Х. М. Бербекова введение в литературоведение пособие для самостоятельной работы





НазваниеХ. М. Бербекова введение в литературоведение пособие для самостоятельной работы
страница1/5
Дата публикации08.07.2013
Размер0.96 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5
МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАБАРДИНО – БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Х.М. Бербекова

ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Пособие для самостоятельной работы студентов

Нальчик 2013
УДК 82.09(075.8)

ББК 84 я 73


Рецензенты:

Доктор филологических наук

Х.Х. Малкандуев
Предлагаемое учебное пособие представляет собой краткий обзор основных литературоведческих категорий и понятий, опираясь при этом на научные исследования отечественных и зарубежных литературоведов. Последовательность литературоведческих проблем, предлагаемых в учебном пособии, представляет движение от простого к сложному, расширяя литературоведческие познания слушателей.

Пособие содержит краткую характеристику основных разделов дисциплины «Введение в литературоведение» перечень вопросов и заданий, список научно-критической литературы для самостоятельной работы студентов в соответствии с учебной программой направления подготовки 032700.62 – Филология профиль подготовки «Отечественная филология».


Рекомендовано РИСом Университета
УДК 82.09(075.8)

ББК 84 я 73

Кабардино - Балкарский государственный

университет, 2013
Введение

Настоящее пособие предназначено для студентов первых курсов Института Филологии КБГУ, изучающих курс Введения в литературоведение. Пособие последовательно раскрывает смысл и дает толкование основных литературоведческих категорий и понятий, необходимых студенту филологу для его практической деятельности.

Литературоведческие категории представлены в основных чертах и общих определениях. Последовательность в освоении литературоведческого материала, представляет движение от простого к сложному, постепенно расширяя кругозор художественного мышления студентов. Контрольные задания и вопросы для самостоятельной работы студентов направленны на углубление знаний обучающихся, и продуктивный анализ литературного произведения на уровне таких понятий, как: специфика художественной литературы, понятие художественный образ, единство литературного произведения, специфика искусства, иносказательно - выразительные средства в литературе, пафос художественной литературы и т.д. Раскрытие и определение литературоведческих категорий в пособии опирается на научный материал отечественного и зарубежного литературоведения.

В соответствии с рабочей программой направления подготовки 032700.62 – Филология профиль подготовки «Отечественная филология». В работе приводятся краткие сведения о понятиях и терминах литературоведения, предлагается список научно-критической литературы, вопросы и задания для самостоятельной работы и проверки остаточных знаний студентов.


Литературоведение как наука.
Литературоведение - это наука о художественной литературе, её происхождении, сущности и развитии. В то же время, предметом познания литературоведения является не только художественная литература, но и вся художественная словесность - письменная и устная. Научное осмысление литературы предполагает, прежде всего, определение специфически присущих ей предметов, изучение литературной истории и, в особенности, теории в полном научном объеме. Исходя из понимания общих законов, управляющих развитием литературы, литературоведение предполагает первоначальное осмысление принципов и методики анализа произведений художественной литературы, стилей, течений, литературного процесса в целом. В задачи науки о литературе входит также рассмотрение закономерностей, управляющих развитием различных сторон словесного искусства народов мира, для того, чтобы понять особенности и закономерности связанные с развитием отдельных жанров, языка художественной литературы, стихосложения, композиции, сюжета и фабулы, формы и содержания. Художественная литература является одним из видов искусства. Поэтому литературоведение, как и литература в целом, теснейшим образом связано с эстетикой - наукой, одной из составных задач которой наряду с постижением сущности прекрасного является разработка вопросов теории искусства.

Изучение вопросов литературной теории немыслимо также без исторического подхода к ним, без того материала, который накоплен историей литературы. Эстетика и история литературы - это ближайшие смежные дисциплины, вне связи с которыми не может развиваться литературоведение. В свою очередь, основные положения науки о литературе определяют работу историка, философа и литературного критика. Литературоведение, будучи филологической наукой, постоянно взаимодействует с лингвистикой. Каждая из этих наук в тесной связи друг с другом – изучают явления словесности.

Литературовед является почти что «соавтором» художника, и от таланта исследователя, его вкуса и такта во многом зависит раскрытие возможностей литературного произведения (Мещярикова, 2003, 4). Конечно, литературное произведение, так же как и картина, как музыкальная пьеса, доставляет нам непосредственное художественное наслаждение, и нам кажется, что, читая художественное произведение, мы понимаем его без каких- либо сложных вспомогательных средств. В этом отношении трудно не согласиться с мнением исследователя В.М. Жирмунского, который писал: «Непосредственное понимание, интуиция, художественное чувство необходимы: литературное произведение - это не исторический или юридический документ, имеющий объективное логическое содержание; это вещь, которую мы должны пережить. И если у человека не развито непосредственное восприятие художественного произведения, то никакая наука о литературе ему не поможет. Вместе с тем подобное восприятие воспитывается. И здесь вспомогательным средством может явиться наука о литературе» (Жирмунский, 2004:15).

Действительно, художественное восприятие, талант является необходимым условием всякой деятельности. Однако следует учесть, что подобное восприятие следует развивать, и основным средством здесь выступает наука о литературе.

Интуитивное восприятие литературного произведения, как бы оно ни было развито, это только первая ступень. За ней, как правило, идут дальнейшие ступени, более высокие, а в некоторых случаях - дополняющие его. Так, например, прочитав стихотворение И.В. Северянина «В снегах» можно представить механизм возникновения лирического переживания поэта:

Глубокий снег лежит у нас в горах.

Река в долине бег остановила

Вся белая, слилась со снегом вилла.

И мы одни идем в своих снегах.

В устах медлительное:"Разлюбила..."

"Всегда люблю!" - поспешное в глазах.
-//-//-//-
Ну да, всегда... Я знаю, снег растает,

Под звон литавр взломает лед река.

В ней снова отразятся облака.

И в рощах жемчуг трелей заблистает.

Ну да - всегда! Об этом сердце знает!

Иначе снег лежал бы здесь - века!

(Северянин, «В сенгах») .


В то же время, чтобы глубоко проникнуть в суть переживаний автора, понять, что хочет донести до читателя поэт, нужны дополнительные комментарии. Это могут быть факты биографии самого автора или других людей. Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Тени сизые смесились» без особого анализа вряд ли даст возможность читателю понять, уловить мысль автора, так как в житейском плане оно мало что значит. Между тем, следует отметить, что это стихотворение имеет особую философскую глубину, связанную с особым восприятием поэта окружающей действительности, оно выражает пантеизм, романтическое чувство одушевленности природы, слияния духовной жизни человека с таинственной жизнью природы, которое характерно для автора и требует обращения к своеобразию творчества поэта, к проблеме типизации общественных переживаний:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул-

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул…

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном…

Час тоски невыразимой!..

Все во мне и я во всем!..

* * *

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, темный, благовонный,

Все залей и утиши.

Чувства - мглой самозабвенья

Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья.

С миром дремлющим смешай!

(Тютчев, 1984: 90).

Необходимо помнить, что лирик показывает не просто свое переживание, а жизнь через это переживание. Лирическое стихотворение можно разделить на две составляющие: указания на явления жизни, которые вызывают данное переживание, и из раскрытия самого этого переживания.

Все это говорит о том, что каждый поэт в какой - то степени требует исторического объяснения. И если сопоставить, например, творчество А.С. Пушкина с Ф.И.Тютчевым, с Н.А. Некрасовым, А.А. Блоком, то несложно пронаблюдать, что за каждым стихотворением, за каждым поэтом стоит своеобразный мир переживаний, своеобразная поэтическая личность и особый поэтический мир (Жирмунский, 2004: 24).

На первый взгляд может показаться, что в мире прозаических произведений дело обстоит иначе. Более того, мы можем столкнуться с научными высказываниями, что все великие русские классики - представители реалистической литературы изображают общественную жизнь своего времени, так как все они борются за лучшее будущее для народа. Но при сравнении романов А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, М. Горького, М.А. Шолохова мы наблюдаем разные стили мировоззрения, изображение различных сторон общественной жизни, прошедших через призму личного и общественного сознания.

«Попробуем сравнить - писал академик Виктор Максимович Жирмунский - как изображают своих героев Пушкин в «Капитанской дочке», Тургенев в «Рудине», Толстой в своих романах, и мы увидим, на этом примере, как непохоже и мировоззрение этих писателей, и воплощение этого мировоззрения в стиле» (Жирмунский, 2004:).

С подобным мнением трудно не согласиться, если обратиться к сравнению художественных произведений писателей разных исторических эпох. Так, например, перед чтением произведения Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон» читателю необходимы некоторые предварительные комментарии. Это могут быть, сведения этнографического характера, связанные с жизнью донского казачества, словесные комментарии для характеристики речевой манеры героев произведения и многое другое.

По-своему дает характеристику определенной эпохе, рисует духовный портрет человека 30-х годов XIX века, выросшего на немецкой идеологической философии и на поэзии немецких романистов, но не общественного деятеля, И.В. Тургенев в произведении «Рудин». Наглядно, что данное художественное произведение, так же, как и «Тихий Дон» Шолохова требует словесного комментария.

Сам факт появления молодого, красноречивого человека, который будит сердца, но к подлинному действию, переустройству жизни неспособного, требует объяснения (комментария). Чтобы понять действия, поступки героя произведения необходимо знать особенности общественно - политической жизни России того времени. Такая информация поможет ответить на ряд вопросов. Почему в условиях тогдашней политической обстановки высокий идеалистический порыв не мог воплотиться в реальные действия, что стало возможным впоследствии? Почему тургеневский герой, столь одаренный и по-своему оказавший столь глубокое влияние на окружающих, должен был ограничиться словами? Почему он себя чувствовал и на самом деле был «лишним человеком»?

Таким образом, при чтении данных произведений мы понимаем их общечеловеческую сторону. Настоящий же смысл, заключающийся в изображении общественных отношений в России в определенные времена, для своего реального понимания требует комментария (Жирмунский, 2004:24).

Все вышеизложенное говорит о том, что каждое произведение художественной литературы помимо непосредственного восприятия должно быть прокомментировано. Комментарий раскрывает содержание, дает исторические примечания для того, чтобы понять реальные отношения, изображаемые в произведении, комментарий помогает увидеть своеобразие художественного образа. Очень мало таких произведений (кроме произведений, рассказывающих о современной нам жизни и общеизвестных личностях), которые не требовали бы комментария для раскрытия своего содержания, своего смысла, своего стиля.

Комментирование художественного произведения, как правило, связано с проблемами исторического характера, с обществом к которому принадлежал поэт с его мировоззрением. Более того, если мы хотим понять художественное произведение, мы должны подвергнуть его глубокому историко-теоретическому анализу, найти объяснение его темы, идеи, стиля, с учетом общественно - политического строя в период создания произведения.

Понимание связей, существующих между художественной литературой и жизнью народа, позволяет литературоведению решать главную из задач: возможность объяснения существенных особенностей и исторического развития художественной литературы. Литературовед всегда стремится объяснить, прокомментировать те или иные явления, найти их причины и установить, почему такие явления возникают, чем именно они вызываются, обуславливаются, в чем их сущность как они влияют на мировоззрение писателя.

Исследуя литературное произведение во взаимосвязи с историей общества, мы воспринимаем его по-новому. Такой анализ не разрушает произведения, он создает предпосылки для нового синтеза, более глубокого, обогащенного знанием тех многочисленных фактов, которых нам недоставало для полного понимания произведения, хотя в его общечеловеческой значимости мы понимаем его и непосредственным чувством.

Явления общественной жизни всегда обусловлены определенными причинами, определяющими их свойства, их особенности. Это относится ко всем сторонам жизни общества, ко всем видам искусства, в частности - и к художественной литературе.

Поэтому перед литературоведением встает ряд вопросов. Почему у каждого народа в определенную эпоху наряду с другими видами общественного сознания существует также художественная словесность (литература), в чем ее значение для жизни этого народа и всего человечества? В чем сущность литературы, ее особенности, причина ее возникновения? Что является материалом художественного творчества?

Ответить на эти вопросы литературоведение сможет только при условии, установления связи между национальной литературой и жизнью народа. Только в этом случае, литературовед сможет осмыслить значение литературы в жизни отдельных людей и общества в целом. Отсюда становится ясным, почему и как литература отдельно взятого народа исторически развивается во взаимосвязи с мировой литературой, изменяется от эпохи к эпохе и различается в пределах каждого литературного периода в соответствии с ментальностью народа. По мнению Л.М. Крупчановой широкое исследование закономерностей исторического развития художественной литературы разных народов предполагает методология современного литературоведения, включающая в себя специфические методы, возникающие в данной сфере познания, разнообразие принципов (семантико-типологический принцип, историко-генетический метод, историко-функциональный принцип и т.д.), приемов в исследовании литературы (Крупчанова, 2005:10).

Современное литературоведение состоит из трех самостоятельных, но тесно связанных между собой дисциплин (разделов): теории литературы, истории литературы, и литературной критики. Каждая из этих отраслей литературной науки имеет свой предмет изучения, свою программу, методику преподавания.

Теория литературы исследует природу словесного творчества, разрабатывает и систематизирует законы, общие понятия художественной литературы.

  1. Понятие о предмете литературоведения (учение о специфике художественной литературы как особой формы духовной деятельности людей, об общественной сущности литературного творчества).

  2. Понятие об общих закономерностях исторического развития литературы (роды и жанры, направления и течения, принципы отражения жизни, художественный метод и стиль).

Понятие о различных сторонах и элементах содержания и формы отдельных произведений (образы, конфликты, сюжет и композиция, поэтический язык, стихосложение).

  1. Следует подчеркнуть, что термины теории литературы играют функциональную роль, то есть не столько дают характеристику конкретных особенностей данного понятия, сколько определяют функцию, которую оно выполняет. Например, рассматривая художественную деталь, теория литературы не рассматривает ее конкретного значения (бытовая или психологическая, портретная или словесная), а указывает ее функцию (выявление определенной стороны характера через данную деталь).

Теория литературы развивается в процессе общения и философско-эстетического осмысления всей совокупности фактов историко-литературного процесса.

По мере накопления отдельных литературных фактов создается база данных, относящихся к прошлому, - начинает складываться история литературы. Она на первых порах интересуется преимущественно историей становления талантов. Совокупность «моноисторий» позволяет перейти к созданию истории литературы одной страны. На следующем этапе освоения рассматривается история нескольких литератур, близких по типу культуры и языку.

И, наконец, развитие средств общения, и усовершенствование способов передачи информации дают возможность воссоздать и историю всемирной литературы во всех ее связях и особенностях. Не следует думать, что именно эта фаза является последним словом литературоведения - таковы общие тенденции современных социальных наук, тяготеющих к обобщениям. Ценность исследования никоим образом не определяется только широтой охвата явлений; очень важны глубина и точность анализа, тем более что в искусстве творчество одной личности может иметь больший вес, нежели совокупные усилия целой группы писателей - все зависит от таланта.

Теорию литературы и историю литературы объединяет то обстоятельство, что они должны раскрывать процесс литературного развития, постигать и осмысливать закономерности ее исторического развития. Однако средства и приемы исследования у них различны. Теория литературы стремится определить существо развивающейся эстетической системы, обеспечивает историческую масштабность мышления литературоведения как научной сферы, дает общую перспективу художественного процесса, а история литературы характеризует сам процесс становления системы и развития ее различных форм, анализирует их конкретные проявления, обеспечивает конкретность мышления. Литературная критика. Литературный критик - своего рода посредник на пути литературного произведения от автора к читателю, поэтому работа критика адресована и писателю и читателю. Писателю важно знать, как воспринимается и оценивается созданное им произведение. Читателю критика поможет увидеть достоинства и недостатки произведения, расширит его кругозор, поможет ориентироваться в потоке современной литературы.

Таким образом, улавливается тесная взаимосвязь всех трех дисциплин; литературная критика опирается на данные теории и истории литературы, а последние учитывают и осмысливают опыт критики. Действительно, нельзя заниматься теорией литературы, не зная ее истории и не владея основными приемами критики, так же как невозможно быть критиком, не усвоив истории литературы и ее теории. Другими словами, теория литературы основывается на свидетельствах истории литературы и литературной критики и, в свою очередь, вооружает их руководящими идеями и принципами.

Существует также ряд вспомогательных литературоведческих дисциплин, каждая из которых способна функционировать и как самостоятельная. Прежде всего, к таковым следует относить текстологию и библиографию.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Х. М. Бербекова введение в литературоведение пособие для самостоятельной работы iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
Правоведение: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. С. И. Гутник. – Красноярск: Сиб федер...
Х. М. Бербекова введение в литературоведение пособие для самостоятельной работы iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине
Т 801 Субъективные основания уголовной ответственности: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / сост. А....
Х. М. Бербекова введение в литературоведение пособие для самостоятельной работы iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине
Э401 Экономические преступления: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / сост. Н. А. Вербицкая. – Красноярск:...
Х. М. Бербекова введение в литературоведение пособие для самостоятельной работы iconУчебно-методическое пособие содержит методические указания для самостоятельной...
П735 Преступления против жизни и здоровья : учеб метод пособие для самостоятельной работы [Текст] / сост. Т. В. Долголенко
Х. М. Бербекова введение в литературоведение пособие для самостоятельной работы iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Введение в профессию «Социальная работа»: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. М. Хохлова, А. Н. Гончарова. Красноярск:...
Х. М. Бербекова введение в литературоведение пособие для самостоятельной работы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение...
Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Х. М. Бербекова введение в литературоведение пособие для самостоятельной работы iconУчебное пособие для организации самостоятельной работы аспирантов и соискателей
Учебное пособие предназначено для аспирантов и соискателей и содержит материалы, необходимые для организации их аудиторной и самостоятельной...
Х. М. Бербекова введение в литературоведение пособие для самостоятельной работы icon1 Введение в логистику
Методическое пособие предназначено для проведения семинарских занятий по курсу «Логистика», и содержит учебную программу, вопросы...
Х. М. Бербекова введение в литературоведение пособие для самостоятельной работы iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
М 545 Методология сравнительного правоведения: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. И....
Х. М. Бербекова введение в литературоведение пособие для самостоятельной работы iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной работы Томск, 2015
Учебное пособие предназначено для студентов средних специальных учебных заведений при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы...
Х. М. Бербекова введение в литературоведение пособие для самостоятельной работы iconМетодическое пособие для самостоятельной работы студентов по подготовке...
Методическое пособие для самостоятельной работы для студентов по подготовке к контрольным и курсовым работам и рейтинг программа...
Х. М. Бербекова введение в литературоведение пособие для самостоятельной работы iconМетодические указания для семинарских занятий, самостоятельной работы,...
Введение в фандрайзинг: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. С. Пальчевская. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 38 с
Х. М. Бербекова введение в литературоведение пособие для самостоятельной работы iconУчебное пособие для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов...
Естиции: Учебное пособие для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов специальности «Финансы и кредит», дневной и заочной...
Х. М. Бербекова введение в литературоведение пособие для самостоятельной работы iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...
Х. М. Бербекова введение в литературоведение пособие для самостоятельной работы iconМетодическое пособие по физической химии для самостоятельной работы студентов
Физическая химия в лицах: методические указания для самостоятельной работы по курсу физической химии / сост. Е. И. Степановских,...
Х. М. Бербекова введение в литературоведение пособие для самостоятельной работы iconМетодические указания для самостоятельной работы по дисциплине «Преступления против личности»
П735 Преступления против личности: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / сост. Т. В. Долголенко – Красноярск:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск