Проблемы культуры и ее изучения являются не таким тривиальным делом, как представляется на первый взгляд. Уже само понятие «культура» при всей привычности является исключительно сложным и неоднозначным





Скачать 281.25 Kb.
НазваниеПроблемы культуры и ее изучения являются не таким тривиальным делом, как представляется на первый взгляд. Уже само понятие «культура» при всей привычности является исключительно сложным и неоднозначным
страница1/3
Дата публикации03.07.2013
Размер281.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3

Введение



Проблемы культуры и ее изучения являются не таким тривиальным делом, как представляется на первый взгляд. Уже само понятие «культура» при всей привычности является исключительно сложным и неоднозначным. Человек открыл для себя феномен культуры в ту эпоху, которую К. Ясперс назвал «осевым временем истории», т.е. VI – IV вв. до н.э. Правда, в то далекое время задумывались над культурной проблематикой отдельные, выдающиеся умы своего времени: Сократ, Платон, Аристотель, Конфуций, Гаутама, Махавира, Лао-Цзы… Шло время и на рубеже XIX и XX вв. происходит резкий всплеск интереса к культуре. Причем необходимо отметить, что этот интерес носил массовый характер. Это было обусловлено целым рядом обстоятельств.

Первая причина была связана с тем, что развитие и уровень культуры стал неразрывно связываться с прогрессом и развитием самого общества и благополучием людей этого общества.

Вторая причина – это массовое осознание того факта, что культурное развитие отнюдь не совпадает с историческим развитием.

Третья причина – это преодоление прогрессистских надежд XIX века, которые теснейшим образом связывали прогресс и благополучие человечества с научным и техническим прогрессом. Выяснилось, что технические достижения, сочетаясь с низким уровнем культурного развития человека, ведут к большим опасностям и проблемам.

Четвертая причина – это социальные катаклизмы: войны, в том числе мировые, революции, восстания, мятежи, которые взорвали упорядоченную и «спокойную» жизнь цивилизации.

Пятая – «взрыв» этнического самосознания народов, который привел к возникновению массы движений, борющихся за осуществление политических целей и приведший к возникновению сотен новых государств.

Все эти обстоятельства привели к развертыванию исследований по культурной проблематике и возникновению отчетливой потребности в формировании особой науки, чьим предметом был бы феномен культуры. Всё это привело к становлению культурологии в середине XX в. Основоположником новой научной дисциплины стал крупный американский ученый Лесли Уайт.

Необходимо заметить, что в нашей стране культурные исследования долгое время осуществлялись в рамках господствующей марксистско-ленинской методологии, что оказало существенное влияние на практику и результаты таких изысканий. Только в 1980-е гг. в советской науке культурология приобрела самостоятельный научный статус.

Если же говорить об институциональном становлении культурологии в России, то здесь необходимо указать на 1990-е гг., когда были учреждены кафедры и факультеты культурологии в российских высших учебных заведениях, были разработаны программы и планы учебной дисциплины, появились учебники и монографии по культурологии.

Предложенный курс учебной дисциплины структурно делится на две части: теоретико-методологическую и историю цивилизаций. В рамках первой части студенты смогут познакомиться с научным аппаратом культурологии, важнейшими понятиями: «культура», «цивилизация», «традиция», «миф», «обряд», «ритуал», «культ», «религия», «обычай», «гуманизм», «толерантность»; подходами, методами, используемыми данной дисциплиной; узнать, как менялись представления о культуре в исторической перспективе. Познакомиться с ключевыми мыслителями, внесшими крупнейший вклад в изучение культуры. И, естественно, узнать о специфике научного познания, исповедуемого культурологией.

Вторая часть познакомит студентов с многообразным, парадоксальным, но очень интересным миром локальных цивилизаций. Здесь изложение материала подчинено логике развития человеческой культуры. Исток – первобытная культура человечества, потом зарождение первых цивилизаций – древнеегипетской, шумерской, аккадской, древнекитайской, древнеиндийской, потом рассмотрение античной культуры, эллинистической, арабо-мусульманской, культуры Европы в средние века, Новое время и завершится изложение рассмотрением культуры Древней Руси, Российской империи, СССР и современной России.

Задачи, которые стоят перед учебным курсом «культурология» весьма многообразны.

Во-первых, познакомить студентов с критическим объемом культурно-исторического материала, в объемах, достаточных для выполнения учебных требований.

Во-вторых, способствовать личностному, образовательному и профессиональному росту студентов.

В-третьих, вооружить их инструментами понимания для успешной адаптации в любой социокультурной обстановке.

В-четвертых, данный учебный курс несет серьезный дидактический потенциал, позволяя решать кроме учебных, воспитательные задачи.

В-пятых, наряду с курсом отечественной истории, учебная дисциплина культурология позволяет в творческой, диалогической, непосредственной форме вести работу с такими важными и сложными темами, как патриотизм, толерантность, гражданственность.

Важным моментом является и то, что курс культурологии, читаемый в техническом высшем учебном заведении, должен способствовать формированию у студентов навыков работы с гуманитарным знанием, развивая их способности и умения.

Главной задачей курса является помощь в формировании активной, заинтересованной позиции студентов в их отношении к социокультурной реальности, повышения их культурного уровня, осознания себя как достойных граждан своей страны.
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА ЗНАНИЯ


  1. Термин «культура», его история и понятие культуры.

  2. Многообразие подходов к определению культуры.

  3. Онтология культуры.

  4. Обыденное и теоретическое представления о культуре.

  5. Культурный шок и способы его преодоления.

  6. Определение культурологии. История возникновения и формирования культурологии.

  7. Науки, изучающие культуру.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ


  1. Что означает слово «культура» в своем первоначальном смысле? Кто в истории античности привносит новое понимание в это понятие?

  2. Какие обстоятельства задают многозначность понятия «культура».

  3. Что такое онтология культуры? Что значит «быть в культуре»?

  4. Как связаны с развитием культуры синпрактическая и теоретическая деятельность человека?

  5. Человек как культурное существо.

  6. Представление о культуре как «музее».

  7. «Антропологическая революция» и парадигмы познания культуры.

  8. Культура и «культуры»: Иоганн Готфрид Гердер и его «Идеи к философии истории человечества» как новый взгляд на феномен культуры.

  9. Чем обусловлена необходимость анализа культуры?

  10. Откуда берет свои истоки человеческая культура?

  11. Как на ваш взгляд связаны культура и творчество?

  12. Определите основу культурологической проблематики. Кто является творцом и создателем всего историко-культурного поля?

  13. Сформулируйте ваше понимание того, что такое «культурный шок». В каких ситуациях человек особенно остро переживает это состояние?

  14. Предложите стратегии преодоления культурного шока.

  15. Как Вы думаете, кто такой «интеллигент» и что такое «интеллигенция»?

  16. Какой вклад внес в процесс становления культурологии Лесли Уайт?

  17. Как Вы можете обосновать необходимость зарождения культурологии как новой базовой науки гуманитарного профиля?

  18. Этнография, этнология, культурная антропология и социальная антропология как науки о культуре.

  19. Назовите блоки культурологии как учебной дисциплины. Что входит в содержание этих блоков?

  20. Историко-философская и социокультурная традиции формирования культурологии как науки.

  21. Какое место на Ваш взгляд занимает культурология в ряду других социогуманитарных наук?


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Силичев Д.А. Культурология. - М., 1998., С. 8-12.

Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994., С. 19-39.

Пименова Ж.В. Культурология. Вопросы теории культуры: тексты лекций.- М., 2000., С. 38-55.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов.- М., ФАИР-ПРЕСС, 2000.

Бенедикт Р. Образы культуры //Человек и социокультурная среда. Вып. 2. - М., 1992.

Бердяев Н.А. Смысл творчества //Бердяев Н.А. Эрос и личность. - М., 1989.

Конев В.А. Человек в мире культуры. - Самара, 1996.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992.

Ортега-и-Гассет Х. Тема нашего времени //Самосознание европейской культуры XX в. - М., 1999.

Межуев В.М Идея культуры. Очерки по философии культуры. - М.: Прогресс-Традиция, 2006.

Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994.

Маритен Ж. Религия и культура//Работы Ж. Маритена по культурологии и истории мысли. - М., 1992. Вып. 2.

Торосян В.Т. История мировой и отечественной культуры: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2005.

Кули Ч. Общественная организация: тексты по истории социологии XIX-XX веков: Хрестоматия. - М., Наука, 1994.
ТЕМА 2. ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ


  1. Культура и цивилизация.

  2. Сущность культуры.

  3. Культ и культура. Светская и религиозная трактовки сущности культуры.

  4. Функции культуры.

  5. Методы и принципы изучения культуры.

  6. Традиция – основное понятие культурологии.

  7. Культурная норма, обряд, обычай, ритуал.

  8. Культурные ориентации.

  9. Национальное и интернациональное в культуре.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ


  1. Появление и история термина «цивилизация».

  2. Цивилизация и «цивилизации».

  3. Определите сходство и различие понятий «культура» и «цивилизация».

  4. Что называют «материальной культурой»?

  5. Что такое «духовная культура»?

  6. Что называют «социальной культурой»?

  7. Как Вы думаете случайно или нет слова «культура» и «культ» этимологически близки?

  8. Как Вы понимаете высказывание П. Флоренского: «Культ есть бутон культуры»?

  9. Как Н. Бердяев определяет иерархический характер культа?

  10. Как Вы думаете, какой критерий необходимо использовать, чтобы выявить «уровень культуры» в обществе?

  11. Чем отличаются религия и культ?

  12. Перечислите основные функции культуры. Обоснуйте свой ответ.

  13. Как Вы объясните смысл высказывания французского философа Жака Маритена: «Цивилизация не заслуживает своего названия, если она одновременно не является культурой»?

  14. Какие модусы культуры можно выделить?

  15. Как Вы думаете, как связаны понятия «толерантность» и «культура»?

  16. «Протестантская этика и дух капитализма» Макса Вебера как образец использования «понимающего» или культурно-аналитического метода.

  17. Эволюционизм и культура.

  18. Какую роль играют в культуре человека традиции?

  19. Назовите ключевые характеристики традиции.

  20. Предметный и личностный виды культуры.

  21. Виды культуры и формы культуры.

  22. Обычай, обряд, ритуал как моменты традиции.

  23. Плюрализм и монологизм в культуре.

  24. Диалог культур и традиционное общество.

  25. Социальные институты как способ организации культуры.

  26. Поразмышляйте и составьте иерархию ценностей культуры. Обоснуйте свой ответ.

  27. Какую роль играют образы в культуре?


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Силичев Д.А. Культурология. - М., 1998. - С. 8-12.

Культурология (под ред. Драча Г.В.).- Ростов-на-Дону, 1996.- С. 71-99.

Пименова Ж.В. Культурология. Вопросы теории культуры: тексты лекций. - М., 2000. - С. 38-55.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994.

Гуревич П.С. Первообразы культуры //Лики культуры. Альманах. Т.1. - М., 1995.

О человеческом в человеке /под ред. Фролова И.Т. - М., 1991.

Флоренский П.А. Культ, религия, культура//Богословские труды.- М., 1977.

Белый А. Пути культуры //Вопросы философии. 1990, №11.

Культурология. XX в. Энциклопедия/ Гл. ред. сост. Левит С.Я. - СПб., 1998. Т.1,2.

Библер В.С. На гранях логики культуры. - М., 1997.

Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973.

Язык и философия культуры. - М., 1985.

