозначность) научного языка является одним из основных критериев оценки зрелости научной дисциплины. Слабой эксплицированностью языка отличаются геология, экология и другие описательные науки. В противоположность этому некоторые науки, достигнув строгой эксплицированности своего языка, продвинулись дальше, создав специальные искусственные, формализованные языки. К их числу относятся химия, математика, логика. К формализованным языкам принадлежат также языки компьютерного программирования и язык шахмат.
Итак, если теперь попытаться дать общее определение науки, то оно будет выглядеть так: наука – это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.
Логическое и эмоциональное восприятие мира.

Логика познания и методология естественных наук.

Одним из важнейших положений, имеющих большое значение для понимания процесса развития научного знания, является утверждение: что «всякая наука – прикладная логика». Эта мысль была высказана великим немецким философом Гегелем. Под прикладной логикой в отличие от чистой он понимал конкретное познавание, совершающееся в различных науках.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Физический взгляд на мир 42 iconI. физический взгляд на мир (продолжение) квантовые представления...
Это мир предельно малых, непосредственно ненаблюдаемых микрообъектов, размеры которых составляют от 10-8 до 10-16 см, а время их...
Физический взгляд на мир 42 iconН. В. Голдобиной Школы, как и люди: у каждой своё лицо, свой взгляд...
С первых минут жизни человек попадает в большой и удивительный мир, в котором предстоит разобраться, что-то познать и постичь. Школа...
Физический взгляд на мир 42 iconРеферат по предмету Информатика на тему: цифровые матрицы в фотокамерах
Например: от объектива, качества электроники, размера матрицы и т д. Но, на мой взгляд, самым важным фактором, который влияет на...
Физический взгляд на мир 42 iconРеферат по предмету Информатика на тему: цифровые матрицы в фотокамерах
Например: от объектива, качества электроники, размера матрицы и т д. Но, на мой взгляд, самым важным фактором, который влияет на...
Физический взгляд на мир 42 iconКаждая выставка – это взгляд на мир человека, подготовившего ее
В ряду различных форм рекламы книги, популяризации книжного фонда, выставки занимают особое место
Физический взгляд на мир 42 iconШаблон рабочей программы дисциплины Общий физический практикум Лекторы
Общий Физический Практикум является неотъемлемой частью курса "Общая Физика". Основные разделы: механика; молекулярная физика; электродинамика;...
Физический взгляд на мир 42 iconКонспект урока по теме: «Изображение Отечественной войны 1812 года...
«Изображение Отечественной войны 1812 года в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Взгляд Толстого на историю»
Физический взгляд на мир 42 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уметь анализировать язык разных видов искусства: литературы, живописи и музыки, обнаружить поэтический взгляд на мир в прозаическом...
Физический взгляд на мир 42 iconЯ улыбнулась и потянулась. Ммм, утро. Пора вставать. Интересно, а что это за шум?
Дрожащей рукой я провела по украшениям и, не в силах что-либо сказать, подняла на родителей увлажнившийся взгляд взгляд не может...
Физический взгляд на мир 42 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель географии. Наш мир устроен очень гармонично. Все в нем взаимосвязано. Сегодня мы попробуем объединить два таких разных, на...
Физический взгляд на мир 42 iconПлан Введение. Как зарождалась культура Руси Письменность, грамотность, школы Летописи
В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность,...
Физический взгляд на мир 42 iconПрограмма индивидуального развития ребёнка
Счастливый человек оптимистично, открыто, уверенно смотрит на мир; принимает его с радостью. Он любит свою семью, и многое делает...
Физический взгляд на мир 42 iconТемы Вашего учебного проекта
На наш взгляд в настоящее время эти вопросы являются более актуальными не только для социологов, но и для общественности. Более точное...
Физический взгляд на мир 42 iconПрограмма окружающий мир плешаков «мир вокруг нас»
Учебный курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») преподается в 1—4 классах четырехлетней начальной школы
Физический взгляд на мир 42 icon«Путешествие в мир природы и мир поэзии» Анализ темы
Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы способности понимать себя и окружающий мир
Физический взгляд на мир 42 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Необходимо вникнуть в душевный мир ребенка, понять его способ мышления, его взгляд на вещи. Этот процесс сложен и индивидуален. Здесь...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск