Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»
Егорова М.А., Матвиенко Л.В.
Мировая художественная культура
Конспекты лекций
Магнитогорск,
2013
Оглавление Мировая художественная культура 1
Оглавление 2
2.1. Введение в художественную культуру 3
2.2. Искусство в системе художественной культуры. Морфология искусства. 6
2.3. История художественной культуры: художественная культура первобытного общества. 26
2. 4. Художественная культура Древнего Востока 48
2.5. Художественная культура Античности 65
2. 6. Художественная культура Средневековья 90
2.7. Художественная культура Древней Руси 101
2. 8. Художественная культура эпохи Возрождения 144
2.9. Художественная культура эпохи «барокко» 164
2.10. Эпоха Просвещения. Основные тенденции в искусстве 181
2.11. Художественная культура России XYIII века 202
2. 12.Западноевропейская художественная культура XIX века. 226
2.13. Художественная культура России Х1Хв 243
2.14. Художественная культура XX века: течения, направления, стили 277
2.1. Введение в художественную культуру
Место художественной культуры в культуре в целом определяется существенными различиями между материальной, духовной и художественной формами деятельности. Однако ни одна из них не является только и чисто материальной, другая - только и чисто духовной, третья - не материальной и не духовной. Несомненно, что продукты духовной деятельности должны быть материализованы, а в материальной деятельности воплощаются духовные цели, планы, модели. Суть дела, однако, в том, что в данных слоях культуры соотношение материального и духовного начал диаметрально противоположно: материальная культура материальна по способу своего функционирования и своему содержанию, духовная культура в этих отношениях духовна. В художественном творчестве духовное и материальное проникают друг в друга, образуя нечто третье, ибо они не просто соединяются, как в сферах материального и духовного производства, а органически сливаются, взаимно отождествляются. Художественное творчество должно быть интерпретировано не как присущее плодам духовной деятельности человека материальное воплощение результатов работы его мышления, но как мышление в материале. Именно поэтому такое мышление нельзя перекодировать, т.е. перевести на другой материальный язык, нельзя пересказать ни словом, ни языком другого вида искусства.
Художественная культура - это совокупность художественных ценностей, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе. В качестве синонима иногда употребляется понятие «искусство».
В художественную культуру входят, одновременно определяя ее специфику:
совокупность наличных художественных ценностей, унаследованных от предшественников и выступающих в качестве предпосылки воспроизводства и развития художественной культуры;
комплекс художественных ценностей данной исторической эпохи, отождествляемый с нею ( например, искусство эпохи Перикла - Греция У в. до н. э., художественная культура пореформенной России Х1Х в.);
набор сформировавшихся и сознательно принятых норм и «технологий», канонизированных в «священных» образцах, декларированных в манифестах и программах, теоретически осмысленных и представленных в методе художественного творчества;
группы непосредственных творцов художественных ценностей - художников, объединенных по профессиональным или идейным принципам в корпорации, братства, кружки (например, «Могучая кучка» в России, прерафаэлиты в Англии);
понимающая и ценящая искусство публика, контингент которой в зависимости от социально-классовой структуры общества может ограничиваться «салоном» или совпадать с народом;
система эстетических ценностей, обеспечивающая понимание искусства.
Исторически художественная культура развивается как система конкретных видов искусства, в которых многообразие реального мира предстает во всем своем многообразии.
Функции искусства:
общественно - преобразующая;
познавательно - эстетическая;
художественно - концептуальная;
функция предвосхищения;
информационно - коммуникативная;
воспитательная.
Вид искусства - это устоявшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой есть не только эстетическое содержание, но и образ, наполненный определенным идейно-эстетическим содержанием.
Начиная с ХУ111 в. эстетическая мысль бьётся над постижением тех принципов, которые обуславливают видовое членение художественно-творческой деятельности, пытаясь рассмотреть искусство как систему видов, а не набор случайно образовавшихся и механически сосуществующих форм творчества. Данная проблема до сих пор не может считаться решенной. Например, американский теоретик Т. Манро к видам искусства относил не только литературу, живопись, хореографию и т.д., но и животноводство, пластическую хирургию, косметику, парфюмерию, кулинарию, изготовление вин, татуировку и т.д., всего он насчитывал около 400 видов. Подобное расширение границ искусства имеет давнюю традицию. Так, Абу-Насра Моххаммед Фараби (870 - 950 гг.) к искусствам причислял ткачество, медицину, риторику и т.п. На самом деле - это есть не собственно художественное творчество, а разные способы, формы и сферы освоения мира, в которых есть и эстетический элемент, так как они основываются не только на законах целесообразности, но и на законах красоты.
Художественное развитие человечества включает в себя два встречных процесса. С одной стороны, из синкретического, нерасчлененного существования искусства образуются отдельные виды искусства, с другой - идет обратный процесс синтеза искусств.
|