Лотман Ю. Культура и взрыв. - М., 1992.

Межуев В.М. Культура как проблема философии//Культура, человек и картина мира. - М., 1987.

Шишова Н.В. История и культурология: учебное пособие/ под ред.

Н.В. Шишовой. - М.: Логос, 2000.
ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ


  1. Донаучный, научно-исторический и научно-философский этапы культурологической рефлексии.

  2. Смена представлений о культуре в историческом времени.

  3. Греческая «пайдейя», идеи гуманизма в античном Риме.

  4. Теоцентризм европейской культуры в средние века.

  5. Культурологическая мысль в период Возрождения.

  6. Классическая модель культуры в европейской философии.

  7. Век Просвещения и «философия культуры».

  8. Основные культурологические концепции XIX и XX вв.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Мифологическая картина мира как модель культуры.

  2. Миф об Исиде и Осирисе как древнеегипетская версия понимания культуры.

  3. Индийские представления о миропорядке и культуре – гимн Пуруше (10 мандала Ригведы).

  4. Шумерский «Эпос о Гильгамеше, или О всё видавшем».

  5. Представления о развитии культуры в философии Платона.

  6. Антиномии культуры и природы у софистов, киников, стоиков и эпикурейцев.

  7. Культурно-исторический антропоцентризм в учении Конфуция.

  8. Иудейско-христианская телеология истории в Библии.

  9. Диалектика «града земного» и «града небесного» в историософии Августина Блаженного.

  10. Новое время – новая эпоха в развитии культуры.

  11. Программа культивирования разума. Осмысление культуры Декартом, Локком, Спинозой.

  12. Теория циклического развития культуры Дж. Б. Вико.

  13. Идеи прогресса культуры в философии истории Вольтера и Кондорсе.

  14. Природа, культура и цивилизация в философии Ж. Ж. Руссо.

  15. Антагонизм истории и культуры в философии И. Канта.

  16. Теория единства и разнообразия культурно-исторического процесса в философии культуры Гердера.

  17. Философия истории Гегеля.

  18. Философия культуры немецкого романтизма.

  19. Философия культуры славянофильства и западничества.

  20. Марксистская концепция культуры.

  21. Концепция культуры в «философии жизни».

  22. Ценностная теория культуры В. Виндельбанда и Г. Риккерта.

  23. Концепция полилинейного, органичного и завершенного развития культур.

  24. Психоаналитическая концепция культуры З. Фрейда.

  25. Философия культуры в экзистенциализме.

  26. Историософия и культурология.

  27. Социология культуры Франкфуртской школы.

  28. Гуманистическая культурология.



ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Силичев Д.А. Культурология. - М., 1998.- С. 22-34.

Культурология (под ред. Драча Г.В.). - Ростов-на-Дону, 1996. - С.23-36.

Пименова Ж.В. Культурология. Вопросы теории культуры: тексты лекций. - М., 2000. - С. 26-37.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. - М., 1995.

Боннар А. Греческая цивилизация. - М., 1992.

Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 1990.

Зиммель Г. Избранное в 2-х т. Т.1. Философия культуры. - М., 1996.

Йегер В. Пайдейя. - М., 1997.

Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Соч. в 2-х т. - М., 1990.

Фрейд З. Недовольство культурой //Психология. Религия. Культура. - М., 1992.

Ярхо В.Н., Гаспаров М.Л., Молок Д.Ю. Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник /Ярхо В.Н., Гаспаров М.Л., Молок Д.Ю. - М.: Высшая школа, 1995.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблемы культуры и ее изучения являются не таким тривиальным делом, как представляется на первый взгляд. Уже само понятие «культура» при всей привычности является исключительно сложным и неоднозначным iconЗаконы движения Ньютона
В природе предметы не просто двигаются. Первый закон движения Ньютона гласит, что предметы движутся только при воздействии на них...
Проблемы культуры и ее изучения являются не таким тривиальным делом, как представляется на первый взгляд. Уже само понятие «культура» при всей привычности является исключительно сложным и неоднозначным iconРеферат по дисциплине «Микроэкономика» на тему «Миграция рабочей силы»
Международная миграция явление далеко не новое. В условиях неразвитости статистики и пограничной системы потоки мигрантов вообще...
Проблемы культуры и ее изучения являются не таким тривиальным делом, как представляется на первый взгляд. Уже само понятие «культура» при всей привычности является исключительно сложным и неоднозначным iconОдним из популярных, современных подходов, стремящихся построить...
На первый взгляд непредсказуемость граничит со случайностью ведь мы, как правило, не можем предсказать как раз случайные явления....
Проблемы культуры и ее изучения являются не таким тривиальным делом, как представляется на первый взгляд. Уже само понятие «культура» при всей привычности является исключительно сложным и неоднозначным iconТема Культура речи как образовательная
Значение языка в жизни общества. Понятие лингвистической экологии. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Язык...
Проблемы культуры и ее изучения являются не таким тривиальным делом, как представляется на первый взгляд. Уже само понятие «культура» при всей привычности является исключительно сложным и неоднозначным iconТема Культура речи как образовательная
Значение языка в жизни общества. Понятие лингвистической экологии. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Язык...
Проблемы культуры и ее изучения являются не таким тривиальным делом, как представляется на первый взгляд. Уже само понятие «культура» при всей привычности является исключительно сложным и неоднозначным iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе...
Проблемы культуры и ее изучения являются не таким тривиальным делом, как представляется на первый взгляд. Уже само понятие «культура» при всей привычности является исключительно сложным и неоднозначным iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе...
Проблемы культуры и ее изучения являются не таким тривиальным делом, как представляется на первый взгляд. Уже само понятие «культура» при всей привычности является исключительно сложным и неоднозначным iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 10-11 классов разработана на...
Проблемы культуры и ее изучения являются не таким тривиальным делом, как представляется на первый взгляд. Уже само понятие «культура» при всей привычности является исключительно сложным и неоднозначным iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 10 класса разработана на основе...
Проблемы культуры и ее изучения являются не таким тривиальным делом, как представляется на первый взгляд. Уже само понятие «культура» при всей привычности является исключительно сложным и неоднозначным iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе...
Проблемы культуры и ее изучения являются не таким тривиальным делом, как представляется на первый взгляд. Уже само понятие «культура» при всей привычности является исключительно сложным и неоднозначным iconПлан Введение. Как зарождалась культура Руси Письменность, грамотность, школы Летописи
В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность,...
Проблемы культуры и ее изучения являются не таким тривиальным делом, как представляется на первый взгляд. Уже само понятие «культура» при всей привычности является исключительно сложным и неоднозначным iconУчебно-методический комплекс культурология
Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Тенденции культурной универсализации...
Проблемы культуры и ее изучения являются не таким тривиальным делом, как представляется на первый взгляд. Уже само понятие «культура» при всей привычности является исключительно сложным и неоднозначным iconАттестационные педагогические измерительные материалы
Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Тенденции культурной универсализации...
Проблемы культуры и ее изучения являются не таким тривиальным делом, как представляется на первый взгляд. Уже само понятие «культура» при всей привычности является исключительно сложным и неоднозначным iconПрограмма дисциплины «Религия и культура» для направления 030700. 62
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
Проблемы культуры и ее изучения являются не таким тривиальным делом, как представляется на первый взгляд. Уже само понятие «культура» при всей привычности является исключительно сложным и неоднозначным iconИнструкция по работе с системой дистанционного обучения
Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Тенденции культурной универсализации...
Проблемы культуры и ее изучения являются не таким тривиальным делом, как представляется на первый взгляд. Уже само понятие «культура» при всей привычности является исключительно сложным и неоднозначным iconПрограмма "Русский язык и культура речи" для учащихся 9 классов
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск