Скачать 42.42 Kb.
|
Урок русского языка в 5 классе. Урок- исследование. Тема: Наклонение глагола. Цели:
Оборудование: Иллюстрации к наклонениям глагола, раздаточный материал, грамматические сказки с иллюстрациями. Ход урока.
Учитель: Интересная часть речи Может плакать и смеяться, В русском языке живет: Или забивает гол, Кто что делает, расскажет: Начинаем удивляться- Вяжет, лижет иль поет. Растолкует все … Кто? Ученики: - Глагол! Учитель: - Да, сегодня мы с вами будем исследовать глагол как часть речи. Вы уже знаете о морфологических признаках глагола. Назовите их. Ученики: - Начальная форма (инфинитив), время, лицо, число, вид, спряжение.
Учитель: - Сегодня мы с вами исследуем еще один морфологический признак глагола. Послушайте сказку. «Говорю и … не всегда делаю». У глаголов есть постоянный контролер в виде наклонения. Оно всегда соотносит действие с реальностью и показывает, реальное оно или предполагаемое, желаемое или только выражает побуждение к действию. - Я Изъявительное наклонение - представилась первая форма,- мои действия всегда реальны. Уж если герой говорит: «Строю»,- то обязательно это делает. - А мы,- заявили две другие формы,- обозначаем действия несовершающиеся. - Вот я, Условное, обозначаю желаемое или предполагаемое Действие, поэтому мой герой, вероятно, и пальцем не пошевелит. - Я, Повелительное наклонение, обозначаю лишь побуждение к действию, а будет ли мой герой работать, мне неизвестно. Дам приказ, и пусть другие что-то делают! (На доску вывешивается схема «Наклонения глагола»).
Беседа по таблице и чтение теоретического материала на стр. 233-234. Учитель: - Как образуются изъявительное, сослагательное, повелительное наклонения? Ответы учеников.
Учитель: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести, Словом можно предать, и продать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.
Упражнение 605. - Спишите, подчерните глаголы, определите наклонения. Если бы да кабы выросли во рту грибы, то и был бы не рот, а огород. В радости знай меру, в беде веры не теряй. Злой человек и самого себя ненавидит. Не будь упрям, а будь прям. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Правда в воде не тонет, в огне не горит. Не гордись званием, а гордись знанием. Добрые умирают, а дела их не пропадают. - фронтальная проверка.
Учитель: 1. - Лей, дождь, лей! Дождинки пляшут, как живые. - Пей, рожь, пей! Ученики: - Формы повелительного наклонения передают экспрессивность, быстроту, мгновенность желаемого дождя; передают его торопливость, неожиданность. Обращение ко ржи- желание, чтобы, напившись, рожь выросла сильной, могучей. Учитель: 2. - Лучшие качели- гибкие лианы. Это с колыбели знают обезьяны. Кто весь век качается, да-да-да, Тот не огорчается никогда. Ученики: - Форма изъявительного наклонения передает повествовательную интонацию, ровную, спокойную речь. Учитель:
Знали все свои места- Вот была бы красота. Ученики: - Форма сослагательного наклонения придает речи плавность, необычность, передает чувства людей, их мечты, мысли. VII. Самостоятельная работа. Учитель: - Выпишите из стихотворения 1 глагол в инфинитиве, по 1 глаголу - в разных наклонениях. Что такое костер? Это добрый высокий огонь. Протяни к нему руки, Обнявши ладонью ладонь, и присядь, и побудь, Чтобы вдоволь погреться. Грейся, но не забудь Ты к огню приглядеться. Если б не было тьмы, То увидел бы проще: Дым похож на дымы Зеленеющей рощи. - Проверка работы – выборочно. VIII. Итог урока: - Что нового вы узнали о глаголе на уроке? - Какое наклонение дает нам приказ? - Какие чувства оно передает? - Какое наклонение «мечтает»? IХ. Домашняя работа: параграф 67, составить небольшой рассказ о весне с глаголами разных наклонений. |
Тема: Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Цели урока Помочь осознать практическую значимость изучаемого материала, обеспечить развитие монологической и диалогической речи | Урок русского языка в 6-м классе по теме: «Условное наклонение глагола.» Сегодня мы продолжим разговор о наклонении глагола, повторим известные нам сведения об изъявительном наклонении и познакомимся с... | ||
Наклонения глагола. Условное наклонение глагола Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29» марта 2012 г. №8) | Урок русского языка в 6 классе на тему «Три наклонения глагола. Изъявительное наклонение» Здравствуйте, ребята! Прошу вас быть активными, внимательными, организованными, ведь от этого в немалой степени зависит успех нашего... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На кафедре «Гуманитарных и естественнонаучных дисциплин» преподавателем Семеновой М. В. проведен урок по теме: «Глагол. Личные окончания... | Исследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика Конспект урока по русскому языку. Урок-исследование. Тема: "имя существительное. Исследование слова ветер". 4 класс | ||
Урока: урок-исследование Необходимые технические средства Тема: «Вывод, расчет и исследование математической модели контура r-c с использованием эвм» | Тема: Повторение изученного по теме: «Глагол» иморфологический разбор глагола Цель: закрепить знания о морфологических признаках глагола, умение правильно их определять, создание целостного представления о глаголе... | ||
Урок тема урока : «”Если бы” сослагательное наклонение в английском языке» Цель урока: закрепление сослагательного наклонения в английском языке и использование его в устной речи | Урок по музыке и опк, урок-исследование. Тема. Колокола на Руси. 1 урок на 40 мин. 5 класс Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №12 муниципального образования Темрюкский... | ||
Конспект урока по русскому языку по теме «Виды глагола». Дата урока:... Муниципальное общеобразовательное учреждение — основная общеобразовательная школа №3 города Асино | «Значение глагола в речи. Грамматические признаки глагола. Февраль... Автор: Бурлакова Анна Александровна учитель начальных классов мобу гимназия №17 города Белорецка Республики Башкортостан | ||
Урок практикум тема урока: «Le fran ç ais через стихи и песни» Повторение глагола vouloir в Présent и в Conditionnel présent (В стихотворениях) | Урок восхождение по русскому языку по теме «Причастие особая форма глагола» Урок – восхождение по русскому языку по теме «Причастие – особая форма глагола» ( 7 класс) – учитель русского языка и литературы... | ||
Урока: урок формирования новых знаний (урок-исследование) Задачи: образовательные Тема урока: «Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные» | Задачи: -добиваться твердого понимания будущего времени глагола и... ... |