Скачать 100.4 Kb.
|
МБОУ «Екатерининская СОШ» Программа курса «Проектная деятельность по русскому языку и литературе» для учащихся 8 класса Выполнила учитель русского языка и литературы Первакова Н.Г. Екатерининское 2012 год Пояснительная записка За последние годы проектная и исследовательская деятельность стали очень актуальны в современной школе. Это объясняется сменой образовательных подходов: от «знаниевого», при котором основной образовательной задачей являлось формирование прочной системы знаний, к деятельностному подходу, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися. В исследовательской и проектной деятельности школьников содержится огромный образовательный потенциал, поскольку эти виды работы формируют самостоятельность в добывании знаний и исследовательские навыки, воспитывают научное мировоззрение, способствуют усилению положительной мотивации в обучении, развивают личность школьника, её творческие и интеллектуальные возможности, способствуют самопознанию. В каждом проекте есть доля исследования и в каждом исследовании - доля проекта. Проектная работа идет по этапам: выбор темы, сбор и отбор материала, его классификация, создание задуманного продукта, представление продукта и результата. Роль учителя при организации исследовательской и проектной работ школьников - быть партнером в обучении. Само обучение происходит в процессе деятельности, т.е. осуществляется личностно-деятельностный подход. В исследовательском проекте формулируется проблема исследования, его цели и задачи, определяются методы исследования, источники материала для исследования. Выбор проектной работы зависит от возраста учащихся, от присущих каждому возрасту характерных стремлений, интересов, предпочтений, уровня развития. И проектная, и исследовательская работа основана на личностно-деятельностном подходе и предполагает индивидуальную «настройку» каждого проекта для каждого участника. Принципы, на которые опирается проектная деятельность:
Образовательные цели проектной работы: развитие коммуникативной, лингвистической, культуроведческой компетенций. В ходе проектной работы предполагается формирование и развитие лингвистической компетенции- умения применять знания о самом языке, его системе, лингвистике как науке: представлений об исследовательской работе по русскому языку, знаний о достижениях лингвистической науки (имена и научные биографии ученых-русистов, проблемы, методы лингвистического исследования, результаты исследований по русскому языку), знаний о системности языка, языковой рефлексии, умений использовать некоторые методы сбора и анализа языкового материала, исследовательских умений сформулировать тему, гипотезу, цели и задачи, выбрать метод в зависимости от целей и объекта исследования, сформулировать выводы. Коммуникативная компетенция- способность к общению в соответствии с различными коммуникативными целями и ситуациями, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Читать и находить нужную информацию, создавать и редактировать текст научного стиля речи, «свертывать» и «развертывать» текст, публично выступать и общаться на лингвистические темы, отстаивать свою точку зрения. Формирование культуроведческой компетенции также одна из образовательных задач, которая решается при ведении проектной деятельности через понимание русского языка как системы, развивающейся вместе с обществом, через владение нормами речевого поведения и осознание норм речевого этикета. Этапы проектной работы и программа
Возможные методы исследования -сравнительный анализ -сравнительно-исторический метод -описательный метод ( рассказывается о признаках языкового явления и приводятся примеры) -структурно-семантический метод ( при анализе сложного предложения) -семантический анализ (при определении лексического значения слова) -фонологический анализ (изучение орфографии на основе фонемно-морфологического принципа) -метод лингвистического эксперимента -словообразовательный анализ -лингвистический анализ художественного текста ( выявление и объяснение использованных в тексте языковых фактов в их значении и употреблении) Методы сбора и анализа языкового материала - метод наблюдения ( сбор письменных и устных текстов в условиях реальной коммуникации) -описательный метод -получение языкового материала с помощью Интернета -корпусный анализ (национальный корпус русского языка –тексты 19,20,21 веков) Экспериментальные лингвистические методы -ассоциативный эксперимент (предъявляется слово-стимул, дается словесная ассоциативная реакция, которая записывается) -социолингвистическое анкетирование -интервью Возможный конечный продукт:
Возможные темы
Ит.д. Рефлексия может быть в различных формах: беседа, обмен мнениями за круглым столом, анкетирование, сочинение-размышление, эссе Анкета для рефлексии
Литература: Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников.9-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений-М.: Просвещение, 2012 |
Программа индивидуальных занятий по русскому языку и литературе «Подготовка... Гэ по русскому языку и литературе. Данная программа позволяет подготовиться к сдаче егэ. Особенностью данного курса является то,... | Л. В. Прохватилина Контрольные и проверочные работы по русскому языку Настоящая программа по русскому языку для 6 класса является логическим продолжением программы для начальной школы и 5 класса и составляет... | ||
Программа по русскому языку для 9 «А» класса (базовый уровень) Разработана Антиповым А. М Данная рабочая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | Программа по русскому языку для 11 «А» класса (базовый уровень) Разработана Антиповым А. М Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | ||
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса базовый уровень Программы по русскому языку к учебникам для 5—9 классов (авторы программы: М, М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А.... | Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса базовый уровень Программы по русскому языку к учебникам для 5—9 классов (авторы программы: М, М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А.... | ||
Краткое содержание статьи Черепанова Л. В., Проектная деятельность в обучении русскому языку // Русская словесность. – 2006. №5. – с. 46 50 | Рабочая программа по русскому языку для VI класса составлена на основе... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новогремяченская средняя общеобразовательная школа» | ||
Проектная деятельность в начальной школе Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую... | Тематическое планирование по литературе 7 класс Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | ||
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе (профильный уровень) Пояснительная записка Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | Образовательная программа курса «Проектная деятельность» Настоящий курс рассчитан на учащихся начальной школы 1 класса. Курс составлен на основании Закона «Об образовании», требований фгос... | ||
Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса "Практикум по орфографии" Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена по русскому языку для 10 класса составлена на основе Примерной программы... | ||
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе... Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой... | Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе... Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой... |