Скачать 296.14 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «Родная (нерусская) литература» разработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Приказа министерства образования и науки РФ «Об утверждении базисного учебного плана…..», Программы по марийской литературе 5-11 классы, допущенной Министерством образования и науки Республики Марий Эл 2005 года, методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов по обеспечению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся Республики Марий Эл обязательной части учебного плана общеобразовательных учреждений, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2011год, Приказ Министерства образования и науки республики Марий Эл от 16 августа 2012 года №1133. Для формирования и развития национального самосознания обучающихся необходимы соответствующая среда – родной язык, быт и культура, традиции, привычное географическое окружение и т.п. непременным условием является и национально ориентированная система образования, обеспечивающая приобщение к культуре, литературе своего народа и региона, освоение норм литературного языка нации, знание ее истории. Программа курса «Родная (нерусская) литература» предназначена для обучающихся 10-11классов средних (полных) общеобразовательных школ. Знакомство с марийской литературой начинается уже в младших классах на уроках марийского государственного языка, истории культуры народов. В X и XI классах изучается родная (нерусская) литература в качестве отдельной дисциплины. При этом учебный процесс осуществляется на русском языке. Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности. Марийская художественная литература развивалась основываясь с одной стороны, на традициях устного народного творчества, с другой стороны под мощным благотворным влиянием русской литературы. Литературное творчество всех выдающихся марийских писателей всегда было связано с деятельностью по развитию межлитературных, межязыковых марийско-русских связей, по переводу произведений классиков русской литературы на марийский язык и марийских на русский. При отборе произведений для обязательного изучения в основу положены три критерия: их художественная ценность, выражение в них социально-значимых, общечеловеческих ценностей и идеалов и место произведения в истории марийской литературы. Чтение художественных произведений оказывает влияние на интеллектуальное, духовное, психологическое развитие обучающихся. В программе по родной (нерусской) литературе предлагается уделять внимание важнейшим этапам и тенденциям развития марийской литературы в соответствующей общественной и культурной обстановке основным произведениям марийской художественной классики (С.Чавайн, М.Шкетан, Н.Игнатьев, В.Колумб, О.Ипай, Ш.Осып и др,) на фоне русской и мировой литературы. Учебную деятельность учащихся старших классов целесообразно организовать в форме лекций и семинаров. Лекция является методом устного изложения материала. Преподаватель выбирает наиболее рациональные доходчивые способы передачи необходимой информации, помня о том, что живая речь учителя эффективно воздействует на восприятие и запечатление новых знаний. Роль семинаров заключается в развитии индивидуальных способностей обучающихся в процессе овладения ими опытом учебно-познавательной деятельности. На семинаре обучающиеся отвечают на вопросы, приводят необходимые примеры и цитаты из изученной литературы, делают выводы. В конце семинара учитель обобщает результаты работы. Цель предмета - воспитание духовно развитой, поликультурной личности с развитым этническим самосознанием, формирование читательской культуры обучающихся. Задачи предмета определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя. Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:
В результате изучения литературы, обучающиеся должны знать: - основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков; - содержание и проблематику самостоятельно прочитанных литературных произведений; - ключевые проблемы марийской литературы в контексте этнической и отечественной культуры; связь изученного произведения со временем его написания; Литературное образование направлено на выработку навыков работы с литературой. Выпускник школы должен грамотно находить нужную информацию, выделять главное, правильно составлять тезисы и план прочитанного; выявлять в художественных произведениях конкретно историческое и общечеловеческое содержание; соотносить материал литературной классики с явлениями соответствующей эпохи. Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что является важнейшим приоритетом в преподавании литературой. Содержание может быть реализовано следующими видами учебной деятельности: - рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы); - репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных) ответов на вопросы; - продуктивная творческая деятельность: выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения; - поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения; - исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт; Основной формой организации образовательного процесса остается классно- урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия по литературным местам, музеям; диспут, литературная викторина, пресс- конференция, творческий конкурс, посещение театров и выставок. В процессе изучения курса обучающиеся принимают участие в проектной деятельности и учебно- исследовательской работе. При изучении художественных произведений по данной программе предполагается использовать текущий итоговый виды контроля в устной и письменной форме как фронтально так и индивидуально. Описание учебного предмета в учебном плане Программа данного курса реализуется в рамках компонента Республики Марий Эл в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Республики Марий Эл, реализующих программы общего образования (предпрофильная и профильная подготовка обучающихся), утвержденным приказом Министерства образования Республики Марий Эл от 23.09.2004 г.№324, (в редакции приказа Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 16.08.2012 г. №1133) в количестве 1 часа в неделю. Тематический план 10 класс
ТЕМА 1. Народный фольклор и художественная литература. Устное поэтическое творчество-народная мудрость, народная словесность, народная поэзия. Марийский фольклор и марийская мифология. Устное творчество и народная педагогика. Народный фольклор-основа марийской художественной литературы. Виды фольклора и жанры художественной литературы. Народная оценка прекрасного в человеке: народная песня «Венец», сказки «Онар», «Чоткар-патыр», «Кокша-патыр», П.Першут «Кутко суан». Народный фольклор как средство умственного воспитания. Колыбельные песни-поэтизация окружающей природы. Сказка «Мужик и чёрт». Исследовательские навыки: Поисковая работа «Коллекция марийских народных загадок, пословиц о достоинствах человека». Тема 2. Зарождение марийской литературы. Влияние русских поэтов А.С.Пушкина, Н.А. Некрасова, М.Ю.Лермонтова на творчество марийских писателей. Первые произведения на марийском языке. Роль просветительского движения. (Г.Кармазин, В.Васильев и журнал «Марла календарь» 1907-1913гг) Дореволюционное творчество писателей С.Чавайна, Г.Микая, Н.Мухина. изображение исторических событий начала XX века. Практические навыки . Разучивание стихов первых марийских поэтов. Тема 3. Марийская литература 1917-1920гг. Отношение марийской интеллигенции к Октябрьской революции. Начало гражданской войны. Развитие поэзии в форме публицистики, агитации (Н.Мухин, Н.Игнатьев, В.Сави) Зарождение марийской повести («Дезертиры» С.Чавайна, «Акырсаман» О.Шабдара). Развитие марийской драматургии. Роль М.Шкетана. Практическая часть. Презентация «Ассоциация марийских писателей». Тема 4. Марийская литература в 30-ые годы. Изменения в общественной жизни: коллективизация, индустриализация, раскулачивание. Союз марийских писателей. Зарождение марийского романа (Н.Игнатьев «Стальной ветер». Расцвет марийской поэзии (Олык Ипай, Пет Першут, Щатд Булат, Я.Ялкайн). Новые идеи в марийской драматургии (С.Николаев «Салика») Становление марийского литературоведения, критики (Я.Ялкайн, О.Шабдар, В.Сави) Практическое занятие: Просмотр фильма «Салика» Тема 5. С.Г.Чавайн. Обзор о жизни и творчестве С.Чавайна. «Ото»-первое марийское литературное произведение. «Элнет»-автобиографический эпический роман. Роль С.Чавайна в развитии марийской художественной литературе. Исследовательская работа. Составление хронологической таблицы по творчеству С.Чавайна. Тема 6. Я.П.Майоров-Шкетан. Обзор о жизни и творчестве М.Шкетана. «Эренгер»-социально-психологический роман. Значение романа в развитии марийской литературы. Значение М.Шкетана в развитии марийской драматургии (драма «Эх, родители!») Практическое занятие. Чтение и обзор сатирических рассказов М.Шкетана. Тема 7.Н.В.Игнатьев. Жизнь и творчество. «Савик»-первый социально-сатирический роман. Тема 8. Олык Ипай. Обзор о жизни и творчестве. Олык Ипай-художник-новатор. 30-ые годы –период наивысшего взлёта поэзии, подлинный мастер марийской литературы. Поэма «Айдар»-произведение о высоких моральных качествах человека. Поэмы О.Ипая: «Яндиар», «Янай-сын Аргемблата», «Жизнь». Практическое занятие. Чтение и обзор стихов лауреатов премии имени Олыка Ипая. Тема 9. Осып Шабдар. Осып Шабдар один из зачинателей марийской советской литературы. «Женская доля»-лирический социально-психологический роман о судьбе марийской женщины. Главная тема-тема братской дружбы народов. Роман этапное произведение Осыпа Шабдара вместе с другими романами определило пути развития марийской прозы. Практическое занятие. Литературная гостиная «О.Шабдар-поэт-лирик» |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... О федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации (с приложением: Рекомендации субъектам Российской Федерации по подготовке... | Пояснительная записка рабочая программа по истории Вологодского края... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 8 классе... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Пояснительная записка Рабочая учебная программа по истории разработана... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Пояснительная записка Рабочая учебная программа по истории разработана... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Пояснительная записка рабочая программа по истории составлена на... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Пояснительная записка письмо рабочая программа составлена на основе... Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Закон об образовании. Закон об образовании 2013 федеральный закон... Ниже представлен полный текст федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (от 29. 12. 2012 n 273-фз) | Программа повышения квалификации разработана в соответствии с Федеральным... Енеджмент в образовании: управление образовательным учреждением в условиях изменений системы образования российской федерации | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-фз об образовании в Российской Федерации» (ст. 28, ст. 47, ст.... | Закон Российской Федерации «Об образовании» Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10. 07. 1992 №3266-1 (в редакции Федеральных законов от 13. 01. 1996г. №12-фз; от... | ||
Уста в муниципального казенного общеобразовательного учреждения Вечерней... «Учреждение», создано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», постановлением... | ||
Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся Нормативно-правовой... Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10. 07. 1992 г. №3266-1 (с последующими изменениями) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и другими... |