Самарова Ольга Анатольевна
Персональный идентификатор: 232-832-159 Тематическое планирование занятий в рамках программы факультативного курса русского языка для основной школы «Правильная речь»
(автор О.А. Самарова, заведующая методико-информационным кабинетом управления образования, молодежной политики и социально-правовой защиты детства администрации Перевозского муниципального района Нижегородской области) 5 класс
№ п/п
| Тип урока
| Тема урока
| 1
2
3
4
| Уроки развития речи
| Подготовка к написанию изложения.
Написание изложения учащимися на черновиках.
Проведение повторной отсроченной работы с текстом.
Анализ творческих работ учащихся, включающий разбор и исправление допущенных речевых ошибок.
| Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста
| 5 6
7 8 9 10 11
12
| Комбинированные уроки
Практикум Урок контроля
| Понятие о микротеме. Цепная, параллельная, смешанная связь предложений в микротеме, между основной мыслью и микротемами.
Средства выражения межфразовых связей в тексте (знакомство с терминологией).
Лексические средства. Слова одной тематической группы, однокоренные слова, лексический повтор, местоименная замена.
Синонимы (существительные-синонимы, прилагательные-синонимы, глаголы-синонимы). Словарь синонимов. Антонимы. Словарь антонимов.
Морфологические средства. Союзы, указательные местоимения, числительные. Временная соотнесенность глаголов в тексте.
Синтаксические средства. Вводные слова, обращения, вопросительные и неполные предложения. Синтаксический параллелизм. Анафора. Эпифора.
Анализ формы и смысла межфразовых связей (работа с текстом в группах).
Проверочная работа.
| Ознакомление учащихся с различными видами речевых, стилистических и грамматических ошибок
| 13
14
15
16
17
18
19
20
21
22 23 24
25
26 27
28
29
30
31
| Комбинированные уроки, урок систематизации и обобщения знаний, урок контроля
Систематизация и обобщение знаний по теме
Практикум
Урок контроля
Практикум Урок контроля
| Языковая норма и речевая ошибка.
Неоправданный повтор слова. Употребление лишнего слова. Пропуск необходимых слов.
Употребление слова в несвойственном ему значении.
Неудачная замена знаменательного слова местоимением.
Ошибки в выборе синонима.
Ошибки в употреблении омонимичных слов.
Смешение паронимов. Словарь паронимов.
Плеоназм.
Тавтология.
Неправильный выбор падежного окончания имени существительного (нарушение управления).
Неправильный выбор падежного окончания имени прилагательного (нарушение согласования).
Ошибочное словообразование.
Разнобой в формах времени и вида глаголов.
Разрыв конструкции (нарушение границ предложения). Нарушение порядка слов в предложении.
Урок-семинар «Типы речевых, стилистических и грамматических ошибок».
Коллективное редактирование деформированного текста.
Редактирование деформированного текста.
Выполнение тестовых заданий по грамматике и культуре речи (работа в группах).
Работа с тестами.
| 32
33
34
35
| Уроки развития речи
| Подготовка к написанию изложения.
Написание изложения учащимися на черновиках.
Проведение повторной отсроченной работы с текстом.
Анализ творческих работ учащихся, включающий разбор и исправление допущенных речевых ошибок.
|
6 класс
№ п/п
| Тип урока
| Тема урока
| 1
2
3
4
| Уроки
развития
речи
| Подготовка к написанию изложения.
Написание изложения с учащимися на черновиках.
Проведение повторной отсроченной работы с текстом.
Анализ творческих работ учащихся, включающий разбор и исправление допущенных речевых ошибок.
|
5
6
7 8
9
10
11
| Комбинированные уроки Урок контроля
| Повторение изученного в 5 классе
Языковые средства, обеспечивающие связность текста
Лексические средства.
Морфологические средства.
Синтаксические средства.
Виды речевых, стилистических и грамматических ошибок
Речевые ошибки.
Стилистические ошибки.
Грамматические ошибки.
