Скачать 281.25 Kb.
|
ВведениеПроблемы культуры и ее изучения являются не таким тривиальным делом, как представляется на первый взгляд. Уже само понятие «культура» при всей привычности является исключительно сложным и неоднозначным. Человек открыл для себя феномен культуры в ту эпоху, которую К. Ясперс назвал «осевым временем истории», т.е. VI – IV вв. до н.э. Правда, в то далекое время задумывались над культурной проблематикой отдельные, выдающиеся умы своего времени: Сократ, Платон, Аристотель, Конфуций, Гаутама, Махавира, Лао-Цзы… Шло время и на рубеже XIX и XX вв. происходит резкий всплеск интереса к культуре. Причем необходимо отметить, что этот интерес носил массовый характер. Это было обусловлено целым рядом обстоятельств. Первая причина была связана с тем, что развитие и уровень культуры стал неразрывно связываться с прогрессом и развитием самого общества и благополучием людей этого общества. Вторая причина – это массовое осознание того факта, что культурное развитие отнюдь не совпадает с историческим развитием. Третья причина – это преодоление прогрессистских надежд XIX века, которые теснейшим образом связывали прогресс и благополучие человечества с научным и техническим прогрессом. Выяснилось, что технические достижения, сочетаясь с низким уровнем культурного развития человека, ведут к большим опасностям и проблемам. Четвертая причина – это социальные катаклизмы: войны, в том числе мировые, революции, восстания, мятежи, которые взорвали упорядоченную и «спокойную» жизнь цивилизации. Пятая – «взрыв» этнического самосознания народов, который привел к возникновению массы движений, борющихся за осуществление политических целей и приведший к возникновению сотен новых государств. Все эти обстоятельства привели к развертыванию исследований по культурной проблематике и возникновению отчетливой потребности в формировании особой науки, чьим предметом был бы феномен культуры. Всё это привело к становлению культурологии в середине XX в. Основоположником новой научной дисциплины стал крупный американский ученый Лесли Уайт. Необходимо заметить, что в нашей стране культурные исследования долгое время осуществлялись в рамках господствующей марксистско-ленинской методологии, что оказало существенное влияние на практику и результаты таких изысканий. Только в 1980-е гг. в советской науке культурология приобрела самостоятельный научный статус. Если же говорить об институциональном становлении культурологии в России, то здесь необходимо указать на 1990-е гг., когда были учреждены кафедры и факультеты культурологии в российских высших учебных заведениях, были разработаны программы и планы учебной дисциплины, появились учебники и монографии по культурологии. Предложенный курс учебной дисциплины структурно делится на две части: теоретико-методологическую и историю цивилизаций. В рамках первой части студенты смогут познакомиться с научным аппаратом культурологии, важнейшими понятиями: «культура», «цивилизация», «традиция», «миф», «обряд», «ритуал», «культ», «религия», «обычай», «гуманизм», «толерантность»; подходами, методами, используемыми данной дисциплиной; узнать, как менялись представления о культуре в исторической перспективе. Познакомиться с ключевыми мыслителями, внесшими крупнейший вклад в изучение культуры. И, естественно, узнать о специфике научного познания, исповедуемого культурологией. Вторая часть познакомит студентов с многообразным, парадоксальным, но очень интересным миром локальных цивилизаций. Здесь изложение материала подчинено логике развития человеческой культуры. Исток – первобытная культура человечества, потом зарождение первых цивилизаций – древнеегипетской, шумерской, аккадской, древнекитайской, древнеиндийской, потом рассмотрение античной культуры, эллинистической, арабо-мусульманской, культуры Европы в средние века, Новое время и завершится изложение рассмотрением культуры Древней Руси, Российской империи, СССР и современной России. Задачи, которые стоят перед учебным курсом «культурология» весьма многообразны. Во-первых, познакомить студентов с критическим объемом культурно-исторического материала, в объемах, достаточных для выполнения учебных требований. Во-вторых, способствовать личностному, образовательному и профессиональному росту студентов. В-третьих, вооружить их инструментами понимания для успешной адаптации в любой социокультурной обстановке. В-четвертых, данный учебный курс несет серьезный дидактический потенциал, позволяя решать кроме учебных, воспитательные задачи. В-пятых, наряду с курсом отечественной истории, учебная дисциплина культурология позволяет в творческой, диалогической, непосредственной форме вести работу с такими важными и сложными темами, как патриотизм, толерантность, гражданственность. Важным моментом является и то, что курс культурологии, читаемый в техническом высшем учебном заведении, должен способствовать формированию у студентов навыков работы с гуманитарным знанием, развивая их способности и умения. Главной задачей курса является помощь в формировании активной, заинтересованной позиции студентов в их отношении к социокультурной реальности, повышения их культурного уровня, осознания себя как достойных граждан своей страны. ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА ЗНАНИЯ
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Силичев Д.А. Культурология. - М., 1998., С. 8-12. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994., С. 19-39. Пименова Ж.В. Культурология. Вопросы теории культуры: тексты лекций.- М., 2000., С. 38-55. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов.- М., ФАИР-ПРЕСС, 2000. Бенедикт Р. Образы культуры //Человек и социокультурная среда. Вып. 2. - М., 1992. Бердяев Н.А. Смысл творчества //Бердяев Н.А. Эрос и личность. - М., 1989. Конев В.А. Человек в мире культуры. - Самара, 1996. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992. Ортега-и-Гассет Х. Тема нашего времени //Самосознание европейской культуры XX в. - М., 1999. Межуев В.М Идея культуры. Очерки по философии культуры. - М.: Прогресс-Традиция, 2006. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994. Маритен Ж. Религия и культура//Работы Ж. Маритена по культурологии и истории мысли. - М., 1992. Вып. 2. Торосян В.Т. История мировой и отечественной культуры: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2005. Кули Ч. Общественная организация: тексты по истории социологии XIX-XX веков: Хрестоматия. - М., Наука, 1994. ТЕМА 2. ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Силичев Д.А. Культурология. - М., 1998. - С. 8-12. Культурология (под ред. Драча Г.В.).- Ростов-на-Дону, 1996.- С. 71-99. Пименова Ж.В. Культурология. Вопросы теории культуры: тексты лекций. - М., 2000. - С. 38-55. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994. Гуревич П.С. Первообразы культуры //Лики культуры. Альманах. Т.1. - М., 1995. О человеческом в человеке /под ред. Фролова И.Т. - М., 1991. Флоренский П.А. Культ, религия, культура//Богословские труды.- М., 1977. Белый А. Пути культуры //Вопросы философии. 1990, №11. Культурология. XX в. Энциклопедия/ Гл. ред. сост. Левит С.Я. - СПб., 1998. Т.1,2. Библер В.С. На гранях логики культуры. - М., 1997. Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973. Язык и философия культуры. - М., 1985. Лотман Ю. Культура и взрыв. - М., 1992. Межуев В.М. Культура как проблема философии//Культура, человек и картина мира. - М., 1987. Шишова Н.В. История и культурология: учебное пособие/ под ред. Н.В. Шишовой. - М.: Логос, 2000. ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Силичев Д.А. Культурология. - М., 1998.- С. 22-34. Культурология (под ред. Драча Г.В.). - Ростов-на-Дону, 1996. - С.23-36. Пименова Ж.В. Культурология. Вопросы теории культуры: тексты лекций. - М., 2000. - С. 26-37. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. - М., 1995. Боннар А. Греческая цивилизация. - М., 1992. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 1990. Зиммель Г. Избранное в 2-х т. Т.1. Философия культуры. - М., 1996. Йегер В. Пайдейя. - М., 1997. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Соч. в 2-х т. - М., 1990. Фрейд З. Недовольство культурой //Психология. Религия. Культура. - М., 1992. Ярхо В.Н., Гаспаров М.Л., Молок Д.Ю. Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник /Ярхо В.Н., Гаспаров М.Л., Молок Д.Ю. - М.: Высшая школа, 1995. |
Законы движения Ньютона В природе предметы не просто двигаются. Первый закон движения Ньютона гласит, что предметы движутся только при воздействии на них... | Реферат по дисциплине «Микроэкономика» на тему «Миграция рабочей силы» Международная миграция явление далеко не новое. В условиях неразвитости статистики и пограничной системы потоки мигрантов вообще... | ||
Одним из популярных, современных подходов, стремящихся построить... На первый взгляд непредсказуемость граничит со случайностью ведь мы, как правило, не можем предсказать как раз случайные явления.... | Тема Культура речи как образовательная Значение языка в жизни общества. Понятие лингвистической экологии. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Язык... | ||
Тема Культура речи как образовательная Значение языка в жизни общества. Понятие лингвистической экологии. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Язык... | Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе... | ||
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе... | Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 10-11 классов разработана на... | ||
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 10 класса разработана на основе... | Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе... | ||
План Введение. Как зарождалась культура Руси Письменность, грамотность, школы Летописи В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность,... | Учебно-методический комплекс культурология Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Тенденции культурной универсализации... | ||
Аттестационные педагогические измерительные материалы Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Тенденции культурной универсализации... | Программа дисциплины «Религия и культура» для направления 030700. 62 Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | ||
Инструкция по работе с системой дистанционного обучения Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Тенденции культурной универсализации... | Программа "Русский язык и культура речи" для учащихся 9 классов Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... |