Открытый урок по русскому языку.
Тема: «Имя существительное; практическое занятие по теме»
Выполнила:
Липанова М.А., учитель начальных классов.
Цели и задачи урока:
- совершенствование знания об особенностях имени существительного (об изменении имен существительных по числам; закрепление знаний о написании гласных после шипящих);
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать внимание, память, восприятие на слух, умение действовать по коллективно составленной схеме, анализировать, умение делать выводы;
- расширение словарного запаса учащихся;
- воспитывать аккуратность, умение ценить время, воспитание ответственности.
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Постараемся сделать наш урок познавательным и интересным. Я надеюсь на вашу активную работу. Чтобы подвести итог в конце урока, я приготовила для вас жетоны, которые лежат у вас на столе. За каждый правильный ответ вы берете один жетон и кладете его на свой уголок парты. Уверена, что каждый из вас получит хотя бы один жетон.
2. Повторение пройденного материала.
- Я предлагаю начать урок с этого задания. Составьте имена существительные из слогов, находящихся в круге.
- Что такое имя существительное?
- Приведите примеры имен существительных.
- Итак, давайте вместе составим имена существительные, в слове обязательно должен быть слог из зеленого круга. Слова запишем вместе в столбик. Откройте тетради, от слов классная работа пропустили одну строку, она нам после понадобится.
- Назовите слово. (называют)
- Записываем вместе, со строчной буквы.
хижина
щука
живот
чудак
жилетка
дача
машина
роща
чаща
- На какие группы мы могли бы разделить эти слова? (ответы детей)
Если нет:
-Можно я вам помогу?
- Я в одну группу объединю слова щука и чудак? Какой признак их объединяет? (отвечают на вопрос кто?) А остальные слова? (отвечают на вопрос что?)
- Посмотрите на доску, запомнить эти правила нам помогает зрительная паммять.
- Еще на какие группы можно разделить эти слова?
- ударный первый слог или не первый;
- по количеству слогов;
-по первому звуку (твердый – мягкий согласный):
- Назовите буквы твердых согласных.
- Назовите буквы мягких согласных.
- Назовите всегда твердые согласные звуки.
- Назовите всегда мягкие согласные звуки.
- где стоит слог из зеленого круга?
-Давайте посмотрим, что объединяет все эти слова?
-слова на изученные орфограммы;
- это все имена существительные;
- слова стоят в единственном числе.
- На пропущенной строчке запишем единственное число (ед.ч). А в каком числе могут стоять эти существительные?
- Образуйте от этих слов форму множественного числа. Читаем слова парами.
- Запишите самостоятельно эти слова.
3. Объяснение нового материала, развитие речи.
- Ребята, вы знаете, что из любого правила бывают исключения.
А порой бывает так:
С числом изменяется слово – чудак.
Было РЕБЕНОК, да вот стало ДЕТИ.
Такое случается редко на свете.
Знаешь примеры? Тогда приведи!
И всем ребятам слова назови.
- Какие слова вы знаете?
ед.ч. мн.ч.
человек люди
ребенок дети
- Запишем вместе эти слова.
Вывод:
В некоторых случаях форма множественного числа образуется от другого слова. Таких слов в языке мало. Их надо запомнить и правильно применять.
4. Подготовка к письму по памяти.
- Много слов в русском языке. Есть слова, которые подчиняются правилам. А есть слова, написание которых мы запоминаем.
- Если вы изучали такие слова, найдите их в тексте. (Словарные слова)
Собирала я в лесу
Ягоду малину.
Я домой не донесу
Полную корзину.
5. Физкультурная разминка.
- Встаньте, закройте глаза и представьте, что мы летом в лесу. Звучит музыка. Открыли глазки. Идем по лесу и собирает ягоды. Говорим стихотворение.
6. Письмо по памяти.
- Вам понравилось стихотворение? Сейчас мы выполним задание, которое вы еще не делали. Запишем это стихотворение по памяти. В тетрадях мы должны писать красиво и грамотно. Я помогу это вам сделать.
- Сколько строк в стихотворении? (4)
- Прочитайте первую строку (хором). Сколько слов в строке? (4)
- Прочитайте вторую строку (хором). Сколько слов? (2)
- Прочитайте третью строку (хором). Сколько слов? (4)
- Прочитайте четвертую строку. Сколько слов в строке? (2)
- Что особенного в написании? (Столбик, заглавная буква)
-Какие знаки препинания есть в стихотворении? (точка)
- Прочтите первое предложение. (Собирала я в лесу ягоду малину.)
-Прочитайте второе предложение. (Я домой не донесу полную корзину.)
-Давайте вместе найдем в словах опасные места. Начнем с первого слова.
- Прочитайте текст еще раз молча. Запомните его. Прочтем стихотворение хором.
- Теперь не просто напишем в тетрадь, а на время. Минутка – час бережет. По моему сигналу все положите ручки.
- Поднимите руку, кто выполнил задание полностью.
- Поднимите руку, кто не успел дописать? Нестрашно, в следующий раз постараемся писать быстрее.
- Прочитайте текст, обращая внимание на выделенные буквы. Сравните, с написанным в тетради. Если встретилась ошибка, исправьте ее.
- Тот, кто выполнил все задание верно, возьмите жетон.
7. Работа с учебником.
- А теперь поработаем с упражнением из учебника.
- Открыли учебники на страницу 43 упражнение 2.
- Прочитайте текст молча (про себя).
- Что интересного заметили? (текст о ягоде)
- О чем этот текст?
- Сейчас мы с вами спишем первые два предложения. Какое слово вы напишите заключительным? (Муравейники)
- А ещё нужно выполнить задание по вариантам.
- Ребята, напомните, что такое грамматическая основа предложения?
(Подлежащее и сказуемое)
- Спишите текст, выполните задание.
8. Итог урока.
- Вот и заканчивается наш урок. Подведем итоги. Что повторили на уроке?
- Сегодня урок был не простой. Давайте проверим, кто, сколько жетонов заработал. Посчитайте свои жетоны.
- Кто заработал 1 жетон? и т.д. (Хвалю детей за работу)
- Я надеюсь, что вы будете стараться с каждым уроком повышать знания и улучшать результаты.
9. Домашнее задание.
- Чтобы вы поделились впечатлениями со своими родителями об уроке, я приготовила вам маленькие задания.
- Асе эти задания творческие, поисковые. Вы еще раз убедитесь, что в русском языке много разных интересных слов, слов – исключений.
- Первый вариант возьмите листочки зеленого цвета, второй вариант - желтого.
- Выполнять задания вы будете дома, на строчках, которые даны под стихотворением.
- Урок окончен. |