Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации17.04.2014
Размер0.81 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя общеобразовательная школа № 35»



Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов

МБОУ СОШ № 35

Протокол от «__»___________ 2013 г. № ___.

Руководитель МО ____________ В.Е.Безматерных

Согласовано.

Заместитель директора МБОУ СОШ № 35

____________И.В.Голенищева

«__»_____________2013 г.


Утверждаю.

Директор МБОУ СОШ № 35

__________ А.В. Маслов. «__»_____________2013 г.



Рабочая программа

по учебному предмету «Изобразительное искусство»


1-4 класс.

(УМК «Перспективная начальная школа»)


ФГОС НОО 2009

Составители: Миронова Светлана Васильевна,

Парфёнова Валентина Вячеславовна,

учителя начальных классов МБОУ СОШ № 35.

Сроки реализации программы: 2013-2017 г.г.

Архангельск

2013

Структура документа.

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» включает в себя следующие разделы:

1. Пояснительная записка.

2. Содержание учебного предмета.

3. Планируемые результаты освоения учебной программы.

4. Поурочное тематическое планирование (по каждому году обучения).

5. Критерии и нормы оценивания обучающихся по учебному предмету.

6. Список литературы.

1. Пояснительная записка
Статус документа.

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) и на основе авторской программы В.С. Кузина, С. П. Ломова, Е. В. Шорохова, С. Е. Игнатьева, П. Ю. Коваленко. « Изобразительное искусство. 1—4 класс. Программа для общеобразовательных учреждений» — 4-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2011 год.

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Она дает конкретное распределение учебных часов по крупным разделам программы, а также определяет конкретные виды деятельности обучающихся.

Рабочая программа рассчитана на 4 года освоения обучающимися (1-4 классы) учебного предмета «Изобразительное искусство».

Общая характеристика учебного предмета

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели начального общего образования по учебному предмету «Изобразительное искусство»:

  • развитие личности средствами искусства;

  • получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи:

• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

• развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Учебный материал учебного предмета «Изобразительное искусство» в рабочей программе представлен бло­ками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художест­венного образования.

Первый блок «Виды художественной деятельнос­ти» раскрывает содержание учебного материала. Под­разумевает «восприятие искусства» — отнесение воспринимаемых произведений к тому или иному ви­ду и жанру искусства, выполнение художественно-творческого задания на тему, связанную с окружаю­щим миром и его ценностями, понимание того, как его выполнять.

Восприятие произведений искусства. Особен­ности художественного творчества: художник и зри­тель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единич­ное. Отражение в произведениях пластических ис­кусств человеческих чувств и идей: отношение к при­роде, человеку и обществу. Фотография и произведе­ние изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие художественные музеи России: Третьяковская гале­рея, Русский музей, Эрмитаж и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров рус­ского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повсе­дневной жизни человека, в организации его матери­ального окружения.

На ознакомление с произведениями изобразитель­ного искусства в 1—3 классах отводится 8—10 минут; в одной беседе показываются, как правило, три-четы­ре репродукции, три-четыре предмета декоративно-прикладного искусства. В 4 классе для бесед выделя­ются отдельные уроки; в одной беседе можно пока­зывать до пяти произведений живописи, скульпту­ры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Прие­мы работы с различными графическими материала­ми. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомога­тельная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, зверей: общие и харак­терные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной вы­разительности для создания живописного образа в со­ответствии с поставленными задачами. Образы при­роды и человека в живописи.

В разделе «Живопись» содержание обучения на­правлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памя­ти и по представлению акварельными, гуашевыми красками, цветными карандашами.

Давая обучающимся возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое личное восприятие, занятия по живописи помогают им становиться духовно богаче, щедрее душой, разви­вают художественный вкус.

Во время практических работ школьниками используются разнообразные художественные материалы и техники: графические карандаши, аква­рель, гуашь, пастель, цветные мелки, цветная тониро­ванная бумага, ретушь, линогравюра, аппликация и т. д. Каждый из названных художественных мате­риалов обладает своими выразительными особеннос­тями. Важно обосновать их выбор, что содействует развитию у школьников художественно-творческих способностей, индивидуальности.

Содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» знакомит школьников с правилами рисования, обога­щает их знаниями конструктивного строения предме­тов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, гармонии цве­товой окраски, расширяет их представления о много­образии предметов, явлений действительности, несет в себе ярко выраженную познавательную направлен­ность. Занятия по искусству раскрывают перед деть­ми эстетическое содержание изображаемых объектов: плавность и изящество их очертаний, гармонию цве­товых отношений; соразмерность и пропорциональ­ность строения форм, пластичность объемов, логиче­скую взаимосвязь группы изображаемых объектов и др. Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись — это основы художественного отобра­жения действительности, важнейшие средства пе­редачи мыслей, чувств художника.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными ма­териалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульп­туры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отно­шение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объем­ное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представле­нию, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произ­ведений.

Художественное конструирование и ди­зайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бума­га, картон и др.). Элементарные приемы работы с раз­личными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях исполь­зования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жиз­ни человека. Понятие о синтетичном характере на­родной культуры (украшение жилища, предметов бы­та, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в тради­ционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в на­родной культуре и декоративно-прикладном искусст­ве. Разнообразие форм в природе как основа декора­тивных форм в прикладном искусстве (цветы, раскра­ска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в Рос­сии (с учетом местных условий).

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения обучающимися творческих декора­тивных композиций, составления эскизов оформи­тельских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Обучающиеся знакомятся с произве­дениями народного декоративно-прикладного искус­ства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов: листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д., дети начина­ют рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие прие­мы народной росписи.

Сюда же входит и аппликация — составление изо­бражения из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (при­клеивание, пришивание на основу). В содержание этого раздела входит составление цветных наклеен­ных рисунков (аппликаций) с натуры: овощей, фрук­тов, цветов, животных, фигуры человека; составле­ние сюжетных композиций и декоративных работ.

Второй блок «Азбука искусства» дает инструмен­тарий для практической реализации содержания учебного материала.

Композиция. Элементарные приемы компози­ции на плоскости и в пространстве. Понятия: гори­зонталь, вертикаль и диагональ в построении компо­зиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, заго­раживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тем­ное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Компо­зиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия, рисование композиций на темы окру­жающей жизни, иллюстрирование сюжетов литера­турных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполне­нием набросков и зарисовок с натуры.

Содержание раздела направлено на формирование навыков соблюдения пропорций, грамотного изобра­жения конструктивного строения, объема, простран­ственного положения, освещенности, цвета предме­тов.

Важное значение приобретает выработка у обучаю­щихся умения выразительно выполнять рисунки. Де­ти должны самостоятельно выбрать сюжет из предло­женной темы, передать художественно-выразитель­ными средствами свое отношение к нему: применять эффекты светотени, пространственное расположение предметов, выделять композиционный центр с целью повышения выразительности сюжетного рисунка.

Обучающиеся знакомятся с особенностями симмет­ричной и асимметричной композиций и узнают о средствах художественной выразительности, необхо­димых для передачи состояния покоя или движения в рисунке. Необходимо, чтобы дети использовали эти знания в своих тематических композициях.

В связи с предложенной для рисования темой обучаю­щиеся под руководством учителя могут провести на­блюдения, выполнить наброски и зарисовки до вы­полнения задания или после первого урока по теме.

Большое внимание уделяется развитию воображе­ния и творчества обучающихся в сюжетных рисунках.

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и хо­лодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практи­ческое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоцио­нального состояния. С 1 класса дети учатся опреде­лять и называть сложные цвета объектов, знакомятся с понятиями холодных и теплых цветов, а также учатся пра­вильно определять цветотональные отношения. Учеб­ные задания направлены на формирование у обучающих­ся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Цвет является важнейшим средством выразительнос­ти в сюжетном рисунке. Школьники знакомятся с различными приемами использования живо­писных материалов, учитель демонстрирует последователь­ность выполнения изображения в цвете.

Линия. Многообразие линий (проволочные, сложные, нащупывающие, валерные, штриховые — тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, ост­рые, закругленные спиралью, летящие) и их знако­вый характер. Линия, штрих, пятно и художествен­ный образ. Передача с помощью линии эмоциональ­ного состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объем. Объем в пространстве и объем на плоскос­ти. Способы передачи объема. Выразительность объ­емных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пя­тен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке. Передача движе­ния в композиции с помощью ритма элементов. Осо­бая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Третий блок «Значимые темы искусства» наме­чает эмоционально-ценностную направленность тема­тики заданий.

Земля наш общий дом. Наблюдение приро­ды и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную по­году. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географиче­ских широт. Использование различных художествен­ных материалов и средств для создания выразитель­ных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими куль­турами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Ев­ропа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного ис­кусства.

Родина моя Россия. Роль природных усло­вий и характера традиций культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, хороводом; былиной, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ сов­ременника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждаю­щих лучшие человеческие чувства и качества: добро­ту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, беско­рыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусст­во вокруг нас сегодня. Использование различных ху­дожественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных пред­метов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повсед­невной жизни человека, в организации его матери­ального окружения. Жанр натюрморта. Художест­венное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Четвертый блок «Опыт художественно-творче­ской деятельности» содержит виды и условия де­ятельности, в которых ребенок может получить худо­жественно-творческий опыт.

Участие в различных видах изобразительной, де­коративно-прикладной и художественно-конструк­торской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пей­заж, человек, животные, растения).

Рисование с натуры (рисунок и живопись) вклю­чает в себя изображение находящихся перед школь­никами объектов действительности, а также рисо­вание их по памяти и по представлению каранда­шом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

Задания по рисованию с натуры могут быть дли­тельными (1—2 урока — для учащихся 3—4 классов) и кратковременными (наброски и зарисовки, выпол­няемые в течение 7—15 минут). Наброски и зарисов­ки выполняются в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от конкретных задач урока). Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у учащихся важно как можно чаще давать им задания рисовать по памяти и по представ­лению.

Предметы для рисования с натуры в 1—2 классах ставятся во фронтальном (или профильном) положе­нии. Основное внимание обучающихся направляется на определение и передачу пространственного положе­ния, пропорций, конструкции, а также цвета изобра­жаемых объектов.

Натурные постановки (желательно не менее трех на класс), за небольшим исключением, располагают несколько ниже уровня зрения учащихся. Модели небольшого размера раздаются на парты (опавшие листья, коробки, посуда, кубики, пирамиды).

Рисунки с натуры выполняются простым каранда­шом или акварельными красками. Они могут пред­шествовать выполнению рисунков на темы и декора­тивным работам.

С 4 класса начинается изучение детьми законо­мерностей перспективы, конструкции, светотени. Обучающиеся усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе (предмет расположен углом к рисующе­му и имеет две точки схода для сокращающихся в перспективе форм).

В содержании раздела «Декоративная работа» рас­крывается значение народного искусства как мощно­го средства эстетического, трудового и патриотиче­ского воспитания. Простые и красивые художествен­ные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и лю­бить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-приклад­ного искусства передают детям представления народа о красоте, добре.

Понимание ритма, гармоничности цветовых отно­шений, зрительного равновесия форм и цвета, полу­ченное на занятиях по разделу «Декоративная рабо­та», находит затем применение на уроках технологии при изготовлении аппликаций, игрушек, вышивки и т. д.

Место учебного предмета в учебном плане образовательного учреждения.

В соответствии с ФГОС НОО 2009 г. и учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Изобразительное искусство» отведено 135 часов. Программа рассчитана на 4 года обучения: 1 класс – 33 ч. ( 1 час в неделю из расчета 33 учебных недели),

2 класс – 34 ч. ( 1 час в неделю из расчета 34 учебных недели),

3 класс – 34 ч. ( 1 час в неделю из расчета 34 учебных недели),

4 класс – 34 ч. ( 1 час в неделю из расчета 34 учебных недели).

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс (33 ч)

1. Рисунок, живопись. (17 ч.)

Рисование с натуры простых по очертанию и стро­ению объектов, расположенных фронтально. Переда­ча в рисунках формы, очертания и цвета изображае­мых предметов доступными детям средствами. Вы­полнение по памяти и по представлению набросков и зарисовок различных объектов действительности.

Задания:

а) рисование флажка, детского мяча, воздушных шариков, яблока, помидора, комнатного растения;
б) рисование простых по форме листьев деревьев (липа, тополь, береза, яблоня) и цветов (тюльпан, са­- довая ромашка и др.);

в) рисование игрушек на ёлку ( шары, бусы, рыбки), детских игрушек (грузовик, троллейбус, автобус);
г) выполнение графических и живописных упраж­нений;
д) рисование несложного натюрморта.

Рисование на темы.

Рисование предметов, событий, явлений на основе наблюде­ний или по представлению, иллюстрирование сказок. Передача в рисунках смысловой связи между предме­тами. Выделение главного с использованием тонового и цветового контрастов.

Задания:

а) рисование на темы, «Дождик», «Красавица зи­ма», «Новогодняя елка», «Весенний день», «Праздничный салют», «Праздник 8 Марта», «Сказочный дворец», «Солнечный день», «В цирке», «Как я помогаю маме», «Первый снег», «Пейзаж с радугой», «Поздняя осень», «Наши друзья — животные», «Путешествие на воздушном шаре»;

б) иллюстрирование русских народных сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух».

2. Декоративная работа (9 ч.)

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам (на основе народного декоративно-приклад­ного искусства). Самостоятельное выполнение в поло­се, круге растительных и геометрических узоров. Формирование элементарных представлений о деко­ративном обобщении форм растительного и животно­го мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды, посуды, игрушек.

Задания:

а) рисование в полосе, круге узоров из форм расти­тельного мира, а также из геометрических форм на
белой или цветной бумаге по образцам и самостоя­тельно;

б) упражнения в приемах рисования кистью про­стейших элементов растительного и геометрических
узоров на примерах народной росписи (ягоды, листья, круги, полосы);

в) составление декоративной росписи «Красивые цепочки», «Чудо-платье», «Сказочный букет» (в хо­- лодных тонах), «Золотые рыбки» (в теплых тонах), «Летняя сказка зимой»; ».

Аппликация. Наклеивание на картоне и цветной бумаге различных элементов изображения из выре­занных кусочков бумаги. Знакомство учащихся с ма­териалами для выполнения аппликаций, инструмен­тами, порядком выполнения аппликации.

Задания:

а) рисование и вырезание из цветной бумаги квад­ратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги;

б) составление сюжетной аппликации на темы «Узор из кругов и треугольников», «Мой любимый цветок».

  1. Скульптура (4 ч)

Знакомство с материалами для лепки: глиной ,пластилином ,освоение приемов работы с пластилином.

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предме­тов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению.

Задания:

а) лепка простых по форме листьев деревьев (бере­за, осина, сирень);

б) лепка птиц и зверей (курица, ворона, собака, кошка и др.) по памяти и по представлению.

4. Восприятие произведений искусства ( 3 ч.)

Основные темы бесед:

  • прекрасное в жизни и в произведениях изобра­зительного искусства;

  • виды изобразительного искусства и архитектура;

  • жанры живописи;

  • портреты детей в изобразительном искусстве;

  • прекрасное вокруг нас (красота вещей);

  • родная природа в творчестве русских художни­ков (времена года, природа в разное время суток на картинах художников, вечер в рисунке и в живописи и т. п.);

  • сказочные сюжеты в изобразительном искусстве;

русское народное творчество в декоративно-при­кладном искусстве ( Гжель, городецкая рос­пись, хохломская роспись, дымковская игрушка).

Произведения искусства для бесед / № урока/ :

Бродский И. Опавшие листья. Васильев Ф. Оттепель. Васнецов В. Снегурочка./У-26/

Васнецов Ю. Иллюстрации к русским народным сказкам и песням./У -19,26/

Врубель М. Царевна-Лебедь./У-19/

Герасимов А. Натюрморт. Полевые цветы./У-32/

Грабарь И. Груши; Рябинка; Февральская ла­зурь; Мартовский снег./У-4,22,23/

Гуго ван дер Рус. Натюрморт./У-32/

Коровин К. Зимой; Натюрморт./У-32/

Кочергин Н. Чудо-юдо рыба-кит.

Крымов Н. Московский пейзаж. Радуга./У-1/

Купецио К. Анютины глазки.

Кустодиев Б. Волга. Радуга; Ярмарка./У-1/

Левитан И. Золотая осень. Половодье; Цвету­щие яблони; Мостик. Саввинская слобода; Вечерний звон; Летний вечер; Первая зелень. Май; Последние лучи солнца; Вечер. Закат.

Петров-Водкин К. Натюрморт с черемухой.

Пластов А. Первый снег; Летом, Коля рисует. /У-2,19/

Поленов В. Заросший пруд; Золотая осень./У-9/

Рябушкин А. Зимнее утро./У-23/

Саврасов А. Грачи прилетели; Вечер./У-29/

Серебрякова 3. За завтраком.

Серов В. Девочка с персиками; Мика Морозов; Портрет детей С. С. Боткина; Мальчик с курицей./У-6/

Стожаров В. Хлеб, соль и братина; Чай с кала­чами; Квас./У-6/

Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка./У-6/

Тропинин В. Портрет Арсения, сына худож­ника.

Хруцкий И. Цветы и плоды./У-4/

Шишкин И. Лесные дали; Осень; Берег моря; Полдень. В окрестностях Москвы; Опушка листвен­ного леса, зима в лесу. /У-22,4,9/

Юон К. Мартовское солнце./У-29/

2 КЛАСС (34 ч)

1.Рисование с натуры (7 ч)

Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов), несложных натюрмортных постановок с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действитель­ности, отражать результаты своих наблюдений и эмо­ций в рисунках, передавать пропорции, очертания, об­щее пространственное расположение, цвета изобра­жаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изобра­жаемым объектам средствами цвета.

Задания:

а) рисование бабочек;

б) рисование простых по форме листьев деревьев и кустарников (вишня, рябина, сирень), цветов (неза­-
будка, ландыш, фиалка и т. д.);

в) рисование книги, дорожного знака, детского воздушного шара, мяча, овощей (морковь, огурец),
фруктов (лимон, мандарин, слива, груша);

г) рисование игрушек на елку (шары, зайчики, хлопушки, гирлянды);

д) рисование игрушечных машин (легковая авто­машина, троллейбус, автобус, трактор и т. п.);

е) выполнение графических и живописных упраж­нений;
ж) выполнение несложных натюрмортных поста­новок.
2. Рисование на темы, по памяти и представлению.(14ч)

Ознакомление с особенностя­ми рисования тематической композиции. Общее по­нятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объ­ектами композиции. Изображение в тематическом рисунке пространства, передача пропорций и основ­ного цвета объектов.

Эмоционально-эстетическое отношение к изобра­жаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представ­лений, образного мышления, воображения, фанта­зии.

Задания:

а) рисование на темы «Осень», «Любимая сказка», «Зимние развлечения с друзьями», «Мои друзья»,
«Весна наступает», «С чего начинается Родина», «На морском берегу», «Веселые клоуны», «Старинная
башня», «Поле маков», «Праздничная улица»;

б) иллюстрирование произведений литературы: русских народных сказок «Гуси-лебеди»; стихотворений «Вот север, тучи нагоняя...» А. Пушкина, «Мой садик» А. Плещеева,
«Береза», С. Есенина, «Радуга-Дуга» С. Маршака, «Елка» Е. Благининой; рассказов Е. Чарушина,
«Цветы и ягоды» Н. Надеждиной, «На лесной поляне зимой» Г. Скребицкого.
3.Декоративная работа (7ч)

Знакомство с видами народного декоративно-при­кладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.

Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов простой формы применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно-сюжетной композиции. Формирование умений применять в декоративной работе линию сим­метрии, ритм, а также элементарные приемы кисте­вой росписи.

Задания:

а) выполнение простых узоров в полосе, прямо­ угольнике для украшения несложных предметов на
основе декоративного изображения ягод, листьев;

б) выполнение орнаментальной полосы с изобра­жением животных по мотивам северодвинских народ­ных
росписей;

в) выполнение коллективной работы — фриза «Здравствуй, весна!» — на основе декоративного изо-­ бражения цветов, птиц для украшения школы;

г) выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных изображений бабочек,
цветов, листьев для подарка маме, родным;

д) раскрашивание изделий, выполненных на уро­ках технологии.

Аппликация. Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).

Использование в узоре аппликации трех основных цветов.

Задания:

а) рисование и вырезание из цветной бумаги прос­тых геометрических и растительных форм, составле­-
ние из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги;

б) составление сюжетной аппликации на темы «Праздничный салют», «Моя любимая игрушка».
4.Лепка (5 ч)

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предме­тов быта, птиц и зверей с натуры (чучела, игрушеч­ные животные), по памяти и по представлению. Леп­ка простых тематических композиций. Использование шаблонов.

Задания:

а) лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти и по представлению;

б) лепка птиц и зверей (по выбору) с натуры (чуче­ла, игрушечные животные), по памяти и по представ­-
лению;

в) лепка композиции на темы «Лыжник с лыжами в руках», «Летчик в комбинезоне»;

г) лепка изделия несложной формы по мотивам народных игрушек.

  1. Беседы ( 1 час)

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск