Программа курса «Проектная деятельность по русскому языку и литературе» для учащихся 8 класса





Скачать 100.4 Kb.
НазваниеПрограмма курса «Проектная деятельность по русскому языку и литературе» для учащихся 8 класса
Дата публикации07.07.2013
Размер100.4 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Литература > Программа курса
МБОУ «Екатерининская СОШ»

Программа курса

«Проектная деятельность по русскому языку и литературе»

для учащихся 8 класса

Выполнила учитель русского языка

и литературы Первакова Н.Г.

Екатерининское 2012 год

Пояснительная записка

За последние годы проектная и исследовательская деятельность стали очень актуальны в современной школе. Это объясняется сменой образовательных подходов: от «знаниевого», при котором основной образовательной задачей являлось формирование прочной системы знаний, к деятельностному подходу, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися.

В исследовательской и проектной деятельности школьников содержится огромный образовательный потенциал, поскольку эти виды работы формируют самостоятельность в добывании знаний и исследовательские навыки, воспитывают научное мировоззрение, способствуют усилению положительной мотивации в обучении, развивают личность школьника, её творческие и интеллектуальные возможности, способствуют самопознанию.

В каждом проекте есть доля исследования и в каждом исследовании - доля проекта.

Проектная работа идет по этапам: выбор темы, сбор и отбор материала, его классификация, создание задуманного продукта, представление продукта и результата.

Роль учителя при организации исследовательской и проектной работ школьников - быть партнером в обучении. Само обучение происходит в процессе деятельности, т.е. осуществляется личностно-деятельностный подход.

В исследовательском проекте формулируется проблема исследования, его цели и задачи, определяются методы исследования, источники материала для исследования.

Выбор проектной работы зависит от возраста учащихся, от присущих каждому возрасту характерных стремлений, интересов, предпочтений, уровня развития.

И проектная, и исследовательская работа основана на личностно-деятельностном подходе и предполагает индивидуальную «настройку» каждого проекта для каждого участника.

Принципы, на которые опирается проектная деятельность:

  • Доступности

  • Посильности

  • Сотрудничества

  • Открытого образования

  • Личной значимости.

Образовательные цели проектной работы: развитие коммуникативной, лингвистической, культуроведческой компетенций.

В ходе проектной работы предполагается формирование и развитие лингвистической компетенции- умения применять знания о самом языке, его системе, лингвистике как науке: представлений об исследовательской работе по русскому языку, знаний о достижениях лингвистической науки (имена и научные биографии ученых-русистов, проблемы, методы лингвистического исследования, результаты исследований по русскому языку), знаний о системности языка, языковой рефлексии, умений использовать некоторые методы сбора и анализа языкового материала, исследовательских умений сформулировать тему, гипотезу, цели и задачи, выбрать метод в зависимости от целей и объекта исследования, сформулировать выводы.

Коммуникативная компетенция- способность к общению в соответствии с различными коммуникативными целями и ситуациями, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Читать и находить нужную информацию, создавать и редактировать текст научного стиля речи, «свертывать» и «развертывать» текст, публично выступать и общаться на лингвистические темы, отстаивать свою точку зрения.

Формирование культуроведческой компетенции также одна из образовательных задач, которая решается при ведении проектной деятельности через понимание русского языка как системы, развивающейся вместе с обществом, через владение нормами речевого поведения и осознание норм речевого этикета.

Этапы проектной работы и программа

Этапы и задачи работы

Форма занятий

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Предварительный

Определение готовности к проектной работе




Подбор письменных и устных заданий, вопросов для проектных работ. Определение круга проблем.

Рефлексия на тему личных интересов и склонностей.

Формирование общих представлений о проектах.

Лекция, беседа.

Рассказ об особенностях изучения русского языка через проектную деятельность.

Получение основных представлений о проектной работе по русскому языку. Формирование позитивного отношения к новым видам работы.

Систематизация, расширение и углубление знаний о языке в определенном направлении

Самостоятельная работа (чтение лингвистической литературы)

Подбор научно-популярной литературы по конкретным проблемам изучения русского языка, использование лингвистических методов исследования, подбор заданий и задач на интересном для учащихся языковом материале

Чтение и обсуждение научно-популярной литературы. Выполнение заданий изадач

Развитие речевой и языковой рефлексии

Самостоятельная внеклассная работа (ведение записей), семинар

Вовлечение в исследовательскую деятельность через задания, нацеливающие уч-ся на самостоятельный подбор языкового материала

Самостоятельные наблюдения за речевым поведением (собственным и окружающих), подбор языкового материала по конкретной проблеме из разных источников, его письменное фиксирование в записной книжке или дневнике исследователя.

  1. Выбор проблемы исследования.

Формирование исследовательских групп

Обсуждение темы исследования (консультация)

Организация обсуждения возможных проблем исследования, помощь в формулировании темы

Ориентация в выборе проблемы, формулировании темы.

3.Изучение литературы по теме. Формирование практических навыков работы со справочной и научной литературой

Практическое занятие, самостоятельная работа в библиотеке с бумажными и электронными носителями информации.

Демонстрация основных приемов поиска информации по интересующей теме, организация практического занятия в библиотеке, компьютерном классе, помощь при подборе литературы

Составление библиографии по теме, разные виды чтения, выделение главной мысли, конспектирование.

4. Целеполагание. Формирование исследовательских умений формулировать тему, гипотезу, ставить цели и задачи исследования, определять метод в зависимости от объекта исследования

Индивидуальная или групповая консультация

Консультирование учащихся по вопросам формулирования темы, гипотезы, понимания целей и задачработы, по выбору метода проведения исследования с опорой на изученную литературу.

Уточнение формулировки темы, гипотезы, постановки целей и задач, определения метода в зависимости от объекта исследования с опорой на литературу, подготовка к сбору языкового материала или проведению лингвистического эксперимента

5. Сбор языкового материала или постановка лингвистического эксперимента.

Освоение лингвистических методов сбора материала.

Самостоятельная групповая или индивидуальная работа учащихся

(возможно на экскурсии, в экспедиции)

Консультирование уч-ся по методике сбора языкового материала.

Сбор языкового материала или проведение лингвистического эксперимента, фиксирование полученных данных.

6. Анализ и обработка полученного языкового материала

Обучение лингвистическим методам исследования

Самостоятельная групповая или индивидуальная работа учащихся


Консультирование уч-ся по вопросам лингвистического анализа полученного материала

Лингвистический анализ и статистическая обработка полученного языкового материала, работа над созданием проектного продукта

7. Обобщение результатов анализа собранного материала, формирование умения делать выводы на основе полученных результатов

Самостоятельная групповая или индивидуальная работа учащихся


Консультирование, помощь учащимся при обобщении и выборе способов представления результатов исследования

Систематизация и обобщение результатов работы, представление результатов в виде таблиц, графиков, диаграмм, работа над созданием проектного продукта

8. Создание текста

Практическое овладение учебно-научным стилем речи.

Самостоятельная групповая или индивидуальная работа учащихся


Консультирование, помощь учащимся в оформлении работы, композиционной, стилистической правке текста.

Написание текста учебно-исследовательской работы и работа над созданием проектного продукта

9. Редактирование текста

Развитие навыков редактирования

Самостоятельная групповая или индивидуальная работа учащихся


Консультирование, помощь в правке аннотации и тезисного плана исследования. Организационная работа(подача заявки, организация выступления на конкурсе или конференции)

Редактирование и оформление работы, различные виды «свертывания» и «развертывания» текста, составление тезисного плана

10. Подготовка к представлению и представление результатов работы.

Обучение созданию и проведению презентации




Консультирование по отбору материала и устной защите работы, организация пробного выступления с обсуждением представленной работы. Организация представления работы в школе

Отбор материала и подготовка к устной публичной защите исследования, выступление на конференции; общение на лингвистические темы (в форме монолога, диалога, диспута)

11. Оценка и самооценка работы

Групповое обсуждение, обмен мнениями по поводу проделанной работы, полученных впечатлений и приобретенного опыта. Анкетирование.

Побуждение учащихся к рефлексии над проделанной работой через обсуждение или анкетирование. Обсуждение перспективных планов. Педагогическая рефлексия.

Рефлексия на продукт и результат проведенной работы



Возможные методы исследования

-сравнительный анализ

-сравнительно-исторический метод

-описательный метод ( рассказывается о признаках языкового явления и приводятся примеры)

-структурно-семантический метод ( при анализе сложного предложения)

-семантический анализ (при определении лексического значения слова)

-фонологический анализ (изучение орфографии на основе фонемно-морфологического принципа)

-метод лингвистического эксперимента

-словообразовательный анализ

-лингвистический анализ художественного текста ( выявление и объяснение использованных в тексте языковых фактов в их значении и употреблении)
Методы сбора и анализа языкового материала

- метод наблюдения ( сбор письменных и устных текстов в условиях реальной коммуникации)

-описательный метод

-получение языкового материала с помощью Интернета

-корпусный анализ (национальный корпус русского языка –тексты 19,20,21 веков)
Экспериментальные лингвистические методы

-ассоциативный эксперимент (предъявляется слово-стимул, дается словесная ассоциативная реакция, которая записывается)

-социолингвистическое анкетирование

-интервью
Возможный конечный продукт:

  • Упражнение

  • Пособие

  • Памятка

  • Плакат с алгоритмом

  • Сравнительная таблица

  • Компьютерная презентация

  • Коллекция

  • Доклад

  • Буклет-памятка

  • Словарик

  • Реферат

  • Игра

  • Викторина и т.д.

