Пояснительная записка После курса «Обучение грамоте»





Скачать 329.48 Kb.
НазваниеПояснительная записка После курса «Обучение грамоте»
страница1/3
Дата публикации27.08.2014
Размер329.48 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3

Пояснительная записка

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. В круг чтения входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющих золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Курс литературного чтения, признан продолжать обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь ос­мыслить образность словесного искусства, посредством которой, художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей, интерес к словесному творчеству и к чтению художественных про­изведений. В круг чтения детей входят произведения отечественных и за­рубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказ­ки современных писателей.

Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать то красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Важно особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир ли­тературы — одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов. Как, почему за, казалось бы, обычными словами возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ве­дущих принципов:

  1. художественно-эстетического,

  2. литературовед­ческого

  3. коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения млад­ших школьников вошли преимущественно художественные текс­ты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не прос­то познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем бо­гатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительнос­ти. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей началь­ного этапа обучения реализуется при анализе литературного про­изведения, выдвигает на первый план художественный образ.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысли­вается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическо­му анализу текста, имевшему место в начале обучения.

В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопережи­вать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жан­ры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацели­вает на обогащение учеников первыми представлениями о проб­лематике, нравственно-эстетической идее, художественной фор­ме, композиции.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьни­ков еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в средних и старших классах школы, вводится постепенно.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие ре­чевой культуры учащихся, на формирование и развитие у млад­ших школьников речевых навыков, главным из которых являет­ся навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой дея­тельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внут­реннем плане.
Развитие навыка чтения предполагает на первом году обуче­ния — формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объ­единение слов в словосочетания и предложения, увеличение ско­рости.

Параллельно с формированием беглого чтения ведется целенаправленная работа по развитию умения пости­гать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

Кроме навыка чтения учащиеся овладевают речеведческими умениями (деление текс­та на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и пол­ный пересказ прочитанного) и приемами вы­разительного чтения.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уро­ков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.
Задачи курса литературного чтения
— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоциональ­но откликаться на прочитанное;

— учить детей чувствовать и понимать образный язык худо­жественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздаю­щее воображение учащихся, и особенно — ассоциативное мыш­ление;

— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетиче­ский опыт слушания произведений изящной словесности, воспи­тывать художественный вкус;

— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

— обеспечивать развитие речи школьников и активно фор­мировать навык чтения и речевые умения;

— работать с различными типами текстов;

— создавать условия для формирования потребности в само­стоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Тематическое планирование

10 недель х 4 часа = 40 часов



Тема

Всего

часов

Развитие

речи

1

Вводный.Жили-были буквы

8 ч

1

2

Сказки, загадки, небылицы

7 ч

1

3

Апрель, апрель! Звенит капель

5 ч

1

4

И в шутку, и в серьез

7 ч

1

5

Я и мои друзья

7 ч




6

О братьях наших меньших

6 ч

1




Итог:

40 ч

5 ч


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Разд

Тематическое планирование

Часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.

Жили-были буквы




Вводятся понятия – «автор», «писатель» «произведение». Анализ и сравнение произведений. Обучение орфоэпически- правильному произношению слов и при чтении. Обучение чтению по ролям.

У Познавательные логические Д: Анализ объектов

К Коммуникативные УУД:

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Диалогическая и монологическая контекстная речь.

2.

Сказки, загадки, небылицы.




Обучение приемам выразительной речи и чтения. Произношение скороговорок, чистоговорок. Обучение пересказу текста. Вводится понятие – «настроение автора».


Познавательные общеучебные действия:

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД:

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

Личностные УУД:

  • Нравственно-этическое оценивание.

3.

Апрель, апрель! Звенит капель




Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений подтверждающих устное высказывание.


Познавательные общеучебные действия:

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов;

  • Диалогическая и монологическая контекстная речь.

Личностные УУД:

  • Нравственно-этическое оценивание.

4.

И в шутку, и всерьез




Воспроизведение текста по вопросам или по картинному плану. Понимание слов и выражений в контексте. Юмористические произведения. Вводится понятие – «настроение и чувства героя».


Познавательные

общеучебные действия:

  • Умение осознано

  • строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД:

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов;

  • Диалогическая и монологическая контекстная речь.

Личностные УУД:

  • Нравственно-этическое оценивание.

5.

Я и мои друзья




Рассказы и стихи о детях, их взаимо­отношениях, об умении

общаться друг с другом и со взрослыми.

Вводятся понятия – «поступки героя», «абзац». Прогнозирование текста

по названию.


Познавательные общеучебные действия:

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов;

  • Диалогическая и монологическая контекстная речь.

Личностные УУД:

  • Нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Оценка;

  • Коррекция

6.

О братьях наших

меньших




Произведения о взаимоотношениях

человека с природой.

Познавательные общеучебные действия:

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД:

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов;

  • Диалогическая и монологическая контекстная речь.

Личностные УУД:

  • Нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Оценка;





Основное содержание тем


Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

  1. Жил и-был и буквы (8ч)

Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токма­ковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным. Вводятся понятия – «автор», «писатель» «произведение». Анализ и сравнение произведений. Обучение орфоэпически правильному произношению слов и при чтении. Обучение чтению по ролям.

  1. Сказки, загадки, небылицы (7 ч)

Произведения устного народного творчества: песенки, загад­ки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушки­на. Потешки, песенки из зарубежного фольклора. Обучение приемам выразительной речи и чтения. Произношение скороговорок, чистоговорок. Обучение пересказу текста. Вводится понятие – «настроение автора».

  1. Апрель, апрель! Звенит капель (5 ч)

Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмако­вой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о рус­ской природе. Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений подтверждающих устное высказывание.

  1. И в шутку, и всерьез (7 ч)

Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой. Воспроизведение текста по вопросам или по картинному плану. Понимание слов и выражений в контексте. Юмористические произведения. Вводится понятие – «настроение и чувства героя».

  1. Я и мои друзья (7ч)

Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благини­ной, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Бе­рестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом о детях, их взаи­моотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми. Вводятся понятия – «поступки героя», «абзац». Прогнозирование текста по названию.

О братьях наших меньших (6 ч)

Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рас­сказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляц­ковского, Г. Сапгира, В. Берестова, К. Сладкова, Д. Хармса, К- Ушинского. Сравнение текстов разных жанров.

Учебно-методический комплект:

  • программа,

  • учебник «Литературное чтение» 2008 (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова)

  • пособие для учителя «Уроки литературного чтения» по учебнику «Литературное чтение 1 класс»


Перечень учебного оборудования и наглядных пособий





Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1.

Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.)

Стандарт начального образования по литературному чтению.

Примерная программа начального образования по литературному чтению.

2.

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по

литературному

чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме).

Словари (по возможности всех типов) по литературному чтению..

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному ч

тению (в том числе в цифровой форме).

Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей (персоналия в соответствии с Обязательным минимумом).

3.

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности)

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка После курса «Обучение грамоте» iconПояснительная записка 23 недели 9 ч.( обучение грамоте + письмо)=...
Рабочая программа по курсу «Обучение грамоте» разработана на основе программы начального общего образования, утвержденной мо РФ (Москва,...
Пояснительная записка После курса «Обучение грамоте» iconРабочая программа учебного курса по обучению грамоте ( чтение и письмо)...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Камышевская средняя общеобразовательная школа
Пояснительная записка После курса «Обучение грамоте» iconПояснительная записка рабочая программа «Обучение письму»
Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. О. В. Прониной «Обучение грамоте» Образовательная система «Школа 2100». (Сборник программ. Начальная...
Пояснительная записка После курса «Обучение грамоте» iconОбучение грамоте. Пояснительная записка
Эта цель обучения младших школьников рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность процесса...
Пояснительная записка После курса «Обучение грамоте» iconПояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического...
Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе
Пояснительная записка После курса «Обучение грамоте» iconПояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического...
Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе
Пояснительная записка После курса «Обучение грамоте» iconПояснительная записка роль и место дисциплины Русский язык один из...
Успешность изучения курса русского языка обеспечивает результатив­ность обучения по другим предметам начальной школы. Курс «Обучение...
Пояснительная записка После курса «Обучение грамоте» iconПрограмма элективного курса «Великие россияне» пояснительная записка
...
Пояснительная записка После курса «Обучение грамоте» iconПояснительная записка химия 10 класс
Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8—9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими...
Пояснительная записка После курса «Обучение грамоте» iconПояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае...

Пояснительная записка После курса «Обучение грамоте» iconПояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае...

Пояснительная записка После курса «Обучение грамоте» iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка После курса «Обучение грамоте» iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка После курса «Обучение грамоте» iconПояснительная записка 4 тематический план учебной дисциплины 7 материалы...
В основе учебного курса лежит понимание философии как теоретического мировоззрения, раскрываемого в трех различных, но взаимосвязанных...
Пояснительная записка После курса «Обучение грамоте» iconПояснительная записка. Календарно тематический план. Содержание программы. Требования к уровню
Обучение чтению и письму в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение...
Пояснительная записка После курса «Обучение грамоте» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте (письмо) составлено на основе программы «Обучение грамоте и развитие...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск