№
| Тема урока
Основное содержание
| Примечание
|
| 1 четверть (27 часов)
|
|
1
| Введение. Литература и ее роль в духовной жизни народа.
|
|
2
| Из древнерусской литературы. Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
| Т.Л. Жанры древнерусской литературы.
|
3
| «Слово о полку Игореве». Персонажи и композиция «Слова…». Проблема авторства.
|
|
4
| «Слово о полку Игореве». Художественные особенности произведения. Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков.
|
|
5
| Связь «Слова…» с устным народным творчеством.
|
|
6
| Из литературы ХVIII века. Характеристика русской литературы ХVIII века. Русский классицизм.
|
|
7
| М.В. Ломоносов. Труды М.В. Ломоносова в области языка и литературы. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».
|
|
8
| М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
| Т.Л. Жанр оды.
|
9
| Г.Р. Державин. Литературная деятельность. «Властителям и судиям».
|
|
10
| Д.И. Фонвизин – «сатиры смелый властелин». Сатирическая направленность комедии «Недоросль».
| Т.Л. Классицизм.
|
11
| Д.И. Фонвизин «Недоросль». Герои комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
|
|
12
| Р.Р. Сочинение. Анализ эпизода драматического произведения.
|
|
13
| Пьеса эпохи классицизма Ж.– Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве».
| Внеклассное чтение.
|
14
| Комедийное мастерство Мольера («Мещанин во дворянстве»).
|
|
15
| Н.М. Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм. Внимание к внутреннему миру героини в повести «Бедная Лиза».
| Т.Л. Сентиментализм.
|
16
| Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей.
|
|
17
| Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини.
|
|
18
| Из русской литературы ХIХ века. Литература первой половины 19 века (обзор). Романтизм как литературное направление. В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев, К. Н. Батюшков, И.А. Крылов, Е.А. Баратынский.
|
|
19
| А.С. Грибоедов. Личность и судьба.
|
|
20
| А.С. Грибоедов «Горе от ума». История создания комедии «Горе от ума», особенности композиции.
| Т.Л. Конфликт драм. Произведения.
|
21
| А.С. Грибоедов «Горе от ума». Галерея живых типов и острая сатира.
| Вариант: Комменти-рованное чтение.
|
22
| А.С. Грибоедов «Горе от ума». Чацкий в системе образов комедии.
|
|
23
| А.С. Грибоедов «Горе от ума». Традиции и новаторство комедии.
|
|
24
| Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
|
|
25
| Критика о комедии. (И.А.Гончаров «Мильон терзаний»).
|
|
26
| Обобщающий урок. Нравственный идеал Грибоедова.
| Урок-зачет.
|
27
| Р.Р. Подготовка к сочинению.
| Темы сочинеий:
- Фамусовская Москва в комедии.
- Что есть «ум» в комедии «Горе от ума»? и др.
|
| 2 четверть (21 час)
|
|
28
| А. С. Пушкин. Жизнь и судьба поэта.
|
|
29
| Основные мотивы в лирике Пушкина. Патриотические и вольнолюбивые стихи. Ода «Вольность», стихотворения «Деревня», «Анчар», «К Чаадаеву».
|
|
30
| Дружба и любовь в лирике А.С. Пушкина.
|
|
31
| Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.
|
|
32
| Образы природы в лирике А.С.Пушкина.
|
|
33
| Р.Р. Сочинение «Мое стихотворение А.С. Пушкина. (Восприятие, истолкование, оценка).
|
|
34
| А.С. Пушкин «Евгений Онегин». История создания романа. Литературная полемике вокруг романа.
| Т.Л. Реализм, роман в стихах.
|
35
| А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Система образов романа. Сюжет и композиция.
|
|
36
| А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.
|
|
37
| А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Изображение жизни столичного и поместного дворянства.
|
|
38
| А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Художественные особенности романа. Лирические отступления.
|
|
39
| Обобщающий урок по творчеству А.С. Пушкина. Мастерство писателя.
| Урок-зачет.
|
40
| М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.
|
|
41
| Основные мотивы лирики Лермонтова. Образ России в лирике М.Ю. Лермонтова.
|
|
42
| Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова. Тема поэта и поэзии в лирике.
|
|
43
| Человек и природа в лирике М.Ю. Лермонтова.
|
|
44
| М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Жанр и композиция произведения. Обзор содержания.
| Т.Л. Романтизм, психологизм худ. литературы.
|
45
| М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». «Странный человек» Печорин.
|
|
46
| М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Дружба в жизни Печорина.
|
|
47
| М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Женские образы романа и их роль в раскрытии характера Печорина.
|
|
48
| Р.Р. Сочинение по заданным темам или анализ эпизода.
|
|
| 3 четверть (30 часов).
|
|
49
| Н.В. Гоголь. Очерк жизни и творчества. Творческая история «Мёртвых душ».
|
|
50
| Н.В. Гоголь «Мертвые души». Особенности жанра и композиции.
| Т.Л. Поэма.
|
51
| Н.В. Гоголь «Мертвые души». Система образов в поэме. Мертвые и живые души.
| Т.Л. Литературный тип, сатира.
|
52
| Н.В. Гоголь «Мертвые души». Деталь как средство создания образа. (Чичиков и помещики).
| Т.Л. Образ-символ.
|
53
| Н.И.Гоголь «Мертвые души». Губернское общество в изображении Н.В. Гоголя.
|
|
54
| Н.В. Гоголь «Мертвые души». Образ автора в поэме.
|
|
55
| Р.Р. Сочинение по заданным темам или письменный рассказ – характеристика одного из героев.
|
|
57
| Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.
|
|
58
| Н.В.Гоголь «Шинель». Образ города. Роль фантастики в художественном произведении.
|
|
59
| Обобщающий урок по творчеству Н.В. Гоголя. Особенности поэтики Н.В. Гоголя.
| Урок-зачет.
|
60
| И.С. Тургенев Страницы жизни писателя. История создания повести «Первая любовь». Автобиографический характер повести.
| Т.Л. Жанры прозы: повесть.
|
61
| И.С. Тургенев «Первая любовь». Композиция, особенности сюжета. Психологический характер конфликта в повести.
|
|
62
| И.С. Тургенев «Первая любовь». Любовь в жизни героев. Система образов в повести. Мастерство пейзажной живописи.
|
|
63
| А.Н. Островский. Очерк жизни и творчества. «Говорящие» фамилии в пьесах Островского.
| Т.Л. Жанры драматургии: комедия.
|
64
| А.Н. Островский «Бедность не порок». Основной конфликт комедии.
|
|
65
| А.Н. Островский «Бедность не порок». Любовь в патриархальном мире.
|
|
66
| Ф.М. Достоевский. Страницы жизни и творчества.
|
|
67
| Ф.М. Достоевский «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» в повести.
|
|
68
| Ф.М. Достоевский «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
|
|
69
| Р.Р. Сочинение «Тема любви в творчестве писателей ХIХ века». (По выбору учащегося).
|
|
70
| Л.Н. Толстой. Очерк жизни и творчества. Автобиографическая трилогия. «Юность». Формирование личности юного героя повести.
| Т.Л. Автобиографич-ность произведения, внутренний монолог.
|
71
| Л.Н. Толстой «Юность». Особенности поэтики Толстого: «диалектика души», внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
|
|
72
| Р.Р. Сочинение-миниатюра «Мой современник».
|
|
73
| А.П. Чехов. Страницы жизни и творчества. Рассказ «Анна на шее».
| Т.Л. Жанр рассказа.
|
74
| А.П. Чехов «Анна на шее». Особенности сюжета, композиция рассказа. Истинные и ложные ценности героев рассказа «Анна на шее».
|
|
75
| Поэзия ХIХ века. (Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет и другие).
| Поэтический семинар.
|
76
| Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и литературных направлений.
|
|
77
| И.А. Бунин. Слово о писателе. История любви в рассказе «Темные аллеи».
|
|
78
| Мастерство И. А. Бунина.
|
|
| 4 четверть (24 часа).
|
|
79
| М.Горький. Страницы жизни и раннее творчество писателя. Рассказ «Макар Чудра».
| Т.Л. Романтизм.
|
80
| М. Горький «Макар Чудра». Проблематика рассказа и его герои. Художественное своеобразие рассказа «Макар Чудра».
|
|
81
| М.А. Булгаков. Слово о писателе. История создания и судьба повести «Собачье сердце».
|
|
82
| М.А. Булгаков «Собачье сердце». Система образов произведения. Смысл названия повести.
| Т.Л. Художественная условность, фантастика, сатира.
|
83
| М.А. Булгаков «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика.
|
|
84
| Р.Р. Обучение написанию рецензии на повесть «Собачье сердце» или сочинение-эссе «Уроки эксперимента».
|
|
85
| М.А. Шолохов. Страницы жизни писателя. Особенности композиции рассказа «Судьба человека».
| Т.Л. Реализм.
|
86
| М.А. Шолохов «Судьба человека». Судьба Родины и судьба человека.
|
|
87
| М.А. Шолохов «Судьба человека». Автор и рассказчик в произведении. Особенности поэтики рассказа.
| Урок-практикум.
|
88
| Русская поэзия ХХ века. Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии.
| Т.Л. Системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки.
|
89
| А.А. Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен (Ветер принёс издалёка…», «Заклятие огнём и мраком», « В ресторане»).
|
|
90
| Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины («Возмездие», «Ямбы»).
|
|
91
| С.А. Есенин. Страницы жизни и творчества. Тема любви в лирике поэта («Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «До свиданья, друг мой, до свиданья…»).
|
|
92
| Образ России в лирике поэта. Народно – песенная основа лирики Есенина («Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный», «Вот уже вечер…», «Отговорила роща золотая…» и другие).
|
|
93
| В. В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэта («А вы могли бы?», «Послушайте», «Люблю» и др.).
|
|
94
| Особенности сатирических произведений В.В.Маяковского («Прозаседавшиеся», «Нате!», «Подлиза» и другие).
|
|
95
| М.И. Цветаева. Страницы жизни. Стихотворения о поэзии, о любви («Моим стихам…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Идешь, на меня похожий»).
|
|
96
| Особенности поэтики Цветаевой («Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», из цикла «Ахматовой», «Родина»).
|
|
97
| Н.А. Заболоцкий. Страницы жизни поэта. Философская лирика поэта-мыслителя («Я не ищу гармонии в природе», «О красоте человеческих лиц», «Завещание» и другие).
|
|
98
| Р.Р. Классное сочинение. Анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого.
| По выбору учителя («Гроза», «Сентябрь» или др.).
|
99
| А.А. Ахматова. Страницы жизни и творчества
Особенности поэтики стихотворений Ахматовой.
|
|
100
| А.Т. Твардовский. Страницы жизни. Стихи о Родине, о природе («Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери» и др.).
|
|
101
| Военная тема в лирике Твардовского («Я убит подо Ржевом…»).
|
|
102
| Обобщающий урок по русской поэзии ХХ века.
| Вариант: Сочинение «Серебряный век: любимые страницы».
|