Приказ по школе №60 от «30» августа 2013 г





Скачать 336.52 Kb.
НазваниеПриказ по школе №60 от «30» августа 2013 г
страница1/2
Дата публикации02.09.2014
Размер336.52 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4






Утверждаю

Директор ___________Блохина О.Л.
приказ по школе № 60

от «30» августа 2013 г.






Рабочая программа по литературе

на 2013-2014 учебный год

для работы в 8 классах


Переславль-Залесский, 2013г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного общего образования по литературе, Программы по литературе для 5-9 классов (автор-составитель Г. С. Меркин), методического письма о преподавании предмета «Литература» в Ярославской области 2013 г.

Цели и задачи курса

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Методические особенности изучаемого предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Изменения, внесённые в программу, их обоснование. Количество часов
8 класс. 68 часов, 2 часа в неделю.

Программа основана на Примерной программе основного общего образования, Стандарте основного общего образования, Программе по литературе для 8 класса (автор-составитель Г. С Меркин). Изменения в программу Г. Меркина не были внесены, т. к. программа соответствует Стандартам и Примерной программе основного общего образования.
Методы и формы обучения
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


УМК
Учебник: Литература. 8 класс (Автор-составитель Г. С. Меркин). М.: ООО «ТИД «Русское слово» — РС». 2010г.

Содержание программы
Введение

Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс

Теория литературы: литературные роды и жанры, литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса.
Из устного народного творчества

Исторические песни

«Разин и девка-астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне, нравственная проблематика в исторической песне.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Из древнерусской литературы

«Слово о погибели русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература, сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы, летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдение над лексическим составом произведения.
Из литературы XVIII века

Г.Р. Державин

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть – основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Н.М. Карамзин

Краткие сведения о писателе. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. Основная ее проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление сентиментализм и классицизм, жанр сентиментальной повести.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов.

Из литературы XIX века

Поэты пушкинского круга

Предшественники и современники.

В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море».

К.Н. Батюшков. «Судьба Одиссея», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольётся…»

А.А. Дельвиг. «Русская песня».

Н.М. Языков. «Пловец».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. Пушкин и поэты его круга.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление сентиментализм и классицизм, жанр сентиментальной повести.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть.

А.С. Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину» «19 октября 1825 года», «Пиковая дама» (обзор). История создания и проблематика. «Маленькие трагедии»: «Скупой рыцарь». Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертания, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Теория литературы: послание, художественно-выразительная роль частей речи – местоимение, поэтическая интонация, историческая повесть.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение с элементами рассуждения.

М.Ю. Лермонтов

Кавказ в жизни и творчестве. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа, - основные мотивы поэмы; художественная идея и средства её выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В.Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме, лироэпическая поэма, роль вступления, лирического монолога, романтическое движение, поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана.

Н.В.Гоголь

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как приём создания комической ситуации, комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

И.С. Тургенев

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера – основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажей, отзыв о прочитанном.

Н.А. Некрасов

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Тройка». Судьба крестьянки – одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини.

Теория литературы: фольклорные приёмы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

А.А. Фет

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета. «Учись у них: у дуба, у берёзы…». «Целый мир от красоты…». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики А.А. Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

А.Н. Островский

Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Л.Н. Толстой

Основные вехи биографии Л.Н. Толстого. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола – «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви – основные мотивы рассказа. Приёмы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.

Из литературы XX века

М. Горький

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о соколе», «Макар Чудра» Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.

В.В. Маяковский

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении. Рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение.

О серьёзном – с улыбкой (сатира начала 20 века)

Н.А. Тэффи. «Свои и чужие». М.М. Зощенко. «Счастливый случай», «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких» людей; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота – к фельетону, от фельетона – к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представления о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.

Д.Б. Кедрин

Краткие сведения о поэте. «Зодчие»: труд, творчество, талант, власть – основные мотивы стихотворения. Художественная идея.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приказ по школе №60 от «30» августа 2013 г iconПриказ по школе от 30 августа 2013 года, №143 План работы
Работу мо учителей естественнонаучного цикла мы планировали с учётом приоритетного направления школы 2012 – 2013 уч год
Приказ по школе №60 от «30» августа 2013 г iconЗаседание педагогического совета школы Протокол №1 от 30 августа...
Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования
Приказ по школе №60 от «30» августа 2013 г icon«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от
Образовательного государственного стандарта основного общего образования по истории
Приказ по школе №60 от «30» августа 2013 г icon«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от
Образовательного государственного стандарта основного общего образования по истории
Приказ по школе №60 от «30» августа 2013 г iconПриказ №89 от 28 августа 2013 г от 28 августа 2013 г. План воспитательной работы
Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях письмо заместителя министра мо и н РФ и. М. Реморенко...
Приказ по школе №60 от «30» августа 2013 г icon«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от
Государственного образовательного стандарта среднего полного общего образования по истории
Приказ по школе №60 от «30» августа 2013 г icon«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от
Государственного образовательного стандарта среднего полного общего образования по истории
Приказ по школе №60 от «30» августа 2013 г icon«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от
Программа составлена на основе Образовательного государственного стандарта основного общего образования по истории
Приказ по школе №60 от «30» августа 2013 г iconПриказ по школе №60 от «30» августа 2013 г
М.: Просвещение, 2010г.) и программы «Физическая культура» (для 4-х летней начальной школы) авторов Б. Б. Егорова, Ю. Е. Пересадиной...
Приказ по школе №60 от «30» августа 2013 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«29» августа 2013 г. С. Н. Кудинова Е. В. Ревина «31» августа 2013 г. «31» августа 2013 г
Приказ по школе №60 от «30» августа 2013 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«29» августа 2013 г. С. Н. Кудинова Е. В. Ревина «31» августа 2013 г. «31» августа 2013 г
Приказ по школе №60 от «30» августа 2013 г icon«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ №77 от
Пасечник В. В., рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р....
Приказ по школе №60 от «30» августа 2013 г icon«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от
Образовательного государственного стандарта основного общего образования по истории, утвержденного Приказом Минобразования РФ от...
Приказ по школе №60 от «30» августа 2013 г iconПриказ от 29 августа 2013 №110 Рассмотрено на педагогическом Совете...
...
Приказ по школе №60 от «30» августа 2013 г iconРабочая программа по русскому языку для 3 «Б» класса на 2013-2014 учебный год
Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г
Приказ по школе №60 от «30» августа 2013 г iconРабочая программа по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2013-2014 учебный год
Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск