Скачать 336.52 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4
Рабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год для работы в 8 классах Переславль-Залесский, 2013г. Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного общего образования по литературе, Программы по литературе для 5-9 классов (автор-составитель Г. С. Меркин), методического письма о преподавании предмета «Литература» в Ярославской области 2013 г. Цели и задачи курса Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Методические особенности изучаемого предмета Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Изменения, внесённые в программу, их обоснование. Количество часов 8 класс. 68 часов, 2 часа в неделю. Программа основана на Примерной программе основного общего образования, Стандарте основного общего образования, Программе по литературе для 8 класса (автор-составитель Г. С Меркин). Изменения в программу Г. Меркина не были внесены, т. к. программа соответствует Стандартам и Примерной программе основного общего образования. Методы и формы обучения Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
УМК Учебник: Литература. 8 класс (Автор-составитель Г. С. Меркин). М.: ООО «ТИД «Русское слово» — РС». 2010г. Содержание программы Введение Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс Теория литературы: литературные роды и жанры, литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса. Из устного народного творчества Исторические песни «Разин и девка-астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне, нравственная проблематика в исторической песне. Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины. Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен. Из древнерусской литературы «Слово о погибели русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы. Теория литературы: житийная литература, сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы, летописный свод. Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдение над лексическим составом произведения. Из литературы XVIII века Г.Р. Державин Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть – основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии. Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте. Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний. Н.М. Карамзин Краткие сведения о писателе. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. Основная ее проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы Теория литературы: сентиментализм как литературное направление сентиментализм и классицизм, жанр сентиментальной повести. Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов. Из литературы XIX века Поэты пушкинского круга Предшественники и современники. В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море». К.Н. Батюшков. «Судьба Одиссея», «Мой гений». Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольётся…» А.А. Дельвиг. «Русская песня». Н.М. Языков. «Пловец». Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. Пушкин и поэты его круга. Теория литературы: сентиментализм как литературное направление сентиментализм и классицизм, жанр сентиментальной повести. Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть. А.С. Пушкин Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину» «19 октября 1825 года», «Пиковая дама» (обзор). История создания и проблематика. «Маленькие трагедии»: «Скупой рыцарь». Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертания, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы. Теория литературы: послание, художественно-выразительная роль частей речи – местоимение, поэтическая интонация, историческая повесть. Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение с элементами рассуждения. М.Ю. Лермонтов Кавказ в жизни и творчестве. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа, - основные мотивы поэмы; художественная идея и средства её выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В.Белинский). Теория литературы: сюжет и фабула в поэме, лироэпическая поэма, роль вступления, лирического монолога, романтическое движение, поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции. Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана. Н.В.Гоголь Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как приём создания комической ситуации, комический рассказ. Развитие речи: различные виды чтения комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения. И.С. Тургенев Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера – основное в образе героини. Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести. Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажей, отзыв о прочитанном. Н.А. Некрасов Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Тройка». Судьба крестьянки – одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини. Теория литературы: фольклорные приёмы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм. Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа. А.А. Фет Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета. «Учись у них: у дуба, у берёзы…». «Целый мир от красоты…». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики А.А. Фета. Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос. А.Н. Островский Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Теория литературы: драма. Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению. Л.Н. Толстой Основные вехи биографии Л.Н. Толстого. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола – «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви – основные мотивы рассказа. Приёмы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа. Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение. Из литературы XX века М. Горький Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о соколе», «Макар Чудра» Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького. Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ. Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения. В.В. Маяковский Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям». Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении. Рифма и ритм в лирическом стихотворении. Развитие речи: выразительное чтение. О серьёзном – с улыбкой (сатира начала 20 века) Н.А. Тэффи. «Свои и чужие». М.М. Зощенко. «Счастливый случай», «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких» людей; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота – к фельетону, от фельетона – к юмористическому рассказу. Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представления о понятиях). Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа. Д.Б. Кедрин Краткие сведения о поэте. «Зодчие»: труд, творчество, талант, власть – основные мотивы стихотворения. Художественная идея. |
Приказ по школе от 30 августа 2013 года, №143 План работы Работу мо учителей естественнонаучного цикла мы планировали с учётом приоритетного направления школы 2012 – 2013 уч год | Заседание педагогического совета школы Протокол №1 от 30 августа... Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования | ||
«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от Образовательного государственного стандарта основного общего образования по истории | «23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от Образовательного государственного стандарта основного общего образования по истории | ||
Приказ №89 от 28 августа 2013 г от 28 августа 2013 г. План воспитательной работы Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях письмо заместителя министра мо и н РФ и. М. Реморенко... | «23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от Государственного образовательного стандарта среднего полного общего образования по истории | ||
«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от Государственного образовательного стандарта среднего полного общего образования по истории | «23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от Программа составлена на основе Образовательного государственного стандарта основного общего образования по истории | ||
Приказ по школе №60 от «30» августа 2013 г М.: Просвещение, 2010г.) и программы «Физическая культура» (для 4-х летней начальной школы) авторов Б. Б. Егорова, Ю. Е. Пересадиной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «29» августа 2013 г. С. Н. Кудинова Е. В. Ревина «31» августа 2013 г. «31» августа 2013 г | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «29» августа 2013 г. С. Н. Кудинова Е. В. Ревина «31» августа 2013 г. «31» августа 2013 г | «23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ №77 от Пасечник В. В., рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р.... | ||
«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от Образовательного государственного стандарта основного общего образования по истории, утвержденного Приказом Минобразования РФ от... | Приказ от 29 августа 2013 №110 Рассмотрено на педагогическом Совете... ... | ||
Рабочая программа по русскому языку для 3 «Б» класса на 2013-2014 учебный год Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г | Рабочая программа по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2013-2014 учебный год Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г |