Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 3 -го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2013 и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского. Изучение музыки в 3 классе начальной школы направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующий цели:
формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию
Задачи:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах; активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных); накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по
своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Согласно авторской программе «Музыка» под редакцией Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Щмагина на изучение предмета в 3 классе начальной школы отводится 34 часа.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися. Программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценированние, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 3 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце 1 полугодия, – 14 урок «Обобщающий урок»; в конце 2 полугодия – 34 урок «Обобщающий урок».
Требования к уровню подготовки учащихся
развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;
понимание содержания музыки простейших жанров (песня, танец, марш), а так же более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров в опоре на ее интонационно-образный смысл;
накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыка музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
накопление сведений из области музыкальной грамот знаний о музыке, музыкантах, исполнителях
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
| Наименование раздела и тем
| Часы учебного времени
| Плановые сроки прохождения
| Примечания
| 1 раздел. «Россия – Родина моя» - 5 часов
|
| 1
| Мелодия – душа музыки.
| 1
|
|
| 2.
| Природа и музыка. Лирические образы русских романсов.
| 1
|
|
| 3.
| Жанр канта в русской музыке.
| 1
|
|
| 4.
| Кантата «Александр Невский».
| 1
|
|
| 5.
| Опера «Иван Сусанин». Да будет вовеки веков сильна…
| 1
|
|
| Раздел 2 «День, полный событий» - 4 часа |
| 6.
| Образы утренней природы в музыке. | 1
|
|
| 7.
| Портрет в музыке «В каждой интонации спрятан человек». | 1
|
|
| 8.
| Детские образы М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского.
| 1
|
|
| 9.
| Образы вечерней природы. | 1
|
|
| Раздел 3 «О России петь– что стремиться в храм» - 4 часа
|
| 10
| Два музыкальных обращения к Богородице.
| 1
|
|
| 11.
| Древнейшая песнь материнства.
Образ матери в музыке, поэзии, живописи.
| 1
|
|
| 12.
| Праздники православной церкви. Вербное воскресение. Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке.
| 1
|
|
| 13.
| Святые земли Русской. Княгиня Ольга, Князь Владимир. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии.
| 1
|
|
| 14.
| Обобщающий урок.
Музыка на Новогоднем празднике.
| 1
|
|
| Раздел 4 «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4 часа
| 15
| Былина как древний жанр русского песенного фольклора. | 1
| | | 16
| Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля. | 1
| | | 17.
|
Звучащие картины.
| 1
| | | 18
| Масленица – праздник русского народа.
| 1
|
|
| Раздел 5 «азделВ музыкальном театре» - 6 часов
| 19.
| Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора
| 1
|
|
| 20.
| Образы Фарлафа, Наины. Увертюра.
| 1
|
|
| 21.
| Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Контраст образов. Опера «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Образ Снегурочки.
| 1
|
|
| 22.
| Опера «Снегурочка». Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу.
| 1
|
|
| 23
| Образы природы в музыке Н.А. Римского-Корсакова. «Океан – море синее», вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.И. Чайковского.
| 1
|
|
| 24.
| Мюзиклы: «Звуки музыки». Р. Роджерса, «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова.
| 1
|
|
| Раздел 6 «В концертном зале» - 6 часов
| 25.
| Инструментальный концерт. Народная песня в концерте.
| 1
|
|
| 26.
| Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины
| 1
|
|
| 27.
| Музыкальные инструменты (скрипка).
| 1
|
|
| 28.
| Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г. Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития. Женские образы сюиты, их интонационная близость.
| 1
|
|
| 29.
| Особенности интонационно-образного развития образов «Героической симфонии» Л. Бетховена.
| 1
|
|
| 30.
| Мир Л. Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора.
| 1
|
|
| Раздел 7 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 6 часов
| 31
| Джаз – одно из направлений современной музыки. Джаз и музыка Дж. Гершвина.
| 1
|
|
| 32.
| Мир композиторов:
Г.В. Свиридов и С.С. Прокофьев, особенности стиля композиторов.
| 1
|
|
| 33.
| Особенности музыкального языка разных композиторов: Э. Григ, П.И. Чайковский, В.А. Моцарт.
| 1
|
|
| 34.
| Прославим радость на земле. Обобщающий урок
| 1
|
|
| |