Карякина Ольга Константиновна. Г. Лесной Мастерица





Скачать 81.07 Kb.
НазваниеКарякина Ольга Константиновна. Г. Лесной Мастерица
Дата публикации15.07.2014
Размер81.07 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Карякина Ольга Константиновна .

Г. Лесной

Мастерица

В нашем, запрятанном в тайге, городе Лесном есть удаленный от центра район, называемый поселок Горный. Его небольшие крутые улочки застроены двухэтажными домами начала пятидесятых прошлого века, когда рождался будущий Лесной. Без особых внешних изменений стоит поселок и сегодня: облупившиеся «сталинки», в которых горячую воду нужно «добывать» с помощью титана; на подоконниках – герань и кошки. А за окнами – типичный уральский пейзаж: лес, горы, небо. Живут здесь, в основном, военнослужащие и пенсионеры.

От автобусной остановки к дому моей героини я шла по улице Бажова. Полуразрушенные ступеньки, поднимающие пешеходов от дома к дому, дались мне почему-то нелегко. В квартиру вошла запыхавшись, и о каком-то особом смысле географических названий тогда не подумала. Это потом, вспоминая нашу встречу, я стала проводить некоторые параллели между моей героиней и персонажами Павла Петровича Бажова: и страна Горная, и улица крутая – как символ непростого пути к мастерству. И сама Галина Михайловна Муравьева, постоянно стремящаяся в своем творчестве к совершенству, подобна Даниле. Да и фамилия у нее говорящая. А впрочем, чтобы рассказать о Галине Михайловне, не обязательно проводить какие-то параллели: человек она самодостаточный. И не для того творит свои шедевры, чтобы о ней писали, просто не может жить без своей ручной работы.

Галину Михайловну знаю давно, и всегда удивлял размах ее рукодельных интересов и одержимость, с которой она осваивает новые направления и техники. Кажется, в этой области она умеет все: шить, вязать, вышивать нитками и бисером, плести на коклюшках и макраме, делать из ткани цветы, аппликации…

В углу комнаты, где работает мастерица, громоздится высоченная стопа сложенных «полуфабрикатов». Рукодельницы в своем кругу называют недоделанные изделия «НЛО» – незаконченный лоскутный объект. Гора таких объектов у Галины Михайловны не исчезает. Сколько новых изделий в настоящий момент находится где-то на выставках, сколько их уже рассеяно по друзьям и родственникам! И уже опять больше десятка заготовок. Этот творческий конвейер просто потрясает. Откуда силы, откуда вдохновение?!

Отдельной мастерской у Галины Михайловны нет: все изделия создаются в обычной комнате – на столе, на полу. Но ровно, как скатерть, ложатся ее готовые лоскутные покрывала и одеяла. Не коробятся, не изгибаются волной, хотя сшиты из множества кусочков ткани да в несколько слоев. Для хорошего результата нужно не только вдохновение и фантазия, но и безмерное терпение, точность, аккуратность. Без этого какой-нибудь коврик не станет произведением искусства.

Комната Галины Михайловны красноречиво рассказывает об умелых руках хозяйки. На стене свои пестрые крылышки демонстрируют бабочки, вышитые мулине. Переливаются на полке бисерные пасхальные яйца. Диванные подушки украшены разноцветными шелковыми лентами. А принесенная мною хризантема потерялась на вышитой цветами льняной салфетке, отделанной кружевом. Да, маловата комната…

Родилась наша мастерица в 1937 году в городе Калинине, когда отца уже не было в живых. До этого семья жила в Москве, где, по семейному преданию, дед по отцовской линии был купцом 1-й гильдии. После смерти мужа беременная мама с двумя старшими детьми вынуждена была уехать подальше от столицы. Во время войны она шила военное обмундирование на фабрике, старшая сестра Александра работала в госпитале, а маленькую Галю, когда к городу подошли враги, отправили к бабушке. В первый класс девочка пошла, вернувшись из деревни. Она помнит: в разрушенном Калинине еще оставались пленные немцы.

И тут опять крутой поворот: в 1945-м семья уезжает вслед за старшей дочерью в Прибалтику. К этому времени Александра стала сотрудницей НКВД, вышла замуж за своего коллегу. Мотались по литовским городам, но жили обеспеченно. Менялись города, школы, друзья, соседи. В одиннадцать лет Галя выполнила свою первую серьезную творческую работу – прикроватный коврик, вышитый стебельчатым швом. Научила этому соседка, жена офицера.

Оканчивала школу Галина уже в Мичуринске Тамбовской области. Сюда с мамой, братом и племянниками перебрались, когда сестру Александру опять перевели по службе. Здесь, в Мичуринске, у Гали родилась еще одна страсть. Брат, вернувшись со службы в армии, привез ей в подарок фотоаппарат. С тех пор несколько десятков лет она с фотоаппаратом не расставалась. Сама проявляла, сама печатала снимки. Фотографирование стало не только хобби, но и в будущем, на некоторое время, – профессией.

Школа позади, и подружка зовет уехать: ведь они взрослые и потому должны быть самостоятельными, независимыми, смелыми и тому подобное. И вот Галя уже… в Семипалатинске. В казахстанской степи скучно не было. Работа на первых порах была не ахти творческая (фиксировать показания электросчетчиков), но увлечение художественной самодеятельностью в местном ДК с лихвой компенсировало недостаток адреналина. Активную, любознательную Галину заметили местные чиновники от культуры, и она приняла предложение перейти в историко-краеведческий музей.

Началась новая жизнь, где хлопотная работа директора музея сочеталась с учебой в педагогическом институте. Галина Михайловна с увлечением изучала музейные фонды, писала исторические очерки в местную «Прииртышскую правду», проводила экскурсии, бегала с фотоаппаратом по значимым в Семипалатинске мероприятиям. А еще посещала литературное объединение, общество фотолюбителей. Рукоделие в ту пору на первом месте в ее жизни не стояло, это правда. Но новые знания, впечатления, интерес к истории, внимание к природе – все это сплавилось и в последующем вышло к людям совсем другим талантом. Рукотворным.

Развернулся этот талант у нас на Урале, куда Галина Михайловна попала очень просто: в 1973-м вышла замуж за Валентина Владимировича – уральца, из семьи старателей. Поселилась с ним в поселке Горном и всем сердцем полюбила этот край, приняла его суровую природу и людей, привыкших много работать. Справедливости ради, говор до сих пор у нее остался кровный – акающий.

Некоторое время прослужив в фотоателье, Галина Михайловна устроилась библиотекарем в школу, где по совместительству в младших классах преподавала историю. Работая школьным библиотекарем, Галина Михайловна многим детям привила интерес к книгам и получила немало благодарных отзывов за внимание и помощь. Но прославилась все-таки своим искусством. Она вела кружок рукоделия для родителей с детьми, участвовала в многочисленных выставках и постоянно осваивала новые виды, приемы рукоделия; изучала историю народного костюма.

Невероятное впечатление производили на учащихся, да и, что говорить, на коллег-преподавателей, уроки истории, на которые учитель Муравьева приходила, например, в русском народном костюме.

Галина Михайловна и в повседневной жизни одевается оригинально. Авторская одежда – это целое направление в ее рукодельном творчестве. Вязаное пальто, вышитая блузка, сумка из лоскутков, замысловатый головной убор – всегда что-то новое появляется в ее гардеробе. И, надо сказать, все это Галине Михайловне идет, и даже экстравагантный наряд выглядит на ней естественно.

Чаще всего ее одежда выполнена в стиле или с элементами русского народного костюма среднерусских областей. В ее внешнем облике как-то гармонично сочетается некая архаичность и современные направления, например, популярное нынче оформление вышивкой лентами, а недавно – любимые молодежью фенечки.

Когда-то, по работе, я довольно часто рассказывала о Японии, о ее уникальной культуре, о том, как сохраняются в этой стране древние традиции. И для наглядности приводила такой факт: японцы и в повседневной жизни носят свою национальную одежду. Кимоно есть в любой семье. Конечно, не каждый день, но японец часто надевает скромное кимоно дома, дорогое – по торжественным поводам. И совсем не удивительно встретить одетых в кимоно людей на японских улицах. А у нас, спрашивала я слушателей, разве кто-то пойдет по городу в русском народном костюме, если только это не праздничное гулянье? Конечно, нет. Такое будет выглядеть странно и даже, может быть, смешно. Потому что мы с этим не выросли. Не привыкли, не нуждаемся.

А вот Галина Михайловна Муравьева – исключение: она нуждается. Она может и любит надеть расшитое платье, повойник… И просто пойти по делам. И просто слегка напомнить нам о родном, о корнях.

Галина Михайловна со смехом рассказывает такой случай. На какое-то праздничное мероприятие в свою школу она явилась в очередном необычном наряде. Проходит в зал. Тут одна дама из организаторов – из города – строго останавливает ее: «В костюмах еще рано!» Улыбаясь, «заступился» коллега: «Да она так ходит!»

В этот период и начала Галина Михайловна превращаться в Хранительницу народных традиций – как ее стали у нас величать. В 2002 году под таким названием прошла в городском музее персональная выставка Г.М. Муравьевой. А в предшествующем году она заняла призовое место в областном конкурсе «Женщина года» в номинации «Хранительница традиционных народных ремесел».

Выйдя на пенсию, Г.М. Муравьева еще больше отдалась своему увлечению. Впрочем, рукоделие – это ее призвание и главное дело. Теперь все свободное время уходит на новые работы. Можно чаще встречаться с единомышленницами, обучать желающих (а их, благо, становится все больше), участвовать в вернисажах. И уже в других городах и даже странах.

Далеко, например, во Францию и Японию, поехать Галина Михайловна не может – туда ее работы едут без нее. А вот в Белоруссии для участия в выставке «Душа России» в рамках фестиваля «Славянский базар» побывать удалось. На суд многочисленных зрителей она представила два панно на древнерусскую тематику – «Князь» и «Древо» – выполненные в смешанной технике. До сих пор эти работы кочуют по выставкам: из Белоруссии в Якутию, затем – в Японию…

Участие в подобных мероприятиях не только престижно и интересно, но и полезно очень, нужно в плане самообразования. Г.М. Муравьева это понимает, ей присуще желание и умение расти, развиваться, прислушиваться ко времени, находить новое.

Сейчас любимое занятие Галины Михайловны – лоскутное шитье. Это дело поглотило ее в переносном и прямом смысле. Яркие, пестрые, веселые (а когда и нежные, пастельные) покрывала, пледы, панно, салфетки – они в мыслях, в планах, на столе, на полу…

Когда-то из-за экономии и бережливости женщины шили из остатков ткани. Сегодня для большинства лоскутниц это – увлекательное, захватывающее действо, вроде выкладывания мозаики из разноцветных камешков, или живописи красками лоскутков.

Последним работам Муравьевой в лоскутной технике характерны приглушенные цвета, часто в одной гамме; ассиметричный рисунок – это уже современный стиль.

Галина Михайловна показывает мне заготовки и эскизы панно юмористического триптиха, которые будут выполнены в технике аппликации из ткани в сочетании с вышивкой. Исторические анекдоты о Ньютоне, Диогене, Пифагоре предстанут в стиле русских лубочных картинок. Любопытный ход.

Сегодня особо популярной у нас стала вышивка шелковыми лентами. Немало изделий видела я на выставках и даже в магазинах. Но вот мастерица достает из шкафа свою работу – комплект футляров «Незабудки» для хранения швейных принадлежностей. Коробочки и сумочки словно обсыпаны крохотными голубыми цветочками. Не сразу и догадаешься, что выполнены они из ленточек. Ювелирная работа!

В наше время ручные изделия все больше ценится, находятся любители и коллекционеры, которые готовы заплатить за лоскутное одеяло. Это радует. Несколько работ Г.М. Муравьевой с выставки «Текстильные ремесла» в Екатеринбурге в 2012 году купила турфирма «Детское бюро путешествий». Это покрывало из шестиугольников «Полянка», сделанное полностью вручную (и сборка, и стежка), и два панно в технике аппликации из ткани – «Русские узоры» и «В райском саду».

Галина Михайловна любит изображать птиц. Большекрылые сказочные существа с длинными изогнутыми шеями и ярким оперением украшают многие ее работы.

Отдавая должное новым веяниям, мастерица своими работами старается традиции тоже поддерживать. Это выражается и в выборе сюжетов (изображение мифических животных и птиц, невиданных растений), и в использовании приемов (например, веселая кайма из узеньких полосок, составленных в узоры «изба» или «елочка»). Традиционным приемам русского лоскутного шитья Галина Михайловна верна. «Обязательно!» – говорит она очень убедительно. Присутствуют в ее работах и уральские мотивы: веточка рябины, игра самоцветов…

Мы знаем: в далеком прошлом для народного художника искусство не было самоцелью. Украшая предметы быта, он старался внести в повседневность праздник. Эти рукотворные вещи служили человеку. Вот и Галина Михайловна создает свои нарядные изделия для пользования, для дружной жизни с людьми.

Г.М. Муравьева не является носителем и хранителем какого-то одного народного промысла, какого-то одного древнего искусства. Она не жила в известных художественных центрах, не переняла по наследству секреты мастерства. Она всему научилась сама, прониклась этим народным духом, полюбила рукоделие, освоила все традиционные для России его виды.

«В Вашем труде душа Русской женщины. Вы показываете в своих работах нашим девчатам путь, по которому они обретут красоту, терпение, доброту… Спасибо Вам за щедрость души!» – восторженные и благодарные отзывы зрителей. Люди замечают, что в каждую работу вложена частичка ее души. А без этого никак в искусстве, иначе и твою душу не заденет.

«Вот уж воистину человек живет не зря. Жизнь проходит с толком, с радостью, с высокими мыслями…».

И мастерством!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Карякина Ольга Константиновна. Г. Лесной Мастерица iconСмирнова Ольга Константиновна. Цель урок
Цель урока: Вырабатывание единой естественнонаучной картины мира; научиться анализировать
Карякина Ольга Константиновна. Г. Лесной Мастерица iconТолстова Татьяна Константиновна
Толстова Татьяна Константиновна, 1959 года рождения, мари, образование средне специальное, окончила в 1983 году музыкальное училище...
Карякина Ольга Константиновна. Г. Лесной Мастерица iconСмирнова Ольга Константиновна. Цель урок
Охватывает нас, когда мы говорим, смотрим и пытаемся понять законы природы: внутри атома аргона как бы «спрятан» атом неона, а в...
Карякина Ольга Константиновна. Г. Лесной Мастерица iconМинистерство Промышленности Российской Федерации Департамент лесной,...
Ппбо 117-81), утвержденных Минлеспромом СССР 26 июня 1981 г “Правил пожарной безопасности при эксплуатации предприятий лесной, деревообрабатывающей...
Карякина Ольга Константиновна. Г. Лесной Мастерица iconВ какие годы правила Ольга?
Ольга усовершенствовала систему сборов налогов,введя «уроки», «погосты» и «полюдье»
Карякина Ольга Константиновна. Г. Лесной Мастерица iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Карякина Алесия Александровна, учитель немецкого языка мбоу «Кваркенская средняя общеобразовательная школа», с. Кваркено
Карякина Ольга Константиновна. Г. Лесной Мастерица iconВ. В. Карякина г. Химки, фгуп утц «Новогорск»
Позвольте проинформировать Вас об основных направлениях совершенствования правового обеспечения физической культуры и спорта и законодательных...
Карякина Ольга Константиновна. Г. Лесной Мастерица iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перми, учителя г. Перми и Пермского края: Алёшкина Татьяна Васильевна, Белова Вера Михайловна, Борцова Вера Владимировна, Караваева...
Карякина Ольга Константиновна. Г. Лесной Мастерица iconМетодическая разработка конспекта – занятия по декоративно-прикладному...
Постоянный состав группы – 1 человек, имеющие инвалидность, хронические заболевания, задержку психического развития
Карякина Ольга Константиновна. Г. Лесной Мастерица iconОбразовательная программа объединения «мастерица»
Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет и углубляет школьные программы....
Карякина Ольга Константиновна. Г. Лесной Мастерица iconХарактеристики биологического разнообразия региона динамичны, так...
Республики Татарстан находится на стыке лесной и лесостепной зон и характеризуется пестротой ландшафтных условий. Всего на территории...
Карякина Ольга Константиновна. Г. Лесной Мастерица iconМатушкина ольга Васильевна оптимизация процессов регенерации при...
Рецензент(ы) доцент кафедры прикладной психологии Разумова Ольга Геннадьевна, к псх н., доц
Карякина Ольга Константиновна. Г. Лесной Мастерица iconНа Всероссийский конкурс «Урок XXI века»
Ольга Николаевна мастер по использованию средств икт. Она не только сама использует, но и другим помогает. На нее равняется школа....
Карякина Ольга Константиновна. Г. Лесной Мастерица iconЛуговая Елена Константиновна
«философские проблемы конкретных дисциплин» Часть I. федерального комплекса цикла дс
Карякина Ольга Константиновна. Г. Лесной Мастерица icon«Визитная карточка» проекта
Куренкова Татьяна Александровна, Неудахина Оксана Викторовна, Лагун Нина Константиновна
Карякина Ольга Константиновна. Г. Лесной Мастерица iconАнна Константиновна Луковцева Психология и педагогика. Курс лекций
Этот материал размещен в блоге Деменевой Н. Н


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск