МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК»
НОМИНАЦИЯ: Методическая разработка урока
ТЕМА: « Смысл названия рассказа К.Паустовского «Снег»».
( урок литературы в 8 классе)
Выполнила: Гайдамак Ольга Андреевна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория,
МКОУ «Лорис-Меликовская СОШ»
Называевского района Омской области
контактный телефон: 8 (38161)30 – 131
2013 год
Методическая разработка урока предполагает использование учителем технологии деятельно-компетентного подхода. В ходе урока учащиеся совершенствуют информационную, коммуникативную компетентности, компетентности в умении самоорганизации и самообразования по предмету литературы. Продолжают совершенствовать навыки работы с текстом. Групповая работа развивает навыки взаимодействия и взаимоконтроля. Подобная организация урока позволяет учащимся проявить интеллектуальные и творческие способности, фантазию детей. Изучаемое произведение способствует воспитанию чувства доброты, красоты человеческой души, чистоты помыслов героев, помогает раскрыть силу вечных законов жизни.
Цель урока: найти ответ на проблемный вопрос, содержащийся в теме урока. В ходе урока формируются навыки анализа текста. Развиваются исследовательские умения и навыки учащихся. Использование мультимедийной презентации расширяет возможности предъявления учебной информации, способствует лучшему восприятию материала. Использованию межпредметных связей.
Принципиальное отличие урока, построенного по технологии деятельностно-компетентного подхода от обычного урока – это рефлексия, то есть личный анализ своего успеха и неуспеха на уроке. При групповой форме работы создаются положительная мотивация на приобретение знаний, комфортные условия для развития каждого ребёнка, снижается уровень тревожности. Замкнутые дети раскрываются, чувствуя поддержку группы, коллектива, зарождается уверенность в себе, радость от понимания «я узнал», «я могу», «я знаю, как..». Работа учащихся оценивается учителем только положительно.
Данная форма проведения урока направлена на развитие универсальных учебных действий, ассоциативно-образного мышления, развитие креативности. Необычность урока вызывает интерес к рассказу. Вопросы и задания заставляют думать и размышлять в поисках нужного ответа. Выбор формы работы обусловлен сложностью изучаемого текста (особенно подтекстовая его структура). Данный урок позволяет «затронуть» каждого ученика, выполнить максимальный объём работы.
ЦЕЛИ:
1.Ввести учеников в процесс добывания информации для решения поставленной проблемы.
2.Создать благоприятную атмосферу, формировать умение отстаивать свою позицию и эффективно сотрудничать со своими сверстниками.
3.Включить эмоциональную сферу ребёнка, обратиться к его чувствам, пробудить заинтересованность каждого в изучении данного произведения.
4.Подвести ребят к осознанию того, что маленького счастья не бывает, как не бывает маленькой любви, что в мире много достойных людей, сохранивших в своей душе тепло человеческих сердец.
5.Продолжить работу над литературными понятиями: жанр, обобщенный образ, авторский замысел и авторская позиция.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
Мультимедиапроектор с экраном, альбомные листы, цветные каранда-ши, текст рассказа К.Паустовского «Снег».
СТРУКТУРА УРОКА:
1.Орг.момент (готовность к уроку)
2.Эмоциональный настрой. Мотивация.
3.Актуализация знаний.
4.Практическая работа.
5.Защита проектов.
6.Закрепление.
7.Домашняя работа.
8. Рефлексия.
9.Завершение урока.
ХОД УРОКА
1.Орг.момент.
- Сегодня, ребята, мы займёмся поиском ответа на вопрос: «В чём смысл рассказа К.Паустовского «Снег»». Вы расскажете о главных героях с разных позиций характеристики, данной им автором, подкрепляя свои выводы примерами из текста. Очень ценно будет узнать ваше мнение.
2.Эмоциональный настрой. Мотивация.
- Работать будет, наверное, не всегда легко, но надеюсь интересно. Основную работу вы уже проделали дома, компьютерные слайды будут вас направлять, и вы всегда можете рассчитывать на помощь друг друга.
3.Актуализация знаний.
- Константин Паустовский говорил, что его рассказ «Снег» - о смерти и жизни, о торжестве жизни вопреки её грозным обстоятельствам, о красоте и чистоте человеческих чувств. Это рассказ о большом человеческом счастье. Объясните, как вы это всё понимаете.
- Почему рассказ имеет такой краткий заголовок?
- Сколько событий изображено в произведении?
- Каково ваше отношение к героям?
- Какие чувства вызвали у вас картины природы?
4.Практическая работа.
1-е задание: - Надеюсь, сведения, которые мы повторили, помогут вам, ребята, работая в группах, ответить на вопрос: Как природа влияет на характеры героев? На альбомном листе, пользуясь цветными карандашами, нарисовать схему-характеристику героя ( Татьяны Петровны или Потапова) в соотношении с природой. Героя поместить в центре.
2-е задание по группам (3 группы):
1.Нарисовать обложку книги, отражая главную идею рассказа.
2.Написать (кратко) киносценарий рассказа.
3. Придумать продолжение рассказа.
5.Защита проектов. Взаимооценивание.
(Работа с текстом через защиту проектов)
6.Закрепление.
1.Обощение того, о чём говорили уже ранее.
2. Беседа по вопросам:
- Роль письма Потапова к отцу?
- Только ли родственные чувства диктуют Потапову эти нежные и проникновенные слова?
- Почему же в письме Потапова с фронта почти нет деталей военного быта? О чём он вспоминает?
- А случайно ли упоминание Паустовского о музыке и о романсе на стихи Пушкина?
- Какую роль играет в рассказе снег?
Вывод:
Снег в рассказе вырастает в удивительно ёмкий образ – символ света людской доброты, красоты человеческой души, чистоты помыслов героев. Именно через это краткое название «Снег», автор раскрывает нам силу вечных законов жизни.
7.Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение по рассказу на тему: «Смерть – это неизбежность, «и излечиваются от неё только любовью»».
8.Рефлексия
- Ответьте на вопросы: что мы сегодня делали, какие задания вам понравились больше всего и почему?
9.Завершение урока.
-Все молодцы! Творческих успехов!
Литература:
1.Паустовский К. Сборник рассказов. – М., 1975.
2.Воспоминания о Константине Паустовском. – М., 1983. – с.254.
Ребята с интересом работали на уроке. Они сравнивали рассказ со сказкой, притчей, легендой. Было обращено внимание на то, что рассказ при малом его объёме заключает в себе «единство художественного события». А в рассказе «Снег» это встреча героев. Через «единство художественного события» Паустовский раскрывает читателю силу вечных законов жизни.
Рассказ «Снег» побудил восьмиклассников к творчеству. Ребята выполняли рисунки, нарисовали обложку книги, сделали попытку написать киносценарий и продолжение рассказа. По их мнению, рассказ музыкален, так как его лирический настрой сопоставим только с музыкой.
Сдержанность, мягкость, задушевность героев и природы, звуков и красок – вот что привлекло юных читателей и, думаю, сделает их души более отзывчивыми, добрыми. |