Рабочая программа По Обучение грамоте





НазваниеРабочая программа По Обучение грамоте
страница1/7
Дата публикации03.09.2014
Размер0.85 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИМЕНИ С.Н. ОЛЕХНИКА»

___________________________________________________________________

«УТВЕРЖДАЮ»

___________________С.И. Соколовская

М.П.

« 31» АВГУСТА 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По Обучение грамоте___________________________________________

Ступень обучения (класс) начальное общее__________________________

Классы___1_А, .1Б_______________________________________________

Количество часов __129__________________________________________

Учитель _ Калашникова Ирина Вячеславовна, Молодцова Г.И.________

Программа разработана __ на основе программы четырёхлетней начальной

школы «Начальная школа XXI века» под руководством профессора_______

Н.Ф.Виноградовой__________________________________________________

С использованием учебников

Учебник «Букварь. 1 часть». Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2012г.; «Прописи 1, 2, 3 часть» (М.М.Безруких, М.И.Кузнецова) и тетрадь «Я учусь писать и читать» (М.И.Кузнецова)

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Обучение грамоте» для 1 класса составлена на основе программы четырёхлетней начальной школы «Начальная школа XXI века» под руководством профессора Н.Ф.Виноградовой, утверждённой Министерством образования РФ – . и на основе авторской программы для 1 класса Л. Е. Журова и др. (М.: Вентана-Граф, 2007), которая представляет собой лингвистическую часть интегрированного курса «Грамота» (первое полугодие) и «Чтение и письмо» (второе полугодие).

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания, соответствующего уровню образовательного стандарта по предмету и с учетом преемственности программы по русскому языку основного общего образования, т.е. ее реализация позволит обеспечить преемственность с дошкольной подготовкой и содержанием следующей ступени обучения.

Для реализации программы используется учебник «Букварь» (1,2 части) авторского коллектива Л.Е.Журовой, А.О.Евдокимовой, включенный в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МОиН РФ к использованию в образовательном процессе . Кроме учебника УМК включает «Прописи 1, 2, 3 часть» (М.М.Безруких, М.И.Кузнецова) и тетрадь «Я учусь писать и читать» (М.И.Кузнецова) для дифференцированной и коррекционной работы.

Курс «Обучение грамоте» является начальным этапом в единой системе изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Целью данного курса является – овладение первоклассниками первоначальными знаниями в области родного языка, обучение чтению и письму, а также умению учиться. Эта цель обучения младших школьников рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного периода – учебной деятельности.

Задачи курса обучения грамоте:

- формирование общих представлений о слове и предложении;

- формирование действий звукового анализа;

- формирование навыка чтения и письма;

- развитие речи.

Основные содержательные линии

Содержание курса обучения грамоте включает следующие содержательные линии: предложение и слово, звуковой анализ; чтение, письмо, развитие речи.

Процесс обучения грамоте начинается с формирования общих представлений о слове и предложении: дети работают над их различием, выделяют слово из предложения, осознают, что слово имеет значение.

Важнейшей задачей курса является формирование у первоклассников действий звукового анализа, т. е. умения называть звуки слова в той последовательности, в которой они в нём находятся, дать качественную характеристику каждому звуку( гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой). Звуковой анализ закладывает основы лингвистического образования и будущего грамотного письма, предупреждая возможности пропуска букв, их перестановки и т. д. звуковой анализ помогает также осознать первоклассникам основные принципы русской графики, что способствует формированию слогового чтения.

Работа по формированию навыка чтения строится не только на отработке механизма чтения, но и прежде всего на осмыслении текста с учётом речевого опыта ребёнка как носителя языка.

Требования к скорости чтения детям не предъявляются, что связано с достаточно большими индивидуальными различиями первоклассников в темпе их работы. Но следует учитывать, что начинающий читатель одинаково затрудняется в осмыслении читаемого текста при скорости чтения как менее 20-25 слов в минуту, так и более 70-80 слов в минуту. Поэтому при работе над индивидуальным продвижением в скорости чтения каждого ребёнка основное внимание следует уделять формированию осознанности чтения.

Важное место на первом году обучения чтению отводится развитию восприятия художественного произведения, для чего проводятся специальные уроки литературного слушания.

Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного написания букв, рационального соединения, достижение ритмичности, плавности письма – всё это задачи становления графического навыка при обязательном соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Ещё одна содержательная линия – развитие речи. Первоклассники в процессе практической деятельности осваивают умения: участвовать в учебном диалоге, умению составлять рассказы разного вида ( описание, повествование), работать с текстом.

Основой построения курса обучения грамоте является учёт возрастных особенностей первоклассников. Именно поэтому все языковые отношения усваиваются детьми с помощью самостоятельного построения моделей. При этом первоклассники учатся новому для них способу мышления, постепенно переходя от присущего этому возрасту наглядно- действенного и наглядно- образного мышления к логическому.

Построение моделей даёт возможность также формировать у первоклассников важнейший компонент учебной деятельности – развёрнутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение оценивать собственные действия.

Одним из важнейших методов обучения на уроках обучения грамоте являются специально разработанные для этого курса дидактические игры, в которых учебная задача по нахождению, выделению, характеристике языковых единиц (предложений, слов, звуков, слогов, букв) точно совпадает с игровой задачей. Такая организация курса способствует плавному переходу от игровой деятельности дошкольника к ведущей для младшего школьника учебной деятельности.

Настоящая программа и созданные к ней средства обучения предполагают завершение периода знакомства с буквами к концу первого полугодия («Букварь» 1 часть). После завершения этого периода начинается отработка механизма чтения («Букварь» 2 часть, а затем «Литературное чтение»). Пропедевтика лингвистического образования и речевого развития продолжается в курсе «Русский язык».

Основные требования к уровню подготовки уч-ся 1 класса.

К концу обучения в первом классе учащиеся должны

знать/ понимать:

- звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;

- звук, слог, слово;

- слово и предложение;

- ударение;

- правило правописания ча-ща, чу-щу, жи-ши под ударением;

- правило правописания заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных;

- интонация предложения (восклицательная и невосклицательная);

- знаки препинания в конце предложения ( точка, восклицательный знак, вопросительный знак);

уметь:

- называть, приводить примеры звуков: гласных, согласных (мягких, твёрдых);

- называть, приводить примеры слов, называющих предметы, действия предмета и признак предмета;

- различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;

- различать звук, слог, слово;

- различать слово и предложение;

- кратко характеризовать качественные признаки звуков;

- кратко характеризовать условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых

согласных;

- выделять предложение и слово из речевого потока; вычленять слова из предложения;

- передавать различную интонацию предложения в устной речи;

- проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов из 4-5-ти звуков;

- правильно писать ча-ща, чу-щу, жи-ши под ударением;

- писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных;

- ставить точку в конце предложения;

- грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения ( текст 15-17 слов) с изученными орфограммами;

- правильно списывать слова и предложения ( с печатного и рукописного текста);

- устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;

- делить слова на слоги, соотносить число звуков и букв в словах;

- находить ударный слог, звук;

- переносить слова;

- обозначать мягкость согласных звуков на письме;

- писать слова с непроверяемыми написаниями (словарные слова).

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

- адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских передач, аудиозаписей);

- соблюдения офоэпических норм;

- создания в устной и письменной форме предложений по рисунку;

- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.

Содержание программы (144 часа)

Предложение и слово

Выделение предложения из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.

Звуковой анализ

Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак- рак). Гласные и согласные звуки. Твёрдость и мягкость согласных звуков как словоразличительная функция.

Построение моделей звукового состава слова, отражающих качественные характеристики звуков ( гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки).

Подбор слов, соответствующих заданной модели. Развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнение построенной модели с образцом; обоснование выполняемых и выполненных действий; поиск и исправление ошибок.

Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.

Слог как минимальная произносимая единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.

Чтение

Соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов. И стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами. Скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом ребёнка. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

Восприятие художественного произведения

Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником.

Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная сюжетная линия. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту.

Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.

Чтение по ролям. Работа с воображаемыми ситуациями ( «что бы ты сделал на месте героя, как бы ты себя вёл»).

Первоначальное знакомство с литературными жанрами – стихи, рассказы, сказки ( народные и авторские), загадки, пословицы и др.

Графика и письмо

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости – мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука й в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов.

Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

Практическое освоение гигиенических требований при письме.

Начертание письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо слогов, слов, предложений. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Списывание текста. Последовательность действий при списывании текста.

Правила правописания: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих ( ча- ща, чу- щу, жи- ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных.

Развитие речи

Слово. Предложение. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников.

Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.

Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка.

Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений).

Формы и средства контроля

В течение всего первого года обучения по всем предметам отметки не ставятся. Все контрольные и проверочные работы проводятся в конце учебного года.

Учебно-методические средства обучения

Основная литература

  1. Система: УМК «Начальная школа 21 века». Автор Н.Ф.Виноградова,

Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2008

  1. Программа: Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2008

  2. Учебные материалы: учебник «Букварь. 1 часть». Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2012

  3. Методическое обеспечение: «Беседы с учителем. 1 класс». Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2011

Приложение №1

Поурочное календарно - тематическое планирование

по обучению грамоте 1 класс

(129 часов)

Программная

тема



урока

Тема урока

Содержание, методические

приёмы

Дата

План

Факт

Подготовитель-

ный период



1-2

Понятие о предложении.

Составление рассказов по сюжетным картинкам (каждое предложение обозначается полоской).










3-4

Понятие о предложении.

Составление рассказов по сюжетным картинкам ( каждое предложение обозначается полоской).










5

Слушаем чтение учителя.

Стихи о Родине. С.Дрожжин

«Привет».

Слушание стихотворения, знакомство с «заместителями»

жанра и темы, моделирование первой страницы обложки.










6-7

. Введение понятия «слово».

Составление рассказов по картинкам. Введение понятия

«слово» (каждое слово обозначается полоской). Усвоение различий между предметом и обозначающим егословом. Классификация предметов. Называние каждого

(любого) предмета на рисунках

словом.










8-9

Предложение. Слово.

Установление пространственных отношений между объектами.

Составление рассказа по сюжетной картинке. Установление пространственных отношений между объектами.

Выявление сходства и различия в объектах.










10-11

Интонационное выделение

первого звука в словах. Деление предложения на слова.

Пересказ сказки «Репка». Интонационное выделение первого звука в словах. Отработка пространственных отношений между объектами. Деление предложения на слова.

Классификация предметов по заданному признаку.










12-13

Интонационное выделение

первого звука в словах. Сравнение звуков по твёрдости-мягкости.

Выделение первого звука в каждом слове. Выделение первого звука в словах левого столбика, сравнение с первым звуком слов правого столбика. Сравнение звуков по твердости- мягкости.










14

Слушаем чтение учителя.

Произведения о Родине.

Е.Серова «Мой дом».

Знакомство с пословицами, выявление читательского опыта

(знание пословиц). Игра «Доскажи пословицу». Слушание стихотворения, рисование иллюстрации.










15-16

Знакомство со схемой звукового состава слова.

Звуковой анализ слова «ау».

Знакомство со схемой звукового состава слова. Нахождение места звуков [а], [у] в словах (под ударением). Интонационное выделение заданного звука в словах, определение его места в

слове.










17-18

Звуковой анализ слова «мак».

Звуковой анализ слова «мак». Подбор слов со звуком м, расположенным в начале, в середине, в конце слова (по схемам). Классификация предметов.










19-20

Звуковой анализ слов «сыр»,

«нос».

Звуковой анализ слов «сыр», «нос». Сравнение этих слов по звуковой структуре. Нахождение звука ы в словах. Классификация предметов.










21-22

Звуковой анализ слов «кит», «кот».

Звуковой анализ слов «кит», «кот». Сравнение этих слов по звуковой структуре. Составление рассказа по сюжетным картинкам.










23

Слушаем чтение учителя.

Стихи о Родине поэтов разных стран. Д.Павлычко «Где всего прекрасней на земле?»

Рассматривание книг о Родине. Слушание стихотворения Д. Павлычко, беседа, сравнивание стихотворений.










24-25

Звуковой анализ слов «лук», «лес».

Звуковой анализ слов «лук», «лес». Сравнение этих слов по звуковой структуре.










26-27

Понятие «гласный звук».

Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласного звука красной фишкой.










28-29

Понятия «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук».

Звуковой анализ слова Нина. Введение понятия «согласный звук». Обозначение согласных звуков в модели слова. Звуковой анализ слова «сани». Составление слова из указанных звуков в других словах (трудное задание).







Основной период

30-31

Знакомство с буквой «А, а».

Знакомство с буквой «А, а». Звуковой анализ слов «Анюта», «луна». Выбор слов со звуком [а] в начале, середине, в конце слова. Разгадывание кроссворда.

Различение понятий: верхняя (средняя, нижняя) строка; левый (правый) столбец (рисунки в учебнике).










32

Слушаем чтение учителя.

Рассказы о Родине. С. Романовский « Москва».

Слушание рассказа, беседа, моделирование обложки и содержания. Сравнивание моделей обложек стихотворения и рассказа.










33-34

Знакомство с буквой «Я, я».


Знакомство с буквой «Я, я». Звуковой анализ слов «пять», «дыня». Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Разгадывание кроссворда.










35-36

Буква «я» в начале слова.

Звуковой анализ слова «рой», выделение звука [й]. Звуковой анализ слова «яхта». Звуковой анализ слова «якорь» (для сильных учеников). Составление слова из заданных звуков (трудное задание).










37-38

Знакомство с буквой «О, о».

Знакомство с буквой «О, о». Составление (по схеме) различных имен с изученными буквами. Звуковой анализ слова «полка». Без проведения звукового анализа определение звуковых схем слов «стол» и «столик». Называние слов со звуком [о] в начале, середине и конце слова (по рисункам).










39-40

Знакомство с буквой «Ё, ё».

Знакомство с буквой «Ё, ё». Звуковой анализ слов «клён», «пёс», «утёнок». Разгадывание кроссворда.










41

Слушаем чтение учителя.

Народная песня «Берёзонька». Фольклор. Малые жанры фольклора.

Слушание народной песни, выделение особенностей народной песни (интонация, темп речи, тон), моделирование.










42-43

Буква «ё» в начале слова.

Буква «ё» в начале слова (обозначение звуков [й] и [о]). Звуковой анализ слов «ёжик», «ёлка», «ёлки». Разгадывание кроссворда. Составление рассказа по сюжетным картинкам.










44-45

Знакомство с буквой «У, у».

Знакомство с буквой «У, у». Звуковой анализ слов «труба», «стул». Сравнение слов «утка», «утята». Соотнесение схем со словами. Составление рассказа по сюжетным картинкам.










46-47

Знакомство с буквой «Ю, ю».

Звуковой анализ слов «ключ», «утюг». Разгадывание кроссворда. Определение положения звука [у] в слове.










48-49

Буква «ю» в начале слова.

Буква «ю» в начале слова (обозначение звуков [й] и [у] ).

Звуковой анализ слов «юла», «юнга». Разгадывание кроссворда. Для сильных учеников: соотнесение звуковых моделей со словами.










50

Слушаем чтения учителя.

Рассказы о природе. И. Соколов- Микитов «Русский лес».

Упражнения с книгами о Родине.

Слушание рассказа, беседа, моделирование обложки.










51-52

Знакомство с буквой «Э, э».

Знакомство с буквой «Э, э». Звуковой анализ слова «экран».

Чтение стихотворения хорошо читающими детьми. Звуковой анализ слова «эхо». Разгадывание кроссворда (для сильных учеников).










53-54

Знакомство с буквой «Е, е».

Знакомство с буквой «Е, е». Звуковой анализ слов «лев», «белка». Соотнесение схем с гласными буквами со словами (названиями картинок). Соотнесение звуковых моделей со словами ( для сильных учеников).










55-56

Буква «е» в начале слова.

Буква «е» в начале слова (обозначение звуков [й] и [э]).

Звуковой анализ слов «ели», «ежата». Построение звуковой цепочки: последний звук предыдущего слова должен быть первым звуком последующего слова.











57-58

Знакомство с буквой «ы».

Знакомство с буквой «ы». Чтение стихотворения С.Маршака хорошо читающими учениками. Звуковой анализ слова «рыба». Звуковой анализ слов «дым», «усы». Преобразование одного слова в другое путем замены буквы (слово «мышка»). Разгадывание кроссворда.










59

Слушаем чтения учителя.

Сказки о природе. В.Белов

«Родничок».

Слушание сказки. Упражнения с книгами и моделями обложек.






  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа По Обучение грамоте iconПояснительная записка 23 недели 9 ч.( обучение грамоте + письмо)=...
Рабочая программа по курсу «Обучение грамоте» разработана на основе программы начального общего образования, утвержденной мо РФ (Москва,...
Рабочая программа По Обучение грамоте iconРабочая программа учебного курса по обучению грамоте ( чтение и письмо)...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Камышевская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа По Обучение грамоте iconРабочая программа по обучению грамоте на 2012-2013 учебный год
Программа: Планета Знаний. Обучение грамоте. Т. М. Андрианова. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная...
Рабочая программа По Обучение грамоте iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моу плещеевской нш-д/с на 2011-2012 учебный год. Рабочая программа по обучению грамоте (письмо и чтение) составлена на основе рекомендованной...
Рабочая программа По Обучение грамоте iconПояснительная записка рабочая программа «Обучение письму»
Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. О. В. Прониной «Обучение грамоте» Образовательная система «Школа 2100». (Сборник программ. Начальная...
Рабочая программа По Обучение грамоте iconУчебник по обучению грамоте и чтению: Азбука 1 кл. Авторы: Горецкий...
Рабочая программа по русскому языку «Обучение грамоте» Авторы программы: В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько., М.: Просвещение,...
Рабочая программа По Обучение грамоте iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте (письмо) составлено на основе программы «Обучение грамоте и развитие...
Рабочая программа По Обучение грамоте iconБантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И. и др. Школа России....
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте (письмо) составлено на основе программы «Обучение грамоте и развитие...
Рабочая программа По Обучение грамоте iconРабочая программа по учебному курсу «Русский язык»
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Примерной...
Рабочая программа По Обучение грамоте iconУрок обучение грамоте Вспомнить сказку «Теремок»

Рабочая программа По Обучение грамоте iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по русскому языку (раздел «Письмо») и литературному чтению (раздел «Обучение грамоте») разработана на основе
Рабочая программа По Обучение грамоте iconУмк «Начальная школа 21 века» рабочая программа по обучению грамоте...
Обучение письму едёт параллельно с обучением чтению с учётом требований координации устной и письменной речи
Рабочая программа По Обучение грамоте iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированный курс «Обучение грамоте» является начальным этапом в единой системе изучения русского языка и литературного чтения...
Рабочая программа По Обучение грамоте iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебного предмета „Обучение грамоте “ для 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента...
Рабочая программа По Обучение грамоте iconУтверждено
Количество часов: «Обучение грамоте» (23 учебные недели, 9 ч в неделю, 184 часа в год)
Рабочая программа По Обучение грамоте iconРабочая программа составлена на основе требований федерального государственного...
Учебно-методическое пособие адресовано школьникам старших классов, студентам средних, специальных и высших учебных заведений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск