МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего и профессионального образования
«Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова» Утверждено Язык и межкультурная коммуникация:
современное состояние и перспективы Сборник материалов
II Всероссийской научно-практической междисциплинарной
интернет-конференции
г. Якутск, 23-30 марта 2010 г. Ответственный редактор – В. В. Хлынова
Рецензенты: Н. Г. Мартыненко, С. Ю. Залуцкая Сборник материалов II Всероссийской научно-практической междисциплинарной интернет–конференции «Язык и межкультурная коммуникация: современное состояние и перспективы» посвящен исследованию различных сторон коммуникативного процесса в современном культурном пространстве.
В конференции приняли участие преподаватели, аспиранты и студенты Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова, работники образовательных учреждений г. Якутска, специалисты различных областей гуманитарного знания из других регионов России и ближнего зарубежья.
Сборник адресован специалистам в области гуманитарных наук, в частности, филологии, методики преподавания языка и литературы, СМИ, рекламы и связей с общественностью, аспирантам, учителям, студентам. Материалы публикуются в редакции авторов. Государственная регистрация в Депозитарии электронных изданий
(ФГУП «Информрегистр»), № 0321002232
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Речевая коммуникация в социальных сферах. В.А. Хмельнова. Повышение речевой культуры будущих работников дошкольных учреждений……………………………6
Раздел 2. Языковая личность в современной лингвокультурной ситуации. О.В. Марьина. Авторские знаки препинания в текстах рассказов В. Токаревой.................................................................9
Раздел 3. Стилистические аспекты коммуникации. Н.Ю. Печетова. Стилистический аспект изучения языка средств массовой информации.................................................11 И.Н. Гермогенова. Фразеология делового языка XVII в. (на материале документов ясачного сбора 1632-1640 гг. на территории Якутии)......................................................................17
Раздел 4. Лингвосоциокультурные аспекты коммуникации. А.Б. Бушев. Семантизация лингвокультурных реалий.........20 А.Е. Живлакова. Исследование лингвосоциокультурных аспектов политической коммуникации....................................26 И.П.Павлова. К вопросу об изучении этнокультурной лексики якутского языка.............................................................30 С. В. Шойбонова. Отражение этнического менталитета в художественной ономастике (на материале монгольской прозы).............................................................................................34 О.В.Эпштейн. Менасивный речевой акт в семантическом аспекте (на базе англоязычного политического дискурса)..37 Е.А. Левина. Функционирование сравнительных конструкций в средствах массовой информации современной Германии...............................................................41 М.С. Некрасова. О культурном речевом фоне в аспекте когнитивного изучения................................................................45 Н.Р. Азизова. Язык как самоидентификация малой локально-этнической группы (на примере астраханских татар)...............................................................................................48 Л.Н.Самсонова, С.А.Борохина. Якутизмы в республиканских русскоязычных газетах...............................................................51 Е.И. Уфимцева. Информационное неравенство в информационном обществе: социологический анализ........55
Раздел 5. Манипуляция сознанием в сфере массовых коммуникаций. Х.М. Ибрагимова. Манипулятивная роль риторики в рекламном тексте.....................................................................61 В.А. Винниченко. Межкультурная коммуникация в профессиональной деятельности будущего специалиста по связям с общественностью........................................................64 Х.М. Ибрагимова. Фоновые знания в рекламных текстах...68
Раздел 6. Литературный процесс и диалог культур. З.К. Башарина. Взаимосвязанное изучение якутской и русской литератур в курсе «Литература народов Якутии»..72 О.А.Кувшинникова. Фрагменты концептосферы лирики Павла Васильева в «зеркале» диалога культур (к проблеме художественного портрета)........................................................75 О.В. Сизых. Эпистолярный диалог с прошлым
в повести Вячеслава Пьецуха «Письма к Тютчевой»..........78 М.М.Идрисова. Билингвизм В. Набокова.................................94 Т.Н. Богрданова, З.Б. Умадыкова. Переводная английская сказка для детей...........................................................................97 А.К. Жанабилова, А.А. Дюсупова. Употребление заимствованных слов из русского языка в произведениях Шакарима Кудайбердиева........................................................105 З.С. Дотмурзиева. Проблемы культурно-прагматической адаптации англоязычных художественных текстов...........110 И.С. Барабанова. Якутия в жизни и творчестве В.Г.Короленко..............................................................................113
Раздел 7. Коммуникативный процесс в образовательном пространстве. Э.О-Г.Дальдинова. К вопросу о формировании межкультурной компетенции...................................................123 М.Я. Мишлимович. Обращение к идеям российских методистов в системе педагогического руководства читательской деятельностью школьников...........................127 С.Ю.Залуцкая. Информационно-коммуникационные технологии в литературном образовании школьников......130 Ю.В.Таратухина. Семиотическая функция образовательного пространства в контексте воспроизводства культуры и интеграционных образовательных процессов...................................................137 С.В.Панина. Сопровождение формирования филологической культуры студентов посредством кейс-технологий в полиязыковом образовательном пространстве...............................................................................140 А.А. Карнаухова. Программированное обучение как способ формирования коммуникативной компетенции школьников в информационной образовательной среде………………145
В.В. Корнилова. Актуальные проблемы воспитания нравственных ценностей будущих PR-специалистов в высшей школе.............................................................................148 Н.В. Чиннова. К проблеме развития коммуникативных умений специалистов по связям с общественностью в процессе профессиональной подготовки.............................152 М.М. Габышева. Контрольно-оценочная деятельность как важнейший компонент обучения студентов в вузе..............155 А.П. Олесова. О культуроведческом аспекте содержания уроков русского языка в национальной школе.....................159
А.Д. Матвеева. Особенности работы по совершенствованию устной формы речи учащихся при формировании коммуникативной компетенции................................................162 О.Н. Сагайдак, Т.В. Рябоконь. Диалог… (опыт проведения бинарных уроков).........................................................................166 Е. В. Котельникова. Музыка слова............................................170 Л.Я. Кузьмина. К проблеме развития культуросообразной личности в национальной школе................................................173 А.Е. Ядрихинская. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках русской литературы......................................................................................177 М.Ю. Иванова. Технология развития критического мышления обучающихся на уроках русского языка...................................180
Публикации студентов: А.А.Федорова. Функционирование прецедентных слов в текстах русских и якутских сказок............................................188 Н.П. Тимофеева. Урок-презентация, как итог предварительной самостоятельной учебной деятельности учащихся старших классов........................................................191 Е.Э. Григорьева. К вопросу о функции экспрессивной пунктуации в СМИ (функции точки)..........................................196 Л.А. Кириллина. «Играем Чехова!» (Ролево-деловая игра на заключительном уроке по изучению пьесы А.П.Чехова «Три сестры» в профильном гуманитарном классе)......................200 Н.Н. Едисеева. Проблемы русского языка глазами студентов филологического факультета ЯГУ............................................204 В.Н.Назарова. Культуроведческий подход к изучению русской литературы в нерусской школе (на примере элективного курса "Дворянские усадьбы в прозе XIX века")...............................................................................................206 И. В.Климова. Денежные единицы на Руси.............................209 У.В Данилова. Особенности манипулятивного использования языковых средств в рекламно-упаковочном дискурсе.........................................................................................211 А.Р. Постникова. Особенности пунктуации в диалогических жанрах Интернет...........................................................................214 Н.Н. Едисеева. Терминология свадебного обряда в русской культуре.........................................................................................219 С.А.Егорова. Причины и источники появления неологизмов в интернет-ресурсах.......................................................................222 Л.В.Тумусова. Тема бала в русской литературе.....................226 В.Г. Усванова. Лексико-грамматические и синтаксические особенности имен прилагательных в сказках Русского Устья...............................................................................................229 Р.П. Иванова. Языковая агрессия в текстах рок – песен......233
Раздел I. Речевая коммуникация в социальных сферах.
|