Редактирование деформированного текста.
|
12 13
14
15 16
17
18 19
20
21 22
23
24
25
26
27 28
29
30
31
| Комбинированные уроки, урок систематизации и обобщения знаний, урок контроля
Систематизация и обобщение знаний по теме
Практикум
Практикум Урок контроля
| Композиционные (нарушение последовательности в изложении, лишняя часть, пропуск мысли, выражения).
Логические. Искажение фактов.
Ошибки на уровне микроструктуры текста (продолжение ознакомления)
1.Речевые ошибки
Нарушение лексической сочетаемости.
Пустословие. Сорные слова.
2. Стилистические ошибки
Употребление слов иной стилевой окраски.
Употребление просторечных и диалектных слов.
Неоправданное использование слов из сленга, ненормативной лексики, американизмов.
Смешение лексики разных исторических эпох.
Употребление речевых штампов и канцеляризмов.
Неуместное употребление эмоционально-экспрессивной лексики.
3.Грамматические ошибки
Ошибки в употреблении местоимений.
Ошибки в употреблении имён прилагательных.
Ошибки в употреблении имён числительных.
Ошибки в построении предложений с прямой (косвенной) речью.
Ошибки в построении сложных предложений.
4. Речевые недочеты
Бедность и однообразие синтаксических конструкций (слабая распространенность предложений, преобладание прямого порядка слов, однотипность в построении простых предложений, преобладание простых предложений в тексте).
Урок-семинар «Отступления от норм литературного языка».
Коллективное редактирование деформированного текста.
Выполнение тестовых заданий по культуре речи (работа в группах).
Работа с тестами.
| 32
33
34
35
| Уроки развития
речи
| Подготовка к написанию изложения.
Написание изложения учащимися на черновиках.
Проведение повторной отсроченной работы с текстом.
Анализ творческих работ учащихся, включающий разбор и исправление допущенных речевых ошибок.
|
7 класс
№п/п
| Тип урока
| Тема урока
| 1
2
3
4
| Уроки развития
речи
| Подготовка к написанию изложения.
Написание изложения учащимися на черновиках.
Проведение повторной отсроченной работы с текстом.
Анализ творческих работ учащихся, включающий разбор и исправление допущенных речевых ошибок.
|
5
6
7 8
9
10
11
12
13
| Комбинированные уроки
Урок контроля
| Повторение изученного в 5, 6 классах
Языковые средства, обеспечивающие связность текста.
Лексические средства.
Морфологические средства.
Синтаксические средства.
Языковые ошибки.
Ошибки на уровне макроструктуры текста.
Ошибки на уровне микроструктуры текста.
Речевые ошибки.
Стилистические ошибки.
Грамматические ошибки.
Редактирование деформированного текста.
|
14
15
16
17
18-
19
20 21
22
| Комбинированные уроки
| Ошибки на уровне микроструктуры текста (продолжение ознакомления)
Грамматические ошибки
Ошибки в употреблении причастий.
Ошибки в построении предложений с причастным оборотом.
Ошибки в употреблении деепричастий.
Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом.
Ошибки в употреблении предлогов. Ошибки в употреблении союзов (лишний союз, пропуск союза, союзного слова, указательного слова).
Ошибки в употреблении союзов (неверный выбор союза или союзного слова).
Ошибки в построении предложений с однородными членами.
| 23 24
25
26
| Уроки развития
речи
| Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему о важности владения в совершенстве языковыми нормами.
Написание сочинения учащимися на черновиках.
Проведение повторной отсроченной работы с текстом.
Анализ творческих работ учащихся, включающий разбор и исправление допущенных речевых ошибок.
| 27-
28
29
30
31
| Систематизация и обобщение знаний, теме
Урок контроля
| Урок-семинар «Языковые ошибки». Коллективное редактирование деформированного текста.
Выполнение тестовых заданий по культуре речи (работа в группах).
Работа с тестами.
| 32
33
34
35
| Уроки развития
речи
| Подготовка к написанию изложения.
Написание изложения учащимися на черновиках.
Проведение повторной отсроченной работы с текстом.
Анализ творческих работ учащихся, включающий разбор и исправление допущенных речевых ошибок.
|
Ориентировано на учебно-методический комплекс авторского коллектива под редакцией Н.М. Шанского (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.)
Литература для учителя
Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Вербум – М., 2004;
Архипова Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников. // РЯШ. – 2005. – №4;
Вишневская Л., Старикова И. Паронимия. // Русский язык и литература для школьников. – 2005. – №1;
Гац И.Ю. Работа с новыми словарями на уроках развития речи.// РЯШ. – 2006. – №1;
Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. для вузов по спец. «Рус яз. и лит.». – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1988;
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Просвещение, 1989;
Гусарова И. Изложение на вступительном экзамене (основные виды речевых ошибок). // Русский язык и литература для школьников. – 2004. – № 4; Кирюхина О. Ошибки нашей речи. // Начальная школа. – 2006. – № 5;
Земзерева В.И. Тексты массмедиа на уроках русского языка // РЯШ. – 2006. - №6, с. 26 – 28;
Кирюхина О. Ошибки нашей речи. // Начальная школа. – 2006. - №5;
Корчагина Л.М. Развитие речи и культура общения. // РЯШ. – 2002. – №1;
Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1995;
Львов М.Р. Языковая норма и культура речи (Теоретический аспект) // РЯШ. – 2006. – № 4, с. 7;
Нарушевич А. Культура речи «желает лучшего». Лексические ошибки. // Русский язык и литература для школьников. – 2005. – № 1;
Новикова И.Н. Речевые ошибки в студенческих работах. // Начальная школа. – 2006. – № 5;
Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: Пособие для учителя. / Сост. В.И. Капинос, Т.А. Костяева – М.: Просвещение, 1986;
Основы методики русского языка в 4 – 8 классах. Пособие для учителей. Под редакцией А.В. Текучева, М.М. Разумовской, Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1978, 381 с., с. 271;
Павлова Н.И. Готовимся к ЕГЭ. Изучение норм построения сложных предложений // Русская словесность. – 2006. – №3, с. 62 – 68;
Пахнова Т.М. От предложения к тексту. От текста к слову. // РЯШ. – 2006. – №2;
Пахнова Т.М. Основы редактирования. Программа элективного курса для классов гуманитарного профиля / Программно-методические материалы по русскому языку и литературе для профильных школ Нижегородской обл. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. – 151 с., с. 143 – 150;
Позднякова Н.М. «И выплавив строку, дождаться светлых встреч…» (Урок формирования коммуникативных умений в 9 классе). // РЯШ. – 2002. – №3;
Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. – М.: Дрофа, 2006;
Работа по развитию речи. Совершенствование методов обучения русскому языку. – (Сб. статей). Пособие для учителей. / Сост. А.Ю. Купалова – М.: Просвещение, 1981;
Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант. – Н. Новгород: Издательство «Деком», 1994;
Симашко Т.В. Наблюдения над порядком слов при изучении синтаксиса // РЯШ. – 1997. –№ 2, с.14 – 20;
Словарь иностранных слов (Около 10 000 слов). Составитель к.ф.н. Т.Ю.Уша. – Санкт-Петербург: ООО «Полиграфуслуги», 2005;
Сотова И.А. Мотивация самоконтроля над качеством письменного текста // РЯШ. – 2007. – № 4, с. 8 – 14;
Сотова И.А. Речевые ошибки (Материал для размышления ученика и учителя) // РЯШ. – 2005. - №2, с. 16 – 22;
Сотова И.А. Формирование речевого самоконтроля // РЯШ. – 2003. - № 1, с. 3 – 11;
Тимофеева Е.Е. Языковая игра и лексические ошибки. // Русская словесность. – 2006. – № 2;
Фролова Е.А. Слова похожие, но разные // РЯШ. – 1997. – № 2, с. 94 – 96.
Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982;
Черепанова Л.В. Проектная деятельность в обучении русскому языку. (Исследовательский проект по проблеме «Жаргонизмы в речи школьников».) // Русская словесность. – 2006. – №5.
|