Возможные темы

    1. Выдающиеся ученые-русисты

    2. Поэты 19 века

    3. Поэты пушкинской эпохи

    4. Пермские писатели и поэты

    5. Белорусские слова, вошедшие в обиход носителей русского языка, проживающих в д. Мошково

    6. Различные виды лингвистического анализа

    7. Орфограммы в виде кластеров

    8. Художественные особенности поэзии Н.М.Рубцова на примере одного или нескольких стихотворений

    9. Герои рассказов В.Шукшина. Речь героев как способ раскрытия их характера

    10. Параллелизм в поэзии Н.А. Заболоцкого.

    11. Синтаксис простого предложения

    12. Односоставные предложения

    13. Обособления в простом предложении

    14. Употребление частиц в речи разных поколений

    15. Какие пословицы употребляются чаще всего в речи школьников

    16. Какие слова используют школьники для передачи удивления (восхищения, неожиданности)

    17. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор а произведении?

    18. Цвет и его значение в произведении

    19. Звукопись в стихотворении

    20. Особенности словообразования некоторых слов в баснях И.А.Крылова

    21. Сравнение двух произведений

    22. Роль пейзажа в произведении

    23. Роль портрета в произведении

Ит.д.
Рефлексия может быть в различных формах: беседа, обмен мнениями за круглым столом, анкетирование, сочинение-размышление, эссе

Анкета для рефлексии

  1. Ваша фамилия, имя

  2. Тема учебно-исследовательской работы

  3. Чему вы научились, занимаясь проектной деятельностью?

  4. Что нового узнали?

  5. Где и как вы можете использовать полученный опыт?

  6. Что вам больше всего понравилось, вызвало интерес?

  7. что было трудно?

  8. Как изменила проектная деятельность по лингвистике отношение к изучению русского языка?



Литература:

Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников.9-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений-М.: Просвещение, 2012

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса «Проектная деятельность по русскому языку и литературе» для учащихся 8 класса iconПрограмма индивидуальных занятий по русскому языку и литературе «Подготовка...
Гэ по русскому языку и литературе. Данная программа позволяет подготовиться к сдаче егэ. Особенностью данного курса является то,...
Программа курса «Проектная деятельность по русскому языку и литературе» для учащихся 8 класса iconЛ. В. Прохватилина Контрольные и проверочные работы по русскому языку
Настоящая программа по русскому языку для 6 класса является логическим продолжением программы для начальной школы и 5 класса и составляет...
Программа курса «Проектная деятельность по русскому языку и литературе» для учащихся 8 класса iconПрограмма по русскому языку для 9 «А» класса (базовый уровень) Разработана Антиповым А. М
Данная рабочая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Программа курса «Проектная деятельность по русскому языку и литературе» для учащихся 8 класса iconПрограмма по русскому языку для 11 «А» класса (базовый уровень) Разработана Антиповым А. М
Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Программа курса «Проектная деятельность по русскому языку и литературе» для учащихся 8 класса iconРабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса базовый уровень
Программы по русскому языку к учебникам для 5—9 классов (авторы программы: М, М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А....
Программа курса «Проектная деятельность по русскому языку и литературе» для учащихся 8 класса iconРабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса базовый уровень
Программы по русскому языку к учебникам для 5—9 классов (авторы программы: М, М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А....
Программа курса «Проектная деятельность по русскому языку и литературе» для учащихся 8 класса iconКраткое содержание статьи
Черепанова Л. В., Проектная деятельность в обучении русскому языку // Русская словесность. – 2006. №5. – с. 46 50
Программа курса «Проектная деятельность по русскому языку и литературе» для учащихся 8 класса iconРабочая программа по русскому языку для VI класса составлена на основе...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новогремяченская средняя общеобразовательная школа»
Программа курса «Проектная деятельность по русскому языку и литературе» для учащихся 8 класса iconПроектная деятельность в начальной школе
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую...
Программа курса «Проектная деятельность по русскому языку и литературе» для учащихся 8 класса iconТематическое планирование по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Программа курса «Проектная деятельность по русскому языку и литературе» для учащихся 8 класса iconРабочая программа по русскому языку в 11 классе (профильный уровень) Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Программа курса «Проектная деятельность по русскому языку и литературе» для учащихся 8 класса iconОбразовательная программа курса «Проектная деятельность»
Настоящий курс рассчитан на учащихся начальной школы 1 класса. Курс составлен на основании Закона «Об образовании», требований фгос...
Программа курса «Проектная деятельность по русскому языку и литературе» для учащихся 8 класса iconПрограмма элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса "Практикум по орфографии"
Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса
Программа курса «Проектная деятельность по русскому языку и литературе» для учащихся 8 класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена по русскому языку для 10 класса составлена на основе Примерной программы...
Программа курса «Проектная деятельность по русскому языку и литературе» для учащихся 8 класса iconРабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе...
Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой...
Программа курса «Проектная деятельность по русскому языку и литературе» для учащихся 8 класса iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе...
Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск