Чему и как учили в Древней Руси





Скачать 197.07 Kb.
НазваниеЧему и как учили в Древней Руси
Дата публикации26.07.2014
Размер197.07 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
XIV Открытые городские Серафимовские чтения школьников

Секция первого доклада

Реферат на тему:

«Чему и как учили в Древней Руси».

Реферат подготовила:

Тумакова Анастасия,

учащаяся 5 Б класса

ГБОУ СОШ №5 «ОЦ»

г.Новокуйбышевска

г.о.Новокуйбышевск, 2013


Тезисы к реферату: «Чему и как учили в Древней Руси».
Автор: Тумакова Анастасия, учащаяся ГБОУ СОШ №5 «ОЦ» г.Новокуйбышевска

Руководитель: Маркина Татьяна Петровна, учитель истории ГБОУ СОШ №5 «ОЦ» г.Новокуйбышевска

Первые школы в Древней Руси появились при князе Владимире. В летописи «Повесть временных лет» говорится: «в 988 году послал князь собирать у знатных людей детей и отдавать их в обучение книжное». Поначалу учили только знатных, а после распространилась грамота повсюду. В Новгороде первую школу открыл сын Владимира Ярослав, прозванный Мудрым, в 1030 году.

Находка берестяных грамот стала значительным научным открытием. До их обнаружения считалось, что население Древней Руси в массе своей было неграмотным, а читать и писать умели только избранные люди, число которых было невелико. Однако многочисленные находки показали, что грамотой на Руси владели практически все слои населения, независимо от возраста.

Цель исследования:

-познакомиться с развитием грамотности в Древней Руси на основе берестяных грамот XIII века и «Азбуковника» XVII века

Задачи исследования:

-прочитать литературу о развитии грамотности в Древней Руси

-подобрать материал о древнерусских школах и обучении в них

-познакомиться с древнерусским письмом и счётом

Берестяные грамоты – важный источник по истории древнерусской письменности и свидетельство о степени распространения грамотности. Среди авторов берестяных писем мужчины, женщины и дети, представители разных сословий. Берестяные грамоты дают сведения о системе обучения детей грамоте. Открытие берестяных грамот показало, что написанное слово в новгородском средневековом обществе вовсе не было диковинкой. Оно было привычным средством общения между людьми, распространённым способом беседовать на расстоянии, хорошо осознанной возможностью закреплять в записях то, что может не удержаться в памяти. Переписка стала повседневным явлением.

О школе XVI-XVII веков мы узнали благодаря «Азбуковнику». Оказывается, образование не было на Руси сословной привилегией. В рукописи содержится призыв к родителям разных сословий отдавать отроков для обучения «прехитрой словесности». Ограничением к обучению служили лишь нежелание родителей либо уж совершеннейшая их бедность, не позволявшая хоть чем-нибудь оплатить учителю за обучение чада.

В ходе учебного исследования мы познакомились с берестяными грамотами новгородского мальчика Онфима. Узнали что, чем и на чем он писал. Познакомились с рукописными книгами и типами письма, нелегким трудом книжного писца. Благодаря «Азбуковнику» узнали, как было организовано обучение в древнерусской школе. Сделали вывод о широком распространении грамотности на Руси.

Содержание стр.

Введение ……………………………………………….. 3-4
Глава I. Берестяные грамоты мальчика Онфима … 5-8
Глава II. «Азбуковник» об обучении «прехитрой

словесности» …………………………………. 9-11
Заключение …………………………………………… 12
Список литературы и Интернет-ресурсов ………….. 13
Приложение ……………………………………………… 14-16

Введение.

Первые школы в Древней Руси появились при князе Владимире. В летописи «Повесть временных лет» говорится: «в 988 году послал князь собирать у знатных людей детей и отдавать их в обучение книжное». Поначалу учили только знатных, а после распространилась грамота повсюду. В Новгороде первую школу открыл сын Владимира Ярослав, прозванный Мудрым, в 1030 году. Многие до сих пор уверены, что в допетровскую эпоху на Руси вообще ничему не учили. Более того, само образование тогда якобы преследовала церковь, требовавшая только, чтобы ученики кое-как твердили наизусть молитвы и понемногу разбирали печатные богослужебные книги. Да и учили, мол, лишь детей поповских, готовя их к принятию сана. Те же из знати, кто верил в истину "учение - свет...", поручали образование своих отпрысков выписанным из-за границы иностранцам. Остальные же обретались "во тьме незнания". Существует множество доказательств того, что данное мнение ошибочно. Прежде всего, берестяные грамоты.

Находка берестяных грамот стала значительным научным открытием. До их обнаружения считалось, что население Древней Руси в массе своей было неграмотным, а читать и писать умели только избранные люди, число которых было невелико. Однако многочисленные находки показали, что грамотой на Руси владели практически все слои населения, независимо от возраста.

Цель исследования:

-познакомиться с развитием грамотности в Древней Руси на основе берестяных грамот XIII века и «Азбуковника» XVII века

Задачи исследования:

-прочитать литературу о развитии грамотности в Древней Руси

-подобрать материал о древнерусских школах и обучении в них

-познакомиться с древнерусским письмом и счётом

Берестяные грамоты – важный источник по истории древнерусской письменности и свидетельство о степени распространения грамотности. Среди авторов берестяных писем мужчины, женщины и дети, представители разных сословий. Берестяные грамоты дают сведения о системе обучения детей грамоте.

Обнаружив столь высокое распространение грамотности в Новгороде, мы не можем не заинтересоваться, как эта грамотность пробивала себе дорогу, как происходило обучение грамоте.


Глава I. Берестяные грамоты мальчика Онфима.

Берестяные грамоты были открыты во время раскопок древнерусских городов. Первые манускрипты были найдены в 1951 г. археологической экспедицией в Новгороде. В 1952 г. грамоты обнаружены в Смоленске, в 1958 г. их нашли в Пскове, в 1959 г. – в Витебске, затем в Рязани, Старой Руссе, в Москве и других древнерусских городах.

Использование в Древней Руси для письма именно бересты вполне объяснимо. Березовая кора – наиболее дешевое и доступное средство для повседневного письма. Напомним, что до конца XIV – начала XV в. книги писались на пергамене, очень дорогом материале, выделанном из телячьей кожи.

Технология письма на бересте была довольно простой. Для того чтобы кора была податливой, ее кипятили в воде. Буквы же процарапывали острым, хорошо отполированным костяным или металлическим стержнем («писалом»), подвешенным на ремешке. Взрослые писали на бересте письма, деловые записки, а дети – ученические упражнения, отдельные буквы и даже рисовали смешные картинки.

Первая новгородская экспедиция под руководством А.В. Арциховского в одном и том же культурном слое обнаружила писала и 173 берестяные грамоты. Древнейшие из них относятся к XI веку. В 2000 году в Новгороде был найден древнейший рисунок на бересте – изображение святой Варвары, которое ученые датируют концом X – началом XI века. По содержанию берестяные грамоты весьма разнообразны. Большинство из них – частные письма, в которых в основном затрагиваются бытовые и хозяйственные вопросы. Изредка освещаются политические новости: например, некий Терентий из Ярославля сообщал своему знакомому Михаилу о столкновении новгородского воинства с угличанами.

Берестяные грамоты также содержат материал о социальных и экономических отношениях XI–XIV вв. В записях на бересте перечисляются повинности. Встречаются денежные документы и завещания. Среди берестяных грамот имеются тексты, которые можно назвать литературными. Например, на одной из них написана загадка: «Есть град между небом и землею, а нему еде посол без пути, сам нему везе грамоту непсану». Использовалась береста и для любовных посланий. Археологи нашли письмо некого Микиты своей возлюбленной Ульяне, которую он звал замуж: «От Микиты ко Улианици. Поиде за меня…». В 2000 г. в Новгороде найдена тысячная берестяная грамота.

Давным-давно - 800 лет назад - в одной новгородской усадьбе на Великой улице Неревского конца затеяли уборку. Мели, мыли, тёрли, выкидывали ненужные вещи. Кто-то собрал в охапку исписанные берестяные листки - ученические труды 6-7-летнего Онфима и бросил их недалеко от частокола. Обычно ненужной берестой растапливали печь, но в тот момент у хозяев усадьбы, видимо, и без «тетрадок» Онфима имелось, чем запалить дрова.

Вскоре на «тетрадки» навалили разного хлама, потом земли и опять мусора. И так из столетия в столетие. С X по XX век новгородский культурный слой (слой земли, в котором из века в век накапливается строительный и хозяйственный мусор, сохраняются остатки древних сооружений и т.п.) вырос более чем на 5 метров. Берестяные грамоты Онфима лежали выше новгородской земли X века на 3 метра, а от нас с вами их отделяло 2 метра. Попали берестяные грамоты Онфима в почву где-то между 1224-1238 гг., а летом 1956 г. были найдены археологами. В походной археологической лаборатории закипела работа. Грамоты очищали щетками от земли, распаривали в кипятке, расслаивали бересту, и слои, содержащие текст, зажимали между стёклами для сушки. Текст копировали и немало узнали о маленьком жителе Новгорода XIII века.

Онфим – новгородец был очень прилежным учеником. Взгляните на обратную сторону «автопортрета на коне». Днище туеса – берестяного сосуда, на котором он нарисован, разделено на две полосы. На одной из них мальчик повторял алфавит от А до Я. Когда он писал буквы, то старательно произносил в слух: «аз», «буки», «веди» и т.д. Обучать чтению и письму начинали именно с заучивания старославянских названий букв. Но даже выучив буквы, ещё нельзя было читать: ведь «буки» + «аз» дают «букиаз», а не «ба». Поэтому освоив алфавит, приходилось зубрить слоги – склады: «ба», «во» и т.д. Вторая полоса бересты как раз посвящена складам.

В общем, буквенно – слоговой метод освоения чтения и письма, с помощью которого постигал грамоту Онфим, не был легким, однако он сохранялся в России вплоть до XX века, а в Онфимовы времена был единственным.

Онфим умел хорошо читать и писать. На других берестяных листах мы видим довольно сложные упражнения, выполненные мальчиком. Он переписал деловой документ, который содержал долговые обязательства: «На Домире взятие доложзиве». Правда, сделал ошибку: буква «з» в последнем слове явно лишняя. Академик В.Л. Янин, специалист по новгородским берестяным грамотам, предположил, что данная ошибка явилась следствием длительной зубрёжки алфавита: Онфим привык после Ж писать З.

В другой грамоте Онфима написал благочестивую фразу: «Господи, помози рабу своему Онфиму». Писал Онфим и диктанты по Псалтыри, при этом он не очень понимал смысл, и появлялись довольно бессвязные фразы типа: «Яко с нами Бог, услышите да послу, яко же маличе твоё, на раба твоего Бог».

Учить арифметику нашему Онфиму только предстояло. В его грамотах есть лишь одна попытка написать число, но исходя из сведений других источников, мы можем рассказать, что ожидало Онфима в будущем.

«Математическое образование» начиналось с написания цифр. В XI-XVII вв. они обозначались буквами, над которыми ставили титло. Например: А-1, В-2 и т.д. Буквы Б, Ж, Ш, Щ,Ъ, Ь цифр не обозначали, поэтому порядок чисел и порядок букв в алфавите не совпадал. Первые 9 букв (без Б и Ж) означали единицы, далее шли десятки, сотни и тысячи. Если букву брали в кружок, это означало десятки тысяч.

Многие из найденных берестяных грамот Онфима представляют собой упражнения в написании цифр. На одной из них изображены два человека. Их поднятые руки напоминают грабли. Число пальцев-зубцов на них - от трех до восьми. Рядом с надписью грамоты снова изображены две схематические человеческие фигуры. И снова у них на руках противоестественное количество пальцев - три или четыре.  Очевидно, Онфим еще не умеет считать.

Другая грамота содержит попытку записи даты (SЧСА), скорее всего, это неудачно списанное SѰОА (6771 год, то есть 1263 от Рождества Христова).

В отличие от букв, цифрами Онфим, по-видимому, ещё не владел. Наверное поэтому, он рисовал разное количество пальцев на руках у изображаемых им человечков.

Как всякий ученик Онфим имел «ручку», «пенал», «учебники» и «тетрадки».

В XII – XIV вв. вместо тетрадей у учеников были натертые воском дощечки- церы. Костяным, деревянным или металлическим писалом – палочкой с одним заостренным концом – на воске процарапывали слова. Сделал ошибку – не беда. Второй конец писала имел форму лопаточки, которой можно было стереть написанное. Делать исправления на бересте было значительно сложнее. Поэтому ученики, как правило, на ней не писали. Только особо старательные, как Онфим, тренировались дома.

Держали писала в кожаных мешочках, что всегда носили с собой у пояса. Иногда писала лежали в деревянных коробочках.

Судя по новгородским археологическим находкам, в школах использовались азбуки, вырезанные на небольших досках. Учебниками могли служить церковные книги, записи и письма взрослых.

Как любой другой мальчик, Онфим имел друзей. Имя одного из них сохранила берестяная грамота. «Поклон от Онфима к Даниле», - написал наш юный знакомый. Среди грамот Онфима есть одна, написанная другим детским почерком. Не Данила ли писал?

Еще одна грамота XIV в. приоткрывает нам мир забав новгородской детворы:


Н

В

Ж

П

С

Н

Д

М

К

З

А

Т

С

Ц

Т

Е

Е

Я

И

А

Е

У

А

А

А

Х

О

Е

И

А

Если читать по слогам сверху вниз, получается: «Невежя писа, не дума каза, а хто се цита…» - далее оборвано, но и так все ясно.

До наших дней сохранилась логическая задача, которая была известна на Руси ещё в XII веке: «Человеку необходимо было переправить через реку с помощью лодки волка, козу и капусту. В лодке мог поместиться только человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Но если оставить волка с козой без человека, то волк съест козу, если оставить козу с капустой, то коза съест капусту, а в присутствии человека никто никого не ел. Человек все-таки перевез через реку и волка, и козу, и капусту. Как он это сделал?»

Как и все дети Онфим не только прилежно учился, но и весело отдыхал, даже хулиганил. В минуту отдыха от занятий Онфим обращается к рисункам. На неумелых, но по-своему выразительных картинках мы видим лошадей, воинов в шлемах и плащах, сцены боя, летящие стрелы, всадника, поражающего врага. Об этом тоже нам рассказали берестяные грамоты. Одна из них почти целиком заполнена рисунком маленького художника. Маленький художник мечтал о доблести и о подвигах. Он изобразил некое подобие лошади и всадника на ней, который копьем поражает брошенного под копыта лошади врага. Около фигуры всадника помещена пояснительная надпись: "Онфиме". Мальчик Онфим нарисовал свой "героизированный автопортрет". Таким он будет, когда вырастет: мужественным победителем врагов Новгорода, смелым всадником, лучше всех владеющим победоносным копьем. Что же, Онфим родился в героический век новгородской истории, в век Невской битвы и Ледового побоища, в эпоху великих побед Александра Невского. И на его долю наверняка с лихвой досталось схваток и подвигов, свиста стрел и стука мечей. Но, помечтав о будущем, он вспомнил настоящее и на свободном клочке бересты рядом с "автопортретом" написал: "абвгдежзиiк"». 

Кем станет Онфим, когда вырастет? Может быть храбрым воином, а может быть писцом, переписчиком книг. Писцы работают в скрипториях – мастерских по переписке книг при монастырях. Здесь трудятся писцы, здесь и будущих писцов обучают разным вариантам почерка, церковнославянскому языку. Ведь этот язык, на котором пишутся книги не похож на разговорный. Интересно наблюдать за трудом писца. Лист пергамена разлиновывается специальным приспособлением - кераксой, чтобы получалась ровная строчка. Почерк у писцов крупный, четкий, «уставом» называется. Каждая буква стоит отдельно от другой, а заглавные выписаны красивой красной краской - киноварью. И много веков спустя останется в русском языке выражение «писать с красной строки».

Писали переписчики птичьими перьями. Для этого использовались перья лебедя, вороны, утки, но чаще всего гуся, как наиболее прочные. Качество письма зависело от способа заточки перьев. Типы письма в Древней Руси со временем менялись. В XI- XIII веках это был устав, писание таким способом занимало очень много времени. В XV веке, с ростом грамотности и развитием деловой переписки, появился новый тип письма- полуустав. Почерк стал свободнее, буквы стали гораздо меньше по размеру. Следующим этапом развития письма стала скоропись, как результат увеличения количества бумажных дел. Скоропись очень трудна для прочтения, поскольку в ней отразились не столько нормы письма, сколько характер автора. Эти тексты писались слитно, без единого знака препинания.

Возможно, когда-нибудь новгородский мальчик Онфим станет книжным писцом и оставит о себе память в рукописной книге. До чего же красиво и торжественно выглядит готовая рукописная книга! Переплет у нее из тонких деревянных досок, обтянутых кожей, застежки у переплета золотые, а на уголках- металлические наугольники, чтобы кожа не стиралась. И книга эта дойдет до нашего времени.

Сейчас в нашей стране хранится 493 рукописные книги XI-XIII веков. Хотелось бы думать, что одна из них – плод трудов Онфима.

Глава II. «Азбуковник» об обучении «прехитрой словесности»

Многие и по сию пору уверены, что в допетровскую эпоху на Руси вообще ничему не учили. Более того, само образование тогда якобы преследовала церковь, требовавшая только, чтобы ученики кое-как твердили наизусть молитвы и понемногу разбирали печатные богослужебные книги. Да и учили, мол, лишь детей поповских, готовя их к принятию сана. Те же из знати, кто верил в истину "учение - свет...", поручали образование своих отпрысков выписанным из-за границы иностранцам. Остальные же обретались "во тьме незнания".

Все это опровергает Даниил Лукич Мордовцев (1830-1905). В своих исследованиях он опирался на любопытный исторический источник, попавший к нему в руки, - "Азбуковник".

Несмотря на свое название, это, по сути, не учебники (в них нет ни азбуки, ни прописей, ни обучения счету), а скорее руководство для учителя и подробнейшие наставления ученикам. В нем прописан полный распорядок дня школяра, кстати, касающийся не только школы, но и поведения детей за ее пределами.

Из "Азбуковника" мы узнаем очень важный факт: образование не было на Руси сословной привилегией. В рукописи, от лица "Мудрости", содержится призыв к родителям разных сословий отдавать отроков для обучения «прехитрой словесности». Ограничением к обучению служили лишь нежелание родителей либо уж совершеннейшая их бедность, не позволявшая хоть чем-нибудь оплатить учителю за обучение чада.

Начинался день с прихода детей утром в специальный дом - училище. Школяру, пришедшему в школу ранним утром, предстояло провести в ней целый день, до звона к вечерней службе, который был сигналом и к окончанию занятий.

Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся "дружина" совершала перед дальнейшими занятиями общую молитву: "Господи Иисусе Христе Боже наш, содетелю всякой твари, вразуми мя и научи книжного писания и сим увем хотения Твоя, яко да славлю Тя во веки веков, аминь!"

Затем ученики подходили к старосте, выдававшему им книги, по которым предстояло учиться, и рассаживались за общим длинным ученическим столом. Каждый занимал место, указанное ему учителем.

Книги, будучи собственностью школы, составляли главную ее ценность. Отношение к книге внушалось трепетное и уважительное. Требовалось, чтобы ученики, "замкнув книгу", всегда клали ее печатью кверху и не оставляли в ней "указательных  древец" (указок), не слишком разгибали и не листали попусту. Категорически запрещалось класть книги на лавку, а по окончании учения, книги надлежало отдать старосте, который складывал их в назначенное место.

Было и ещё одно довольно странное требование, которое запрещало ученикам рассказывать вне стен школы о том, что в ней происходит.

Такое правило как бы обособляло учеников, замыкая школьный мир в отдельную, почти семейную общность. С одной стороны, оно ограждало ученика от "неполезных" влияний внешнего окружения, с другой - связывало учителя и его подопечных особенными отношениями, недоступными даже для ближайших родственников, исключало вмешательство посторонних в процесс обучения и воспитания.

Еще одно наставление говорит о тех обязанностях, которые в школе возлагались на учеников. Они должны были "пристроять школу": мести сор, мыть полы, лавки и стол, менять воду в сосудах под "светцем" – то есть подставкой для лучины. Освещение школы с помощью той же лучины также было обязанностью учеников, как и топка печей. На такие работы (говоря языком современным - на дежурство) староста школьной "дружины" назначал учеников посменно: "Кто школу нагревает, тот в той и все пристрояет". 

Итак, большую часть дня ученики неотлучно находились в школе. Для того, чтобы иметь возможность отдохнуть или отлучиться по необходимым делам, учитель избирал себе из учеников помощника, называемого старостой. Роль старосты во внутренней жизни тогдашней школы была чрезвычайно важна. После учителя староста был вторым человеком в школе, ему даже дозволялось замещать самого учителя. Поэтому выбор старосты и для ученической "дружины", и для учителя было делом важнейшим.

Стоит ли говорить, что и учение, и воспитание отроков были тогда проникнуты глубоким почтением к православной вере. Что смолоду вложено, то и произрастет во взрослом человеке. Вечерний благовест давал знак к окончанию учения.

После этого ученики должны были идти к вечерне, учитель же наставлял их, дабы в церкви вели себя благопристойно, потому что "все знают, что вы учитесь в школе".

Конечно же, приведенные правила - более благие пожелания. Нет в природе таких детей, что удержались бы от шалостей, игр  после того, как они целый день провели в школе. Понимали это в старину и учителя и потому стремились всеми мерами уменьшить время безнадзорного пребывания учеников на улице, толкающей их к соблазнам и к шалостям. Не только в будние дни, но в воскресные и в праздничные школяры обязаны были приходить в училище. Правда, в праздники уже не учились, а только отвечали выученное накануне, читали вслух Евангелие, слушали поучения и разъяснения учителя своего о сути того или иного праздника. Потом все вместе шли в церковь к литургии.

Любопытно отношение к тем ученикам, у которых учение шло плохо. В этом случае "Азбуковник" отнюдь не советует их усиленно пороть или наказывать как-то иначе. Последним настоятельно советовалось молиться, призывая на помощь Бога. А учитель с такими учениками занимался отдельно, говоря им постоянно о пользе молитвы и приводя примеры "от писания", рассказывая о таких подвижниках благочестия, как прп. Сергий Радонежский и Александр Свирский, которым учение поначалу совсем не давалось.

Помимо школьных правил и порядков "Азбуковник" рассказывает о том, как после прохождения первоначального образования, ученики приступают к изучению "семи свободных художеств". Под коими подразумевались: грамматика, диалектика, риторика, музыка (имелось в виду церковное пение), арифметика и геометрия ("геометрией" тогда называлось "всякое землемерие", включавшее в себя и географию, и космогонию). "Последней по счету, но первой действом" в перечне наук, изучавшихся тогда, называлась астрономия (или по-славянски "звездознание").

А еще в училищах занимались изучением стихотворного искусства. Учились сочинять двустишия и писать приветствия в стихах и в прозе.

Заключение.

Чему и как учили в Древней Руси? Для поиска ответа на этот вопрос мы обратились к берестяным грамотам XIII века и «Азбуковнику» XVII века, изученному Д.Л.Мордовцевым. В ходе исследования выяснили, самые интересные берестяные грамоты - новгородские. Первая новгородская берестяная грамота была найдена в 1951 году. Берестяные грамоты были привычным элементом новгородского средневекового быта. Новгородцы постоянно писали и читали письма, рвали их и выбрасывали, как мы сейчас рвём и выбрасываем ненужные или использованные бумаги.

В музеях и архивах сохранилось довольно много документов, написанных на бересте. Береста отличалась дешевизной по сравнению с пергаментом, а позднее с бумагой. О том, что бумага и особенно пергамент стоили в древности очень дорого, сохранилось много свидетельств.

Открытие берестяных грамот показало, что написанное слово в новгородском средневековом обществе вовсе не было диковинкой. Оно было привычным средством общения между людьми, распространённым способом беседовать на расстоянии, хорошо осознанной возможностью закреплять в записях то, что может не удержаться в памяти. Переписка стала повседневным явлением. Князья пишут своим управляющим, ключникам. Ключники пишут своим господам. Крестьяне пишут своим боярам, а бояре своим крестьянам. Одни бояре пишут другим. Ростовщики переписывают своих должников и исчисляют их долги. Ремесленники переписываются с заказчиками. Мужья обращаются к жёнам, жёны - к мужьям. Родители пишут детям, дети - родителям. Особенный интерес вызвали берестяные грамоты новгородского мальчика Онфима, на которых он учился писать и рисовал.

О школе XVI-XVII веков мы узнали благодаря «Азбуковнику». Оказывается, образование не было на Руси сословной привилегией. В рукописи содержится призыв к родителям разных сословий отдавать отроков для обучения «прехитрой словесности». Ограничением к обучению служили лишь нежелание родителей либо уж совершеннейшая их бедность, не позволявшая хоть чем-нибудь оплатить учителю за обучение чада.

Список литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Воспитание и обучение в Древней Руси http://bibliofond.ru



  1. Вронский Ю. П. «Терем Юрия Онцифоровича. Рассказы о древнем Новгороде» - 1989 г.




  1. Муниципальное учреждение культуры «Библиотечный центр для детей и юношества «Читай-город» http://www.younglib.novgorod.ru



  1. Онфим http://ru.wikipedia.org



  1. "Как учили школьников на Руси". Урок "Мы и окружающий мир" в 3-м классе (система Л.В. Занкова) Булдакова Наталья Владимировнаучитель начальных классов http://festival.1september.ru



  1. Янин В.Л. «Берестяная почта столетий». — М.: Педагогика, 1979. — 128 с.: ил. — (Библиотечка детской энциклопедии «Учёные — школьнику»).




  1. Саплина Е.В. «Путешествие в историю». – М.: Центр гуманитарного образования, 1995.


Приложение.

- берестяные грамоты.















- школьные принадлежности











- писало.





- Новгородская азбука















- рисунок Онфима























- азбука Онфима









- двусторонняя цера - вощеная табличка для письма








Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Чему и как учили в Древней Руси icon«Быт и нравы Древней Руси»
Цели урока: Познакомить учащихся с бытом и нравами Древней Руси: с повседневной
Чему и как учили в Древней Руси iconУрока "Культура Древней Руси" Инструкция к уроку
Прочитать §7 «Культура Древней Руси», ответить устно на вопросы после параграфа
Чему и как учили в Древней Руси iconБиблиотека Литературы Древней Руси том 6 (XIV середина XV века)
Библиотека литературы Древней Руси / ран. Ирли; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – Спб.:...
Чему и как учили в Древней Руси iconРеферат : Культура Древней Руси как отражение уровня развития древнерусского...

Чему и как учили в Древней Руси iconВеликое княжество Литовское
В течение столетия после Батыева нашествия на десятков земель и княжество Древней Руси выросли два мощных государства, две новые...
Чему и как учили в Древней Руси iconБелинцева И. В., Бутырский М. Н
Данный курс знакомит студентов с историей искусства Византии и Древней Руси. Особо сложный, составной характер искусства средневековой...
Чему и как учили в Древней Руси iconУрок №1 Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве"
Урок №1 Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве" величайший памятник древнерусской литературы....
Чему и как учили в Древней Руси iconМетодические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине...
Рабочая программа и методические рекомендации для семинарских занятий по дисциплине «История древней Руси»
Чему и как учили в Древней Руси iconЛитература, зодчество, иконописание в Древней Руси

Чему и как учили в Древней Руси iconСвятые Древней Руси: кто они?
Что представляла собой опричнина как особая территория, какие регионы вошли в ее состав, каков был принцип ее формирования? Опреде­лите...
Чему и как учили в Древней Руси iconУрок-путешествие в страну натуральных чисел
Они пришли посмотреть, как вы чувствуете себя в новой школе. Несмотря на то, что они уже не учат вас, они все равно волнуются за...
Чему и как учили в Древней Руси iconИспользование военных традиций Руси для патриотического воспитания учащихся
Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм....
Чему и как учили в Древней Руси iconИспользование ит в изучении истории Древней Руси 4
Данный реферат. Глава Обзор литературы
Чему и как учили в Древней Руси iconРеферат по истории Русской культуры на тему: "Язычество восточных...
Поэтому для изучения истории Древней Руси и язычества, как её неотъемлемой части, использовались, в основном, археологические и этнографические...
Чему и как учили в Древней Руси iconЯзычество Древней Руси
В тематическом планировании отражены подробно типы и темы уроков, элементы содержания, требования
Чему и как учили в Древней Руси icon2. Русская правда – памятник права Древней Руси 19
Преступление и наказание по Пространной редакции Русской Правды в сравнении с Краткой редакцией 37


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск