Герои эпоса





Скачать 128.09 Kb.
НазваниеГерои эпоса
Дата публикации15.08.2014
Размер128.09 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

  • Кириллина Августина Дмитриевна, учитель начальных классов, средней общеобразовательной школы №1 с гимназическими и лицейскими классами

  • Урок внеклассного чтения в 4 классе по программе «Школа 2100…»


Тема: Герои эпоса ( русская былина «Добрыня и Змей» ,

якутское олонхо «Нюргун Боотур «Стремительный» (3 песня),

древнегреческая поэма «Одиссея» (песнь 8 «Одиссей у циклопов),

карело-финская поэма «Калевала» (43 руна).

Цели урока: дидактическая – на основе сравнительного анализа героев


эпоса раскрыть нравственный облик идеала человека раз-

ных народов в древности.

развивающаяв ходе исследовательской работы сделать

вывод о единстве содержания и формы жанра героического

эпоса; обогащать эмоциональную сферу учащихся разно-

образием чувств – нравственных, интеллектуальных,

эстетических.

воспитательная – показать общечеловеческое значение

древних творений, современное звучание героического

эпоса, ставящего проблемы гуманизма, актуальные в наши

дни.
Тип урока – обобщение знаний.

Основной метод- исследовательский

Оборудование урока:

первоисточники, критическая литература, «Современный толковый словарь русского языка», иллюстрации

к произведениям, карточки для сводной таблицы,

маршрутные листы групп, сочинения учащихся «Любимый

герой эпоса», элементы национальных костюмов для каждой группы

учащихся.

Это урок - прощание с полюбившимися произведениями героического эпоса разных народов, с которыми учащиеся познакомились на предыдущих уроках внеклассного чтения. Идея проведения данного урока возникла из того, что взаимосвязанное изучение произведения позволяет увидеть преемственность гуманистических традиций литератур разных народов. Урок явился результатом большой предварительной работы: учащиеся составляли к каждому произведению «Исторический словарик», учили наизусть отрывки из произведений, выполняли иллюстрации к ним, готовили защиту проекта «Исторический опыт народа» по группам.
Ход урока:

I. Вступительное слово учителя, сообщение темы и цели урока:

  • Добры молодцы и красны девицы (обращение к 1 группе)

  • Племя людское Среднего мира! (обращение ко 2 группе)

  • Славный народ Эллады! (обращение к 3 группе)

  • Жители Калевы1 (обращение к 4 группе).

  • Поведем беседу складную о героях « преданий старины глубокой».

Дайте определение этим литературным произведениям.

Д: Они относятся к жанру героического эпоса, потому что это героические песни о подвигах богатырей. Их исполняли сказитель, олонхосут, аэд, песнопевец.

У: - Исполнители героических песен с большой любовью воспевали народных героев.

1-й ученик Сказитель:

У Добрынюшки брови черные, соболиные,

Глаза зоркие, соколиные.

С лица бел да румян,

А силой ему равных нет!
2-й ученик Олонхосут:

Нюргун Боотур Стремительный

Был красивейшим среди людей,

Сильнейшим среди людей,

Не было равных ему богатырей!

3-й ученик Аэд:

Муза, скажи мне о том многоопытном муже,

Который, странствуя долго, заботился


О жизни спутников милых.

Скажи мне об Одиссее, благосклонная Муза!

4-й ученик Песнопевец:

Старый, верный Вяйнямейнен,

Вековечный прорицатель,

Распевал свои он песни,

Песни мудрости великой.

У: - Народ любил своих героев, наделил не только прекрасной внешностью, красивы были их


их поступки.

- На уроке предстоит решить такую художественно-исследовательскую задачу:

«Каков идеал героя разных народов в древности?»

-Найдите в «Современном толковом словаре русского языка» объяснение значения

слова «идеал».

Д: - « ( от греч. Idea – стремление, идея.) Высшая степень совершенства, предел стрем-

лений».

У: Алгоритм работы по решению художественно – исследовательской задачи урока:

Iэтап– «Погружение в эпоху древности» пройдет в форме защиты групп своего исследования «Исторический опыт народа».

II этап – «Образ героя эпоса» (сравнительное сопоставление).

III этап Вывод-ответ на проблемный вопрос.

- Итак, как говорили древние греки: «Пусть же попутные ветры несут нас к намеченной цели!»
II. Защита проектно-исследовательской деятельности творческих групп по теме «Исторический опыт народа».

У: Эпос каждого народа своеобразен. Появление героя эпоса связано с историей народа.

Каждая группа провела исследование, пользуясь историческим методом, по первоисточникам и критической литературе по направлениям:

  • Верования

  • Обычаи

  • Быт

(Материалы отчета групп приводятся вкратце.)

I группа:

В былине содержится доказательство о принятии на Руси христианства ( «Схватил он колпак земли греческой», т.е. головной убор христиан в Византии). Бог вселяет веру в народ, вдохновляет Добрыню Никитича на победу.

Правил Русью князь Владимир, которого народ величал «Красно-Солнышко». Именно его племянницу спас богатырь от Змея. На русскую землю совершали набеги кочевые племена и брали в полон людей русских.

II группа:

Древние якуты имели свое представление о мироустройстве. Они делили мир на Верхний, где правили небожители; свою землю называли Средним миром, а Нижний мир считали убежищем абаасы..

Похищение женщин считалось большим оскорблением, ведь женщина олицетворяла тепло

семейного очага (« В ужасе завопил Нюргун Боотур: « Беда мне!»)

Более развито было скотоводство. В почете крепкий и сильный конь, как у Нюргуна Боотура

(«Мчался конь падучей звездой.») А о занятиях охотой и рыболовством в олонхо не упоминается.

Жизнь племени людского была очень трудная из-за суровых природных условий и стычек с

тунгусскими племенами .

III группа:

Древние греки считали, что миром правят боги, живущие на горе Олимп (« … так было,

конечно, угодно Могучему Зевсу»). В тексте упоминаются:

  • Посейдон – бог моря;

  • Эос – богиня зари;

  • Афина Паллада – богиня мудрости (она покровительствует Одиссею).

Древние греки очень почитали своих богов, совершали обряд жертвоприношения.

(« Яркий огонь разложив, совершили мы жертву»).

Священным в Древней Греции был закон гостеприимства («Вперед беззащитных гостей ты

не губи и не ешь.»)

Эллины занимались скотоводством (« … пас он баранов и коз») , виноделием («чашу вина

золотого ему предлагая…»), были мореходами (« К берегу близкому скоро пристав с кораблем …»).

Поэма повествует о возвращении Одиссея с Троянской войны.

IV группа:

Потомки Калевы очень любили свою Родину, северную природу:

«… росла сосна в лесочке,

Ёлка там была на горке,

Серебро - в ветвях сосновых,

Золото – в ветвях у елки.»

Они противопоставляли ее Похъеле - холодному царству льда, снега и мрака .

«Там застыл морозный воздух,

Зайцы снежные там скачут,

Ледяные там медведи

На вершинах снежных бродят.»


Своим верховным богом считали Укко. Верили , что у каждого предмета есть свой дух.

Медведь служил татемом. Люди называют его ласково : «Отсо, яблочко лесное».

Лес для народа – не просто лес: в нем заключено их будущее. Ведь лес – это земля для посева

В поэме очень подробно описаны процессы труда. Особое место отведено рассказу как

получили железо.

Древние карелы занимались скотоводством, земледелием, охотились на дичь.

У: Исторический опыт народа составляет национальную специфику героического эпоса.

Это значит, что у каждого народа были свои боги, обычаи, враги.

Вывод:

Древний человек нуждался в защите от природных явлений и врагов. Он мечтал о

счастливой жизни и свою мечту воплотил в образе героя эпоса.
III.Исследовательская работа по сопоставлению образов героев.

У: Сопоставление образов героев проведем по горизонтали, т.е. исходя из содержания произведений,

по таким сквозным направлениям: Родина –Герой --- Народ

Враги--- Герой --- Подвиг

и по вертикали, т.е. по форме произведений (форма есть выражение содержания).

  1. Направление «Родина – Герой – Народ»

У: Что является содержанием героического эпоса?

Д: Борьба героя и силами Зла составляет содержание этих произведений.

У: Что олицетворяют враги?

Д (1 группа): Змей олицетворяет внешних врагов. Используются эпитеты «Змея проклятая»,

«Змеище - Горынище».


Д (2 группа): « Абаасы – все враждебное человеку, все противное его интересам»

( по «Якутскому словарю» Пекарского). В олонхо он назван: « кровожадный вор»,

« разбойник о трех тенях». Он был чудовищем:

«Там, где быть должна его голова

Ржавый расплющенный шлем,

Схожий с гнездом орла.

Да мелькнула трижды черная пасть.

Да блеснули зеленой синевой
Кривые клыки его».

Д (3 группа): Циклоп олицетворяет грубую физическую силу. Это огромный одноглазый великан, «казался лесистой, дикой вершиной горы». Циклоп сравнивается с «бешеным зверем»,

у которого «голос гремящий и образ чудовища».

Д (4 группа): Старуха Лоухи, Похъелы хозяйка, коварна, лжива . Она обманом завладела


сокровищем народа – чудесной самомолкой Сампо, обрекая людей на голодную жизнь :

«Изведу народ твой мором

И весь род твой уничтожу».

Лоухи - символ мрака, бедности, несчастий.

Вывод: Люди преодолевали препятствия на жизненном пути. Представляли их в виде

сильных чудовищ, которых мог победить только более сильный герой.

  1. Направление «Герой – Враги – Подвиг»

У: Перед вами блок-схема композиции произведений героического эпоса:

1. 2. 3. 4.











Условные обозначения:

- герой, представитель народа.



- враг

У: «Расшифруйте» эту блок-схему.

Д: 1 схема: И былина, и олонхо , и поэма, и руна начинаются с повествования о вероломном

поступке врагов.

2 схема: Герой встает на защиту своего народа. Противники сходятся в поединке.

3 схема: Герой одерживает победу над врагом.

4 схема: Торжествует Добро.

У: - Что является кульминацией?

Д: Поединок героя с врагом – это кульминация произведений.

У: Выразительно прочитайте эпизод «Поединок».

- Как показана сила противников?

Д (1 группа): Бой Добрыни Никитича со Змеем в былине описан кратко:

« Они дрались со Змеею тут трои сутки,

Он подрался со Змеею еще три часа,

Он побил Змею да ю проклятую,-

Та Змея, она кровью пошла».

Для показа силы противников используется гипербола.

Д (2 группа): В олонхо бой Нюргуна Ботура с Абаасы показан подробно:

« Тридцать дней и ночей подряд

колотили друг друга они».

Кроме гиперболы есть элементы фантастики:

«Прекрасное Нюргуна лицо,

Исказилось от гнева оно.

Кверху скосился левый глаз,

Книзу скосился правый глаз.

Искры потрескивали в волосах,

Вспыхивал синий огонь…»

Все это составляет национальное содержание олонхо.

Д (3 группа): Одиссей победил Циклопа силой ума. Не оставляют героя и боги, восхищенные

его мужеством, выдержкой и хитростью. Одиссей оставил чудовище в дураках три раза».

Д (4 группа): В руне бой краткий, так же применяется гипербола :

«Старый, верный Вяйнямейнен

Тащит руль из глуби моря,

Им чудовище ударил,

Отрубил орлице когти.
С крыльев сотня повалилась, с тела тысяча упала.»

Вывод : Фантастика и гипербола - это средства выражения героического.

У: Какова проблематика произведений ?

Д (1 группа): Русский богатырь сражался за Забаву Путятичну, за русский народ.

Он наказал Змея за вероломство и обман. Добрыня Никитич ставил

превыще всего свой воинский долг. В этом он похож на Оловянного Солдатика

из сказки Андерсена.

Д (2 группа): Нюргун Боотыр вступил в бой, спасая свою похищенную сестру-красавицу

Айталын- Куо, за свое племя. Иначе и быть не могло,ведь богатырь был

спущен с Верхнего мира для защиты людей.

Д (3 группа): Одиссей наказал Циклопа за святотатство, за нарушение закона гостеприимства.

Он вступил в схатку с врагом за своих товарищей,а значит, за свой народ.

Д (4 группа): Вяйнямейнен поставил своей целью вернуть чудо-мельницу Сампо ,

он был верен своему народу.

Вывод: В поступках героев раскрывается их внутренняя красота . Подвиги совершены во имя

народа , по велению души.

  1. Художественная идея – общность героического эпоса разных народов.

У: Через поступки героев раскрывается художественная идея произведений.

Прочитайте наизусть заключительные слова героев.

Д (1 группа): « Не летать тебе да на святую Русь,

Не копить полонов да русских!»

Д (2 группа): «Я забить, завалить хочу


Дорогу в подземный мир.

Чтоб не вырывались оттуда к нам

Погибель , смерть и беда!»

Д ( 3 группа ): «Если. Циклоп, у тебя из людей земнородных кто спросит,

Как истреблен твой единственный глаз, ты на это ответствуй:

Царь Одиссей, городов сокрушитель, героя Лаэрта

Сын, знаменитый властитель Итаки, мне выколол глаз мой».

Д (4 группа): «Ой ты , Укко, бог верховный,

Будь для чад своих подмогой.

Выстрой каменную крепость

С двух сторон родного края,

Чтоб злодей не смог бы тронуть,

Враг плодов не смог похитить

Никогда , пока на небе

Золотой блистает месяц!»

Вывод: Идейное содержание произведений героического эпоса заключается в победе сил Добра над Злом. Каждый народ мечтал о счастье. Носителем идеи счастья и был герой.

В этом проявляется общность героического эпоса разных народов.



  1. Единство содержания и формы жанра героического эпоса.

У : Перед вами плод наших раздумий и поиска – сводная таблица

«Единство содержания и формы произведений героического эпоса»:


Жанр

героического

эпоса.


Былина

«Добрыня и Змей»

Олонхо

« Нюргун Боотур Стремитель-ный»

( 3 песня)

Древнегречес-кая

поэма «Одиссея»

(песнь 8

«Одиссей у

циклопов»)

Карело-финская

поэма Калевала»

(43 руна).

Носители Добра

Добрыня Никитич

Нюргун Боотур Стремительный

Одиссей

Вяйнямейнен

Силы Зла

Змей

Абаасы

Циклоп

Старуха Лоухи


Содержание

Б о р ь б а г е р о я с в р а г о м

Проблематика

За Забаву Путятичну,

свободную Русь.

За Айталыын-Куо,

племя людское.

За товарищей,

свой народ.

За Сампо,

счастливую жизнь

Художественная идея.

П о б е д а Д о б р а н а д З л о м.


Вывод: В жанре героического эпоса содержание и форма помогают раскрыть образ героя.

IV. Работа в группах. Заполнение маршрутных листов.

V. Вывод –решение художественно – исследовательской задачи.

1. Отчет руководителей групп.

Руководитель 1 группы: Русский народ считал своим идеалом воина-защитника:

смелого, готового защитить свой народ, отдать жизнь за Родину . Смысл его жизни – защита Отчизны.

Руководитель 2 группы: Древние якуты выбрали своим идеалом воина недюжинной силы, беспощадного к врагам, уважительно относящегося к женщине.

Руководитель 3 группы: Древние греки воспели ум Человека, который может сразиться даже с потомками богов.(Циклоп был сыном Посейдона - бога морей).

Руководитель 4 группы: В «Калевале« показан идеал Человека, который трудолюбив, мудр. Он, прежде всего ,Учитель , готовый повести народ за собой.

У: Вы выделили основные черты идеала Человека разных народов. В этом национальная специфика произведений героического зпоса.

2. Ответ на проблемный вопрос.

У: А что составляет общность в понимании идеала Человека разными народами?

Д : Все народы ценят такие черты, как мужество, силу духа, любовь к своему народу .

Вывод: Получился обобщенный образ идеала Человека разных народов в древности.

Это носитель Добра. У него высокое предназначение – очистить родную

землю от зла, и тогда наступит счастливая жизнь.

VI. Итог урока.

У: Прошли века, но до сих пор человечество восхищается подвигами

героев, древними творениями.

А для чего нам, современным людям, нужно знать эти произведения?

Д: Нужно брать с героев пример, учиться у них любить Родину. В наше время у людей тоже есть враги. Самый страшный из них - терроризм. Террористы – это чудовища в человечьем обличии. Нужно защитить мир от них.

У: Произведения героического эпоса – это сокровищница человечества, кладезь мудрости народной, живительный источник, припадая к которому, мы черпаем все чистое и святое. Уже много веков люди с интересом читают эти предания, а так бережно сохраняют только очень дорогое для всего народа.Error: Reference source not foundError: Reference source not found

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Герои эпоса iconВеличайший памятник немецкого героического эпоса (ок. 1200). В основе...
В «П» – герои, известные из эддической поэзии: Зигфрид (Сигурд), Кримхильда (Гудрун), Брюнхильда (Брюнхильд), Гунтер (Гуннар), Этцель...
Герои эпоса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Ребята, сегодня у нас – необычный урок! К нам в гости пришли сказочные герои. Пришли не с пустыми руками! Каждый принёс...
Герои эпоса icon«Осень золотая в гости к нам пришла»
Из даров природы дети приготовили красивые поделки: «Домовой Мумук», «Грибная поляна», «Король овощей», «Букет роз»(из капусты)....
Герои эпоса icon«Героическое сказание великая поэзия народов мира. Рожденные во благо...
Тема урока: «Героическое сказание – великая поэзия народов мира. Рожденные во благо народа. (на основе алтайского героического эпоса...
Герои эпоса iconКонкурс рефератов на тему «Герои Отечества наши земляки»
«Герои Отечества – наши земляки», посвященный Дню Героев Отечества, среди учащихся образовательных учреждений Костромской области...
Герои эпоса iconК экзамену и зачету по курсу
Общая характеристика литературного процесса раннего средневековья: роль латинской литературы, героического эпоса
Герои эпоса iconЗадания по мхк для учащихся заочного отделения и экстерната в 9 классе
История возникновения героического эпоса. Шумерский эпос, индийский, стран Европы, народов Севера и Востока
Герои эпоса iconСущность национального эпоса (с особым вниманием к "калевале")
Губарева Л. И., Мизирева О. М., Чурилова Т. М., Практикум по экологии человека (учебное пособие) / Под ред. Л. И. Губаревой. – М.:...
Герои эпоса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель углубление представлений о содержательной и формальной специфике литературных родов (лирики, эпоса и драмы). Задачи
Герои эпоса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Герои эпоса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить учащихся с былинами, показать связь народного эпоса с другими видами искусств, воспитывать и развивать чувство...
Герои эпоса iconРоль детали в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» Время не властно...
Толстым. В каждом из нас живут его герои, его мысли, живут как частицы нашего собственного бытия. Перечитывая произведения писателя,...
Герои эпоса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности...
Герои эпоса iconФ. М. Достоевский «Преступление и наказание» (роман). Многие герои...

Герои эпоса iconК филол н., доцент кафедры кыргызского языка крсу
Им написан ряд научно-популярных, публицистических статей по эпосу «Манас» и другим фольклорным произведениям. Он являлся главным...
Герои эпоса iconТематическое планирование уроков музыки по курсу «Музыкальная культура Тверского края» 8 класс
Знание: 1- влияние различных предпосылок на формирование особенностей и культурных тра диций народов Верхневолжья с VII –iх в.: (Образование...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск