Одно из направлений интеграции общего и дополнительного образования в школе развитие научно-исследовательской деятельности учащихся





Скачать 360.18 Kb.
НазваниеОдно из направлений интеграции общего и дополнительного образования в школе развитие научно-исследовательской деятельности учащихся
страница1/3
Дата публикации09.07.2013
Размер360.18 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3
Одно из направлений интеграции общего и дополнительного образования в школе – развитие научно-исследовательской деятельности учащихся. Однако, в последнее время всё более остро возникает необходимость в исследовательской деятельности и самого учителя. Современное состояние педагогики требует исследований не только, да и не столько теоретиков, сколько практиков. Всё дело в том, что замечательные порою идеи теоретиков как-то не очень успешно «вживаются» в педагогическую практику и «буксуют» на месте. Исследовательская деятельность учителя современной школы является основным элементом и фактором педагогического творчества, источником его преподавательского статуса, показателем ответственности, способностей и таланта. Однако ученые отмечают, что научная ценность исследовательской работы учителей школ относительно невелика. Привлечение педагогов к работе с учащимися, занимающимися исследованиями чрезвычайно сложно. Одной из причин тому является, на мой взгляд, сверхзанятость учителя, а также несовершенство поощрения подобного рода учительской работы. Но немаловажным фактором при этом является ещё и отсутствие опыта в подобного рода деятельности. Учитель не может научить тому, чего не умеет делать сам. Творчески работающий учитель не боится признаться в том, что чего-то не умеет делать, а, совершенствуясь сам, совершенствует своих учеников. Организация элективного курса для начинающего исследователя весьма полезна как для детей, так и для учителей, желающих заниматься исследованием. При этом необходимо организовывать такую учёбу не только для старшей параллели учащихся. Если мы не научим малышей, а затем и подростков азам этого искусства, мы упустим время, так как правильное оформление рефератов им нужно уже в начальной школе. К сожалению, приходится признать, что и этим умением не владеют в достаточной мере некоторые учителя. Кроме того, учащиеся младших и средних классов порою совершают невероятные открытия, в то время как старшеклассники более озабочены планами подготовки и поступления в учебные заведения и, как правило, страдают отсутствием свободного времени. Родители, подключающиеся к работе детей, более тесно сотрудничают со школой, более полно узнают интересы своих детей, большее время проводят с ними. Таким образом, мы видим, что исследовательская деятельность есть путь к развитию не только учащихся, но и самих педагогов и, что не менее важно, путь к более тесному сотрудничеству с родителями. Учитывая занятость современных школьников, автором было создано представленное опорное пособие для самостоятельной работы как помощь учащимся, родителям и учителям в подготовке и проведении исследования. Новизна представленного пособия заключается в систематизации существующих материалов по данному вопросу, а также в обращении не только к учителям, но и непосредственно к учащимся и их родителям.

Содержание

Введение

Основная часть

  1. Основные виды творческой деятельности учащихся

  2. Виды и организационные формы научной работы.

  3. Письменные научные работы.

  4. подготовка и проведение научного исследования

  5. Язык и стиль научной работы

  6. Особенности подготовки структурных частей письменной работы

  7. Оформление структурных частей научных работ

  8. Защита результатов исследования

заключение

приложения

приложение 1: планирование предстоящей деятельности

приложение 2: рекомендации по выбору темы и оформлению результатов исследовательской работы (проекта)

приложение 3: типовая структурная схема работы

приложение 4: правила оформления научной работы

приложение 5: аппарат научного исследования

приложение 6: примерный план выступления исследователя на научной конференции

приложение 7: критерии при рецензировании работ и публичной защите

приложение 8: примеры библиографических записей

приложение 9: примерное положение о реферате

список литературы

УЧЕБНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –
ПУТЬ К РАЗВИТИЮ НЕ ТОЛЬКО УЧАЩИХСЯ…

ВВЕДЕНИЕ

Одно из направлений интеграции общего и дополнительного образования в школе – развитие научно-исследовательской деятельности учащихся.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы.

Руководитель научно-исследовательской работой должен научить своего ученика:

  • определять цель научно исследовательской работы;

  • уметь выделять основные задачи по реализации поставленной цели в исследовательской работе;

  • уметь определять гипотезу в проекте;

  • уметь определять идей и способы решения поставленных задач;

  • уметь прогнозирование результатов проекта (ожидаемые положительные результаты, возможные потери, негативные последствия, компенсационные меры по их устранению) и критериев их оценки;

  • уметь определение допустимых сроков исполнения проекта;

  • уметь работать с литературой, выделять главное;

  • грамотно использовать в своей работе материалы сайтов Internet;

  • соблюдать права охраны программ и данных, соблюдать авторские права;

  • знать правила оформления научной работы;

  • уметь грамотно оформить работу;

  • уметь подготовить доклад для выступлений на научно-практической конференции;

  • грамотно, кратко и четко высказывать свои мысли, уметь отвечать на вопросы и аргументировать ответы;

  • уметь подготовить тезисы для публикаций по результатам работы.

Исследовательская деятельность учителя современной школы является основным элементом и фактором педагогического творчества, источником его преподавательского статуса, показателем ответственности, способностей и таланта. Однако ученые отмечают, что научная ценность исследовательской работы учителей школ относительно невелика. По данным Г. И. Лицман, только 9,2% российских учителей находятся на высоком, теоретико-методологическом уровне исследования, 20,8% – на методическом, 41,7% – на технологическом.

Будучи руководителем НОУ в школе не один год могу констатировать, что привлечение педагогов к работе с учащимися, занимающимися исследованиями чрезвычайно сложно. Одной из причин тому является, на мой взгляд, сверхзанятость учителя, а также несовершенство поощрения подобного рода учительской работы. Но немаловажным фактором при этом является ещё и отсутствие опыта в подобного рода деятельности. Учитель не может научить тому, чего не умеет делать сам.

Важно при этом отметить, что творчески работающий учитель не боится признаться в том, что чего-то не умеет делать, а, совершенствуясь сам, совершенствует своих учеников. Ведь не даром говорят, что лишь глупец может сказать, что всё умеет и знает.

Организация элективного курса для начинающего исследователя весьма полезна как для детей, так и для учителей, желающих заниматься исследованием. При этом необходимо организовывать такую учёбу не только для старшей параллели учащихся. Если мы не научим малышей, а затем и подростков азам этого искусства, мы упустим время, так как правильное оформление рефератов им нужно уже в начальной школе. К сожалению, приходится признать, что и этим умением не владеют в достаточной мере некоторые учителя. Кроме того, учащиеся младших и средних классов порою совершают невероятные открытия, в то время как старшеклассники более озабочены планами подготовки и поступления в учебные заведения и, как правило, страдают отсутствием свободного времени. Родители, подключающиеся к работе детей, более тесно сотрудничают со школой, более полно узнают интересы своих детей, большее время проводят с ними.

Таким образом, мы видим, что учебная исследовательская деятельность есть путь к развитию не только учащихся, но и самих педагогов и, что не менее важно, путь к более тесному сотрудничеству с родителями.

Учитывая занятость современных школьников, автором была создана представленное опорное пособие для самостоятельной работы как помощь учащимся, родителям и учителям в подготовке и проведении исследования.

Новизна представленного пособия заключается в систематизации существующих материалов по данному вопросу, а также в обращении не только к учителям, но и непосредственно к учащимся и их родителям.

Учащиеся, учителя, родители могут автономно использовать как полную версию представленного пособия, так и непосредственно только приложения, которые в краткой форме, в виде схем и таблиц обобщают материал.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Основные виды творческой деятельности учащихся

Информационно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы.

Проблемно-реферативные – предполагают сопоставление данных различных источников, на основе которого дается собственная трактовка поставленной проблемы (хорошая работа этого жанра, при наличии общепринятой структуры, вполне может считаться исследовательской)

Экспериментальные – описывают научный эксперимент, имеющий известный результат. Творческая деятельность выражена в экстраполяции вывода на результате эксперимента, проведенного в иных условиях.

Натуралистические или описательные – направлены на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Отличительная особенность — отсутствие количественной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время появилось еще одно лексическое значение термина «экология», обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.

Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

В методическом плане все виды работ структурированы на постановку проблемы (зачем выполняется работа?), собственно материал, выводы (к чему пришли в результате выполнения работы?). Эти требования являются принципиальными с точки зрения обучения учащихся основным приемам творческой работы. При этом каждый из видов обладает своей спецификой и атрибутикой.

Отличие творческой деятельности от других видов деятельности.

Практика проведения научно-практических конференций показывает, что многие под творческой деятельностью понимают другие виды творческой деятельности.

Исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

Важно, что при реализации творческой деятельности главным является подход, а не состав источников, на основании которых выполняется работа. Суть исследования состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основе выводах.

2. Виды и организационные формы научной работы

Доклад.

Доклад представляет собой развёрнутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично, т. е. в присутствии слушателей, зрителей. Доклад, являясь по своей сути разновидностью научной работы, часто применяется в учебном процессе при изучении тех или иных дисциплин, главным образом, на семинарских занятиях.

Подготовка доклада требует большой самостоятельной и серьёзной интеллектуальной работы, которая принесёт наибольшую пользу, если будет включать в себя следующие этапы:

  • изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, даёт преподаватель;

  • анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений разных учёных и научных положений;

  • обобщение и логическое построение материала доклада, например, в форме развёрнутого плана;

  • написание текста доклада с соблюдением требования научного стиля.

Построение доклада, как и любой другой научной работы, традиционно включает три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь её с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, даётся краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т. п. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчёркивается значение рассмотренной проблемы и т. п. Основная часть также должна иметь чёткое логическое построение. Изложение материала должно быть связным, последовательным, доказательным, лишённым ненужных отступлений и повторений.

Тезисы доклада являются самостоятельной разновидностью научной публикации и представляют собой текст небольшого объёма, в котором кратко сформулированы основные положения доклада. Хотя тезисы доклада имеют маленький объём, написать их бывает значительно сложнее, чем сам доклад, так как при этом необходимо суметь выделить самые существенные идеи, отражённые в нём, сохранив при этом общую логику доклада и его основное содержание.

Реферат.

Реферат – краткое изложение в письменной форме определённого научного материала: содержания книги, учения, научной проблемы и т. д. Эта форма научной работы представляет собой итог самостоятельного изучения одной (монографический реферат) или нескольких (обзорный реферат) научных работ и должен отражать их основное содержание. При его написании необходимо продемонстрировать умение выделять главное в научном тексте , видеть проблемы, которым посвящена работа, а также пути и способы их решения, используемые автором (или авторами).

Реферат должен иметь чёткую структуру. Монографический реферат обычно включает небольшое введение, в котором обосновывается важность данной научной работы; основную часть, раскрывающую собственно содержание книги, и заключение, где кратко представляются выводы автора работы, если они в ней есть или сам их формулирует. Заключение не является обязательной частью реферата, часто он заканчивается изложением содержания работы.

Композиция основной части может быть:

u конспективной, когда её построение полностью соответствует структуре самой работы и отражает все её или основные её рубрики (главы, разделы, подразделы и т. д.); u фрагментной, когда рассматриваются только её отдельные части (обычно, таким образом, реферируются большие по объёму и многопроблемные источники); u аналитической, когда содержание реферируемой работы раскрывается вне связи с её структурой; в этом случае составляется план реферата, в соответствии с которым излагается содержание.

Обзорный реферат в целом имеет аналогичную структуру. Разница состоит лишь в том, что перед введением обязательно даётся план реферата, а в конце его приводится список реферируемой литературы. Однако работа над таким рефератом гораздо сложнее, поскольку обычно он представляет собой обзор основной литературы одного или нескольких авторов по отдельной научной проблеме или теории. В этом случае требуется не просто выделить основное содержание изученных источников, но сделать некоторые обобщения и сопоставления, показать, что их объединяет и в чём они различаются, какой аспект проблемы (теории) раскрывается в каждой из работ. Композиционно такие рефераты также могут быть различными. Источники могут рассматриваться каждый отдельно в определённой последовательности (по времени появления, по значимости работ и т. д.) или аналитически, т. е. по различным аспектам проблемы, нашедшим отражение в разных источниках.

Готовые рефераты сдаются преподавателю на проверку, основной формой которой является рецензирование

3. Письменные научные работы

Техника подготовки работы

Работа над рукописью может осуществляться в следующем порядке:

  • предварительный отбор материала;

  • конспектирование, выписки, отбор материала;

  • систематизация материала;

  • составление предварительного плана работы;

  • окончательный отбор материала;

  • составление окончательного плана литературного оформления;

  • составление чернового варианта;

  • правка;

  • предварительное оформление работы;

  • окончательное оформление работы.

Для создания научной работы необходимо прежде всего составить план изложения. В связи с тем, что объём научных работ в основном ограничен, следует определить объём каждой части, исходя из запланированного. Такая предварительная разметка обеспечивает соразмеренность частей, помогает сконцентрировать внимание на главном.

Форма будущего научного произведения в некоторой степени определяется при составлении предварительного плана работы. Уже на этой стадии вырисовываются контуры будущей работы (главы, разделы, подразделы и т. п.), намечаются характер и объём иллюстрированного материала, завершается в основном классификация источников.

Немаловажным в оформлении научной работы является поиск оптимальной формы научного произведения, исходя из которой, составляется окончательный план содержания работы. Для создания его необходимо тщательно просмотреть весь отобранный для литературного оформления материал, продумать отдельные его части и хотя бы предварительно установить связи между ними. Это покажет, в каком направлении и как именно должен быть продуман предварительный план работы.

Примерная последовательность работ по литературному оформлению включает следующее:

  • определение соотношения объёмов запланированного и фактически собранного материала;

  • определение соответствия фактической структуры работы (главы, параграфа, пункта) и предусмотренной в предварительном плане, выявление потребности что-то расчленить или объединить;

  • уточнение предварительного плана работы (добавить, сократить);

  • проверка логической связи между частями нового плана работы.

4. Подготовка и проведение научного исследования

Научный подход – один из способов познания человеком окружающего мира. Этот подход имеет четко установленные и принятые в научном мире черты, которые позволяют считать работу творческой, даже можно сказать, исследовательской.

Что же должно присутствовать в творческой работе?

Во-первых, должна быть сформулирована цель исследования. Очень часто трудно понять, зачем выполнена работа. Цель исследования обычно состоит в изучении определенных явлений. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель исследования – это конечный результат. Можно поставить целью:

выявить…, установить…, обосновать…, уточнить…, разработать….

Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть или доказать.

Тема исследования отражает характерные черты проблемы. Проблема – противоречивая ситуация, требующая своего разрешения.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Одно из направлений интеграции общего и дополнительного образования в школе развитие научно-исследовательской деятельности учащихся iconФ. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск....
Цель изучения курса: развитие исследовательской компетент­ности учащихся посредством освоения ими методов научного позна­ния и умений...
Одно из направлений интеграции общего и дополнительного образования в школе развитие научно-исследовательской деятельности учащихся icon"Учебно-тематические экскурсии в вузах как инновационная форма экскурсионной деятельности"
Экскурсия как составная часть программы интеграции общего и дополнительного образования в общеобразовательной школе
Одно из направлений интеграции общего и дополнительного образования в школе развитие научно-исследовательской деятельности учащихся iconГорода Ижевска Удмуртской Республики
Проект «Школьный музей – территория творчества» моу сош №18 характеризует одно из направлений воспитательной работы школы – воспитание...
Одно из направлений интеграции общего и дополнительного образования в школе развитие научно-исследовательской деятельности учащихся iconУчебные пособия жизни. Научно-литературное издание
Цель изучения курса: развитие исследовательской компетент­ности учащихся посредством освоения ими методов научного позна­ния и умений...
Одно из направлений интеграции общего и дополнительного образования в школе развитие научно-исследовательской деятельности учащихся iconПоложение о проведении научно-практической конференции «Формула творчества»
Областного центра дополнительного образования детей в целях решения задач интеграции общего, дополнительного и высшего образования,...
Одно из направлений интеграции общего и дополнительного образования в школе развитие научно-исследовательской деятельности учащихся iconВсероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
...
Одно из направлений интеграции общего и дополнительного образования в школе развитие научно-исследовательской деятельности учащихся iconИсследование универсальный способ познания действительности, который...
Организация данного вида деятельности опирается на ряд условий. И главным из них можно считать наличие у педагога и учащегося общей...
Одно из направлений интеграции общего и дополнительного образования в школе развитие научно-исследовательской деятельности учащихся icon«Основы научно-исследовательской деятельности учащихся»
«Основы научно-исследовательской работы» будет способствовать не только расширению и углублению знаний по различным предметам, но...
Одно из направлений интеграции общего и дополнительного образования в школе развитие научно-исследовательской деятельности учащихся iconПоложение о научном объединении учащихся
Научное общество учащихся создается с целью развития учебно-исследовательской деятельности, как одного из наиболее важных направлений...
Одно из направлений интеграции общего и дополнительного образования в школе развитие научно-исследовательской деятельности учащихся iconПлан работы с одаренными детьми на 2013-2014 учебный год
Организация научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся в общеобразовательной школе
Одно из направлений интеграции общего и дополнительного образования в школе развитие научно-исследовательской деятельности учащихся iconВ школе проходила ежегодная научно-практическая конференция по исследовательской...
В течение двух дней 18 и 21 марта в школе проходила ежегодная научно-практическая конференция по исследовательской деятельности среди...
Одно из направлений интеграции общего и дополнительного образования в школе развитие научно-исследовательской деятельности учащихся iconПоложение о конкурсе. Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских,...
...
Одно из направлений интеграции общего и дополнительного образования в школе развитие научно-исследовательской деятельности учащихся iconО районной научно-практической конференции учащихся «В мир поиска,...
Идринского района, моу дпо ммц «Идринский» с целью создания условий для выявления и развития способных к научно-исследовательской...
Одно из направлений интеграции общего и дополнительного образования в школе развитие научно-исследовательской деятельности учащихся iconО районной научно- практической конференции школьников
Районная научно- практическая конференция школьников (далее рнпкш) направлена на выявление и развитие интеллектуальных, творческих,...
Одно из направлений интеграции общего и дополнительного образования в школе развитие научно-исследовательской деятельности учащихся iconИтоги студенческой научно-исследовательской деятельности за 2009-2010 учебный год
Мая 2010 г в техникуме состоялась студенческая научно-практическая конференция «Шаг в будущее». Были подведены итоги научно-исследовательской...
Одно из направлений интеграции общего и дополнительного образования в школе развитие научно-исследовательской деятельности учащихся iconПоложение о текущей аттестации учащихся в Государственном бюджетном...
Мбоу сош №9 программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск