Доклад подготовила Чеснокова Ольга Сергеевна учитель начальных классов Старый Оскол 2011 Русский язык это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам,





Скачать 66.06 Kb.
НазваниеДоклад подготовила Чеснокова Ольга Сергеевна учитель начальных классов Старый Оскол 2011 Русский язык это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам,
Дата публикации02.07.2014
Размер66.06 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Литература > Доклад
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением

отдельных предметов»

Использование этно – культурологической направленности на уроках русского языка, на примере изучения грамматической категории числа имен существительных


Доклад

подготовила

Чеснокова Ольга Сергеевна

учитель начальных классов

Старый Оскол

2011

Русский язык – это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам, так как во всех сферах общения «язык выступает как непосредственная действительность мысли».

Актуальность исследования определяется необходимостью повышения интереса учащихся к занятиям русским языком, поскольку недостаточный уровень интереса тормозит успешное обучение. Резко снижается грамотность, снижается общая и речевая культура. С особой остротой эта проблема стоит сейчас в связи с возросшей ролью человеческого фактора в решении проблемы ускорения экономического и социального развития нашего общества. Происходящие в России преобразования неоднозначно отразились на состоянии и путях развития русского языка, В связи с этим разработана федеральная целевая программа «Русский язык», в которой отмечается, что «реальная грамотность и культура речи в обществе в решающей степени зависят от того, как поставлено обучение русскому языку и литературе в образовательных учреждениях всех типов и видов".

«Самые высшие достижения человеческой мысли, самые глубокие знания и самые пламенные чувства останутся неизвестными для людей, если они не будут ясно и точно оформлены в словах. Язык – это орудие для выражения мысли». Следовательно, воспитание познавательного интереса к изучению русского языка должно способствовать повышению эффективности многообразных воспитательных воздействий, ведущих к формированию всесторонне развитой личности. Поэтому в совершенствовании форм, методов и средств обучения проблемы построения интересных занятий по русскому языку, разработка интереса к ним играют существенную роль.

Как сделать урок русского языка интересным для учащихся? Этот вопрос волнует каждого словесника. Падение интереса к чтению художественной литературы, низкая коммуникативная, языковая и лингвистическая компетенция учащихся, их эстетическая глухота - всe это находится в зависимости от уровня сформированности интереса к родному языку как национальному достоянию, к его изучению в школе.

К.Д. Ушинский в 60 годах 19 века обращался к соотечественникам: « Но, право, нам не мешало бы занять вместо всех прочих одну черту западного образования – черту уважения к своему Отечеству…»

Призыв Ушинского актуален и в наше время по-прежнему. Как воспитать эту «черту уважения» у учащихся?

Через уроки краеведения. Именно на таких уроках происходит «всплеск эмоциональной памяти народа», о котором говорил А.С. Пушкин, который помогает интеллектуальному развитию школьников.

Уроки – путешествия, уроки – викторины по фотографиям родного края, написание изложений, диктантов, где говорится о впечатлениях от экскурсий по родному краю, городу – формы проведения уроков краеведения.

Таким образом, учитель по мнению психолога Л.С. Выготского, пробуждает «умные эмоции», которые помогают взглянуть новыми глазами на родной город, людей, живущих в нем.

Великие земляки, исторические места, важные события в жизни своего края – все это темы уроков краеведения. Интегрирование при этом важно и обязательно применимо.

В курсе морфологии ведущее место занимает имя существительное, что вполне естественно. Имена существительные играют важную роль в нашей речи. Экспериментально установлено, что они составляют примерно третью часть всех употребляемых человеком слов. По наблюдениям ученых, существительные появились одними из первых слов в человеческой речи. И, видимо, не без основания языковеды древнего мира полагали, что слова, называющие предметы, вещи и живые существа, имеют дело как раз с самой сущностью мира. «Грамматическое понятие представляет собой форму мышления, в которой отражаются предметы и явления окружающего мира в их существенных признаках и взаимосвязях». В грамматическом понятии отражены в обобщенном виде существенные признаки языковых явлений.

Категория числа (как грамматическая категория имени существительного) является более мотивированной, чем категория рода или падежа. На первый взгляд эта категория представляется достаточно «прозрачным» грамматическим явлением, обобщённо выражающим отличительные различия между одним предметом (или явлением) и их множеством.

Категория числа тесно связана с категорией рода. Формальный признак единственного числа совпадает с признаками рода. Если существительное имеет родовое окончание, это значит, что оно единственного числа. Если в исконно русском слове это окончание отсутствует, оно множественного числа.

Существительные, не являющиеся формами рода, не являются одновременно и формами единственного числа.

Формирование понятия категории числа имён существительных предусматривается школьной программой. Изучение этой категории имеет важное теоретическое и практическое значение. Учащиеся достаточно легко усваивают образование форм числа у конкретных имён существительных (дом – дома, класс – классы, учитель – учителя). Однако в упражнениях учебников по русскому языку есть большое количество существительных абстрактных, вещественных, собирательных, которые либо вообще по числу не соотносятся, либо имеют особенности образования форм числа. В этом случае школьники испытывают трудности даже при определении формы числа имён существительных (например: ножницы, брюки, ворота – форма множественного числа, а предмет один).

Помочь учащимся усвоить данную тему, разобраться в особенностях образования форм числа вновь помогут уроки краеведения. Вниманию учащихся может быть представлен текст – описание какого-нибудь знаменитого места города, памятника старины. На его примере могут быть предложены следующие задания: найти в тексте существительное только множественного числа или только единственного числа, или определить число существительного в тексте и т.д.

Параллельно детям предлагается устная работа по развитию речи: составление рассказа – миниатюры «Прогулка по городу (парку, улице, селу)», написание эссе (Сиюминутные впечатления) с последующим дополнительным заданием: употребление определенных форм числа существительного. Таким образом, рассказывая о своих впечатлениях, применяя понятие «Категория числа» учащиеся с большим интересом отнесутся к данной теме, данные приемы позволят легче усвоить ее.

На мой взгляд, трудности в определении и образовании форм числа младшими школьниками обусловлены именно тем, что при изучении этой грамматической характеристики имени существительного не учитывается распределение слов по лексико-грамматическим разрядам. Именно от этой семантической отнесённости существительного часто зависят его категориальные признаки, а именно изучение категориальных признаков части речи является одним из самых трудных вопросов методики преподавания русского языка в школе. Это связано с тем, что учащимся трудно осознать, во-первых, средства выражения грамматической категории числа, во-вторых, они не всегда умеют разграничивать существительные, имеющие только одну форму числа (единственного и множественного). Возникают затруднения в том случае, если образование формы числа связано с различиями в семантике существительных (сын – сыны – сыновья и т.д.). Изучение категории числа имени существительного мотивируется также задачами правописания; понимание этого грамматического материала развивает логическое мышление, формирует культуру речи. Как показывают наблюдения, учащиеся считают тему «Число имен существительных» довольно однообразной, неинтересной, дети не понимают значимости усвоения этой категории, то есть можно констатировать тот факт, что у учащихся в основном отсутствует интерес к этой теме. Да и уроки русского языка мало у кого из детей являются любимыми. Как же развивать в детях интерес к урокам русского языка на материале такой сложной темы, как категория числа имен существительных? Исследование возможностей уроков русского языка в формировании познавательного интереса учащихся начальных классов при изучении грамматической категории числа имен существительных делает тему нашего исследования достаточно актуальной.

Завершая разговор о значении краеведения на уроках русского языка, хочется привести слова Л.Н. Гумилева (доктора исторических наук, профессора географии, сына Н. Гумилева и А. Ахматовой): « Истинный национализм состоит не в заимствованиях у чужих этносов и не в навязывании соседям своих навыков и представлений, а в самопознании. Это долг, формируемый двумя афоризмами: «познай самого себя», «будь самим собой»»

Наша задача – помочь детям в этом. Чтобы они в дальнейшем почувствовали себя ответственными за будущее своего села, города, края, страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Баранов, М.Т. Воспитание интереса к урокам русского языка / М.Т. Баранов // – М.: Просвещение, 2005.-324 с.

  2. Бондаренко, Н.В. Воспитание интереса к урокам русского языка./ Н.В. Бондаренко // – М.: Просвещение,2008.-142 с.

  3. Волошина, О.И. Русский язык в начальной школе. Тесты. (1-4) классы. / О.И. Волошина // - М.: Дрофа, 2001.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад подготовила Чеснокова Ольга Сергеевна учитель начальных классов Старый Оскол 2011 Русский язык это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам, iconЗаписка
Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность...
Доклад подготовила Чеснокова Ольга Сергеевна учитель начальных классов Старый Оскол 2011 Русский язык это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам, iconЗакон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред от 02. 02. 2011) «Об образовании»
Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 кл; 10-11кл. / сост. Е. И. Харитонова. М.: Дрофа, 2010 к учебному...
Доклад подготовила Чеснокова Ольга Сергеевна учитель начальных классов Старый Оскол 2011 Русский язык это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам, icon«Основная общеобразовательная Незнамовская школа» Подготовила: учитель...
Познакомить учащихся со строением зубов; с мероприятиями по профилактике зубных заболеваний
Доклад подготовила Чеснокова Ольга Сергеевна учитель начальных классов Старый Оскол 2011 Русский язык это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам, iconРабочая программа по предмету «Русский язык» на 2011 2015 учебный...
Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение...
Доклад подготовила Чеснокова Ольга Сергеевна учитель начальных классов Старый Оскол 2011 Русский язык это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам, icon«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №23» г. Старый Оскол Доклад
Презентация представляет собой наглядное пособие, с помощью которого студент иллюстрирует свой доклад к дипломной (курсовой) работе....
Доклад подготовила Чеснокова Ольга Сергеевна учитель начальных классов Старый Оскол 2011 Русский язык это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам, iconМусафирова Рита Евгеньевна учитель начальных классов моу сош №8,...
Автор: Мусафирова Рита Евгеньевна – учитель начальных классов моу сош №8, г. Радужный, хмао – Югра
Доклад подготовила Чеснокова Ольга Сергеевна учитель начальных классов Старый Оскол 2011 Русский язык это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Необходимо привлекать учащихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как родной язык не только предмет изучения,...
Доклад подготовила Чеснокова Ольга Сергеевна учитель начальных классов Старый Оскол 2011 Русский язык это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам, iconПояснительная записка Предмет «Русский язык»
«Русский язык» в средней школе – это предмет, максимально приближенный к потребностям выпускника. Он отражает жизненные ориентиры...
Доклад подготовила Чеснокова Ольга Сергеевна учитель начальных классов Старый Оскол 2011 Русский язык это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам, iconКонспект урока. Тема урока. Устное народное творчество. Предмет. Литературное чтение. Класс. 1
...
Доклад подготовила Чеснокова Ольга Сергеевна учитель начальных классов Старый Оскол 2011 Русский язык это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам, iconОтчет по апробации учебника Хлебинской Г. Ф. Русский язык. 10 класс....
Хлебинская, Г. Ф. Русский язык. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобрзовательных учреждений/Г. Ф. Хлебинская. – М. Олма...
Доклад подготовила Чеснокова Ольга Сергеевна учитель начальных классов Старый Оскол 2011 Русский язык это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам, iconТема: Россия- это многонациональное государство
...
Доклад подготовила Чеснокова Ольга Сергеевна учитель начальных классов Старый Оскол 2011 Русский язык это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам, iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации...
Доклад подготовила Чеснокова Ольга Сергеевна учитель начальных классов Старый Оскол 2011 Русский язык это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам, iconУчебник «Русский язык»
Абрамова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
Доклад подготовила Чеснокова Ольга Сергеевна учитель начальных классов Старый Оскол 2011 Русский язык это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам, iconУчебник для 3 класса. Москва: Просвещение,2009. Русский язык 3 класс....
Новикова Лариса Александровна, учитель начальных классов мкоу синявская сош таловский район Воронежская область
Доклад подготовила Чеснокова Ольга Сергеевна учитель начальных классов Старый Оскол 2011 Русский язык это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам, iconАнализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011 2012 учебный год
Методическое объединение учителей начальных классов состоит из семи человек (5 учителей начальных классов, 1 – логопед, 1- учитель...
Доклад подготовила Чеснокова Ольга Сергеевна учитель начальных классов Старый Оскол 2011 Русский язык это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В основе программы обучения русскому языку в 7 классе лежит программа: «Русский язык» 5 – 9 классы. В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск