Урок» номинация: Методическая разработка урока тема: «Смысл названия рассказа К. Паустовского «Снег»





Скачать 46.94 Kb.
НазваниеУрок» номинация: Методическая разработка урока тема: «Смысл названия рассказа К. Паустовского «Снег»
Дата публикации12.07.2014
Размер46.94 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК»

НОМИНАЦИЯ: Методическая разработка урока

ТЕМА: « Смысл названия рассказа К.Паустовского «Снег»».

( урок литературы в 8 классе)

Выполнила: Гайдамак Ольга Андреевна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория,

МКОУ «Лорис-Меликовская СОШ»

Называевского района Омской области

контактный телефон: 8 (38161)30 – 131

2013 год

Методическая разработка урока предполагает использование учителем технологии деятельно-компетентного подхода. В ходе урока учащиеся совершенствуют информационную, коммуникативную компетентности, компетентности в умении самоорганизации и самообразования по предмету литературы. Продолжают совершенствовать навыки работы с текстом. Групповая работа развивает навыки взаимодействия и взаимоконтроля. Подобная организация урока позволяет учащимся проявить интеллектуальные и творческие способности, фантазию детей. Изучаемое произведение способствует воспитанию чувства доброты, красоты человеческой души, чистоты помыслов героев, помогает раскрыть силу вечных законов жизни.

Цель урока: найти ответ на проблемный вопрос, содержащийся в теме урока. В ходе урока формируются навыки анализа текста. Развиваются исследовательские умения и навыки учащихся. Использование мультимедийной презентации расширяет возможности предъявления учебной информации, способствует лучшему восприятию материала. Использованию межпредметных связей.

Принципиальное отличие урока, построенного по технологии деятельностно-компетентного подхода от обычного урока – это рефлексия, то есть личный анализ своего успеха и неуспеха на уроке. При групповой форме работы создаются положительная мотивация на приобретение знаний, комфортные условия для развития каждого ребёнка, снижается уровень тревожности. Замкнутые дети раскрываются, чувствуя поддержку группы, коллектива, зарождается уверенность в себе, радость от понимания «я узнал», «я могу», «я знаю, как..». Работа учащихся оценивается учителем только положительно.

Данная форма проведения урока направлена на развитие универсальных учебных действий, ассоциативно-образного мышления, развитие креативности. Необычность урока вызывает интерес к рассказу. Вопросы и задания заставляют думать и размышлять в поисках нужного ответа. Выбор формы работы обусловлен сложностью изучаемого текста (особенно подтекстовая его структура). Данный урок позволяет «затронуть» каждого ученика, выполнить максимальный объём работы.

ЦЕЛИ:

1.Ввести учеников в процесс добывания информации для решения поставленной проблемы.

2.Создать благоприятную атмосферу, формировать умение отстаивать свою позицию и эффективно сотрудничать со своими сверстниками.

3.Включить эмоциональную сферу ребёнка, обратиться к его чувствам, пробудить заинтересованность каждого в изучении данного произведения.

4.Подвести ребят к осознанию того, что маленького счастья не бывает, как не бывает маленькой любви, что в мире много достойных людей, сохранивших в своей душе тепло человеческих сердец.

5.Продолжить работу над литературными понятиями: жанр, обобщенный образ, авторский замысел и авторская позиция.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

Мультимедиапроектор с экраном, альбомные листы, цветные каранда-ши, текст рассказа К.Паустовского «Снег».

СТРУКТУРА УРОКА:

1.Орг.момент (готовность к уроку)

2.Эмоциональный настрой. Мотивация.

3.Актуализация знаний.

4.Практическая работа.

5.Защита проектов.

6.Закрепление.

7.Домашняя работа.

8. Рефлексия.

9.Завершение урока.

ХОД УРОКА

1.Орг.момент.

- Сегодня, ребята, мы займёмся поиском ответа на вопрос: «В чём смысл рассказа К.Паустовского «Снег»». Вы расскажете о главных героях с разных позиций характеристики, данной им автором, подкрепляя свои выводы примерами из текста. Очень ценно будет узнать ваше мнение.

2.Эмоциональный настрой. Мотивация.

- Работать будет, наверное, не всегда легко, но надеюсь интересно. Основную работу вы уже проделали дома, компьютерные слайды будут вас направлять, и вы всегда можете рассчитывать на помощь друг друга.

3.Актуализация знаний.

- Константин Паустовский говорил, что его рассказ «Снег» - о смерти и жизни, о торжестве жизни вопреки её грозным обстоятельствам, о красоте и чистоте человеческих чувств. Это рассказ о большом человеческом счастье. Объясните, как вы это всё понимаете.

- Почему рассказ имеет такой краткий заголовок?

- Сколько событий изображено в произведении?

- Каково ваше отношение к героям?

- Какие чувства вызвали у вас картины природы?

4.Практическая работа.

1-е задание: - Надеюсь, сведения, которые мы повторили, помогут вам, ребята, работая в группах, ответить на вопрос: Как природа влияет на характеры героев? На альбомном листе, пользуясь цветными карандашами, нарисовать схему-характеристику героя ( Татьяны Петровны или Потапова) в соотношении с природой. Героя поместить в центре.

2-е задание по группам (3 группы):

1.Нарисовать обложку книги, отражая главную идею рассказа.

2.Написать (кратко) киносценарий рассказа.

3. Придумать продолжение рассказа.

5.Защита проектов. Взаимооценивание.

(Работа с текстом через защиту проектов)

6.Закрепление.

1.Обощение того, о чём говорили уже ранее.

2. Беседа по вопросам:

- Роль письма Потапова к отцу?

- Только ли родственные чувства диктуют Потапову эти нежные и проникновенные слова?

- Почему же в письме Потапова с фронта почти нет деталей военного быта? О чём он вспоминает?

- А случайно ли упоминание Паустовского о музыке и о романсе на стихи Пушкина?

- Какую роль играет в рассказе снег?

Вывод:

Снег в рассказе вырастает в удивительно ёмкий образ – символ света людской доброты, красоты человеческой души, чистоты помыслов героев. Именно через это краткое название «Снег», автор раскрывает нам силу вечных законов жизни.

7.Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение по рассказу на тему: «Смерть – это неизбежность, «и излечиваются от неё только любовью»».

8.Рефлексия

- Ответьте на вопросы: что мы сегодня делали, какие задания вам понравились больше всего и почему?

9.Завершение урока.

-Все молодцы! Творческих успехов!

Литература:

1.Паустовский К. Сборник рассказов. – М., 1975.

2.Воспоминания о Константине Паустовском. – М., 1983. – с.254.

Ребята с интересом работали на уроке. Они сравнивали рассказ со сказкой, притчей, легендой. Было обращено внимание на то, что рассказ при малом его объёме заключает в себе «единство художественного события». А в рассказе «Снег» это встреча героев. Через «единство художественного события» Паустовский раскрывает читателю силу вечных законов жизни.

Рассказ «Снег» побудил восьмиклассников к творчеству. Ребята выполняли рисунки, нарисовали обложку книги, сделали попытку написать киносценарий и продолжение рассказа. По их мнению, рассказ музыкален, так как его лирический настрой сопоставим только с музыкой.

Сдержанность, мягкость, задушевность героев и природы, звуков и красок – вот что привлекло юных читателей и, думаю, сделает их души более отзывчивыми, добрыми.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок» номинация: Методическая разработка урока тема: «Смысл названия рассказа К. Паустовского «Снег» iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Урок» номинация: Методическая разработка урока тема: «Смысл названия рассказа К. Паустовского «Снег» iconМеждународный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям...
Номинация: методическая разработка «Урок-беседа по повести-хронике «Сплетение душ»
Урок» номинация: Методическая разработка урока тема: «Смысл названия рассказа К. Паустовского «Снег» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством писателя, раскрыть смысл названия рассказа, проанализировать, как раскрывается тема...
Урок» номинация: Методическая разработка урока тема: «Смысл названия рассказа К. Паустовского «Снег» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок литературы по теме "А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон» – живая картина нравов общества. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл...
Урок» номинация: Методическая разработка урока тема: «Смысл названия рассказа К. Паустовского «Снег» iconПлан урока литературы на тему: «Смысл названия рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
Постановка проблемного вопроса «Почему рассказ назван «Кавказский пленник», ведь герое двое?
Урок» номинация: Методическая разработка урока тема: «Смысл названия рассказа К. Паустовского «Снег» iconМетодическая разработка по теме
Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета
Урок» номинация: Методическая разработка урока тема: «Смысл названия рассказа К. Паустовского «Снег» iconМетодическая разработка урока по биологии. Тема урока: "Строение и работа сердца"
Тип урока: урок усвоения новых знаний методом проблемного изложения нового материала
Урок» номинация: Методическая разработка урока тема: «Смысл названия рассказа К. Паустовского «Снег» iconМетодическая разработка урока с использованием икт номинация: «Предметы естественного цикла»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №10
Урок» номинация: Методическая разработка урока тема: «Смысл названия рассказа К. Паустовского «Снег» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Номинация: методическая разработка «Урок-беседа по повести-хронике «Сплетение душ»
Урок» номинация: Методическая разработка урока тема: «Смысл названия рассказа К. Паустовского «Снег» iconУрок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала....
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Урок» номинация: Методическая разработка урока тема: «Смысл названия рассказа К. Паустовского «Снег» iconТема урока:“ Смысл названия пьесы А. Островского “Гроза”
Предназначается для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений
Урок» номинация: Методическая разработка урока тема: «Смысл названия рассказа К. Паустовского «Снег» iconЛитература, 6-ой класс Тема: Ф. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»
Цель: знакомство с биографией и творчеством писателя, раскрытие нравственных проблем рассказа, выяснение смысла названия рассказа,...
Урок» номинация: Методическая разработка урока тема: «Смысл названия рассказа К. Паустовского «Снег» iconУрока, урок 1 Тема урока : «Уроки французского» В. Распутина. Главный...
Конспект урока в младших классах (на примере рассказа В. Распутина «Уроки французского»)
Урок» номинация: Методическая разработка урока тема: «Смысл названия рассказа К. Паустовского «Снег» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока по развитию речи в 5-м классе по теме: «Изложение с языковым анализом по тексту К. Г. Паустовского "Первый снег"»
Урок» номинация: Методическая разработка урока тема: «Смысл названия рассказа К. Паустовского «Снег» iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Урок» номинация: Методическая разработка урока тема: «Смысл названия рассказа К. Паустовского «Снег» iconМетодическая разработка урока в 11 классе социально-гуманитарного...
Компьютер и его применение на уроках необходимое средство обучения. Сегодня с помощью икт можно создать принципиально новые условия...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск