Учебное пособие для организации самостоятельной работы аспирантов и соискателей





НазваниеУчебное пособие для организации самостоятельной работы аспирантов и соискателей
страница1/8
Дата публикации01.12.2014
Размер1.03 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8




Д. Е. Любомиров, кандидат философских наук, доцент

О. В. Сапенок, кандидат философских наук, доцент

С. О. Петров, кандидат философских наук, доцент

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ

НАУКИ

Учебное пособие

для организации самостоятельной работы

аспирантов и соискателей

Санкт-Петербург

2008

Рассмотрено и рекомендовано к изданию кафедрой философии

Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии

29 мая 2007 г.

Отв. редактор

кандидат философских наук, доцент О. В. Сапенок


Рецензенты

кафедра философии и политологии СПбТЭИ,

кандидат философских наук, доцент Н. К. Матросова (СПбГУ)


УДК 1:001.8 (075)
Любомиров Д. Е., Сапенок О. В., Петров С. О. История и философия
науки:
Учебное пособие для организации самостоятельной работы аспирантов и соискателей. СПб.: СПбГЛТА, 2008. 76 с.
Представлено кафедрой философии.

Учебное пособие содержит материалы, необходимые для организации аудиторной и самостоятельной работы аспирантов и соискателей по дисцилине «История и философия науки».

Темплан 2007 г. Изд. № 195.  Санкт-Петербургская государственная

лесотехническая академия (СПбГЛТА), 2008


Оглавление


ВВЕДЕНИЕ
Настоящее учебное пособие предназначено для аспирантов и соискателей и содержит материалы, необходимые для организации их аудиторной и самостоятельной работы по дисциплине «История и философия науки».

Этот курс, введенный с 2005–2006 учебного года вместо ранее преподаваемой философии, имеет своей целью мировоззренческое и методологическое осмысление основ профессиональной деятельности будущих обладателей ученой степени кандидата наук. Он состоит из части, рассматривающей общие проблемы философии науки, раздела, посвященного философским проблемам отраслей научного и технического знания, и, наконец, исторической части, касающейся основных этапов развития конкретных наук.

Учебный процесс по предмету «История и философия науки» организован с декабря по апрель с последующей (в зависимости от учебного плана работы соискателя ученой степени) сдачей кандидатского экзамена в мае — июне или октябре следующего учебного года. Он включает в себя чтение лекций, к которому привлекаются ведущие специалисты кафедры философии и выпускающих кафедр, проведение семинарских занятий по группам (отраслям науки), написание реферата по истории своей отрасли науки в качестве допуска к итоговой аттестации и сдачу экзамена по дисциплине.

Предлагаемое пособие содержит программы всех вышеперечисленных разделов курса с рекомендуемой литературой, перечень выносимых для обсуждения на семинарских занятиях вопросов, примерную тематику рефератов с изложением предъявляемых к ним требований и список экзаменационных вопросов.

Кафедра философии имеет в своем распоряжении и предлагает аспирантам и соискателям для использования в учебном процессе современную литературу и методические материалы по истории и философии науки в печатном и электронном виде.
РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Программа курса

Тема 1. Наука и философия

в культуре современной цивилизации

Важнейшие аспекты бытия науки: наука как система знаний, как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.

Особенности научного познания. Научное и ненаучное познание (философское, религиозное, обыденное, художественное). Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Наука в контексте техногенной цивилизации. Ценность научной рациональности.

Тема 2. Предмет и основные концепции

современной философии науки

Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

Эволюция философских подходов к анализу науки.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма, кумулятивизма и антикумулятивизма в понимании закономерностей динамики науки. Социокультурная концепция науки.

Тема 3. Возникновение науки и основные стадии ее эволюции

Проблема становления науки. Протонаука и наука в собственном смысле слова. Рецептурное знание цивилизаций Древнего Востока. Культура античного полиса и становление теоретического мышления. Два этапа в эволюции античной науки. Натурфилософия. Практицизм и систематизаторство эллинистическо-римской науки. Античная логика и математика. Пифагореизм. Атомистическая и аристотелевская научные программы.

Теоцентризм средневековой картины мира и развитие научного знания. Основные этапы эволюции науки средних веков. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек — творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами — алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Значение номинализма для развития научных исследований средневековья. Концепция «двух истин». Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам.

Ренессанс и Реформация как социокультурные основания научной революции XVI–XVII вв. Натурфилософия эпохи Возрождения и рождение современного естествознания. Пантеизм. Проблема бесконечности Вселенной. Гелиоцентрическая гипотеза. Математика как язык науки.

Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Механико-математическая научная картина мира. Научно-методологические программы эмпиризма и рационализма.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

Научная революция конца XIX — начала XX вв. и становление неклассической науки. Теория относительности и квантовая механика как теоретические основы неклассической научной картины мира. Принципы соответствия и дополнительности в методологии неклассической науки.

Переход к идеалам постнеклассической науки. Принцип самоорганизации в живой и неживой природе. Мировоззренческое значение синергетики. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания.

Тема 4. Структура научного знания

Научное знание как сложная система уровней, методов и форм. Многообразие типов научного знания.

Уровни научного познания, их сравнительная характеристика и критерии разграничения.

Структура эмпирического знания. Понятие эмпирического объекта. Эмпирические данные и научные факты. Сложная структура факта: перцептивный, материально-практический и лингвистический компоненты. Процедуры формирования факта науки и проблема его теоретической нагруженности: фактуализм и теоретизм. Эмпирические (феноменологические) законы и теории.

Структура теоретического знания. Понятие идеального теоретического объекта и его роль в познании. Основные (проблема, гипотеза, закон, теория) и неосновные (понятие, идея, принцип, аксиома) формы теоретического знания. Теория как высшая форма организации научного знания: ее структура, виды, способы построения и обоснования.

Проблема метатеоретического (предпосылочного) уровня научного познания и оснований науки. Структура оснований. Идеалы и нормы научного исследования.

Научная картина мира, ее структура и функции (онтологическая модель мира, форма систематизации знания, методологическая схема познания). Общенаучная и частнонаучные картины мира. История формирования и эволюции научной картины мира и основные черты ее современной формы.

Философские основания науки, их роль в развитии, обосновании и социализации знания.

Тема 5. Методы науки как основные инструменты

порождения нового знания

Понятия «метод», «методология», «методика». Многообразие методов научного познания и способы их классификации. Требования, предъявляемые к научному методу. Метод и теория.

Наблюдение, измерение, описание, эксперимент как методы вычленения и исследования эмпирического объекта. Их структура, виды, гносеологические особенности.

Методы обработки и систематизации эмпирического знания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, систематизация, классификация.

Абстрагирование, идеализация, моделирование, формализация как методологические средства построения и исследования теоретического объекта: структура, виды, специфика применения.

Методы построения и обоснования теоретического знания. Аксиоматический метод. Гипотетико-дедуктивный метод и его роль в современной науке. Исторический и логический методы в естественных, гуманитарных и технических науках. Научное доказательство.

Общенаучные методологические подходы и их место в современном научном познании: структурный, функциональный, системный, алгоритмический, вероятностный, информационный, кибернетический.

Проблема истины в современной науке и философии. Основные концепции истины и диалектика абсолютного и относительного в познании.

Тема 6. Научные традиции и научные революции.

Типы научной рациональности

Социокультурная концепция развития науки. Современные представления о роли субъекта в научном познании.

Дилемма кумулятивизма и антикумулятивизма. Научные революции как перестройка оснований науки и как коренные преобразования основных научных понятий и концепций. Многообразие и многосторонность научных революций, проблемы их типологии. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Диалектика традиций и новаций в развитии науки. Понятие научной традиции, виды научных традиций. Научные школы как формы зарождения и воспроизведения традиций. Преемственность в развитии знания и проблема соотношения научных теорий. Значение мировоззренческих и философских принципов в кризисные периоды развития науки.

Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

Тема 7. Особенности современного этапа развития науки.

Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности.

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

Рубежи современной техники. Компьютерная революция. «Технологический оптимизм». Проблема сциентизма и технократизма; гуманизация и экологизация научно-технического прогресса. Цивилизация, человек и техника.

Этические проблемы науки и техники. Этика науки и общечеловеческая нравственность: коллизии сциентизма, технократизма и гуманизма.

Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема соотношения свободы научного и технического творчества и нравственная ответственность ученого. Возможности гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В. И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Человек-ученый как субъект и объект науки. Моральные проблемы научной деятельности: наука как призвание и профессия. Долг ученого.

Тема 8. Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Ученый, исследовательский коллектив, научное сообщество. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Дисциплинарная структура и институализация научной деятельности. Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия.

Наука как социальный институт и ее функции в современном обществе. Проблемы современной «большой науки». Знание и власть: роль науки в обосновании и критике социально-экономического порядка. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.

Наука и экономика. Наука и ее отношения с идеологией, государством, бизнесом. Современное состояние и перспективы науки в России.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

  1. Наука и философия в культуре современной цивилизации.

  2. Предмет и основные концепции современной философии науки.

  3. Возникновение науки и основные стадии ее эволюции. «Донаучный» этап развития знания (античность, средневековье, Ренессанс).

  4. Научная революция XVI–XVII вв. Классическая наука.

  5. Научная революция конца XIX — начала XX вв. Неклассическая наука.

  6. Постнеклассическая наука.

  7. Структура научного знания: уровни, формы, методы.

  8. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

  9. Наука как социальный институт.

  10. Наука в системе культуры. Этика науки и техники.

  11. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса.


Библиографический список
Основной

  1. Берков В. Ф. Философия и методология науки: Учебное пособие. М., 2001.

  2. Бряник Н. В. Введение в современную теорию познания: Учебник. М., 2003.

  3. История и философия классической науки: Учебное пособие. М., 2003.

  4. Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия: Учебник. М., 2000.

  5. Философия для аспирантов: Учебник / В. П. Кохановский, Е. В. Зо­лотухина, Т. Г. Лешкевич, Т. Б. Фатхи. Ростов н/Д, 2003.

  6. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов В. П. Кохановский, Т. Г. Лешкевич, Т. Г. Матяш, Т. Б. Фатхи. Ростов н/Д, 2004.

  7. Кохановский В. П., Пришлянский В. И., Серголеева Е. А. Философия науки: Учебное пособие. М., 2005.

  8. Лапицкий В. В. Наука в системе культуры. Псков, 1994.

  9. Лебедев С. А. Основы философии науки: Учебное пособие. М., 2005.

  10. Лебедев С. А. Философия науки: Учебник. М., 2003.

  11. Лешкевич Т. Г. Философия науки: Учебное пособие. М., 2005.

  12. Микешина Л. А. Философия науки: современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: Учебное пособие. М., 2005.

  13. Найдыш В. М. Концепции современного естествознания: Учебник. М., 2005.

  14. Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология: Учебное пособие. М., 1998.

  15. Рузавин Г. И. Методология научного исследования: Учебное пособие для вузов. М., 1999.

  16. Соломатин В. А. История науки: Учебник. М., 2003.

  17. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М., 2006.

  18. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки: Учебник. М., 2005.


Дополнительный

  1. Азимов А. Путеводитель по науке. От египетских пирамид до космических станций. М., 2004.

  2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

  3. Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. М., 1978.

  4. Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.

  5. Гайденко П. П. История греческой философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. М., 2000.

  6. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. М., 2003.

  7. Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003.

  8. Гайденко В. П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века: общие принципы и учение о движении. М., 1989.

  9. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.

  10. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII–XVIII вв.). Формирование научных программ нового времени. М., 1989.

  11. Грэхем Л. Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991.

  12. Кириллин В. А. Страницы истории науки и техники. М., 1986.

  13. Койре А. Очерки истории философской мысли (о влиянии философских концепций на развитие научных теорий). М., 2003.

  14. Кузнецов Б. Г. Идеи и образы Возрождения (Наука XIV — XVI вв. в свете современной науки). М., 1979.

  15. Кун Т. Структура научных революций. Благовещенск, 1998.

  16. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

  17. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

  18. Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. М., 1997.

  19. Методология науки: проблемы и история. М., 2003.

  20. Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

  21. Наука — философия — религия: в поисках общего знаменателя. М., 2003.

  22. Поппер К. Р. Логика и рост научного знания: Избранные работы. М., 1983.

  23. Поппер К. Р. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002.

  24. Поппер К. Р. Логика научного исследования. М., 2004.

  25. Поппер К. Р. Предположения и опровержения: Рост научного знания. М., 2004.

  26. Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы. Киев, 1997.

  27. Рассел Б. История западной философии. В 2 т. М., 1993. Т. 1, 2.

  28. Лакатос И. и др. Рациональная реконструкция истории науки. Благовещенск, 2005.

  29. Рожанский И. Д. Античная наука. М., 1980.

  30. Синергетическая парадигма: многообразие поисков и подходов. М., 2000.

  31. Синергетическая парадигма: нелинейное мышление в науке и искусстве. М., 2002.

  32. Синергетическая парадигма: человек и общество в условиях нестабильности. М., 2003.

  33. Синергетическая парадигма: когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. М., 2004.

  34. Системный подход в современной науке. М., 2004.

  35. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 2004.



  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие для организации самостоятельной работы аспирантов и соискателей iconУчебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей
История и философия науки: учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей по подготовке к экзамену кандидатского минимума...
Учебное пособие для организации самостоятельной работы аспирантов и соискателей iconЛезина О. В., Федоров И. В. Управление знаниями в организации: Учебное...
Учебное пособие предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, а также практиков,...
Учебное пособие для организации самостоятельной работы аспирантов и соискателей iconУчебное пособие для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов...
Естиции: Учебное пособие для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов специальности «Финансы и кредит», дневной и заочной...
Учебное пособие для организации самостоятельной работы аспирантов и соискателей iconПрограмма курса Петрозаводск 2014 Учебное пособие подготовлено в...
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Программами кандидатских экзаменов по «Истории и философии науки» для аспирантов и...
Учебное пособие для организации самостоятельной работы аспирантов и соискателей iconУчебное пособие по политологии. Владикавказ: 2015 г
Учебное пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения направления "бакалавр", преподавателей, аспирантов
Учебное пособие для организации самостоятельной работы аспирантов и соискателей iconФилософские проблемы информатики
У76 Философские проблемы информатики: учебное пособие для аспирантов и соискателей / В. Н. Усов. – Челябинск: Издательский центр...
Учебное пособие для организации самостоятельной работы аспирантов и соискателей iconМетодические указания для организации самостоятельной работы аспирантов...
Методические указания для организации самостоятельной работы аспирантов по дисциплине «Планирование развития карьеры и личности»...
Учебное пособие для организации самостоятельной работы аспирантов и соискателей iconУчебное пособие по дисциплине ен. 01 Математика составлено в соответствии...
Учебное пособие предназначено студентам очной формы обучения. Данное пособие методические указания по выполнению самостоятельной...
Учебное пособие для организации самостоятельной работы аспирантов и соискателей iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной работы Томск, 2015
Учебное пособие предназначено для студентов средних специальных учебных заведений при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы...
Учебное пособие для организации самостоятельной работы аспирантов и соискателей iconУчебное пособие для студентов специальности 271200 «Технология продуктов...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, аспирантов и преподавателей, может быть полезно практическим работникам
Учебное пособие для организации самостоятельной работы аспирантов и соискателей iconМетодические указания для аспирантов и соискателей по подготовке...
Методические указания предназначены для подготовки аспирантов и соискателей к сдаче кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине...
Учебное пособие для организации самостоятельной работы аспирантов и соискателей iconА. Л. Темницкий Социологические исследования
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов высших учебных заведений, заинтересованных в исследовательском воплощении...
Учебное пособие для организации самостоятельной работы аспирантов и соискателей iconМетодические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине...
Методические указания для организации самостоятельной работы аспирантов по дисциплине «Планирование развития карьеры и личности»...
Учебное пособие для организации самостоятельной работы аспирантов и соискателей iconЛ. В. Воронкина Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов...
Учебное пособие предназначено в помощь студентам как информационный материал для самостоятельной подготовки к компьютерному тестированию...
Учебное пособие для организации самостоятельной работы аспирантов и соискателей iconУчебное пособие по академической письменной речи Барнаул
Учебное пособие предназначено для студентов, магистрантов и аспирантов, которые хотят овладеть основами научного стиля на английском...
Учебное пособие для организации самостоятельной работы аспирантов и соискателей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебное пособие предназначено для развития навыков устной речи и чтения у аспирантов и соискателей, готовящихся к сдаче кандидатского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск