Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1226
с углубленным изучением английского языка
|
|
|
|
| «Принято» « СОГЛАСОВАННО» « УТВЕРЖДЕНО»
педагогическим советом заместитель директора Директор школы
по УВР
протокол № 1 Золотенкова Г.В.
Нистратова О.Ю.
«31» августа 2012г.
«30» августа 2012г. «31» августа 2012г
Рабочая программа по ИЗО 5-7 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству основного общего образования
для учащихся 5-7 классов Программа рассчитана на 102 часа
Учитель Изо
Субботина О.Г.
2012-13 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству;
- авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009;
- Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.
Рабочая программа логически развивает идеи начальной школы, способствует:
развитию художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитанию культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоению знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
При сопоставлении содержания программы под редакцией Б.М. Неменского с Примерной программой по изобразительному искусству и Государственным образовательным стандартом выявлено отсутствие следующих дидактических единиц:
- «Орнамент как основа декоративного украшения», «Виды орнамента и типы орнаментальных композиций» (раздел Примерной программы «Язык изобразительного искусства и художественный образ»). Для устранения данного рассогласования недостающая дидактическая единица включена в содержание тем учебного курса 5 класса (урок №2);
- «Виды пластических искусств». Для устранения данного рассогласования недостающая дидактическая единица включена в содержание тем учебного курса 6 класса (урок №1);
- «Виды графики». Для устранения данного рассогласования недостающая дидактическая единица включена в содержание тем учебного курса 6 класса (урок №2); Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на «Изобразительное искусство» в V, VI и VII классах по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 102 учебных часа: 5 класс – 34 часа; 6 класс – 34 часа; 7 класс – 34 часа.
Учебно-тематический план.
5класс.
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 34 часа.
| Древние образы в народном искусстве.
Орнамент как основа декоративного украшения
Декор русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки.
Народный праздничный костюм
Народные праздничные обряды. Масленица.
Связь времен в народном искусстве.
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
| 11ч:
1
1
1
1
1
1
2
1 1
1
| 2.
| Связь времен в народном искусстве.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни
Связь времён в народном искусстве.
Декор – человек, общество, время
| 8 ч:
1
2
1
2
1
1
| 3.
| Декор – человек, общество, время:
Зачем людям украшения.
Декор и положение человека в обществе.
Одежда говорит о человеке.
О чем рассказывают гербы и эмблемы.
Символы и эмблемы в современном обществе
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
| 8 ч:
1
1
2
2
1
1
| 4.
| Декоративное искусство в современном мире:
Современное выставочное искусство.
Ты сам - мастер ДПИ (тряпичная кукла)
Ты сам - мастер ДПИ (ваза)
Ты сам - мастер ДПИ (витраж)
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека(обобщение и систематизация знаний)
| 9 ч:
1
1
2
4
1
|
| 6 класс
Изобразительное искусство в жизни человека
| 34 часа
| 5.
| Виды изобразительного искусства и основы образного языка:
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
Рисунок – основа изобразительного искусства.
Линия и ее выразительные возможности.
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
| 8ч
1
1
1
1
1
1
1
1
| 6.
| Мир наших вещей. Натюрморт:
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира – натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
| 8ч
1
1
1
1
1
1
1
1
| 7.
| Вглядываясь в человека. Портрет:
Образ человека – главная тема искусства.
Конструкция головы человека и ее пропорции.
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
Портрет в графике.
Портрет в скульптуре.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Портрет в живописи.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты.
| 10ч:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
| 8.
| Человек и пространство в изобразительном искусстве:
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила линейной и воздушной перспективы.
Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
Пейзаж-настроение. Природа и художник.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
| 8ч:
1
1
1
1
1
2
1
|
| 7 класс
Дизайн и архитектура в жизни человека
| 34 часа
| 9.
| Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
Мир, который создает человек.
Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.
Основы композиции в конструктивных искусствах.
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции
Прямые линии и организация пространства.
Цвет – элемент композиционного пространства.
Свободные формы – линии и тоновые пятна.
Искусство шрифта.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
В бескрайнем море книг и журналов.
Многообразие форм графического дизайна.
| 11ч: 1
1
1 1
1
1
1
1
1
1
1
| 10.
| Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.
От плоскостного изображения к объемному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
Конструкция: часть и целое. Понятие модуля
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность.
Вещь как сочетание объемов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне.
| 7ч: 1
1
1
1
1
1
1
| 11.
| Город и человек.
Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.
Образы материальной культуры прошлого.
Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города.
Вещь в городе и дома.
Городской дизайн.
Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
| 8ч: 2
1
1
2
1
1
1
1
1
| 12.
| Человек в зеркале дизайна и архитектуры.
Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Мой дом – мой образ жизни.
Интерьер, который мы создаем.
Пугало в огороде, или… под шепот фонтанных струй.
Мода, культура и ты.
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одежке.
Автопортрет на каждый день.
| 8ч: 1
1
1
1
1
1
1
1
| | |