РАЗДЕЛЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка.
Календарно - тематический план.
Содержание программы.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Перечень учебно – методического обеспечения (УМО).
ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение чтению и письму в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти. В тех случаях, когда класс скомплектован из детей с более низким уровнем развития, этот срок может быть увеличен до полутора-двух месяцев (соответственно период обучения грамоте заканчивается во 2 классе).
Основные задачи добукварного периода: подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка. В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов. Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определенной последовательности и заданном направлении (слева направо, сверху вниз). Упражнения выполняются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции. На уроках письма проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв. Большую помощь в подготовке учащихся к обучению грамоте, коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития может оказать использование леготехнологии (ЛЕГО ДУПЛО). К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками.
В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития учащихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы. Букварный период. В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты. Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы. При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки.
Обучение чтению и письму в 1 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю.
1 четверть – 24 часа;
2 четверть – 21 час;
3 четверть – 27 часов;
4 четверть – 21 час.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ
№
| Изучаемый раздел, тема учебного материала
| Кол-во часов
| План. дата
| Факт. дата
| Планируемые результаты
| Примечание
| Знания
| Умения
| Общие учебные умения, навыки и способы
|
| I ЧЕТВЕРТЬ
| 1
| Выявление знаний и умений учащихся.
| 1
| 03.09.
|
| Знать, как держать карандаш, ручку.
| Умение правильно сидеть за партой.
| Умение слушать учителя.
|
| 2
| Закрепление наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, желтый, зеленый, коричневый).
| 1
| 04.09.
|
| Знать названия наиболее распространенных цветов.
| Уметь различать цвета.
| Следить за правильной осанкой на рабочем месте.
|
| 3
| Геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг). Штриховка.
| 1
| 06.09.
|
| Знать названия геометрических фигур.
| Уметь держать карандаш.
| Следить за правильной осанкой на рабочем месте.
|
| 4-5
| Письмо прямых наклонных линий.
| 2
| 10.09.
11.09.
|
| Знать правила поведения за партой
| Уметь держать ручку.
| Умение слушать учителя.
|
| 6
| Письмо линий с закруглением внизу.
| 1
| 13.09.
|
| Знать, как держать ручку.
| Правильно располагать тетрадь на парте
| Умение слушать учителя.
|
| 7
| Письмо линий с закруглением вверху.
| 1
| 17.09.
|
| Знать правила посадки при письме.
| Уметь держать ручку.
| Выполнение инструкций, точное следование образцу.
|
| 8
| Закрепление навыка написания палочек с закруглением внизу и вверху.
| 2
| 18.09.
20.09.
|
| Знать правила поведения за партой
| Правильно располагать тетрадь на парте.
| Выполнение инструкций, точное следование образцу.
|
| 9
| Письмо строчной и прописной буквы: А, а.
| 1
| 24.09.
|
| Знать буквы: А, а.
| Уметь писать буквы: А, а.
| Следить за правильной осанкой на рабочем месте.
|
| 10
| Письмо строчной и прописной буквы: У, у.
| 1
| 25.09.
|
| Знать буквы: У,у.
| Уметь писать буквы: У,у.
| Правильно пользоваться учебными принадлежностями.
|
| 11
| Письмо слов: ау, уа.
| 1
| 27.09.
|
| Знать элементы соединения букв.
| Уметь держать ручку.
| Следить за правильной осанкой на рабочем месте.
|
| 12
| Письмо строчной и прописной буквы: М, м.
| 1
| 01.10.
|
| Знать буквы: М,м.
| Уметь писать буквы: М,м.
| Следить за правильной осанкой на рабочем месте.
|
| 13
| Письмо слов: мА, ам, му, ум.
| 1
| 02.10.
|
| Знать элементы соединения букв.
| Уметь держать ручку.
| Следить за правильной осанкой на рабочем месте.
|
| 14
| Письмо строчной и прописной буквы: О, о.
| 1
| 04.10.
|
| Знать буквы: О, о.
| Уметь писать буквы: О, о.
| Следить за правильной осанкой на рабочем месте.
|
| 15
| Письмо слов: Ма-ма!, Му-му!.
| 1
| 08.10.
|
| Знать элементы соединения букв.
| Уметь держать ручку.
| Следить за правильной осанкой на рабочем месте.
|
| 16
| Письмо слогов и слов с изученными буквами.
| 1
| 09.10.
|
| Знать изученные буквы.
| Уметь писать изученные буквы.
| Правильно пользоваться учебными принадлежностями.
|
| 17
| Письмо строчной и прописной буквы: С, с.
| 1
| 11.10.
|
| Знать буквы: С, с.
| Уметь писать буквы: С, с.
| Выполнение инструкций, точное следование образцу.
|
| 18 - 19
| Написание прямых и обратных слогов с буквой: С, с.
| 2
| 15.10.
16.10.
|
| Знать элементы соединения букв.
| Уметь держать ручку.
| Следить за правильной осанкой на рабочем месте.
|
| 20
| Письмо строчной буквы: х.
| 2
| 18.10.
22.10.
|
| Знать буквы: Х, х.
| Уметь писать буквы: Х, х.
| Выполнение инструкций, точное следование образцу.
|
| 21
| Письмо прописной буквы: Х. письмо слогов и слов с буквой: Х, х.
| 2
| 23.10.
25.10.
|
| Знать элементы соединения букв.
| Уметь отличать слог от слова.
| Умение слушать, задавать вопросы.
|
| 22 - 23
| Письмо прямых и обратных слогов
| 3
| 29.10.
30.10.
01.11.
|
| Знать изученные буквы.
| Уметь писать изученные буквы.
| Правильно пользоваться учебными принадлежностями.
|
|
№
| Изучаемый раздел, тема учебного материала
| Кол-во часов
| План. дата
| Факт. дата
| Планируемые результаты
| Примечание
| Знания
| Умения
| Общие учебные умения, навыки и способы
|
| II ЧЕТВЕРТЬ
| 1
| Письмо пройденных букв, слогов и слов
| 1
| 12.11.
|
| Знать правила поведения за партой.
| Правильно располагать тетрадь на парте.
| Следить за правильной осанкой на рабочем месте.
|
| 2
| Письмо строчной и прописной буквы: Ш, ш.
| 1
| 13.11.
|
| Знать буквы: Ш, ш.
| Уметь писать буквы: Ш, ш.
| Следить за правильной осанкой на рабочем месте.
|
| 3
| Письмо слогов и слов с буквой: Ш, ш.
| 1
| 15.11.
|
| Знать элементы соединения букв.
| Уметь отличать слог от слова.
| Умение слушать, задавать вопросы.
|
| 4
| Письмо обратных и прямых слогов. Написание слов с буквами: с-ш.
| 1
| 19.11.
|
| Знать написание букв: с-ш.
| Уметь писать буквы: с,ш.
| Умение слушать, задавать вопросы.
|
| 5
| Письмо строчной буквы: л.
| 1
| 20.11.
|
| Знать буквы: Л, л.
| Уметь писать буквы: Л, л.
| Выполнение инструкций, точное следование образцу.
|
| 6
| Письмо прописной буквы: Л.
| 1
| 22.11.
|
| Знать буквы: Л, л.
| Уметь писать буквы: Л, л.
| Выполнение инструкций, точное следование образцу.
|
| 7
| Письмо обратных, прямых и закрытых слогов с буквой: л.
| 1
| 26.11
|
| Знать элементы соединения букв.
| Уметь держать ручку.
| Умение слушать учителя.
|
| 8
| Письмо буквы: ы.
| 1
| 27.11.
|
| Знать букву: ы.
| Уметь писать букву: ы.
| Следить за правильной осанкой на рабочем месте.
|
| 9
| Письмо слогов и слов с буквой: ы.
| 1
| 29.11.
|
| Знать элементы соединения букв.
| Уметь отличать слог от слова.
| Умение слушать, задавать вопросы.
|
| 10
| Письмо строчной буквы: н.
| 1
| 03.12.
|
| Знать буквы: н.
| Уметь писать буквы: н.
| Правильно сидеть за партой, следя за осанкой.
|
| 11
| Письмо прописной буквы: Н.
| 1
| 04.12.
|
| Знать буквы: Н, н.
| Уметь писать буквы: Н, н.
| Правильно сидеть за партой, следя за осанкой.
|
| 12
| Письмо открытых и прямых слогов с буквой: Н, н.
| 1
| 06.12.
|
| Знать правила поведения за партой.
| Уметь писать слоги.
| Правильно пользоваться учебными принадлежностями.
|
| 13
| Письмо слов и предложений.
| 1
| 10.12.
|
| Знать правила поведения за партой.
| Уметь писать слоги.
| Правильно пользоваться учебными принадлежностями.
|
| 14
| Письмо строчной буквы: р.
| 1
| 11.12.
|
| Знать буквы: Р, р.
| Уметь писать буквы: Р, р.
| Учиться правильно оформлять тетради.
|
| 15
| Письмо прописной буквы: Р.
Письмо слогов и слов с буквой: Р, р.
| 1
| 13.12.
|
| Знать элементы соединения букв.
| Уметь отличать слог от слова.
| Соблюдать правильную осанку во время работы.
|
| 16
| Письмо слогов и слов с буквой: Р, р.
| 1
| 17.12
|
| Знать элементы соединения букв.
| Уметь отличать слог от слова.
| Соблюдать правильную осанку во время работы.
|
| 17
| Звуко-буквенный анализ слов с буквами: р-л. Упражнения в написании этих слов.
| 1
| 18.12.
|
| Знать написание букв: Р,р и
Л, л.
| Уметь писать буквы: Р,р; Л,л.
| Выполнение инструкций, точное следование образцу
|
| 18
| Письмо предложений со словами с буквой: р.
| 1
| 20.12.
|
| Знать буквы.
| Уметь отличать слово от предложения.
| Учиться правильно оформлять тетради.
|
| 19
| Письмо строчных пройденных букв.
| 1
| 24.12.
|
| Знать строчные буквы.
| Уметь писать строчные буквы.
| Умение слушать, задавать вопросы.
|
| 20
| Письмо прописных пройденных букв.
| 1
| 25.12.
|
| Знать прописные буквы.
| Уметь писать прописные буквы.
| Учиться правильно оформлять тетради.
|
| 21
| Упражнения в написании букв, слогов, слов и предложений.
| 1
| 27.12.
|
| Знать правила поведения за партой.
| Уметь держать ручку.
| Соблюдать правильную осанку во время работы.
|
| |