Скачать 426.88 Kb.
|
Управление образования Администрации города Губкинского Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 г.Губкинский»
Рабочая программа по литературе для 10 класса (классов) 3 часа в неделю (всего 105 часов) Составитель: учитель МБОУ «СОШ №5» русского языка и литературы Терентьева М.В. 2013-2014
к рабочей программе по литературе, 10 класс Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по литературе с учетом авторской программы по литературе (5- 11 классы) для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф. Курдюмовой (105 часов ) М.: Дрофа. 2009. и представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; содержание учебного предмета; календарно - тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекса): учебник по литературе (10 класс) для общеобразовательных учреждений; автор – составитель Т.Ф. Курдюмова. М.: Дрофа. 2009. Программа рассчитана на 105 часа учебного времени (3 часа в неделю) Программой предусмотрено проведение: - 3 текущие контрольные работы, - 5 уроков на развитие речи, - 4 урока на внеклассное чтение. Цель:способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью и способствует решению следующих задач изучения:
Новизна программы: в десятом классе ученик знакомится с курсом на историко-литературной основе. Структура курса старших классов отличается от структуры всех предшествующих классов. Эта структура дает возможность освоить историю литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса. Межпредметные связи: предусмотрены связи с другими видами искусства, с историей России, мировой историей, обществознанием. Особенности организации учебного процесса по предмету. Содержание программы носит практико- и личностно ориентированный подход. При проведении уроков используются различные формы организации учебного процесса: лекции, беседы, семинары, практикумы, работа в парах и группах, деловые игры, комментированное чтение. Формы контроля знаний, умений, навыков:устный ответ, чтение докладов, ответы на вопросы (устно, письменно), создание текстов, составление таблиц, творческие работы. Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный В системе уроков выделяются следующие типы: Урок-ознакомление с новым материалом (УОЗ). Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере. Урок-закрепление изученного материала (УЗА). На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ: письменные исследования, анализ произведений, анализ художественных образов. Комбинированный урок (КУ) предполагает выполнение работ и заданий разного вида. Урок-контрольная работа (КР). Контроль знаний учащихся по изученному материалу. Возможно проведение контрольной работы на двух уровнях: уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5». Урок развития речи (Р\Р). Урок - практикум. (УП) Учебно-методическое обеспечение. - учебник - хрестоматия по литературе (10 класс) для общеобразовательных учреждений; автор – составитель Т.Ф. Курдюмова. М.: Дрофа. 2009. - учебник для 10 – 11 класса под редакцией Р. И. Альбетковой «Русская словесность» (допущен Министерством образования Российской Федерации) , М.: Дрофа. 2001. - поурочные разработки по русской литературе к учебнику Т.Ф. Курдюмовой, авторы: И. В. Золотарёва, Т. И. Михайлова М.: «Вако».2002.
Ученик должен знать:
уметь:
Данные умения и навыки приводятся в таблице календарно-тематического планирования в виде номера, под которым они значатся выше в пункте III (от 1 до 9). Кроме того, в КТП приводятся детализированные требования к уровню достижений по разделам.
Общественная и литературная жизнь в 19 веке. Введение. Русская история и русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью, свобода). Классицизм, сентиментализм и романтизм и русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики.Теория. Романтизм и реализм в русской литературе XIX в., их развитие и взаимодействие. Русская литература первой половины XIX века. Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в. Национальное самоопределение русской литературы.Теория. Реализм и его становление. А. С. Пушкин.«Деревня», «Вольность», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» ( IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Пора, мой друг, пор а!..», «Из П и н д е м о н т и». Жизненный и творческий путь. Основные мотивы лирики Пушкина: вольнолюбивая и философская лирика, тема поэта и поэзии, любовная лирика, тема природы. «Вечные темы» в поэзии Пушкина: природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек , свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия. Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Совершенство пушкинского стиха. Художественные открытия Пушкина. «Медный всадник». Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека. Медный всадник и Евгений. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Изображение величия Санкт-Петербурга. Совершенство чеканных строк поэмы, звукопись. Своеобразие жанра и композиции произведения.«Борис Годунов». Царь Борис. Его противники и приспешники. Проблема народа и власти в трагедии. Композиция первой реалистической трагедии в русской литературе. Язык и особенности стиха трагедии. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы.Теория. Народность литературы. М. Ю. Лермонтов. «М о л и т в а» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...», «И скучно и грустно...», «Нищий», «Мой демон». Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Тема родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.Теория. Реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова. Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Литература середины XIX в. как «эпоха Гоголя». Петербургские повести. Образ города в повести «Невский проспект». Пискарев и Пирогов. Сатира на страницах повести. «Нефантастическая фантастика» Гоголя. Русская литература второй половины XIX века. Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Развитие литературы критического реализма. Традиции и новаторство. Роль литературной критики в развитии и становлении критического реализма. Эпические полотна Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Формирование русского национального театра. А. Н. Островский.«Гроза», «Бесприданница» (по выбору учителя и учащихся). Жизнь и творчество драматурга. «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини за право быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.Критика. Н. А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве»; Н. А. Гончаров.«Обломов». Краткая биография писателя. Общая характеристика трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». «Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Сущность характера героя, его мироощущение и судьба. Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. «Обломовщина». Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» — роман, утвердивший писателя как классика.Критики. Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина»; Д. И. Писарев. «Обломов»; А. В. Дружинин. «Обломов», роман Гончарова».Теория. Нарицательные образы — герои художественных произведений. И. С. Тургенев.«Отцы и дети». Очерк жизни и творчества. Творческая история романа. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Причины конфликта героя с окружающими и причины одиночества. «Отцы» в романе. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа. Критика. М. А. Антонович. «А с м о д е и нашего времени»; Д. И. Писарев. «Базаров»; Н. Н. Страхов. «Отцы и дети» И.С.Тургенева».Теория. Философские позиции автора и героев романа. Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов романа. Ф. И. Тютчев.«Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»), «Эти бедные селенья...», «Последняя любовь», «День и ночь». Очерк жизни и творчества, Тютчев — поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тома родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта.Теория. Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта. А. А. Фет.«Поэтам», «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Заря прощается с землею...», «Облаком волнистым...», «На железной дороге». Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. «Зоркость по отношению к красоте» (А. Фет) окружающего мира, «умение ловить неуловимое» (А. Дружинин). Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний и мелодий.Теория. Теория «чистого искусства». Н. А. Некрасов. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Зине», «О Муза! я у двери гроба...», «Умру я скоро...». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова. |