Скачать 0.81 Mb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя общеобразовательная школа № 35»
Рабочая программапо учебному предмету «Изобразительное искусство»1-4 класс. (УМК «Перспективная начальная школа») ФГОС НОО 2009 Составители: Миронова Светлана Васильевна, Парфёнова Валентина Вячеславовна, учителя начальных классов МБОУ СОШ № 35. Сроки реализации программы: 2013-2017 г.г. Архангельск 2013 Структура документа. Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» включает в себя следующие разделы: 1. Пояснительная записка. 2. Содержание учебного предмета. 3. Планируемые результаты освоения учебной программы. 4. Поурочное тематическое планирование (по каждому году обучения). 5. Критерии и нормы оценивания обучающихся по учебному предмету. 6. Список литературы. 1. Пояснительная записка Статус документа. Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) и на основе авторской программы В.С. Кузина, С. П. Ломова, Е. В. Шорохова, С. Е. Игнатьева, П. Ю. Коваленко. « Изобразительное искусство. 1—4 класс. Программа для общеобразовательных учреждений» — 4-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2011 год. Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Она дает конкретное распределение учебных часов по крупным разделам программы, а также определяет конкретные виды деятельности обучающихся. Рабочая программа рассчитана на 4 года освоения обучающимися (1-4 классы) учебного предмета «Изобразительное искусство». Общая характеристика учебного предмета Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Цели начального общего образования по учебному предмету «Изобразительное искусство»:
Задачи: • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; • развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности; • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества; • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса. • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); • формирование навыков работы с различными художественными материалами. Учебный материал учебного предмета «Изобразительное искусство» в рабочей программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования. Первый блок «Виды художественной деятельности» раскрывает содержание учебного материала. Подразумевает «восприятие искусства» — отнесение воспринимаемых произведений к тому или иному виду и жанру искусства, выполнение художественно-творческого задания на тему, связанную с окружающим миром и его ценностями, понимание того, как его выполнять. Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие художественные музеи России: Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. На ознакомление с произведениями изобразительного искусства в 1—3 классах отводится 8—10 минут; в одной беседе показываются, как правило, три-четыре репродукции, три-четыре предмета декоративно-прикладного искусства. В 4 классе для бесед выделяются отдельные уроки; в одной беседе можно показывать до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, зверей: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными, гуашевыми красками, цветными карандашами. Давая обучающимся возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое личное восприятие, занятия по живописи помогают им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус. Во время практических работ школьниками используются разнообразные художественные материалы и техники: графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цветная тонированная бумага, ретушь, линогравюра, аппликация и т. д. Каждый из названных художественных материалов обладает своими выразительными особенностями. Важно обосновать их выбор, что содействует развитию у школьников художественно-творческих способностей, индивидуальности. Содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» знакомит школьников с правилами рисования, обогащает их знаниями конструктивного строения предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, гармонии цветовой окраски, расширяет их представления о многообразии предметов, явлений действительности, несет в себе ярко выраженную познавательную направленность. Занятия по искусству раскрывают перед детьми эстетическое содержание изображаемых объектов: плавность и изящество их очертаний, гармонию цветовых отношений; соразмерность и пропорциональность строения форм, пластичность объемов, логическую взаимосвязь группы изображаемых объектов и др. Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись — это основы художественного отображения действительности, важнейшие средства передачи мыслей, чувств художника. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции. Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения обучающимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Обучающиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов: листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи. Сюда же входит и аппликация — составление изображения из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу). В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры: овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека; составление сюжетных композиций и декоративных работ. Второй блок «Азбука искусства» дает инструментарий для практической реализации содержания учебного материала. Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия, рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. Содержание раздела направлено на формирование навыков соблюдения пропорций, грамотного изображения конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у обучающихся умения выразительно выполнять рисунки. Дети должны самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы, передать художественно-выразительными средствами свое отношение к нему: применять эффекты светотени, пространственное расположение предметов, выделять композиционный центр с целью повышения выразительности сюжетного рисунка. Обучающиеся знакомятся с особенностями симметричной и асимметричной композиций и узнают о средствах художественной выразительности, необходимых для передачи состояния покоя или движения в рисунке. Необходимо, чтобы дети использовали эти знания в своих тематических композициях. В связи с предложенной для рисования темой обучающиеся под руководством учителя могут провести наблюдения, выполнить наброски и зарисовки до выполнения задания или после первого урока по теме. Большое внимание уделяется развитию воображения и творчества обучающихся в сюжетных рисунках. Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. С 1 класса дети учатся определять и называть сложные цвета объектов, знакомятся с понятиями холодных и теплых цветов, а также учатся правильно определять цветотональные отношения. Учебные задания направлены на формирование у обучающихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Школьники знакомятся с различными приемами использования живописных материалов, учитель демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете. Линия. Многообразие линий (проволочные, сложные, нащупывающие, валерные, штриховые — тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Третий блок «Значимые темы искусства» намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий. Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Родина моя — Россия. Роль природных условий и характера традиций культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, хороводом; былиной, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Четвертый блок «Опыт художественно-творческой деятельности» содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно-творческий опыт. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1—2 урока — для учащихся 3—4 классов) и кратковременными (наброски и зарисовки, выполняемые в течение 7—15 минут). Наброски и зарисовки выполняются в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от конкретных задач урока). Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у учащихся важно как можно чаще давать им задания рисовать по памяти и по представлению. Предметы для рисования с натуры в 1—2 классах ставятся во фронтальном (или профильном) положении. Основное внимание обучающихся направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, конструкции, а также цвета изображаемых объектов. Натурные постановки (желательно не менее трех на класс), за небольшим исключением, располагают несколько ниже уровня зрения учащихся. Модели небольшого размера раздаются на парты (опавшие листья, коробки, посуда, кубики, пирамиды). Рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками. Они могут предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам. С 4 класса начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени. Обучающиеся усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе (предмет расположен углом к рисующему и имеет две точки схода для сокращающихся в перспективе форм). В содержании раздела «Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства передают детям представления народа о красоте, добре. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета, полученное на занятиях по разделу «Декоративная работа», находит затем применение на уроках технологии при изготовлении аппликаций, игрушек, вышивки и т. д. Место учебного предмета в учебном плане образовательного учреждения. В соответствии с ФГОС НОО 2009 г. и учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Изобразительное искусство» отведено 135 часов. Программа рассчитана на 4 года обучения: 1 класс – 33 ч. ( 1 час в неделю из расчета 33 учебных недели), 2 класс – 34 ч. ( 1 час в неделю из расчета 34 учебных недели), 3 класс – 34 ч. ( 1 час в неделю из расчета 34 учебных недели), 4 класс – 34 ч. ( 1 час в неделю из расчета 34 учебных недели). 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 класс (33 ч) 1. Рисунок, живопись. (17 ч.) Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение по памяти и по представлению набросков и зарисовок различных объектов действительности. Задания: а) рисование флажка, детского мяча, воздушных шариков, яблока, помидора, комнатного растения; б) рисование простых по форме листьев деревьев (липа, тополь, береза, яблоня) и цветов (тюльпан, са- довая ромашка и др.); в) рисование игрушек на ёлку ( шары, бусы, рыбки), детских игрушек (грузовик, троллейбус, автобус); г) выполнение графических и живописных упражнений; д) рисование несложного натюрморта. Рисование на темы. Рисование предметов, событий, явлений на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок. Передача в рисунках смысловой связи между предметами. Выделение главного с использованием тонового и цветового контрастов. Задания: а) рисование на темы, «Дождик», «Красавица зима», «Новогодняя елка», «Весенний день», «Праздничный салют», «Праздник 8 Марта», «Сказочный дворец», «Солнечный день», «В цирке», «Как я помогаю маме», «Первый снег», «Пейзаж с радугой», «Поздняя осень», «Наши друзья — животные», «Путешествие на воздушном шаре»; б) иллюстрирование русских народных сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух». 2. Декоративная работа (9 ч.) Рисование узоров и декоративных элементов по образцам (на основе народного декоративно-прикладного искусства). Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров. Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды, посуды, игрушек. Задания: а) рисование в полосе, круге узоров из форм растительного мира, а также из геометрических форм на белой или цветной бумаге по образцам и самостоятельно; б) упражнения в приемах рисования кистью простейших элементов растительного и геометрических узоров на примерах народной росписи (ягоды, листья, круги, полосы); в) составление декоративной росписи «Красивые цепочки», «Чудо-платье», «Сказочный букет» (в хо- лодных тонах), «Золотые рыбки» (в теплых тонах), «Летняя сказка зимой»; ». Аппликация. Наклеивание на картоне и цветной бумаге различных элементов изображения из вырезанных кусочков бумаги. Знакомство учащихся с материалами для выполнения аппликаций, инструментами, порядком выполнения аппликации. Задания: а) рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги; б) составление сюжетной аппликации на темы «Узор из кругов и треугольников», «Мой любимый цветок».
Знакомство с материалами для лепки: глиной ,пластилином ,освоение приемов работы с пластилином. Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению. Задания: а) лепка простых по форме листьев деревьев (береза, осина, сирень); б) лепка птиц и зверей (курица, ворона, собака, кошка и др.) по памяти и по представлению. 4. Восприятие произведений искусства ( 3 ч.) Основные темы бесед:
русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве ( Гжель, городецкая роспись, хохломская роспись, дымковская игрушка). Произведения искусства для бесед / № урока/ : Бродский И. Опавшие листья. Васильев Ф. Оттепель. Васнецов В. Снегурочка./У-26/ Васнецов Ю. Иллюстрации к русским народным сказкам и песням./У -19,26/ Врубель М. Царевна-Лебедь./У-19/ Герасимов А. Натюрморт. Полевые цветы./У-32/ Грабарь И. Груши; Рябинка; Февральская лазурь; Мартовский снег./У-4,22,23/ Гуго ван дер Рус. Натюрморт./У-32/ Коровин К. Зимой; Натюрморт./У-32/ Кочергин Н. Чудо-юдо рыба-кит. Крымов Н. Московский пейзаж. Радуга./У-1/ Купецио К. Анютины глазки. Кустодиев Б. Волга. Радуга; Ярмарка./У-1/ Левитан И. Золотая осень. Половодье; Цветущие яблони; Мостик. Саввинская слобода; Вечерний звон; Летний вечер; Первая зелень. Май; Последние лучи солнца; Вечер. Закат. Петров-Водкин К. Натюрморт с черемухой. Пластов А. Первый снег; Летом, Коля рисует. /У-2,19/ Поленов В. Заросший пруд; Золотая осень./У-9/ Рябушкин А. Зимнее утро./У-23/ Саврасов А. Грачи прилетели; Вечер./У-29/ Серебрякова 3. За завтраком. Серов В. Девочка с персиками; Мика Морозов; Портрет детей С. С. Боткина; Мальчик с курицей./У-6/ Стожаров В. Хлеб, соль и братина; Чай с калачами; Квас./У-6/ Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка./У-6/ Тропинин В. Портрет Арсения, сына художника. Хруцкий И. Цветы и плоды./У-4/ Шишкин И. Лесные дали; Осень; Берег моря; Полдень. В окрестностях Москвы; Опушка лиственного леса, зима в лесу. /У-22,4,9/ Юон К. Мартовское солнце./У-29/ 2 КЛАСС (34 ч) 1.Рисование с натуры (7 ч) Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов), несложных натюрмортных постановок с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты своих наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета. Задания: а) рисование бабочек; б) рисование простых по форме листьев деревьев и кустарников (вишня, рябина, сирень), цветов (неза- будка, ландыш, фиалка и т. д.); в) рисование книги, дорожного знака, детского воздушного шара, мяча, овощей (морковь, огурец), фруктов (лимон, мандарин, слива, груша); г) рисование игрушек на елку (шары, зайчики, хлопушки, гирлянды); д) рисование игрушечных машин (легковая автомашина, троллейбус, автобус, трактор и т. п.); е) выполнение графических и живописных упражнений; ж) выполнение несложных натюрмортных постановок. 2. Рисование на темы, по памяти и представлению.(14ч) Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Изображение в тематическом рисунке пространства, передача пропорций и основного цвета объектов. Эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии. Задания: а) рисование на темы «Осень», «Любимая сказка», «Зимние развлечения с друзьями», «Мои друзья», «Весна наступает», «С чего начинается Родина», «На морском берегу», «Веселые клоуны», «Старинная башня», «Поле маков», «Праздничная улица»; б) иллюстрирование произведений литературы: русских народных сказок «Гуси-лебеди»; стихотворений «Вот север, тучи нагоняя...» А. Пушкина, «Мой садик» А. Плещеева, «Береза», С. Есенина, «Радуга-Дуга» С. Маршака, «Елка» Е. Благининой; рассказов Е. Чарушина, «Цветы и ягоды» Н. Надеждиной, «На лесной поляне зимой» Г. Скребицкого. 3.Декоративная работа (7ч) Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой. Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов простой формы применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно-сюжетной композиции. Формирование умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, а также элементарные приемы кистевой росписи. Задания: а) выполнение простых узоров в полосе, прямо угольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев; б) выполнение орнаментальной полосы с изображением животных по мотивам северодвинских народных росписей; в) выполнение коллективной работы — фриза «Здравствуй, весна!» — на основе декоративного изо- бражения цветов, птиц для украшения школы; г) выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных изображений бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным; д) раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии. Аппликация. Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона). Использование в узоре аппликации трех основных цветов. Задания: а) рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составле- ние из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги; б) составление сюжетной аппликации на темы «Праздничный салют», «Моя любимая игрушка». 4.Лепка (5 ч) Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти и по представлению. Лепка простых тематических композиций. Использование шаблонов. Задания: а) лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти и по представлению; б) лепка птиц и зверей (по выбору) с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти и по представ- лению; в) лепка композиции на темы «Лыжник с лыжами в руках», «Летчик в комбинезоне»; г) лепка изделия несложной формы по мотивам народных игрушек.
|